Елена (pro100_mica) wrote,
Елена
pro100_mica

Category:

Век бунташный, царь Тишайший... часть 1.

Cредина XVII, бунташного века... В Европе Вестфальским миром завершена Тридцатилетняя война, в Англии разразилась революция, которая руками Долгого парламента пыталась ограничить королевскую власть и плавно перетекла в Гражданскую войну, в ходе которой был казнён король Карл I Стюарт; во Франции своя смута – Парламентская Фронда – конфликт между двумя альтернативными путями развития французской абсолютной монархии. В Речи Посполитой раздрай между королём, польскими магнатами и шляхтой. Святая инквизиция тоже не дремлет...

А у нас умирает первый царь из династи Романовых Михаил Фёдорович.


Царь Алексей Михайлович
Миниатюра из Титулярника 1672 г

После смерти царя Михала Фёдоровича российский престол занял его сын Алексей Михайлович, причём, как и отец, в 16-летнем возрасте. Однако Алексей отличался большей живостью ума, природной даровитостью, рано пристрастился к чтению религиозной литературы, начал обучаться грамоте и наукам, овладел церковным пением. На четырнадцатом году царевича торжественно объявили народу, а в 16 лет он, лишившись отца и матери, был венчан на царство. Ему внушалось представление о царском деле как о служении, исполнении воли Божией сообразно своему высокому предназначению.


Алексей Михайлович
НХ

Безгранично доверяя своему воспитателю боярину Борису Ивановичу Морозову, Алексей Михайлович поначалу передал ему все нити управления государством, а сам в течение нескольких лет исполнял положенный отрепетированный этикет, предавался царским потехам и выездам на богомолье по монастырям.


Выезд царя Алексея Михайловича в церковь в день именин
Рисунок из Альбома Мейерберга Виды и бытовые картины России XVII века

В 1647 году царь решил жениться. Выбранная им невеста, дочь касимовского помещика Ефимия Всеволжская, не без участия Морозова, была забракована (упала перед царём в обморок из-за чрезмерно затянутых волос) и за "сокрытие болезни" вместе с семьёй сослана в далёкую Тюмень.


Выбор царской невесты
Илья РЕПИН


Выбор невесты
Сергей НИКИТИН


Выбор невесты
Иван КИРИЛЛОВ


Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем
Григорий СЕДОВ

Однако царь не долго печалился и вскоре по совету всё того же дядьки в январе 1648 года женился на Марии Ильиничне Милославской (сам же Борис Морозов взял в жёны её младшую сестру)


Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем
Константин МАКОВСКИЙ


Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем
Константин МАКОВСКИЙ


Первая встреча царя Алексея Михайловича с боярышнею Марией Ильиничной Милославской
Михаил НЕСТЕРОВ


Царица Мария Милославская
Альбом Мейерберга Виды и бытовые картины России XVII в.
Рисунки Дрезденского альбома


Портрет Марии Ильиничны Милославской
НХ


Терем царя Алексея Михайловича
Карл РАБУС


Выход царицы
Рисунок из альбома Мейерберга


Выход царицы Марии Ильиничны из церкви
Андрей РЯБУШКИН


Выход царицы Марии Ильинишны Милославской с Красного крыльца Царицыных палат Саввино-Сторожевского монастыря
Сергей КИРИЛЛОВ


Выход царицы с царевичем
Рисунок из альбома Мейерберга


Мария Милославская
Михаил КЛОДТ

Таким образом всеми государственными делами заправлял боярин Борис Морозов по своему разумению и желанию. В 1646 г. был повышен налог на соль. Аж в несколько раз. Тут же подорожали все продукты, которые могли храниться только в засоленном виде. Через год налог был отменен, но недоимки еще взимались. В июне 1648 г. в Москве начался Соляной бунт, в ходе которого москвичи потребовали выдачи им на расправу главных вельмож-лихоимцев – боярина Морозова, начальника Посольского приказа Чистого, начальника Пушкарского приказа Траханиотова, начальника Земского приказа Плещеева.


Московское восстание 1648, Соляной бунт
Николай НЕКРАСОВ


Соляной бунт на Красной площади. 1648 г.
Эрнест ЛИССНЕР

Царь был вынужден выдать некоторых наиболее одиозных персон, а Морозов под видом ссылки укрылся на время в Кирилло-Белозерском монастыре. Вслед за Москвой восстания прокатились и по другим городам. Царь, лишившийся своих самых близких советников, вынужден был проявить интерес к управлению государством.

После окончания Соляного бунта было принято решение о созыве Земского собора и разработке нового свода законов, дабы водворить порядок и правосудие в государстве. Закон должен был охватить все стороны жизни русского общества. Специальную комиссию возглавил князь Никита Одоевский. Алексей Михайлович лично участвовал в работе над текстом Уложения. Большая законодательная работа после нескольких месяцев споров завершилась принятием в 1649 г. Соборного уложения.


Составление Соборного уложения при царе Алексее Михайловиче
Николай НЕКРАСОВ


Подлинный столбец Соборного уложения 1649 г. в серебряном позолоченном "ковчеге" XVIII в.
В оригинале этот внушительный документ представлял собой столбец (свиток) длиной 309 м, разделённый на 25 глав и 396 статей. Уложение окончательно оформило крепостное право в России.


Глава XVIII Соборного Уложения царя Алексея Михайловича


Царь Алексей Михайлович. Портрет. Акварель.
В рукописи Соборное Уложение 1649 года. Список 1749 года
В 1646 г. монах Никон (в миру Никита Минов) приехал в Москву по делам монастыря. Высокий, красивый, прекрасно говоривший молодой священник, очаровал Алексея Михайловича, любившего людей благочестивых и ревностных в вере. В его лице монарх обрёл духовного наставника, который после двух лет постоянного общения с Никоном, смотрел на мир его глазами.


Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского
Александр ЛИТОВЧЕНКО


Фрагмент
Александр ЛИТОВЧЕНКО

Став в 1652 г. патриархом и оговорив себе титул великого государя (подобно тому, которым в свое время пользовался, как царский родитель, патриарх Филарет), Никон, с присущей ему страстью принялся проводить в жизнь реформу в обрядовой области.


          Никон, патриарх                            Патриарх Никон в архиерейском облачении
Фототипия 1909 г.                             По оригиналу Титулярника 1672


Изображение Креста с предстоящими св. царем Константином, св. царицей Еленой,
царём Алексеем Михайловичем, царицей Марией Ильиничной и патриархом Никоном


Изображение царицы Марии Ильиничны на иконе Кийский крест
изограф Богдан САЛТАНОВ, 1670 гг.


Царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична Милославская
С. УШАКОВ

Темпераментная и страстная натура Никона не позволила ему провести церковную реформу безболезненно, это повлекло за собой раскол в русской православной церкви. Патриарх перешёл к унификации церковного обряда и порядка богослужения по новогреческим образцам, личною властью уменьшил число поклонов за молитвой; требовал, чтобы иконы писались по греческим образцам. Было предписано креститься не двумя, а тремя перстами, петь аллилуйя не два, а три раза, во время крестного хода двигаться против солнца, поклоны совершать не земные, а поясные и т.д.


Герб патриарха Никона
Гравюра 1659 г.


Патриарх Никон
Копия с прижизненного изображения. Конец 18 в.


Выходное платье Патриарха Никона
Фёдор СОЛНЦЕВ

Всё это вызвало бурный протест "ревнителей" и части священников, против которых патриарх действовал очень жестоко.
Кроме этого, он хотел изменить порядок полного контроля светской власти над церковью.


Никон патриарх Московский и всея Руси.
Гравюры 1890 гг.


Церковный Собор 1654 года
Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги. Начало раскола
Алексей КИВШЕНКО

Созванный в 1654 году в Москве собор московского духовенства утвердил все предложенные им исправления. Тогда же Никон обратился к восточным патриархам, и на следующий год Цареградский патриарх от имени всей Греческой церкви одобрил и утвердил все намеченные Никоном исправления.
Уезжая на войну с Речью Посполитой, Алексей Михайлович поручил Никону управление государством и попечение над царской семьей. Таким образом, в руках Никона сосредоточились не только церковные, но и государственные дела. Самовластные замашки Никона, вмешательство в государственные дела и высокомерное отношение к боярам вызывали поначалу раздражение и вспышки царского гнева, но в конечном итоге это привело к полному разрыву их отношений.


Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря                  Патриарх Никон                     
Хромолитография, с парсуны начала 1660-гг.                   Юрий ШМЕЛЁВ                     
В июле 1658 г. патриарх Никон последний раз отслужил литургию в Успенском соборе, после чего снял с себя патриаршее облачение и, несмотря на просьбы бывшего в церкви народа, уехал из Москвы в Новый Иерусалим, т.е. Воскресенский монастырь, устроенный им в 40 верстах от Москвы.


Патриарх Никон в Новом Иерусалиме
Вячеслав ШВАРЦ


Патриарх Никон
Сергей МИЛОРАДОВИЧ

Чтобы завершить с церковным расколом придётся перескочить через несколько лет.
В 1666 году по инициативе Алексея Михайловича был вновь созван Высший собор духовенства, на котором присутствовали 30 русских и греческих иерархов. Собор ещё раз утвердил все реформы Никона и осудил выступавших против них. Так же в Чудовом монастыре состоялся суд над патриархом, на котором Никону предъявили обвинения в том, что он смутил Русское царство, вмешивался в гражданские дела; давал своему монастырю гордые названия Вифлеема, Голгофы, Иерусалима; что злоупотреблял анафемой, что мучил иноков мирскими наказаниями и пытками. Никон держал себя гордо и неуступчиво, вступал в споры с обвинителями и самим царем, который в слезах и волнении жаловался собору на многолетние провинности патриарха.


Суд над патриархом Никоном
Сергей МИЛОРАДОВИЧ

12 декабря ему вынесли приговор: за самовольное оставление патриаршего престола, за оскорбление царя, за внесение смуты в русскую церковь Никон лишался патриаршего сана, став простым иноком. С него сняли клобук и панагию, и сослали в Белозерский Ферапонтов монастырь, где он провел в заточении почти 15 лет.


Воздвижение креста на рукотворном острове в Ферапонтовом монастыре (фрагмент)


Воздвижение креста на рукотворном острове в Ферапонтовом монастыре
Книжная иллюстрация (Патриарх Никон за слово Божие и Святую Церковь бе в тюрьме)

Отпущенный в 1681 году в свой Воскресенский монастырь, Никон скончался по дороге к нему, неподалёку от Ярославля.


Никон
Олег ГРОССЕ


Патриарх Никон
Борис ЧЕРУШЕВ


Кончина патриарха Никона
Гравюра

Несмотря на то, что Великий собор оставил в силе все церковные новшества, а ревнителей старой веры объявил еретиками и раскольниками, многие их староверов не раскаялись, в их числе были протопопы Аввакум и Неронов, московский дьякон Фёдор, которые были преданы анафеме и сосланы. Позже, уже при Фёдоре Михайловиче, за критику царя и патриарха протопоп сотоварищи был сожжён на костре в апреле 1682 года.


Аввакум
Татьяна БЫКОВА


Путешествие Аввакума по Сибири
Cергей МИЛОРАДОВИЧ


Аввакум
Виктор МАТОРИН


Боярыня Морозова посетила протопопа Аввакума
Боярыня Морозова посещает Аввакума в ссылке Павел ЩЕГЛОВ


Мученичество Аввакума (старообрядческая икона)


            Протопоп Аввакум в темнице                             Сожжение вождей староверов в Пустозерске
Книжная иллюстрация


Сожжение Протопопа Аввакума
Пётр МЯСОЕДОВ


Памятник Протопопу Аввакуму
в селе Григорово Нижегородской обл.
Вячеслав КЛЫКОВ

Боярыня Феодосия Соковнина, в замужестве Морозова, была сподвижницей протопопа Аввакума, который называл её и двух ближайших соратниц – сестру княгиню Евдокию Урусову и супругу стрелецкого полковника Марию Данилову "святой, блаженной и мученической троицей". Боярыня была сказочно богата, абсолютно непреклонна, с юности славилась красотой. Её мужем был младший брат Бориса Морозова (наставника Алексея Михайловича) Глеб, и после их кончины она унаследовала всё состояние братьев. Василий Ключевский писал: Когда она осталась молодой вдовой и в трауре выезжала из дому, её сажали в дорогую карету в двенадцать лошадей, за которой шло слуг человек с триста, оберегая честь своей государыни-матушки. Царица ассирийская да и только, – скажете вы, – раба суеверного и тщеславного века.


Боярыня Морозова
Василий СУРИКОВ


Рука боярыни Морозовой                  .                   Голова боярыни Морозовой
Этюды
Василий СУРИКОВ

Но Феодосья Морозова – красавица, модница (по всем городам и весям шла слава о её головных уборах), имевшая потрясающие выезды, днём вела светскую жизнь, а по ночам, переодевшись в простое платье, посещала богадельни, кормила, поила, лечила, подавала милостыни, в доме её был целый приют для странников и юродивых. А под шелками и бархатом она носила грубую власяницу для умерщвления плоти. Царь знал, что дома у неё молятся по-старому, что она переписывается с Аввакумом. Но арестовали ее далеко не сразу, а лишь после того, как боярыня посмела не явиться на царскую свадьбу Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной.

В ноябре 1671 года Феодосию Прокофьевну Морозову арестовали, а через три дня надели железный ошейник, посадили в дровни и повезли в заточение. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырём, боярыня, полагая, что её видит царь, подняла правую руку с двумя перстами, а потом осенила себя крестным знамением по-раскольничьи. Всех троих раскольниц подвергали пыткам, но сожжению не предали. Высокое происхождение и богатства Феодосьи Морозовой не давали покоя ни царю, ни патриарху, однако, обратить в новую веру упрямицу не удалось. Даже после смерти единственного сына она не сдалась. Скончалась в ноябре 1675 года в земляной яме, больная и голодная, но не сломленная.


Старовер
Михаил БОТКИН


Самосожигатели
Григорий МЯСОЕДОВ
Соловецкий монастырь также открыто отказался повиноваться решениям соборов, оказал посланным правительственным войскам вооруженное сопротивление. Его осада длилась почти восемь лет, а монахи понесли потом тяжелое наказание. Но это стояние за старую веру сильно повлияло на весь север, где раскол пустил самые глубокие корни.


Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году
Сергей МИЛОРАДОВИЧ


Осада Соловецкого монастыря войском воеводы Ивана Мещеринова
Миниатюра из рукописной книги Повесть о Соловецком восстании

198.60 КБ
Расправа воеводы Мещеринова над участниками Соловецкого восстания
НХ

Т.о., начавшееся как движение в защиту "старой веры", несогласие с церковной реформой, проводимой в стране патриархом Никоном, вылилось в открытое антиправительственное выступление.

В свете всего выше сказанного, я бы не стала вешать всех собак говорить о Петре I, как о главном и первом борце с церковью. Процесс подчинения церкви государству начался при его отце, Алексее Михайловиче. С изгнания Никона и разрешения спора между Никоном и Алексеем Михайловичем о первенстве церкви или государства в пользу государства. С этого момента судьба церкви в значительной степени была решена, Пётр I просто развил эту линию, а Екатерина Великая её закончила, осуществив секуляризацию церковных земель.

Но вернёмся к делам мирским...

К средине XVII века большая часть Украины входила в состав Речи Посполитой, где официальным языком являлся польский, а государственной религией – католицизм. Православные украинцы, белорусы в массе своей были крепостными. Восстания против польского господства сменялись периодами затишья, но в 1648 году выступления вспыхнули вновь, теперь под руководством гетмана Запорожской Сечи Богдана Хмельницкого. Было одержано две крупные победы: под Жёлтыми Водами и под Корсунем. Успех привлёк в стан гетмана большой поток казачества и крестьянства.




Славный гетьман Украины Богдан Хмельницкий
Л. ГРИЦЕНКО


Богдан и Юрий Хмельницкий
Книжные иллюстрации

Далее удачи сменялись поражениями, борьба приняла затяжной характер. Богдан Михайлович Хмельницкий возлагал надежды на православную Россиию, он не раз обращался к московскому правительству с просьбой принять Украину под своё покровительство.


Богдан Хмельницкий
Амвросий ЖДАХА


Богдан Хмельницкий
Фёдор АЛЕКСЕЕВ


Переговоры Богдана Хмельницкого с Польским послом

Затягивание Москвой решения по просьбам малороссийского казачества и православной шляхты о присоединении Малороссии к России, привело к тому, что Богдан Хмельницкий сделал соответствующее предложение турецкому султану Махмеду IV, который скоро ответил согласием. Российское правительство не могло допустить того, чтобы турецкие владения достигли почти центра России. 1 октября 1653 года Земский собор в Москве постановил удовлетворить просьбы Малороссии о принятии её под высокую руку русского царя. Что означало неминуемую войну с Польшей. И уже 23 октября 1653 года царь Алексей Михайлович объявил войну королю Польши Яну II Казимиру Вазе и сам отправился на театр военных действий.


Алексей Михайлович
Николас де ЛАРМЕССЕН                                Гравюра Начало 1880-гг.


Король Польши Ян II Казимир Ваза
Даниэль ШУЛЬТЦ                        Ян МАТЕЙКО

8 января 1654 г. в г. Переяславе Украинская рада в лице представителей Запорожского войска, Киевского, Брацлавского, Черниговского воеводств и 5 казацких полков объявили о своем переходе вместе с городами и землями в российское подданство.


Навеки с русским народом. Переяславская рада. 8 января 1654 г.
Михаил ХМЕЛЬКО


Фрагмент
Михаил ХМЕЛЬКО


Богдан Хмельницкий
Литография НХ


Навеки вместе
А. ХМЕЛЬНИЦКИЙ


Богдан Хмельницкий приводит Малороссию в подданство России
Борис ЧОРИКОВ

Осилить тему в один присест не удалось, поэтому выкладываю пока только первую часть, иначе закопаюсь, начну исправлять и т.д.
Tags: Алексей Михайлович, Богдан Хмельницкий, Изобразительное искусство, История в картинках, Патриарх Никон и реформа, Протопоп Аввакум, Романовы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →