Елена (pro100_mica) wrote,
Елена
pro100_mica

Categories:

Коллекция братьев Щукиных в ГМИИ имени А.С. Пушкина. Картинки с выставки. Часть 1

Феномен Щукиных – это феномен русского купечества, слухи о дремучести которого сильно преувеличены...
Действительно канул в Лету образ купчины, торгаша в плисовой поддевке, смазанных скрипучих сапогах, с сальными волосами, расчесанными на прямой пробор, малограмотного и грубого, зато спесивого и чванливого. Среда просвещенных московских купцов, чьи деды вышли из древних старообрядческих семей, во второй половине и конце XIX века дала целую плеяду талантливых интеллектуалов, эстетов, знатоков искусства, меценатов и коллекционеров.

Вот представителям одной из таких семей и была посвящена выставка Щукин. Биография коллекции в Пушкинском музее столицы.


Выставка уже отгремела, отстояла очередями, а я как обычно только просыпаюсь, чтобы сделать репортажи из её залов)))

На мраморной лестнице Пушкинского музея нас встречают яркие полотнища с фамилией Щукин и именами героев выставки – Сергея, Ивана, Дмитрия и Петра. Это сыновья выходцев из тех самых староверческих купеческих семей – крупного российского текстильного магната и соучредителя Московского коммерческого банка Ивана Васильевича Щукина и его супруги Екатерины Петровны, урождённой Боткиной. Именно мать, даром что тоже купчиха, воспитанная в творческой среде (её брат Михаил был художником и коллекционером), привила детям любовь к живописи и искусству, научила в них разбираться и посоветовала вкладывать деньги. И немалые...


Портрет Ивана Васильевича Щукина, 1890-е годы. ГИМ, Москва
Михаил БОТКИН

Отличное образование вкупе с немалым капиталом способствовали увлечению братьев Щукиных коллекционированием. Стоит нам посмотреть на рисунок, картину или любую другую вещь, как мы настораживаемся, – писал один из них.

На выставке представлено около 450 художественных произведений.
Я не покажу вам все экспонаты выставки, но картины постараюсь дать полностью.

111
Портрет Петра Ивановича Щукина. Государственный исторический музей (далее ГИМ, Москва)
Андрей КАРЕЛИН

Зал старшего из братьев-коллекционеров Петра Ивановича напоминает собой бонбоньерку, доверху набитую разными сладостями: здесь вам редкие архивные документы и книги, персидские ткани и японские шкатулки, набор камергерских ключей и китайский посох, фарфор и мебель, произведения прикладного искусства и предметы быта Древней Руси. И конечно же скульптура и живопись, причём самая разнообразная – гравюры, литографии, рисунки, картины, последние от Фёдора Рокотова до Поля Эллё.

G1
Портрет Петра I, 1703–1706 годы. ГИМ, Москва
Готфрид СХАЛКЕН


Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны, середина XVIII века. ГИМ, Москва
Копия с живописного оригинала Георга Христофора Гроота
Неизвестный художник середины XVIII века.


Портрет великого князя Александра Павловича в детстве, начало 1780-х годов. Авторское повторение. ГИМ, Москва
Фёдор РОКОТОВ


Портрет великого князя Константина Павловича, первая половина 1790-х годов. ГИМ, Москва
Копия с живописного оригинала Жана-Луи Вуаля
Неизвестный художник конца XVIII века


Рельеф Апофеоз Александра I, 1819 год. Россия, Урал, Чугун, литьё, покраска. ГИМ, Москва
Мастер Ларион Антонов
Кудрявый, черноволосый и чернобровый Александр Павлович доставил)))


Портрет императрицы Александры Фёдоровны, 1830 год. ГИМ, Москва
Копия с оригинала Джорджа Доу
Вильгельм Август ГОЛИКЕ

Шк
Шкатулка. Россия, Тула, 1790-е годы. ГИМ, Москва
Сталь, бронза, бархат; полировка, огранка, золочение, инкрустация, литьё


Швейка. Россия, Тула, первая половина XIX века. ГИМ, Москва
Сталь, медь, дерево; насечка, полировка.


Шкатулка. Россия, Тула, около 1801 года. ГИМ, Москва
Сталь, бронза, бархат; полировка, огранка, золочение, инкрустация, литьё

112
Кресло, XIX век. Китай. Государственный музей искусства народов Востока, Москва
Дерево, мрамор розовый, мрамор серый, перламутр, резьба, инкрустация.


73–74. Съёмы для нагара свечи. Россия, Тула. Конец XVIII века. Сталь, бронза, золочение. ГИМ, Москва
В центре – замок врезной. Западная Европа, XVII век. Железо, медь, ковка, гравировка. ГИМ, Москва


Камергерские ключи, XVIII – XIX век. Россия, Европа. ГИМ, Москва

Пётр Иванович был всеядным. Свои первые экспонаты он приобрел во время учёбы и стажировки в Германии. Было время, когда в его особняке на Малой Грузинской улице, построенном в стиле старинных русских палат архитектором Борисом Фрейденергом, хранилось несколько тысяч экспонатов, и Щукин выпустил несколько каталогов: Персидские вещи Щукинского собрания, Опись старинных вещей собрания П.И. Щукина, Опись старинных славянских и русских рукописей собрания П.И. Щукина, Бумаги, относящиеся до Отечественной войны 1812 г.

Вскоре оказалось, что и нового строения для экспонатов мало – на территории усадьбы построили еще одно здание и склад. В 1895 году музей Петра Щукина принял первых посетителей. Коллекционер сам водил гостей по залам и рассказывал об экспонатах.


Кресло садовое. Россия, 1730-е годы(?). ГИМ, Москва
Сталь, ковка, покраска


Панорамный вид Черноисточенского завода Демидовых, 1836 год.
Павел ВЕДЕНЕЦКИЙ


Усадьба Кусково. Вид из-за пруда, 1836 год. ГИМ, Москва
Николай ПОКЛЮЧНИКОВ


Панорамный вид Нижнетагильского завода Демидовых, 1836 год. ГИМ, Москва
Павел ВЕДЕНЕЦКИЙ


Усадьба Ордо-Никольское Мицкевичей в Старицком уезде Тверской губернии, 1843 год. ГИМ, Москва
Семён МУРЗИН




Шаль, XIX. Индия. ГИМ, Москва
Шёлк, золотые нити, ручное ткачество


Фрагмент ткани. Османская империя. Начало XVII века. ГИМ, Москва


Казула (орнат), конец XVIII века. Россия. Сшит из слуцкого пояса. ГИМ, Москва

фрагмент пояса
Фрагмент слуцкого пояса, конец XVIII века. Россия. ГИМ, Москва


Валёк, начало XIX века. Россия, Нижегородская область. ГИМ, Москва
Дерево, масло, резьба, раскраска


Щупы для муки, 1820 – 1830-е годы. Россия, Тула. Сталь, ковка. ГИМ, Москва

фарф
Коробочка и Кубок с крышкой, третья четверть XVIII века. Великий Устюг, эмаль, медь. ГИМ, Москва




Обнажённая, 1876 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пьер Огюст РЕНУАР

Первым публичным местом, где можно было увидеть импрессионистов в России, был личный музей Петра Ивановича Щукина. Но в какой-то момент он потерял интерес к современной французской живописи, и Сергей Иванович выкупил у него понравившиеся картины.


Дама в белом, вторая половина XIX – первая треть XX веков. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Поль ЭЛЛЁ

Мэри Кассет (1844-1926). Мать и дитя, начало XX века. Бумага, пастель. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Мать и дитя, начало XX века. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Мэри Кэссет

Горки
Катание с ледяных гор на реке Неве во время масленицы, 1803 год. ГИМ, Москва
Бенжамен ПАТЕРСЕН


Портрет Аграфены Фёдоровны Закревской, в девичестве графини Толстой, 1825 год. ГИМ, Москва
И. СЕРГИЕВ

Аграфена Фёдоровна, признанная, как бы теперь сказали, светская львица, дочь известного мецената и библиофила графа Фёдора Андреевича Толстого, внучка богатейшего золотопромышленника. В своё время была хозяйкой салонов, красавицей и покорительницей мужских сердец. В неё долго и безутешно был влюблён поэт Евгений Абрамович Баратынский, для которого она стала не только возлюбленной, но и музой (и кто знает, случился бы он как поэт не будь страсти к этой женщине), единственной на небосводе звездой. Пробегая мимо, не остался равнодушным к чарам Аграфены и наш Александр Сергеевич, назвавший её беззаконной кометой...

кабинет
Тансу (кабинет), XIX век. Япония. Государственный музей искусства народов Востока, Москва
Дерево, лак, лак золотой, металл, инкрустация, роспись, ковка, гравировка


Портрет купца Василия Алексеевича Злобина. ГИМ, Москва
Неизвестный художник начала XIX века

После волнений 1905 года Пётр Иванович Щукин подарил всю свою разнообразную и эклектичную коллекцию вместе с домами, библиотекой и картиной галереей городу Москве, а конкретно Российскому историческому музею, оставив за собой право пожизненного хранителя музея, который он до конца жизни содержал (в том числе и сотрудников, которые там работали) и пополнял, продолжая тщательно изучать и описывать экспонаты, общий перечень которых составил 23911 номеров.

Скончался Пётр Иванович в 1912 году от гнойного аппендицита. В начале 1917 года коллекция его была полностью перемещена в Исторический музей, а позже частично рассредоточена по другим фондам и собраниям. А особняк на Малой Грузинской улице, построенный коллекционером, в дальнейшем был отдан под Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева.

Хотела как обычно сделать огромный пост о трёх братьях Щукиных, но потом передумала, так как очень уж разные у них были вкусы.
Поэтому продожения следуют...

Tags: #Братья Щукины, #Петр Щукин, Братья Щукины, Вернисаж, ЖЗЛ, Живопись, Изобразительное искусство, Картинки с выставки, Коллекционеры, Меценаты, Петр Щукин
Subscribe

Posts from This Journal “Картинки с выставки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments