Елена (pro100_mica) wrote,
Елена
pro100_mica

Category:

Картина дня. Портрет Надежды Юрьевны Станюкович

10 июня 1917 года на заседании городской Художественной галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых председатель заявил, что вдова художника Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова предложила в дар музею работу её покойного мужа – портрет Надежды Юрьевны Станюкович. Совет единогласно постановил означенный дар принять, принеся благодарность госпоже Елене Владимировне Мусатовой и довести о даре до сведения Городской думы.


Портрет Надежды Юрьевны Станюкович, 1903 год
Виктор БОРИСОВ-МУСАТОВ

Стройная дама в строгом белом платье и широкополой модной шляпке с белым зонтиком в руке стоит в саду под сенью развесистой кроны дерева. Лицо её, обрамлённое русыми локонами, задумчиво и отрешенно. Кажется, будто женщина укрылась от суетной окружающей жизни в укромном уголке пустынного старого сада, грустная атмосфера которого гармонирует с ее душевным состоянием. Но жизнерадостная Надежда Юрьевна с удивлением спрашивала: Почему я здесь такая грустная?

Виктор Эльпидифорович расстраивался по поводу отсутствия у него моделей. Ему очень часто позировала любимая сестра Елена и её подруги, супруга Елена Александрова, тоже художница. Других не находилось. Несмотря на то, что невзрачный горбун не чурался общества, был весьма общительным и одевался по последней парижской моде, доверия у дам он не вызывал. Виктор Эльпидифорович сетовал: Где я найду моих женщин прекрасных? Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам.


Надежда Юрьевна Станюкович в черемшанском саду под Хвалынском.
Фото Борисова-Мусатова, сделанное для работы над портретом Н.Ю. Станюкович.

Виктор Борисов-Мусатов увлекался вошедшей тогда в моду фотографией, часто снимал портретные этюды, некоторые из которых (и этот в частности) послужили основой для его живописных и графических произведений.

И вот такой прекрасной дамой, человеком, ему духовно созвучным, и стала для Борисова-Мусатова Надежда Юрьевна Станюкович. В ней, этой невысокой миловидной женщине со смуглым и слегка ассиметричным лицом, карими глазами, ясным открытым лбом, курчавыми каштановыми волосами, художник нашёл любимую модель, которую искал всю жизнь. Она ему казалась вернувшейся через века на землю Симонеттой Веспуччи, воспетой Сандро Боттичелли, легендарной моделью, которую тот писал даже после её смерти. Надежда, правда, относилась к этому с изрядной долей иронии, это вызывало у неё улыбку.

10.06. Ясная Поляна

А ещё сегодня 100 лет назад, 21 июня 1921 года, усадьбе Льва Толстого Ясная поляна был придан статус Государственного музея-усадьбы. Комиссаром-хранителем музея была назначена Александра Львовна Толстая. Основать музей, в общем-то, ничего не стоило. Достаточно было сохранить все, как есть, как осталось после смерти писателя, благо соратников и сподвижников оставалось много. А дальше – не разорять и не разграблять, как были разграблены многие другие усадьбы. Не разносить имущество по другим музеям (как произошло с Остафьевым). В этом смысле Ясной Поляне повезло. Толстой, о котором было известно, что он матерый человечище, зеркало русской революции, антиклерикал и выразитель настроений русского крестьянства, помимо того, что великий писатель, попал в список старорежимных литераторов, официально признанных и почитаемых советской властью...

Tags: 1921, ЖЗЛ, Живопись, Жил-был художник, Картина дня. 1917
Subscribe

Posts from This Journal “Жил-был художник” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

Posts from This Journal “Жил-был художник” Tag