Елена (pro100_mica) wrote,
Елена
pro100_mica

Categories:

Юрий Анненков Картинки с выставки. Часть 3

В творчестве Юрия Анненкова портрет являлся одним из излюбленных жанров. Героями его работ становились не только культовые фигуры Серебряного века, литераторы, актёры, петербургская богема, друзья, но и вожди революции, политики, военачальники. Здесь нет ординарных лиц – все значительны, и на всех отпечаталось время – драматическим отсветом, особого рода чувством судьбы. Это не просто рисунки, а лица, на которых отражены характер, мысли... Недаром Анненкова среди его современников выделял дар острого физиономиста.

1.
Ещё в предреволюционные годы художник начал создавать обширную галерею живописных и графических портретов современников.

Юрий Анненков – потомок старинного и разветвленного дворянского рода, давшего России военачальников, писателей, учёных, издателей, известного декабриста Ивана Александровича. Был и Анненков-народоволец, отец нашего героя, Павел Семёнович Анненков. Он был знаком с Александром Ульяновым и Верой Фигнер. В 1881 году, Павел, студент медицинского факультета Московского университета, за участие в студенческих беспорядках, был исключен и выслан в Сибирь, где и родился сын Юрий. Высылка, правда, продлилась не очень долго – прямого отношения к убийству Александра II Павел Анненков не имел.


Портрет отца художника. 1916 год. Бумага, тушь. Частное собрание.

Со временем Павел Семёнович вернулся в Петербург и занял пост директора страхового общества. А после революции ему был предложен пост народного комиссара по социальному страхованию. Но от него Анненков-старший, не принявший Октябрьский переворот, отказался. Тем не менее, после его кончины в 1920 году супруге была назначена пенсия как вдове революционера.

Портреты Юрия Анненкова (часть их вышла в 1922 году отдельным альбомом) – вероятно, самое значительное, что создал художник, это Золотой фонд русской графики! Они написаны в кубистическом стиле, что несомненно придаёт им некий конструктивистский шарм. При том, что прием Анненкова всегда обнажен в своей условности, возникает поразительный эффект живой жизни, которой живут его персонажи. За отвлеченностью штрихов, путаницей линий, гранями растушёвок возникает ощущение человеческой неповторимости, выразившейся здесь полностью и абсолютно, предельной психологической убедительности.

#33
На выставке в центре зала сооружена конструкция круглой формы, на которой размещена большая часть портретов.
Они как бы делятся на две зоны – внутреннюю красную и внешнюю серую.

Начнём с серой


Портрет Максима Горького, 1920 год. Бумага, тушь, акварель.
Музей А.М. Горького Института мировой литературы Российской академии наук

Юрий Анненков и Максим Горький познакомились в Куоккале, где писатель с женой, актрисой Марией Андреевой снимали мызу по соседству с дачей Анненковых. Постепенно Юрий стал своим человеком в семье Горького, создал несколько его портретов.

Одним из художественных приемов Юрия Анненкова в графике являлось контрастное использование черного и белого пятен. Причем пятно часто ограничивается лишь тонкой контурной линией, не имея какой-либо прорисовки в границах контура. Именно этот приём Анненков виртуозно использовал в портрете Максима Горького, оставив правую часть лица модели не законченной, без следов прорисовки. Кроме этого, зачастую художник наполнял портреты деталями, которые имели непосредственное отношение к моделям и позволяли объёмнее раскрыть их образы. Так, художник изобразил Максима Горького в пиджаке поверх теплого свитера, что являлось вполне обычным в условиях вечного холода в годы военного коммунизма. Фигуры в толпе, несущие транспарант с надписью «Р.С.Ф.С.Р. Да здрав…», служат напоминанием о том, что Горький был пролетарским писателем и обладал большим доверием со стороны большевиков и лично Ленина. Китайская ваза и фигурка Будды указывают на увлечение коллекционированием, охватившее Горького после революции 1917 года, когда он за бесценок скупал нравившиеся ему нефритовые фигурки и восточные реликвии.

В правой части композиции фоном портрета служит изображение урбанистического пейзажа. Строящиеся коробки многоэтажных домов, диагонали подъемных кранов, которые теснят крошечные церквушки, являются аллегорией строительства нового будущего.

1919
Портрет Максима Горького, 1919 год. Бумага, тушь, цветной и графитный карандаш, акварель.
Музей А.М. Горького Института мировой литературы Российской академии наук

игумнов
Портрет пианиста Константина Игумнова, 1920 год. Картон, тушь, графитный карандаш. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Константин Игумнов – великий русский пианист и педагог, основатель мировой фортепианной школы, ректор Московской консерватории. Был дружен с Сергеем Рахманиновым и Александром Скрябиным, общался с Львом Николаевичем Толстым, был близок к художникам объединения Мир Искусства Константину Сомову, Александру Бенуа, Льву Баксту.


Портрет Владимира Пяста, 1921 год. Картон, тушь. Государственный литературный музей

Поэт и писатель, критик и теоретик литературы Серебряного века Владимир Пестовский писавший под псевдонимом Пяст. Отдаленный потомок польских королей, однокашник Юрия Анненкова по гимназии на Фонтанке. Пяст знал десять языков, много переводил, в том числе и Эдгара По. Много лет дружил с Александром Блоком, был его биографом, но осуждал его за поэму Двенадцать. Революцию не принял и три года провел в ссылке по приговору в контрреволюционной деятельности в Архангельске.


Портрет Михаила Бабенчикова. 1921 год. Бумага, печать. Государственный литературный музей

Михаил Бабенчиков – искусствовед и критик, один из авторов очерков о творчестве Анненкова к его альбому Портреты. По мнению Бабенчикова Юрий Павлович Анненков стремится проникнуть глазом как можно глубже, внутрь, до самого скелета, насквозь. В мемуарах об анненковском портрете Бабенчиков писал: Я родился в Петербурге. Мне 37 лет, я русский. Художник Анненков, нарисовавший мой портрет, недаром изобразил на моих очках отражение мертвецкой. Я видел кровь, трупы. Много крови и много трупов. И пережил не одну войну и не одну революцию...

392

..
Портрет Василия Каменского, начало 1920-х годов. Бумага, тушь. Государственный литературный музей

Поэт-футурист, художник, учившийся живописи у Давида Бурлюка и Николая Кульбина, один из первых российских авиаторов. В 1910–1912 годах серьёзно занимался авиацией, обучался в Париже, Лондоне и Варшаве, на собственные средства купил аэроплан Блерио-XI. Автор железобетонных поэм, являющих собой синтез изобразительной графики и слова.

ГИ
Портрет Георгия Иванова, 1921 год. Бумага, тушь, акварель. Собрание Александра Чапкина.

Портрет Георгия Иванова поэта и прозаика, денди и декадента, завсегдатая кабаре Бродячая собака и Приюта комедиантов, Юрий Анненков исполнил по заказу для второго издания поэтического сборника Вереск, вышедшего в 1923 году. В 1922 году Иванов уехал в Париж, где в 1928 году опубликовал автобиографические записки. Стал одним из крупнейших поэтов русской эмиграции.


Портрет Алексея Ремизова, 1920 год. Бумага, печать. Государственный литературный музей
Алексей Ремизов – русский писатель, близкий к символистам, художник, каллиграф. Один из наиболее ярких стилистов в русской литературе. Создатель Великой и Вольной Обезьянской палаты...


Александр Блок в гробу, 8 августа 1921 года. Бумага, чёрная и цветная тушь. Государственный литературный музей

С кумиром петербургской молодежи Александром Блоком Юрий Анненков познакомился еще в 1910 году. Блок восторженно встретил революцию в Петрограде, а художник проиллюстрировал его культовую поэму Двенадцать. В 1919 году жена поэта, Любовь Дмитриевна Менделеева, предложила Анненкову вселиться в квартиру своего отца, химика Дмитрия Менделеева, пустовавшую в центре города. Живший на окраине художник был беспредельно рад новому жилищу с роялем, библиотекой и тяжелыми шторами, всему этому зажиточному буржуазно-барскому уюту девяностых годов. Поэт отказался уехать в эмиграцию, считая, что должен стать свидетелем новой эпохи в истории страны. Холодные петроградские зимы, тяжелый труд, нехватка самых необходимых лекарств подорвали здоровье поэта. Спасти Блока могло бы лечение за границей. Но ни хлопоты Максима Горького, ни ходатайства литературных организаций не помогали получить визу. 7 августа 1921 года поэт скончался. Блок был очаровательным другом: ровным, открытым и верным. О моих встречах с ним я мог бы написать большую книгу, несмотря на то, что наша дружба длилась всего неполных два года. Посмертный портрет поэта Юрий Анненков создал в квартире Блока на Офицерской улице. Сначала я плакал, потом рисовал его портрет... ...Перемена была чрезвычайна. Курчавый ореол волос развился и тонкими струйками прилип к голове, ко лбу. Всегда выбритое лицо было завуалировано десятидневной бородой и усами. Перед положением в гроб Блока побрили. На подушке были вышиты красным две буквы: А. Б., – вспоминал художник в Дневнике.



А-О
Не совсем поняла, почему в экспозиции присутствует два одинаковых портрета Антонова-Овсеенко
1923 год. Графитный карандаш. Центральный музей Вооружённых сил РФ


Автопортрет, 1920 год. Картон, тушь, кисть, перо, графитный карандаш. Собрание ГТГ


Портрет Евгения Замятина. 1921 год. Бумага, тушь. ГТГ

Этот портрет поразительно точно соответствует литературным описаниям облика писателя, оставленным современниками. Вот как писал о нём Корней Чуковский: У Евгения Ивановича Замятина была простительная маленькая слабость: он стилизовал себя под английского шкипера. Курил трубку, сплевывал, как истый йоркширец, часто приговаривал олл райт и, напуская на себя британскую флегму, слушал и говорил, не меняясь в лице. Но лицо у него было тамбовское, глаза наивные, деревенские, с хитрым прищуром, темно-русые буйные волосы никак не хотели улечься в английский пробор. В качестве инженера-кораблестроителя он незадолго до революции был командирован в Нью-Касл и Глазго, откуда и вывез свои британские манеры и повадки. Диссонанс с образом английского джентльмена на этом портрете составляет одна деталь. Если изображение газеты, служащее фоном слева от модели, не вызывает вопросов, то смеющаяся кукольная рожица выглядит совершенно чуждым элементом. Однако на самом деле здесь все на своих местах – и друзья писателя неизменно улыбались, глядя на портрет. У Людмилы Замятиной, супруги писателя, имелись две куклы – Ростик и Мишка. Они были с ней так давно, что стали своего рода членами семьи, им даже были придуманы характеры. Друзья Замятиных поддержали эту историю и дарили Ростику и Мишке подарки и передавали приветы. Одним из них и является этот портрет.

Далее переходим в красную зону, в которой размещены портреты политических деятелей и видных большевиков тех лет, написанных Анненковым в 1923 по заказу Реввоенсовета к пятилетнему юбилею Красной армии и изданных в виде альбома Семнадцать портретов в 1926 году. Единственный сохранившийся в России экземпляр этого альбома хранится в известном библиофильском собрании А.А. и С.А. Венгеровых, с готовностью предоставивших его для выставки.

Для него предназначался и блистательный портрет наркома по военным и морским делам и председателя Реввоенсовета РСФСР Льва Троцкого, который был показан вначале на московской выставке, приуроченной к пятилетию Красной Армии, а затем – на XIV международной биеннале в Венеции в 1924 году. К сожалению, это портрет сейчас можно видеть только на этой фотографии, местонахождение его неизвестно. Вообще Троцкий не только позировал Юрию Павловичу, они несколько раз беседовали. Художника удивило, что нарком показал себя знатоком искусства, упоминая в разговоре имена Матисса, Дерена, Пикассо и других живописцев...

Главный зал павильона СССР на XIV Международной художественной выставке в Венеции

Биен
В середине портрет т. Троцкого работы Анненкова; слева – его же портрет т. Полонского; работы Петрова-Водкина, Радимова и других. Справа – работы Архипова, Кустодиева и других.

Вообще Троцкий был одним из главных героев Юрия Анненкова. Художник не только писал его портреты, но и разработал для Льва Давидовича форму. Это – полувоенное пальто с карманом посередине груди, эффектные кожаные перчатки, сапоги. На голове – фуражка с автомобильными очками, на боку – планшет и кобура с револьвером. В этом наряде Троцкий выглядел эффектно.

ТР-2

О рисунке, где Троцкий стоит, простирая руку к небесам (типичная поза вождей) нарком просвещения Анатолий Луначарский написал: Перед нами чеканный, гранитный, металлически-угловатый образ, притом внутренне стиснутый настоящей судорогой воли. В профильном портрете, родственном известному монументальному анненковскому портрету т. Троцкого, к этому прибавилась еще гроза на челе. Здесь т. Троцкий угрожающ. Анненков придал т. Троцкому люциферовские черты...

Те, кто видели этот портрет, с оценкой наркома соглашались. Да и самому Троцкому портрет очень нравился.
Ведь он на нём величественный, грозный, настоящий демон революции.

Но вернёмся к альбому Семнадцать портретов 1926 года.
Повторю, все работы 1923 года из репринтного издания 2011 года. Собрание Алексея и Сергея Венгеровых

роолл

DQjIdExWsAgAKj_
Мейерхольд Всеволод Эмильевич – театральный режиссер, актер, реформатор русского театра. После революции один из руководителей ТЕО Наркомпроса. Народный артист РСФСР. Член РКП(б). Художественный руководитель Московского театра революции, Театра им. Мейерхольда.

12
Рой Манабендра – индийский коммунист, член Исполкома Коминтерна, крупнейший индийский философ-материалист.

А-О
Антонов-Овсеенко Владимир Александрович – начальник Политуправления РВС СССР, дипломат, публицист.
Один из самых удачных портретов из этой серии.


Зиновьев Григорий Евсеевич – председатель Петроградского (Ленинградского) Совета, Председатель Исполкома Коминтерна.
В 1912–1926 годах, член Политбюро РКП(б).

17-cкл
Склянский Эфраим Маркович – советский военный деятель времён гражданской войны, ближайший сотрудник Л.Д. Троцкого,
заместитель Председателя Реввоенсовета РСФСР, Председатель Армторга.

ТР-3
Троцкий Лев Давидович – нарком по военным и морским делам, Председатель Революционного военного совета РСФСР (СССР).
Член Политбюро РКП(б) в 1919-1926 годах

Енукидзе
Енукидзе Авель Софронович – член ВЦИК, секретарь ЦИК СССР. Был обвинен как одна из ключевых фигур заговора военных.

Помимо портретов Льва Троцкого, на выставке представлен его бюст, выполненный скульптуром Игнатьевым в 1924 году
по рисунку Юрия Анненкова. Тонированное дерево, металл. Частное собрание.




Радек Карл Бернгардович – член ЦК РКП(б), член Исполкома Коминтерна, публицист, сотрудник газет Правда и Известия


Луначарский Анатолий Васильевич – активный участник Октябрьской революции 1917 года, первый нарком просвещения РСФСР, писатель, публицист, драматург, критик, искусствовед, академик АН СССР. Умер в Ментоне по пути в Испанию, куда был назначен Полпредом СССР. Похоронен на Красной площади в Кремлевской стене.


Портрет Григория Зиновьева, 1923 год. Репринт, 2011 год. Бумага, печать. Собрание Алексея и Сергея Венгеровых


Портрет Льва Троцкого, 1923 год.

ЗОФ1
Вячеслав Иванович Зоф – советский военачальник чешского происхождения, начальник Главного политического управления водного транспорта, помощник командующего Морскими силами Республики, член Совета военной промышленности.
В 1921–1924 годах комиссар при командующем Морскими силами Республики.

17-1926
Цветной портрет Григория Зиновьева

d94
Муралов Николай Иванович – участник Первой мировой и гражданской войны, дважды Командующий войсками Московского военного округа, Северо-Кавказского военного округа. Ректор сельско-хозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, член ЦК ВКП(б).

3
Ворошилов Климент Ефремович – советский партийный, военный и государственный деятель. Один из первых маршалов СССР.

Зин-3
Ещё один портрет Григория Зиновьева


Каменев Лев Борисович – Член Политбюро РКП(б), заместитель Председателя СНК РСФСР (СССР) и
Совета Труда и Обороны РСФСР (СССР).

Через два года альбом Юрия Анненкова был запрещён. В 1928 году, через два года после выхода в свет моего альбома, этот альбом был по приказу Сталина изъят в СССР из всех библиотек, магазинов и частных собраний и предан уничтожению, за исключением страницы с портретом Климента Ворошилова, ставшего сталинским приверженцем. До следующих поколений мой альбом не дошел. Троцкий был убит, Мейерхольд погиб в тюрьме, Каменев расстрелян, Радек умер в тюрьме, Антонов-Овсеенко расстрелян, Зиновьев расстрелян, Склянский погиб при странных обстоятельствах, Зоф расстрелян, Муралов расстрелян, Енукидзе расстрелян... ...Сразу же после напечатания моего альбома я получил в Париже через советское полпредство, пять авторских экземпляров и четыре раздарил моим знакомым. Пятый сохраняется у меня до сих пор. В 1956 году сразу же после десталинизации приезжал ко мне один американский библиофил и предлагал мне за него 600 000 (старых) франков. Я отказался продать альбом (из мемуаров Юрия Анненкова Дневник моих встреч. Цикл трагедий)

И ещё несколько портретов современников Юрия Анненкова, представленных на выставке.
Это сплошь таланты, знаменитости, литераторы, актёры, режиссёры, лица, олицетворяющие начало ХХ века...


Портрет Николая Евреинова, 1920 год. Бумага, графитный карандаш.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Ключевая фигура русского авангардного театра – Николай Николаевич Евреинов сыграл в жизни Анненкова важную роль. Евреинов пригласил молодого Анненкова в театр Кривое зеркало в 1913 году. Сотрудничество продолжается в театре Вольная комедия. Анненков проиллюстрировал книги Евреинова Театр для себя и Представление любви. В 1920 году оба участвовали в организации массового действия Взятие Зимнего дворца. Евреинов эмигрировал из России в 1925 году в Париж.

3846316_original
Портрет Михаила Чехова в роли Хлестакова, 1920-е годы. Бумага на картоне, графитный карандаш, тушь.
Театральный музей имени Бахрушина

Комиссаржевский
Портрет Фёдора Комиссаржевского, 1919 год. Бумага, графитный карандаш. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Театральный режиссер Фёдор Фёдорович Комиссаржевский начал свою карьеру еще до революции. Он переводил пьесы Стринберга и Гамсуна, ставил спектакли по произведениям Генриха Ибсена и Антона Чехова в Драматическом театре своей сестры Веры Комиссаржевской. С Анненковым работал над спектаклями Лулу, Гимн Рождеству и Скверный анекдот. В последнем была задействована актриса Валентина Мотылева, ставшая второй женой Анненкова. Комиссаржевский также покинул СССР.


Портрет Корнея Чуковского, 1921 год. Бумага, графитный карандаш. Государственный литературный музей

#1
Портрет Велимира Хлебникова, 1916 год. Бумага, высокая печать. Собрание А.А. Геллера
Портрет Велимира Хлебникова, 1960-годы. Цинковое клише на доске. Собрание А.А. Геллера

#2
Портрет Исаака Бабеля, 1960-годы. Цинковое клише на доске. Собрание А.А. Геллера
Портрет Исаака Бабеля, 1925 год. Бумага, тушь, перо, белила. Собрание А.А. Геллера

#3
Портрет Осипа Цадкина, 1950 год. Бумага, высокая печать. Собрание А.А. Геллера
Портрет Осипа Цадкина, 1960-годы. Цинковое клише на доске. Собрание А.А. Геллера

И напоследок несколько автопортретов художника

А-п 1953
Автопортрет, 1953 год. Бумага, высокая печать. Собрание А.А. Геллера

БЮС
Автопортрет, 1930-е годы. Бронза. Московский музей современного искусства

АH-2
Автопортрет, 1920 год. Бумага, графитный карандаш.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

4465961_original
Автопортрет с музой. Рисунки для анимационного фильма Элегия. Калька, графитный карандаш, тушь.
Собрание Владимира Некрасова


Автопортрет, 1920 год. Картон, тушь, кисть, перо, графитный карандаш.

АП--6
Автопортрет, 1917 год. Бумага, акварель, гуашь, цветной и графитный карандаши, лак. ГТГ

Tags: Анненков, Вернисаж, ЖЗЛ, Живопись, Жил-был художник, Картинки с выставки, МРИ, Серебряный век
Subscribe

Posts from This Journal “Картинки с выставки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →