Елена (pro100_mica) wrote,
Елена
pro100_mica

Categories:

Юрий Анненков. Революция за дверью. Картинки с выставки. Часть 1

В Музее русского импрессионизма проходит (вернее была доступна до карантина) выставка Юрия Анненкова, человека удивительной судьбы, известного живописца, графика, сценографа, художника театра и кино, педагога, теоретика театрального и киноискусства, литератора. К сожалению, в экспозиции далеко не всё, чего я от неё ждала, но тем не менее встречаются очень интересные работы различных жанров и техник. На этот раз я расскажу о выставке по разделам.



На выставке Юрий Анненков. Революция за дверью представлено более сотни работ художника из ведущих музеев и частных собраний России и Франции. Произведения Юрия Анненкова, созданные в эпоху Серебряного века, дают возможность узнать о бурной и противоречивой истории России первой половины XX века. Кроме этого, зрителям показаны и работы Анненкова, написанные во Франции после его эмиграции в 1924 году. Начну с живописи и цветной графики – рисунков, пастелей, акварелей, гуаши... Я не стремлюсь показать все работы в обрамлении, хотя несколько общих планов и отдельных картин, увидите.

Среди ранних работ Анненкова на выставке есть Зимний пейзаж, выполненный импрессионистической манере.


Зимний пейзаж, 1910 год. Холст, масло. ГТГ

В 1908 году, после окончания гимназии, Юрий Анненков поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Что касается художественного образования, то оно было нерегулярным. Сначала он посещал художественную мастерскую Савелия Зейденберга, где познакомился с Марком Шагалом. Осенью 1909 года попытался поступить в Высшее художественное училище при Императорской академии художеств, но ему было отказано ввиду неблагонадёжности. Продолжил обучение в училище Штиглица, частной школе-студии художника-новатора Яна Ционглинского, которого критики считали одним из убежденных последователей импрессионизма. А затем отправился в Париж, где оттачивал технику в мастерских Мориса Дени и Феликса Валлотона.

+#1.=


Негритянка с бабочкой, 1915 год. Бумага, смешанная техника. Собрание Андрея Васильева
Эту работу художник использует в Портрете своей жены Елены Гальпериной-Анненковой, о которой я расскажу позже

Лес Июнь
Июнь. Лес, 1918 год. Холст, масло. ГТГ

Среди картин Анненкова выделяется эта ранняя работа, выполненная в совершенно иной технике. Она написана в духе времени, под влиянием кубофутуризма. В отличие от Казимира Малевича, который создавал новое пространство, с новой гравитацией и новыми законами физики, Анненков, объединяя кубизм и реализм, сохранял классическую картину, у работы есть передний и дальний планы, при этом всё очень остро, отчасти гротесково. Геометрические плоскости оттенков зеленого, розового и фиолетового, словно цветные стеклышки калейдоскопа, прихотливо складываются в условный пейзажный фон. Реалистически выписаны лишь немногие детали композиции: фигуры прохожих, белка на ветке, скамейка и птица, цветы, стволы и листва на деревьях.

А-п
Автопортрет, 1919 год. Холст, масло. Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро

У лампы
У лампы, 1909 год. Бумага, пастель. Частное собрание

Это портрет старшей сестры Юрия Анненкова Надежды, бестужевки, в будущем гельминтолога и гистолога, специалиста по полихетам. Звучность цвета, усиленная игр света и тени с обилием красочных рефлексов свидетельствует о поисках молодого художника, его стремлении преодолеть реалистическую манеру и двигаться к свободной манере письма и яркости импрессионистов.


После эмиграции в 1924 году Анненков обосновался в Париже и в первые годы стал больше заниматься живописью. Однако стиль его работ кардинально изменился: вместо кубизма, которым Юрий Павлович увлекался в России, он сначала обратился к реализму, а позднее – к экспериментам в области абстракции; писал пейзажи, портреты, натюрморты, работал на пленэре.

4373821_original
Вид на Пантеон из Люксембургского сада, 1925 год. Холст, масло. Центр Жоржа Помпиду

На переднем плане Юрий Павлович изобразил пышную зелень любимого места отдыха парижан Люксембургского сада с трогательной садовой скамейкой. На заднем плане – громада здания Пантеона исполнена тонкой контурной линией, дополненной свободно размещенными пятнами серебристо-серого на фоне розового неба.

$4 co


Автопортрет с бутылкой сельтерской, 1930-е годы. Бумага, уголь, пастель, тушь, гуашь. Галерея Наши художники

Нат
Натюрморт с апельсинами, 1926 год. Холст, масло. Галерея Наши художники

anne
Мастерская, около 1925 год. Холст, масло. Частное собрание

43
Мастерская, фрагмент, около 1925 год. Холст, масло. Частное собрание


Натюрморт с рыбами, 1925 год. Бумага, гуашь. Центр Жоржа Помпиду

#3

1038003_original
Старуха, 1925 год. Холст, масло. Центр Жоржа Помпиду

ktc
Булонский лес, вторая половина 1920-х годов. Холст, масло. Собрание ГТГ

906
Площадь Сан-Марко в Венеции, 1929 год. Холст, масло. Галерея Наши художники

Юрий Анненков несколько раз посетил Венецию. В детстве, разглядывая венецианские пейзажи Каналетто и Гварди, мальчишка полюбил этот город, мысленно путешествуя по его улочкам и каналам. После первого посещения Венеции в 1924 году, он был совершенно очарован и покорён ею, поэтому впоследствии, живя в Париже, старался приезжать туда вновь и вновь. Итогом венецианских путешествий становились пейзажи, в которых Анненков запечатлевал её великолепие. В экспозиции представлено две работы, написанных в Венеции, одна из них, окутанная туманной дымкой, площадь Святого Марка. Здесь пустынная Венеция похожа на восхитительную театральную декорацию. Именно такой любил её художник и неоднократно изображал на своих холстах.

#2=


Интерьер, 1930 год. Холст, масло. Музей АРТ4.

3f1
Женский портрет, 1929-1930-е годы. Холст, масло. Частное собрание


Палаццо Дарио, Венеция, 1930-е годы. Холст, масло. V-A-C Collection
Ещё один вид Венеции, зловещий, загадочный и проклятый, овеянный страшными городскими легендами,
зияющий чёрными окнами Палаццо Дарио...

ЖФ+АМ
Портрет Жерара Филипа. 1948 год. Бумага, карандаш. Галерея Наши художники
Модильяни. Эскиз костюма к фильму Монпарнас,19. 1956 год. Бумага, гуашь. Собрание Михаила Сеславинского.

Юрий Анненков работал с Жераром Филипом на съёмках четырёх фильмов: Идиот, Пармская обитель, Карусель и Монпарнас, 19. В последней кинолента Жерар Филип сыграл главную роль – художника Амадео Модильяни. Анненков, знавший лично богему Монпарнаса начала века, оказался не только автором костюмного образа Модильяни-Филипа, но и консультантом киноленты.

Ниже несколько театральных эскизов французского периода

№4№

Д1
Парк. Эскиз декорации к музыкальной комедии Пассаж принцев, 1933 год. Театр Мадлен, Париж. Картон, гуашь. ГТГ

ЗС1
Зимний сад. Эскиз декорации к музыкальной комедии Пассаж принцев, 1933 год. Театр Мадлен, Париж.
Картон, гуашь, графитный карандаш. ГТГ

#rr

+№3 Гамлет
Эскиз занавеса к балету Гамлет, 1934 год. Театр Шатле, Париж. Бумага, гуашь.
Государственный театральный музей им. А.А. Бахрушина


Смерть Офелии. Эскиз декорации к балету Гамлет, 1934 год. Театр Шатле, Париж. Бумага, гуашь.
Государственный театральный музей им. А.А. Бахрушина

2=a
Абстрактная композиция, 1950–1960 годы. Оргалит, смешанная техника, ассамбляж. Частное собрание

На этом пока всё, продолжение следует...

Но ещё несколько работ, которые хотелось бы увидеть в экспозиции, но увы...


Женский портрет холст, масло, Из собрания Ивановского художественного музея

i
Адам и Ева, 1918 год. Холст, масло. ТТГ

Портрет фотографа М. А. Шерлинга,  1916
Портрет фотографа М.А. Шерлинга, 1916 год. Холст, масло.

__о
Портрет фотографа-художника М.А. Шерлинга, 1918 год. Холст, масло. ГРМ

Женский-портрет-в-шляпе
Женский портрет в шляпе

.
Портрет Александра Николаевича Бенуа. Холст, масло, коллаж

13
Стол для завтрака. Холст, масло

16 бретонец с трубкой
Бретонец с трубкой, 1926 год. Холст, масло

142-079-D2793-10-M2136811-1
Нотр-Дам. Париж, 1920-е – 1930-е годы. Бумага, графитный карандаш, темпера, тушь, перо,

Tags: Анненков, Вернисаж, ЖЗЛ, Живопись, Жил-был художник, Картинки с выставки, МРИ
Subscribe

Posts from This Journal “Картинки с выставки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →