Елена (pro100_mica) wrote,
Елена
pro100_mica

Categories:

Коллекция братьев Щукиных в ГМИИ имени А.С. Пушкина. Картинки с выставки. Часть 4

После всех горестей, пережитых в начале ХХ века, Сергей Иванович Щукин продолжал вести жизнь скромную, путешествовал, повторно женился на Надежде Афанасьевне Конюс, в кутежах замечен не был, занимался гимнастикой и придерживался вегетарианства. Состояние к тому времени имел достаточное, но деньгами не сорил – старался тратить только проценты с капитала. И продолжал заниматься любимым делом – коллекционированием.



Из зала Поля Гогена переходим в следующий, где представлены работы другого художника с похожей судьбой – Поля Сезанна – творчество которого пика расцвета достигло в поздние периоды его жизни, а настоящее признание для широкой аудитории пришло только после смерти. В 1906–07 годах в Париже прошло две ретроспективных выставки художника, которые произвели фурор. Мы побывали на выставке Сезанна. И глаза мои отверзлись, словно ранее я был незрячим, – написал Франсуа Мориак. Сезанн был признан величайшим художником в истории живописи, масштаба Джотто, Мазаччо и Караваджо. Его влияние на живопись и мастеров ХХ века оказалось столь сильным, что впору все последующее столетие считать эпохой Сезанна.

3
Автопортрет, около 1882 года. ГМИИ им А.С. Пушкина
Поль СЕЗАНН

А Сергей Иванович, одним из первых понявший величие гения живописца, остроумно заметил:
Сезанн – это корочка чёрного хлеба после мороженого.

3-52
Акведук, около 1890 года. ГМИИ им А.С. Пушкина
Поль СЕЗАНН

Картина отличается сложным пространственным построением: строй стволов деревьев заслоняет от зрителя широкую долину реки Арк с силуэтом недавно возведенного железнодорожного моста-путепровода, за которым синеватой громадой угадываются очертания горы Святой Виктории – излюбленного мотива Сезанна, предстающего здесь в завуалированном виде.

В собрании Сергея Щукина было только два пейзажа художника, Акведук и Гора Святой Виктории. Эти работы оказали большое влияние на почерк художников русского авангарда из Бубнового валета, для которых были открыты двери щукинского особняка (в отличие от бдящего за своей коллекцией Ивана Морозова, прятавшего от публики аж девять пейзажей Сезанна из своих сокровищ)

сезанн
Гора Святой Виктории, вид со стороны Лов (Пейзаж в Эксе), 1904–1906 годы. ГМИИ им А.С. Пушкина
Поль СЕЗАНН

54
Пьерро и Арлекин (Марди-Гра), 1888 год. ГМИИ им А.С. Пушкина
Поль СЕЗАНН

55.
Мужчина, курящий трубку, 1893–1896 годы. ГМИИ им А.С. Пушкина
Поль СЕЗАНН

56
Фрукты, 1879–1880 годы. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Поль СЕЗАНН

3=57
Дама в голубом, около 1904 года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Поль СЕЗАНН

3=58
Букет цветов в вазе, около 1877 года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Поль СЕЗАНН

59
Булонский лес, 1902 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Анри МАТИСС

В небольшом зальчике-закуточке рядом с картинами Сезанна на выставке представлена всего одна работа. Это Матисс и его Булонский лес, любимое место прогулок парижан первых лет ХХ столетия. Почему этой картине сделано исключение могу только догадываться. Возможно именно в ней более всего отражается влияние Поля Сезанна на раннее творчество Матисса, которого тот считал своим наставником. А может быть потому, что это была одна из первых картин художника в московской коллекции Щукина или она по своему тёмному колориту банально выбивается из ансамбля других красочных полотен Матисса, представленных в экспозиции.

Сам же Анри Матисс в интервью, данном осенью 1911 года корреспонденту еженедельного петербургского издания Против течения, так писал об этой работе: Это является как бы этюдом. Я отдавал себе отчет в красках, искал настоящих тонов. А затем, выбирая из них главное, более характерное, обобщая и упрощая их, я переходил к своим современным картинам

Зал Матисса
Зал Матисса (Розовая гостиная) в особняке Сергея Ивановича Щукина в Большом Знаменском переулке, фото около 1912 года

Сергей Иванович влюбился в живопись Матисса всем сердцем раз и навсегда, он стал его другом, его любимцем, его конфидентом. Самым близким и современных художников Франции для московского коллекционера. Щукина привлекал чистый цвет, чистая композиция, декоративное начало в живописи, мотивы тканей, в которых Серей Иванович, определявший погоду на российском текстильном рынке, был дока. Трудно найти работу Матисса, где бы не присутствовали ткани, цвет, орнаменты, то есть то, к чему с юности привык Щукин.

Серей Щукин купил лучшие картины художника, которые Матисс помогал развешивать в московской Розовой гостиной особняка на Знаменке. Собранные Щукиным картины мастера вошли в историю мирового искусства как русские Матиссы




Испанка с бубном, 1909 год. ГМИИ им А.С. Пушкина
Анри МАТИСС

61
Статуэтка и вазы на восточном ковре. Натюрморт венецианской красной, 1908 год. ГМИИ им А.С. Пушкина
Анри МАТИСС

62
Мастерская художника (Розовая мастерская), 1911 год. ГМИИ им А.С. Пушкина
Анри МАТИСС

64-
Девушка с тюльпанами, 1910 год. Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Анри МАТИСС

Я стремлюсь к искусству, исполненному равновесия, чистоты, оно не должно беспокоить и смущать. Я хочу, чтобы усталый, надорванный, изнуренный человек перед моей живописью вкусил покой и отдых, – говорил Матисс. Как вы считаете, ему это удалось?

65
Испанский натюрморт, 1910 год. Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Анри МАТИСС

al
Дама на террасе, 1907 год. Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Анри МАТИСС

66.
Севильский натюрморт, 1910 год. Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Анри МАТИСС


Красные рыбки (Золотые рыбки), 1912 год. ГМИИ им А.С. Пушкина
Анри МАТИСС

В 1906 году Матисс уехал в Алжир, где изучал африканское искусство, восторгался исламским, в частности искусством Мавритании. Сюжет навеян неспешным созерцательным образом жизни североафриканского побережья. Аквариум был атрибутом местной жизни, марокканцы могли часами наблюдать за движением рыб в аквариуме, пребывая в состоянии полузабытья. Это восхищало художника и, вернувшись из поездки домой, от завел себе аквариум, напоминавшем ему об идиллической жизни в Марокко.

wdtn
Букет цветов в белой вазе, 1909 год. ГМИИ им А.С. Пушкина
Анри МАТИСС


Игра в шары, 1908 год. Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Анри МАТИСС

70.
Стоящая купальщица (Венера), около 1900. Бронза. Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Аристид МАЙОЛЬ


Фото кликабельно Слева направо сверху вниз
Арумы, ирисы и мимоза (Голубая ваза с цветами на синей скатерти), 1913 год. ГМИИ им А.С. Пушкина Анри МАТИСС
Букет цветов. Каллы, 1912 год. Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург Анри МАТИСС
Натюрморт с голубой скатертью, 1909 год. Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург Анри МАТИСС
Нимфа и Сатир, 1908–1909 годы. Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург Анри МАТИСС

75.
Настурции. Панно Танец, 1912 год. ГМИИ им А.С. Пушкина
Анри МАТИСС

76.
Уголок мастерской, 1912 год. ГМИИ им А.С. Пушкина
Анри МАТИСС

77
Люксембургский сад, 1901 год. Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Анри МАТИСС

78
Вид Коллиура, 1905 год. Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Анри МАТИСС

80
Слева направо Марокканец Амидо, 1913 год. Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург Анри МАТИСС
Стоящий марокканец в зелёной одежде (Стоящий Риф), 1913 год. Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург Анри МАТИСС
Стоящая Зора, 1912 год. Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург Анри МАТИСС

82
Красная комната, (Гармония в красном), 1908 год. Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Анри МАТИСС

Это двухметровое панно Щукин планировал повесить в дубовой столовой рядом с иконостасом Гогена и поэтому попросил художника выдержать его в синей гамме, дабы синий контрастировал с ярко-желтыми красками таитянских холстов. Матисс долго работал над Гармонией в голубом, но что-то его не устраивало. Законченную картину посмотрели и сфотографировали Амбруаз Воллар и Эжен Дрюэ, после этого Матисс вскоре переписал её, оставив внизу у кромки холста узкую полоску прежней живописи. Он (большой натюрморт) показался мне недостаточно декоративным. Даже те, кто вначале считал, что он сделан хорошо, теперь находят его значительно более красивым, – объяснял Матисс Щукину превращение Гармонии в голубом в Гармонию в красном

Картина экспонировалась на парижском Осеннем салоне 1908 года. Неожиданно я оказался перед стеной, которая пела, – нет, она кричала, кричала красками и излучала сияние. Что-то совершенно новое и беспощадное было в ее необузданной свободе..., – написал отыв о Красной комнате один из посетителей Салона.


Зал Пикассо в особняке Сергея Щукина в Большом Знаменском переулке

Я сам к нему шёл с боями, – говорил Щукин о Пабло Пикассо. Купленную задёшево у парижского маршана Даму с веером он убрал подальше с глаз долой в полутёмный коридор. Коллекционер мучительно трудно привыкал к картинам живописца: У меня было от него такое ощущение, точно я набрал в рот куски битого стекла. Но со временем Сергей Иванович проникся особой манерой выразительности художника и приобрёл 51 картину Пикассо, намного больше, чем других мастеров. В экспозиции Пушкинского музея представлены работы голубого, розового периодов Пикассо, а также африканского, аналитического и синтетического кубизма.

83
Свидание, 1900 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пабло ПИКАССО

П-3
Любительница абсента, 1901 год. Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Пабло ПИКАССО


Портрет Бенета Солера, 1903 год. Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Пабло ПИКАССО

+Круж
Портрет поэта Сабартеса (Кружка пива), 1901 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пабло ПИКАССО

GG


Старый еврей с мальчиком, 1903 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пабло ПИКАССО

п-1
Испанка с острова Майорка, 1905 год. ГМИИ им А.С. Пушкина
Пабло ПИКАССО

87,
Комедианты. Эскиз картины, 1905 год. ГМИИ им А.С. Пушкина
Пабло ПИКАССО

90.
Мальчик с собакой, 1905 год. Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Пабло ПИКАССО
А дальше песня. Для меня во всяком случае. Ещё один зал с работами Пикассо.

Не откажу себе в удовольствии показать побольше общих планов, где работы Пикассо размещены в интерьере античности и приправлены африканскими масками и статуэтками из собрания Щукина, которые в своё время очень повлияли на творчество Пабло Пикассо. Мне очень понравилось такое решение этой части экспозиции. Здесь как бы классика искусства ХХ века, встретившись с античной классикой и неевропейской скульптурой, вступили в диалог друг с другом. Когда чуть позже, поскакав на выставку Восточный джаз, я пробегала через этот зал, мне показалось, что он потерял какую-то изюминку, поскучнел, а антики осиротели)


Папауа–Новая Гвинея, залив Астролябия
Фигура предка. Телум, XIX век. Дерево. Из собрания С.И. Щукина. ГМИИ им А.С. Пушкина

46

+ 92
Кирпичный завод в Тортосе, 1909 год. Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Пабло ПИКАССО


Африка Мали
Стоящая женская фигура, XIX век. Дерево. Из собрания С.И. Щукина. ГМИИ им А.С. Пушкина

рр
Дружба. Эскиз картины, 1907–1908 годы. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пабло ПИКАССО

стат
Африка. Народность бидього, острова Бижагош, Гвинея-Бисау
Фигура обнажённого сидящего мужчины, XIX век. Дерево. Из собрания С.И. Щукина. ГМИИ им А.С. Пушкина

+94
Дружба, 1908 год. Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Пабло ПИКАССО

98-99
Копия африканской маски (фрагмент), начало ХХ века. Бронза. Из собрания С.И. Щукина. ГМИИ им А.С. Пушкина
Зелёная миска и чёрная бутылка, 1908 год. Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург Пабло ПИКАССО
Горшок, рюмка и книга, 1908 год. Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург Пабло ПИКАССО

100
Ваза с фруктами, год. Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Пабло ПИКАССО

+ ПП4
Домик в саду (Домик и деревья) 1908 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пабло ПИКАССО

102
Женщина с мандолиной, 1908 год. Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Пабло ПИКАССО



+веер
Дама с веером, 1909 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пабло ПИКАССО

897
Африка и Океания.
Обнажённая женская фигура. Ритуальная пластика неизвестных мастеров XIX века.Дерево.
Из собрания С.И. Щукина. ГМИИ им А.С. Пушкина

+-102
Молодая дама, 1909 год. Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Пабло ПИКАССО



ЖБ
Замок Ла Рош Гюйон, 1909 год. ГМИИ им А.С. Пушкина
Жорж БРАК
Среди работ Пабло Пикассо затесалась картина его соавтора по кубизму Жоржа Брака

3ж
Три женщины. Эскиз картины, ГМИИ им А.С. Пушкина
Пабло ПИКАССО

+ 108
Три женщины, 1908 год. Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Пабло ПИКАССО

121


Кликабельно
Тенора и скрипка, 1913 год. Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург Пабло ПИКАССО
Композиция с разрезанной грушей, 1914 год. Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург Пабло ПИКАССО



111
Скрипка, 1912 год. ГМИИ им А.С. Пушкина
Пабло ПИКАССО


Женщина с веером, 1907–1908 годы. Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Пабло ПИКАССО


Африка. Народность чокве, Ангола
Стоящая мужская фигура, XIX век. Дерево. Из собрания С.И. Щукина. ГМИИ им А.С. Пушкина




Фермерша (в рост), 1908 год. Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Пабло ПИКАССО

115
Африка. Народность сенукво, Кот д'Ивуар или Мали
Фигуры первопредков? XIX век. Дерево. Из собрания С.И. Щукина. ГМИИ им А.С. Пушкина

Одно из последних увлечение Сергея Ивановича живопись Андре Дерена.
К его творчеству Щукин пришёл уже тогда, когда Дерен, как и некоторые его коллеги-современники пережил увлечение
фовизмом и искусством африканских примитивов, а вот под обаяние кубизма не попал и пошёл своим путём.


Пейзаж с лодкой у берега. Карьер Сент-Дени, около 1914 года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Андре ДЕРЕН

Дерен тоже был последователем Поля Сезанна. Этот период его творчества (1911–1914 годы) за достаточно мрачный колорит, вытянутые пропорции и замкнутые композиции работ критики и искусствоведы часто называют готическим.

И работы Дерена, приобретённые Щукиным, по мнению искусствоведов, лучшие этого художника: У нас лучший Дерен!)
А вот так задрапировали античные статуи в зале Дерена-Руссо




Старый город в Кань, 1910 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Андре ДЕРЕН

53
Дома у воды. Монтрей-Сюр-Мер, 1910 год. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Андре ДЕРЕН

117.
Старый мост, 1912 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Андре ДЕРЕН

П д
Портрет девушки в чёрном, 1913–1914 годы. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Андре ДЕРЕН

4157303_1000
Натюрморт с черепом, 1912 год. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Андре ДЕРЕН

122.
Роща, 1912 год. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Андре ДЕРЕН

123
Натюрморт. Корзина с хлебом, кувшин и бокал с красным вином, 1912 год. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Андре ДЕРЕН

124
Стол у окна, около 1912 года. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Андре ДЕРЕН

125
Субботний день, 1912–1913 годы. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Андре ДЕРЕН
На картине семья Дерена: мама, младшая сестра и служанка. Не случайно у всех лица-маски.
Африканская маска это образ предка, исконных родовых черт, характерных именно для этой семьи


Девушка в чёрном, около 1913 года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Андре ДЕРЕН
Кстати, в 1920-е годы Андре Дюрена называли новым классиком ХХ века и сделали знаменем возвращения к порядку...

46

И под занавес немного работ Анри Руссо, знаменитого Таможенника, возвращающего зрителя в период наивного и светлого детства.
А Руссо, между прочим, вознесли на пьедестал художники-сюрреалисты и сделали свей иконой)


Муза, вдохновляющая поэта, 1909 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Анри РУССО


Нападение ягуара на лошадь, 1910 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Анри РУССО

129.
Вид парка Монсури, 1910 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Анри РУССО

130.
Нападение тигра на быка. В тропическом лесу, 1908–1909 годы. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Анри РУССО


Вид моста Севр и холмов Кламара, Сен-Клу и Бельвю с бипланом, воздушным шаром и дирижаблем, 1908 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Анри РУССО

Заключительным аккордом экспозиции стало декоративное панно Танец Анри Матисса,
созданное по прямому заказу Сергея Ивановича, для которого кураторы отвели Белый зал музея.

9.

Танец Анри Матисса – одна из тех знаменитых картин, которые немногие видели своими глазами, ведь не каждому выпадает возможность побывать в Эрмитаже или нью-йоркском Музее современного искусства. Танец – это праздник духа и тела, освобождение от всех тревог и забот, именно того, к чему стремился в своём творчестве художник. Мотив картины навеян то ли народными танцами в Коллиуре, сельской местности на юге Франции, то ли танцами в Муллен де ла Галет, излюбленном месте весёлого времяпрепровождения художников, то ли мотивами орнаментов древнегреческих ваз.


Это панно, вместе с парной Музыкой украшало лестницу и коридор особняка Сергея Щукина в Большом Знаменском переулке. Вихревой поток кружащихся в танце людей по замыслу собирателя должен был помочь домашним и гостям преодолевать лестницу на второй этаж. Матисс писал: Я буду декорировать лестницу. Я представляю себе входящего посетителя. Перед ним открывается следующий этаж. Ему нужно придать сил и дать чувство облегчения. Поэтому от Музыки веет покоем, а Танец полон динамизма.

Итак, мой отчёт о выствке братьев Щукиных подошёл к концу. Остаётся констатировать, что Сергей Иванович Щукин совершил прорыв в коллекционировании, став собирателем французского революционного, новейшего, зачастую непризнанного, искусства начала ХХ века. Не успел Александр Бенуа посетовать, что в России никогда не будет работ импрессионистов масштаба Завтрака на траве, как через несколько месяцев картина прибыла в Москву. Важно также и то, что благодаря Сергею Ивановичу и открытым дверям его особняка в Большом Знаменском переулке, талантливая российская молодёжь смогла познакомиться с другой живописной культурой, проникнуться ею и положить начало русскому авангарду, порой ещё более радикальному, вызывающему и эпатажному.

Tags: #Братья Щукины, #Сергей Щукин, Братья Щукины, Вернисаж, ЖЗЛ, Живопись, Изобразительное искусство, Картинки с выставки, Коллекционеры, Меценаты, Сергей Щукин
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Эпизоды из жизни Наполеона Бонапарта... Узник острова Святой Елены

    Он родился на острове, мечтал всю жизнь покорить остров, и умер против своей воли на острове... Шарль Морис де Талейран-Перигор Итак, 7…

  • Здесь не нары, а палаты)))

    Сегодня я вам покажу, друзья, место, где обитаю последние две недели. А также народное творчество, которым богаты его просторы))) Вряд ли вы…

  • Священный союз

    26 сентября 1815 года в Париже русским государем Александром I, королём Пруссии Фридрихом-Вильгельмом III и австрийским императором Францем I был…

  • Нарисованная жизнь. Анонс выставки в МРИ

    На прошлой неделе в Музее русского импрессионизма открылась долгожданная выставка работ талантливого русского художника, ученика Василия Поленова,…

  • Юрий Анненков Картинки с выставки. Часть 3

    В творчестве Юрия Анненкова портрет являлся одним из излюбленных жанров. Героями его работ становились не только культовые фигуры Серебряного века,…

  • Угадай-ка

    Симпатичный тест от Артархива Спасибо за наводку Вере, ака camomile К сожалению, тест не транслируется непосредственно в Живой…

  • (no subject)

    Николай Губенко 17 августа 1941 – 16 августа 2020 Не дожив один день до своего 79-летия, ушёл прекрасный российский актёр и режиссёр,…

  • Венский конгресс 1814-1815 годов. Итоги.

    Венский конгресс был последним мировым представлением, очевидно для всех закончившим большой, длинный и необычайно шумный сезон Марк Алданов,…

  • Эпизоды из жизни Наполеона Бонапарта.

    Мы расстались с Наполеоном после подписания им акта отречения в пользу своего сына Наполеона Франсуа Жозефа Шарля Бонапарта, которым завершилось его…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →