Елена (pro100_mica) wrote,
Елена
pro100_mica

Categories:

Коллекция братьев Щукиных в ГМИИ имени А.С. Пушкина. Картинки с выставки. Часть 3

Вот наконец мы добрались до главной изюминки этой выставки – собрания Сергея Ивановича Щукина, коллекционера радикальной и малопонятной на тот момент живописи, идущего в разрез с общепринятыми вкусами и мнением общества. Увлёк его собирательством младший брат Иван, познакомивший Сергея Щукина с галеристом Полем Дюраном-Рюэлем, французскими художниками Эдгаром Дега, Огюстом Ренуаром, Анри Матиссом. Однако в отличие от других коллекционеров Сергей Иванович покупал произведения искусства руководствуясь собственным вкусом, а не мнением экспертов и публики. Он говорил: Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок – покупай ее.

g42
Портрет Сергея Ивановича Щукина, 1915 год
Дмитрий МЕЛЬНИКОВ

На Сергея Ивановича, как продолжателя семейного дела, родители не возлагали больших надежд. Он рос хилым, заикой, часто в детстве болел, подолгу лечился, в том числе и заграницей. В отличие от братьев получил домашнее образование и только, когда с недугами удалось справиться – прослушал курс лекций по практической коммерции в Германии и стал работать в семейном предприятии И.В. Щукин с сыновьями. Но в итоге после смерти смерти отца именно он полностью унаследовал и возглавил семейный бизнес.

Экспозиция устроена так, чтобы дать нам возможность увидеть путь Сергея Щукина как собирателя, понять, как формировался и менялся его вкус, каким образом менее чем за двадцать лет Сергею Ивановичу удалось сформировать одну из лучших и самых дорогих в мире коллекций новой французской живописи. Каждому большому увлечению коллекционера на выставке посвящен отдельный зал.


Зал Моне и импрессионистов (Музыкальный салон) в Большом Знаменском переулке в Москве. Фото 1913–1914 годов.

О том, как выглядела коллекция Сергея Ивановича Щукина в его особняке, рассказывают старые фотографии. В моде тогда была сплошная развеска, картины висели прижатыми друг к другу, как будто ковром покрывая стены целиком, до потолка, а иногда и заходя на него. В нынешних музеях шпалерная развеска не принята, но здесь отчасти она воспроизведена в зале Поля Гогена.

##№1-а

1-1
Бульвар Мадлен в Париже, 1895 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фриц ТАУЛОВ


Хижина в горах, около 1874 года. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Густав КУРБЕ
Начал Сергей Иванович своё собирательство с довольно традиционных пейзажей,
но потом увлекся живописью Клода Моне и других импрессионистов

1-3
Руанский собор вечером, 1894 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Клод МОНЕ


Чайки. Река Темза в Лондоне. Здание парламента, 1904 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Клод МОНЕ

1-3
Руанский собор в полдень (Портал и башня Д'Альбана), 1894 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Клод МОНЕ



1-4
Луга в Живерни, 1888 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Клод МОНЕ


Городок Ветей, 1901 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Клод МОНЕ

М=5
Скалы в Этрета, 1886 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Клод МОНЕ

1-12
Девушки в чёрном, 1881 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пьер Огюст РЕНУАР

1-10
Городок Вильнёв-ла-Гаренн, 1882 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Альфред СИСЛЕЙ


Завтрак на траве, 1866 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Клод МОНЕ


12. Дама в черном, 1876 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пьер Огюст РЕНУАР


14. Белые кувшинки, 1899 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Клод МОНЕ

1-16
16. Стог сена в Живерни, 1886 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Клод МОНЕ


13. Скалы в Бель Иль (Пирамиды Порт Котон, Бурное море), 1886 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Клод МОНЕ


15. Танцовщица у фотографа (Танцовщица перед окном), 1875 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Эдгар ДЕГА


19. Танцовщицы на репетиции, 1875 1877 годы. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Эдгар ДЕГА

1-17
17. Голубые танцовщицы, 1898 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Эдгар ДЕГА

Клод Моне, Дама в саду Сент Андресс, 1867
18 Дама в саду, 1867 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Клод МОНЕ

##8+

5_b
Замок Мортон в Шотландии (Зачaрованный замок), 1896 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Джеймс ПАТЕРСОН

1=21 copy
Скачки, около 1888 года. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Жан Луи ФОРЕН


Поездка скаковых лошадей, 1880 годы. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Эдгар ДЕГА


Женщина у окна,
Анри ТУЛУЗ ЛОТРЕК

1=24
Профиль женщины в окне, 1903 1908 годы. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Одилон РЕДОН

1=25
Девушка с коровой. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Макс ЛИБЕРМАН


Весна, 1908 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Одилон РЕДОН

41+

1=27
Посещение Марией Елизаветы, 1894 год. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Морис ДЕНИ


В комнате. Релэ, 1899 год. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Жан Эдуард ВЮЙАР


Фигуры в весеннем пейзаже (Священная роща), 1897 год. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Морис ДЕНИ

рыбак
Бедный рыбак, 1879 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина Пьер Пюви де ШАВАНН


Портрет Марты Дени, жены художника, 1893 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Морис ДЕНИ


Фото кликабельно.
Слева направо и сверху вниз: Сосна. Сен-Тропе (Сосна Берто), 1909 год. Поль СИНЬЯК
Оперный проезд в Париже. Эффект снега. Утро, 1898 год. Камиль ПИССАРРО
Пейзаж с руинами, 1897 год. Арман ГИЙОМЕН
Площадь французского театра в Париже, 1898 год. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Камиль ПИССАРРО

1-36
Две девушки на террасе, 1903 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Шарль ГЕРЕН

В этом московском убежище не только самое большое собрание гогеновских картин, но, быть может, и наилучшее по своему выбору. Таких крупных и первоклассных холстов... нет ни в одной галерее (критик и искусствовед Яков Тугенхольд)

гоген1
Зал Гогена (Парадная столовая) в доме Сергея Щукина в Большом Знаменском переулке в Москве. 1913 год. Фото П.В. Орлова

Полотна дикаря от живописи Поля Гогена коллекционер разместил в темной, окрашенной в коричневатый цвет и отделанной дубовыми панелями столовой. Входивших в просторную столовую щукинского дома ослепляли желто-оранжевое пламя, сладость розового цвета и глубокая пышность синевы. Полотна Гогена, одетые в богатые золотые рамы, висели там, плотно прижавшись друг к другу, и напоминали гостям не то фреску, не то иконостас, обращающий думы созерцателя к высшей гармонии...

иконостас
А так выглядит Иконостас Гогена в экспозиции ГМИИ

Несколько охладев к работам Клода Моне и других импрессионистов, картины которых создали ансамбль Музыкального салона в особняке на Знаменке, Сергей Иванович обрёл своего нового героя в лице Поля Гогена и начал рьяно покупать его картины, безошибочно отдавая предпочтение шедеврам. Не изменил себе он и в самые тяжёлые периоды, пришедшиеся на это время: исчезновение и гибель младшего сына Сергея в 1905 году, последовавшую через два года смерть жены Лидии, самоубийство младшего брата Ивана, а затем и выстрел в щукинском особняке, которым свёл счёты с жизнью средний сын Сергея Ивановича Георгий...

Гогеновский иконостас стал своего рода ответом страстного коллекционера на свалившиеся на него жизненные испытания.

Для тех, кто не любит Гогена или более нейтрально называет его живопись Это не моё, попробую достучаться, рассказав немного о некоторых его работах. Возможно понимание того, о чём написана картина, как то изменит ваше отношение к художнику.

2=37+
Брод (Бегство), 1901 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Поль ГОГЕН

Эта картина написана художником за два года до смерти на острове Хиваоа Маркизского архипелага, куда он переехал с Таити, разочаровавшись и пресытившись безмятежностью туземного рая, который, как он считал, уже был испорчен цивилизацией. По одной из версий это аллюзия на изгнание из рая, в данном случае добровольное. По другой – всадник на белой лошади символический образ смерти. За ним следует верхом обнаженный таитянин, протягивающий кусок сырого мяса хищной птице, тем самым как бы отдавая ей свою плоть и жизнь. Считают, что эти странные персонажи навеяны сюжетом знаменитой гравюры Альбрехта Дюрера Рыцарь, смерть и дьявол, репродукцию которой Гоген взял с собой в Полинезию.

2=38 copy
Автопортрет, 1888 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Поль ГОГЕН

В иконостасе этот Автопортрет висел первым, предваряя знакомство с художником-таитянином и его работами. Поль Гоген часто писал свои портреты, которые для него обладали символическим значением. Причём зачастую изображал себя на фоне собственных произведений, предпочитая находиться в комнате с картиной, а не воспроизводя её по памяти. Здесь художник изобразил себя на фоне полотна В волнах с сине-зеленым морем, пеной и фигурой рыжеволосой Ундины.

2=39
Натюрморт с фруктами, 1888 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Поль ГОГЕН

Это самая ранняя из написанных Полем Гогеном работ в коллекции Сергея Щукина. Он приобрёл её на пике своего интереса к художнику. Эту картину в своё время Гоген преподнёс в качестве подарка к помолвке друга художника Шарля Лаваля и своей бывшей возлюбленной Мадлен Бернар. Возможно именно из-за того, что она предпочла другого, уязвленный Гоген изобразил на полотне таинственные предостерегающие символы. Фрукты представлены здесь как дары жизни, на которые с вожделением смотрит женщина-лисица, словно желая вкусить запретный плод. К сожалению, судьба супругов сложилась трагически, через два года после женитьбы Шарль Лаваль скончался от туберкулеза, а вскоре за ними последовала и Мадлен. Кажется Гоген что-то нехорошее предчувствовал...

2-40
Пейзаж. Лошадь на дороге, 1899 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Поль ГОГЕН

Несмотря на то, что этот пейзаж написан в последние годы жизни Гогена, в нём проглядывает более ранняя манера письма времен увлечения импрессионизмом. Здесь он не пытается найти какую-то мистику, а показывает умиротворённую жизнь и быт островитян со следами цивилизации: заборы вдоль дороги, аккуратные постройки, аборигенку в европейской одежде. Всё банально и скучно, с приходом европейских миссионеров исчезает флёр таинственности... Скорее всего эта картина была написана на продажу

2=41
А, ты ревнуешь? 1892 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Поль ГОГЕН

Картина, которая принесла Полю Гогену удовлетворение; в августе 1892 года в письме к французскому художнику Даниэлю де Монфрейду он сообщал: Недавно я написал шикарное ню: две женщины на берегу. Мне кажется, что это лучшее из того, что я пока сделал... Сюжет художник взял из жизни: он увидел двух сестёр, отдыхающих на тёплом розовом песочке после купания в непринужденных сладострастных позах и вспоминавших былые любовные похождения, и мечтавших о новых победах. Между ними разгорелся спор и одна из сестер бросила фразу: Что, ты ревнуешь? Художника поразило существование негативных эмоций в этом кажущемся райским уголке планеты. Он задался вопросом, почему страсти человеческие ложатся на нас большим бременем, откуда они берутся? Звучит очень по-русски, по-достоевски, возможно. именно это и прельстило Сергея Щукина в данной работе мастера.

42
Женщины на берегу моря (Материнство), 1899 год. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Поль ГОГЕН

Сергей Щукин сам был неутомимым путешественником, поэтому в работах Поля Гогена, его, безусловно, привлекала декоративность и манящая экзотика далекого острова Таити. Картина Женщины на берегу моря была среди первых работ Гогена, приобретенных Щукиным. В основу композиции этой работы легла иконография сцен поклонения Младенцу у старых мастеров. Поводом для написания работы стало, по-видимому, рождение у Гогена сына от Пахуры, его второй таитянской жены. Фигуры таитян здесь очерчены жесткими контурами, а пятна локального цвета напоминают средневековые витражи.

2-43
Королева (Жена короля), 1896 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Поль ГОГЕН

Об этой картине, которую в начале ХХ столетия именовали Женщина под деревом манго рассказал сам живописец в письме своему близкому другу Даниэлю дэ Монфрейду: Только что закончил картину – один метр тридцать сантиметров на один метр, которую считаю гораздо удачнее всего предыдущего: обнаженная царица лежит на зеленом ковре, служанка срывает плоды, два старика подле большого дерева рассуждают о древе познания; в глубине морское побережье. Мне кажется, что по цвету я еще никогда не создавал ни одной вещи с такой сильной торжественной звучностью. Деревья в цвету, собака сторожит, справа два голубя воркуют. Но какой смысл посылать это полотно, когда есть уже столько других, которые не продаются и вызывают вой. Это вызовет еще больший вой... Но Гоген оказался не прав, эту картину благосклонно отметила европейская критика, тело первобытной Евы (а позировала Гогену его вторая жена, тринадцатилетняя Пахура) её завораживало.

Вольготно возлежащая молодая таитянская дева своеобразно продолжила череду классических обнаженных Венер – Спящей Венеры Джорджоне, Обнаженной Махи Гойи и одновременно скандальной Олимпии Мане, которую Гоген неоднократно копировал.
И опять яркие цвета, богатая палитра, лишённые полутонов, чёткие контуры роднят и это полотно с красочным витражом.


Сбор плодов (О, Таити, чудесный край!), 1899 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Поль ГОГЕН

Картина написана спустя год после того, как Гоген пытался свести счеты с жизнью. Его отношение к собственному бытию оставалось предельно печальным, но на живописи эти проблемы не отражались. В левой части картины на золотом фоне изображены женщины с цветами и плодами в руках, символизирующие небеса, Эдемский сад, райское спокойствие и изобилие. В центре фигура, срывающая с дерева плод, аллюзия на искушение и грехопадение. А правая часть картины с всадником, спящей собакой и щенками символизирует землю, где торжествуют рождение и смерть. Это история и судьба человечества. Покупка этой картины стала завершающим аккордом в создании композиции гогеновской столовой, где эта работа заняла центральное место.


Таитяне в комнате (Не работай!), 1896 год. ГМИИ
Поль ГОГЕН

Картина относится ко второму периоду пребывания Гогена на Таити и написана в доме, который он построил для себя в Пунаауйа. Скорее всего на ней изображены соседи, которые навещали его в мастерской. Расположившаяся на отдых в тени хижины чета курящих островитян превращается у художника в своеобразную аллегорию созерцательного блаженства, которое испытывают обитатели тропического рая, где царствуют покой, тишина и гармония между миром людей и животных.

47
Её звали Вайраумати, 1892 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Поль ГОГЕН

Здесь воплощено одно из преданий Полинезии о красавице Вайраумати, ставшей женой маорийского бога Оро: величайший из богов, решил однажды избрать себе подругу среди смертных. ...Много дней прошло в тщетных усилиях, и он уже собрался было возвращаться на небеса, когда заметил молодую девушку, необычайно красивую. Она была высокой, статной, солнце блистало в золоте ее кожи, и в ночи ее волос дремали все тайны любви. Вайраумати – так звали девушку... Вайраумати тем временем приготовила для его приема стол, уставленный плодами, и ложе из самых тонких циновок и самых роскошных тканей... После смерти [бог] был вознесен на небо, где Вайраумати сама тоже заняла место среди богинь
Древней полинезийской легенде Поль Гоген придал современное звучание: его Вайраумати – молодая прекрасная таитянка, горделиво восседающая в позе древнеегипетской жрицы на фоне красот тропической природы.

2=48
Месяц Марии, 1899 год. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Поль ГОГЕН

В этой работе Гоген передаёт красочное весеннее пробуждение и цветение природы. Месяц Марии – май, месяц, посвященный католической церковью чествованию Девы Марии. Именно на это время приходятся языческие праздники, связанные ней.


Подсолнечники, 1901 год. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Поль ГОГЕН

В 1901 году Поль Гоген написал несколько картин с изображением цветов подсолнечника, возможно, отдавая дань художнику подсолнухов, как он называл Винсента Ван Гога. Кстати, знакомство этих двух великих художников в 1887 году началось с того, что Гоген выменял свою картину На берегу реки в Мартинике на Натюрморт с двумя подсолнухами Ван Гога.

Гоген изображает отдельные цветы подсолнечника в разных стадиях жизненного цикла: от начального этапа цветения до созревания семян и опадания листьев, тем самым срезанные цветы становятся метафорой скоротечности жизни.

2-50
Мужчина, собирающий плоды с дерева, 1897 год. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Поль ГОГЕН

Изображая незатейливую жизнь и простой быт обитателей далёких экзотических островов (женщин, мужчин, детей), Гоген противопоставлял их излишеству и роскоши западной цивилизации, которые презирал...

1-45
Портрет доктора Рея, 1889 год, ГМИИ
Винсент Ван ГОГ

Читала в отзывах о выставке удивление, а порой и возмущение, почему к иконостасу Гогена кураторы присоединили этот Портрет доктора Рея кисти Ван Гога.

Дубовая столовая

Не вижу в этом ничего удивительного. Если посмотртеть на реконструкцию Дубовой столовой в особняке Щукина, то видно, что Сергей Иванович вплёл в иконостас две работы Ван Гога, а именно Воспоминание о саде в Эттене (Арльские дамы) и Куст, а организаторы выставки видимо сочли нужным как-то это отметить тем, что имелось в наличие. Эрмитаж что-то не очень расщедрился и немало интересных работ (в том числе трёх Гогенов и двух Ван Гогов из Иконостаса) не представил на выставку. Громко говорили только о Музыке Матисса, якобы дышащего на ладан. Но думаю права была Ирина Антонова, высказывавшая по этому поводу своё недоумение.

Вот пока на этом всё. Но окончание следует. Со временм у меня совсем плохо, поэтому когда это будет, точно не скажу)

Tags: #Братья Щукины, #Сергей Щукин, Братья Щукины, Вернисаж, ЖЗЛ, Живопись, Изобразительное искусство, Картинки с выставки, Коллекционеры, Меценаты, Сергей Щукин
Subscribe

Posts from This Journal “Картинки с выставки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →