Елена (pro100_mica) wrote,
Елена
pro100_mica

Categories:

Коллекция братьев Щукиных в ГМИИ имени А.С. Пушкина. Картинки с выставки. Часть 2


Итак, продолжим нашу прогулку по залам ГМИИ имени Пушкина, предоставившего нам возможность полюбоваться частью уникальных собраний произведений искусства меценатов и талантливых коллекционеров, членов славного семейства московских купцов Щукиных. Сегодня рассказ о Дмитрие Ивановиче и Иване Ивановиче.


ДИ-1 copy


Святые Юста и Руфина, Испания XVII век. Дерево (дуб), резьба. ГМИИ им. Пушкина


Шествие на Голгофу, 1634 год. ГМИИ им. Пушкина
Иоахим ПАТИНИР последователь второй четверти XVI века


Аллегория любви. ГМИИ им. Пушкина
Матиас ГЕРУНГ


Плоды ревности, 1530 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Лукас КРАНАХ Старший


Бюст мужчины и Иоанн Креститель, Испания XVII век. Дерево, полихромная роспись. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Во время учёбы в дрезденском Коммерческом училище Дмитрий Иванович Щукин часто посещал Цвингер, который в то время был центром культурной жизни города и всей Германии, а его знаменитая художественная галерея – крупнейшей европейской сокровищницей работ старых мастеров. В том числе и голландских, к которым Дмитрий Иванович питал особо нежные чувства. Ещё при жизни отца он оставил семейный бизнес, вложил деньги в ценные бумаги и жил на крупные дивиденды. Дмитрий Иванович полностью отдался своему хобби, посещал музеи и галереи, встречался с коллекционерами, читал книги и изучал каталоги аукционов разных лет. Своей семьи Дмитрий Иванович так и не создал, вёл уединенный образ жизни, оставшись убеждённым холостяком до конца своих дней.


Слева направо: Рождество. Дерево, темпера, позолота, XV век. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Мастер Лихтенштейнского замка
Христос-Страстотерпец, около 1520. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Ян МОСТАРТ
Поклонение волхвов. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Мастер Лихтенштейнского замка


Несение креста. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Михель ЗИТТОВ


Мужской портрет и Женский портрет, оба 1573 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Адриан Томас КЕЙ


Суета сует. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Винсент Лауренс ван дер ВИННЕ


Урок музыки, 1661 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Круг Герарда Терборха


Натюрморт (Апельсины, лимон и вино в бокале), 1670 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Юлиан ван СТРЕК


Бронзовая скульптура, XVI – XVIII века. Италия. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Первыми в собрании Дмитрия Ивановича появились изделия Мейсенской мануфактуры, ведущего производителя фарфора в Европе. Затем он начал покупать художественную эмаль (кулоны и миниатюры), золотые табакерки, итальянску майлику, медные бюсты, французские и итальянские бронзовые статуэтки XVI – XVII веков.


Натюрморт с кубком из перламутровой раковины, около 1660 года. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Виллем КАЛЬФ


Возвращение с охоты, 1660 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Филиппс Паувелс ВАУВЕРМАН




Иуда и Фамарь, 1645 год. ГМИИ им. Пушкина
Гербранд ван ден ЭКХАУТ


Вид реки Ваал у Неймегена, 1649 год. ГМИИ им. Пушкина
Ян ван ГОЙЕН


Катание на коньках. ГМИИ им. Пушкина
Хендрик АВЕРКАМП

Начало живописной части коллекции было положено приобретением в 1893 году у венского антиквара картины Катание на коньках амстердамского живописца XVII века Хендрика Аверкампа. Следующим удачным приобретением Дмитрия Мвановича стал Урок музыки Герарда Терборха. В итоге он собрал самую большую в России коллекцию старой голландской живописи. Она включала 78 полотен, среди которых были работы Питера Брейгеля, Лукаса Кранаха Старшего, Хендрика Аверкампа, Виллема Класа Хеда, Якоба Исаака ван Рейсдаля и многих других. В его коллекции была и известная картина Аллегория веры Яна Вермеера, работы которого можно пересчитать по пальцам, но позже он продал её Королевской галерее в Гааге.




Интерьер новой церкви в Делфте, 1655 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Хендрик Корнелис ван дер ВЛИТ


Завтрак, 1646 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Питер КЛАС


Копия. Амур со стрелами, XVII век. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Антонис ван ДЕЙК


Пилат, умывающий руки. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Николаус КНЮПФЕР


Майоликовые блюда на мифологические, библейские и античные сюжеты, XVI век. Италия, герцогство Урбинское. ГМИИ им. А.С. Пушкина


Витраж с изображением герба, 1597 год. Швейцария. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Бартоломеус ХОЛЛ




Архитектурная фантазия с двориком, первая половина 1780-х годов. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Архитектурная фантазия с разрушенной готической аркой, первая половина 1780-х годов. ГМИИ им. А.С. Пушкина
франческо ГВАРДИ


Портрет дамы в саду, конец 1730 начало – 1740-х годов. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Никола ЛАНКРЕ

Кроме работ голландских мастеров в собрании Дмитрия Щукина было немало картин французских художников галантного периода, а также итальянских, немецких и английских живописцев XVII – XIX веков. В отличие от своих братьев, Дмитрий Иванович старался покупать вещи только с безупречным провенансом. Он изучал историю каждой работы и консультировался с экспертами, чтобы убедиться в подлинности картин и не приобрести подделку, как это нередко случалось у его младшего брата Ивана.


Иоанн Креститель – отрок, XIX век. Италия. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Подражание Антонио Росселино




Женская головка (Пробуждение), 1730-е годы. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Франсуа БУШЕ


Святое семейство, 1740-е годы. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Помпео Джироламо БАТОНИ


Грозящий Амур, конец XVIII века. Фарфор (бисквит). ГМИИ им. А.С. Пушкина
Этьен-Морис ФАЛЬКОНЕ


Туалет Венеры. 1781 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Жан-Батист РЕНЬО


Отдых после охоты. 1742 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Жак ЛАЖУ


Портрет Аделаиды Савойской, 1697 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Франсуа де ТРУА


Натюрморт, изображающий барельеф Бушардона Осень, 1770 год. ГМИИ им. Пушкина
Жан-Батист Симеон ШАРДЕН


68. Крещение Христа. Италия, XVII век. Бронза. Алессандро Альгарди
69. Мадонна. Германия, XIX век. Бронза
70. Эней, Анхиз и Асканий. Франция, XIX век. Пьер Лепорт
71. Богоматерь непорочного зачатия. Германия, XVIII век. Дерево.
72. Похищение сабинянки, 1583 год. Италия. По модели Джамболоньи




Нападение (Собака, нападающая на индюка), 1781 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Жан Батист ЮЭ


Веер-плие. Франция, середина XVII века. Из коллекции Дмитрия Щукина.


Павильон в парке, 1770-е годы. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Робер ГЮБЕР


Портрет графини Елизаветы Тун-Гогенштейн (Елизаветы Осиповны Разумовской), 1787 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Генрих ФЮГЕР

Дмитрий Иванович жил скромно и незаметно, не строил особняков для своих сокровищ, заранее решив, что оставит их Румянцевскому музею, не устраивал шумных показов новых приобретений. После революции он родину не покинул, был назначен младшим помощником хранителя, а в 1924 году – заведующим отделом итальянской живописи Первого Музея старой западной живописи открытого в его доме в Староконюшенном переулке. В 1920-х годах фарфоровые изделия отправили в Государственный музей керамики в усадьбе Кусково, коллекцию голландских мастеров отдали Музею изящных искусств, а остальные сокровища разделили между другими музеями.

Дмитрий Иванович Щукин пережил гибель российской империи, переформирование Румянцевского музея и раздел своей коллекции. После всех пертурбаций ему была назначена мизерная пенсия и выделена комната в особняке брата Сергея Ивановича на Знаменской улице. Здесь он и скончался в 1932 году, всеми забытый, беспомощный и ослепший...


Портрет Ивана Ивановича Щукина, фрагмент, 1899 год. Государственный Эрмитаж.
Игнасио СУЛОАГА
Зал младшего брата Щукиных Сергея Ивановича напоминает мавзолей, траурную комнату по нему и его коллекции.
В полной темноте на стенах подсвечены несколько картин, когда-то бывших в его собрании.

Русский парижанин, тусовщик, прожигатель жизни, умнейший и несчастнейший брат из семейства Щукиных. Иван получил блестящее образование в России в Лицее цесаревича Николая на Остоженке, а в свободное время посещал классы живописи и ещё со студенческих скамьи печатал в журналах свои искусствоведческие статьи. Он был знаком с Игорем Грабарём, который отзывался о нём как об ошеломляюще осведомленном знатоке живописи. В семейном бизнесе не участвовал, а в 1895 году и вовсе покинул Россию.




Кающаяся Мария Магдалина, 1576–1577 годы. Музей изобразительных искусств, Будапешт
ЭЛЬ ГРЕКО

Иван Щукин переехал в Париж и поселился в апартаментах на авеню Ваграм. Сюда же он перевез свою книжную коллекцию редких изданий по истории русской философии и религиозной мысли, которую продолжил пополнять и во Франции. В его доме часто проходили литературные вечера и встречи с молодыми французскими художниками. Иван был редкостным знатоком коллекционной тусовки, он знал всех художников и знал всё о них, его ценила и посещала местная богема. Печатался Иван Щукин в русских журналах под псевдонимом Жан Броше (Жан Щука). Был профессором Вольного университета в Брюсселе и Школы восточных языков в Париже.




Сирень на солнце, 1872–1873 годы. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Клод МОНЕ


Портрет Антонена Пруста, 1877–1880 годы. ГМИИ им. А.С. Пушкина Эдуар МАНЕ

Но при всём при этом, к собирательству Иван Иванович относился довольно легкомысленно, не утруждая себя проверкой подлинности приобретаемых работ. И когда в 1907 году, попав в затруднительную ситуацию из-за накопившихся долгов, Щукин попытался продать большую часть коллекции, выяснилось, что она содержит огромное количество подделок...


Портрет Ивана Ивановича Щукина, 1899 год. Государственный Эрмитаж.
Игнасио СУЛОАГА
Не справившись с постигшей его трагедией и не не в силах пережить банкротство, в 1908 году Иван Иванович Щукин застрелился...

На этом пока сделаем остановку. Но продолжение следует.

Tags: #Братья Щукины, #Дмитрий Щукин, #Иван Щукин, Братья Щукины, Вернисаж, Дмитрий Щукин, ЖЗЛ, Живопись, Иван Щукин, Изобразительное искусство, Картинки с выставки, Коллекционеры, Меценаты
Subscribe

Posts from This Journal “Картинки с выставки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →