Елена (pro100_mica) wrote,
Елена
pro100_mica

Categories:

Наполеону Бонапарту 250 лет

Не ошибусь, если скажу, что Наполеон Бонапарт самая незаурядная фигура в европейской истории Нового времени. Как бы не относиться к этому человеку, но с позиции истории он является именно тем, кто перевернул мировоззрение нескольких поколений жителей Европы, стал легендой и символом не только военной мощи Франции, но и борцом за свободу революции, примером для будущих политиков. К его славе и судьбе, к его взлету и падению не ослабевает внимание уже третье столетие. Не мудрено, что его личность пользовалась большим успехом у художников, которые стремились запечатлеть императора французов не только на пардных портретах, но и в разных жизненных ситуациях.

#1
Наполеон и художники
Иллюстрация к книге Уильяма Миллигана Слоана Жизнь Наполеона Бонапарта, 1896 год

Прижизненная иконография Наполеона велика. В её создании приняли участие практически все сколь нибудь значимые живописцы той эпохи. Понравившиеся Наполеону портреты множились как создававшими их художниками, так и их помощниками. Популярный в начале XIX столетия Робер Лефевр, например, тридцать семь раз повторил написанный им в 1806 году Портрет Наполеона-императора.

В своих рассказах об императоре французов и наполеоновских войнах я показала вам ранее как мне кажется огромное количество ликов Бонапарта, поэтому сейчас остановлюсь только на нескольких, самых первых. Когда Наполеон был таков, как о нём с восхищением писал фельдмаршал Суворов: О, как шагает этот юный Бонапарт! Он герой! Он чудо-богатырь! Он колдун! Он побеждает и природу, и людей. Он обошел Альпы, как будто их и не было вовсе. Он спрятал в карман грозные их вершины, а войско свое затаил в правом рукаве своего мундира. Казалось, что неприятель тогда только замечал его солдат, когда он их устремлял, словно Юпитер свою молнию, сея всюду страх и поражая рассеянные толпы австрийцев и пиемонтцев. О, как он шагает!..

1796 милан
Портрет генерала Наполеона Бонапарта, главнокомандующего Итальянской армией, в профиль, 1796 год. Лувр
Жан Антуан ГРО

Кто первым написал прижизненный портрет генерала Наполеона Бонапарта со 100-процентной точностью я сказать не могу. Но скорее всего это был молодой французский живописец Жан Антуан Гро. Во время первой итальянской кампании в 1796 году работы Гро приглянулись жене Наполеона Жозефине Богарне, она пристроила его в свою свиту в Милане; затем он стал членом комиссии по оценке и отбору художественных ценностей, предназначенных для вывоза во Францию, а вскоре был назначен офицером штаба наполеоновской армии и смог запечатлевать полководца в минуты высшей славы.

Гро написал Бонапарта с натуры в 1796 году во время короткого отдыха генерала в Милане. На рисунке голова генерала повернута в профиль, резко обозначены прямой нос, волевой подбородок, плотно сжатые губы. Взгляд холоден, пронзителен и спокоен.

148518_original
Нaпoлeoн Бoнaпaрт на Аркольском мосту, 1797 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Антуан-Жан ГРО

Через полгода после первого сеанаса позирования, Гро начал писать живописный портрет генерала на Аркольском мосту, желая запечатлеть одну из первых побед Наполеона, знаменитый эпизод ноября 1796 года, когда в ходе жестоких боёв французское наступление фактически захлебнулось, но Наполеон пошёл ва-банк, не побоявшись поставить на карту судьбу не только своей армии, но и собственную жизнь. В битве за мост близ итальянского городка Арколе, молодой генерал, выхватив знамя, под градом пуль ринулся вперед, лично возглавил атаку на врага. Австрийцы были разбиты и отброшены, а французы овладели переправой.

На фоне сумрачного неба нам предстаёт стройная, твёрдо очерченная фигура полководца с бледным, взволнованным лицом, обрамленным разметавшимися волосами, уверенно шагающего навстречу вражескому огню. Голова резко повернута назад (следуют ли солдаты?), а вытянутая вперед правая рука, сжимающая древко знамени, указывает направление движения. Порыв подчеркивает темпераментная манера письма, несвойственная живописи того времени. Перед нами человек действия. В образе подчеркиваются накал чувств, страстность. Портрет понравился Бонапарту. И вообще надо отметить, что встреча с Бонапартом перевернула жизнь Жана Антуана Гро. Мало того, что художник, получив разрешение писать портрет Наполеона, последовал за ним на поле боя (в чине лейтенанта), он стал прославлять полководца, первого консула, императора в различных жизненных ситуациях и сражениях.

Но ни одна из последующих работ художника не выдерживает сравнения с этой, первой, по искренности, трепетности, романтизму. Мне кажется, что любой человек, увидевший картину Жана Антуана Гро Нaпoлeoн Бoнaпaрт на Аркольском мосту в Лувре или Эрмитаже (таких версий художник написал несколько), не забудет одухотворённое лицо молодого Бонапарта со знаменем в руках!..


Портрет генерала Бонапарта, 1796 год
Андреа АППИАНИ


Генерал Буонапарт, 1798 год. Париж, Национальная библиотека Франции департамент гравюр.
гравюра Пьера-Мишеля АЛИКСА, по портрету Андреа АППИАНИ

Итальянский неоклассический художник Андреа Аппиани в 1796 году был назначен французскими властями комиссаром по делам изобразительных искусств Цизальпинской республики. В его ведении находились миланская Академия художеств и галерея Брера. Его кисти также принадлежит один из первых портретов молодого Наполеона. Став придворным художником, по заказу Наполеона Андреа Аппиани писал портреты и аллегории, прославлявшие гений императора и его военачальников.

Наполеон на троне с аллегорическими фигурами мира и победы 1806 год
Наполеон на троне с аллегориями Мира и Победы, 1806 год. Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Андреа АППИАНИ

Эта картина повторяет композицию медали, посвящённой победе Наполеона при Аустерлице. Император изображён восседающим на троне, слева от него фигура Мира, присутствие которой связано с заключённым 26 декабря 1805 года мирным договором в Прессбурге; справа от Наполеона – фигура Победы, из рук которой император получает глобус, указывающий на общемировой, глобальный, характер его завоеваний. Богатая нарядная драпировка подчеркивает торжественность момента.

Джузеппе ЛОНГИ
Портрет генерала Бонапарта в профиль. Рисунок карандашом и акварелью, выполненный во время Итальянской кампании в 1796 году (частная коллекция)
Джузеппе ЛОНГИ

Итальянский художник Лонги в 1796 году также лично встречался с Наполеоном Бонапартом, а позже выполнил гравюру по портрету Наполеона, написанную художником Гро в память о битве при Арколе, благодаря чему получил кафедру гравюры в Милане

1798
Портрет Бонапарта, сделанный во время кампании в Египте, 1798 год. Высшая Национальная школа изящных искусств
Андре ДЮТЕРТР

Французский живописец и иллюстратор Андре Дютертр в 1797 году активно поддерживал реквизицию генералом Бонапартом произведений искусства в Италии. 16 марта 1798 года был определён в состав Комиссии по наукам и искусствам и принял участие в Египетской экспедиции Наполеона Бонапарта. В декабре 1798 года сопровождал главнокомандующего в его поездке в Суэц, исполнил 184 портрета участников Египетской экспедиции (в том числе и генерала Бонапарта), включённые в Journal de Villiers du Terrage, а также множество портретов египтян, в том числе знаменитый портрет Мурад-бея.

давид1
Незаконченный портрет Наполеона Бонапарта, 1797–1798 годы, Лувр, Париж
Жак-Луи ДАВИД

Великий мастер кисти Жак-Луи Давид, якобинец, член Комитета общественной безопасности, друг Максимилиана Робеспьера, обещавший выпить с ним цикуту до дна, но не выполнивший своего обещания, тоже отметился одним из первых прижизненных портретов молодого генерала Бонапарта. Художник встретился с Наполеоном в 1797 году в Париже, когда тот с триумфом возвратился в столицу после Первой итальянской кампании. Наполеон удостоил Давида чести прибыть в его мастерскую и позировать в течение нескольких часов, одевшись в специально подготовленную форму. Давид написал голову и наметил синюю генеральскую форму с розово-красным отворотом воротника. Остальная часть фигуры только обозначена контурной линией. В лице Бонапарта с презрительно оттопыренной нижней губой, волевым подбородком, напряженными скулами и особенно выразительным, направленным в сторону и вверх взглядом удивительно точно выявлены его энергия, решимость, вспыльчивость и надменность, холодный расчет, сила воли, умение взвешивать и обдумывать свои поступки. Серо-коричневые тени на бледном лице и намеченные почти сухой кистью разметавшиеся пряди волос усиливают впечатление нервной приподнятости, взволнованности.

В дальнейшем Бонапарт не баловал художников своим присутствием на сеансах в их мастерских, несмотря на то, что пристально следил за работами, прославлявшими победы его армии. При этом он ничуть не стесняясь, раздавал мастерам ценные советы и указания...


Наполеон на перевале Сен-Бернар
Жак-Луи ДАВИД

Так было и со знаменитой картиной Давида, на которой был запечатлён Наполеон на коне во время пересечения перевала Сен-Бернар в мае 1800 года. Первый консул посоветовал Давиду внизу картины написать его имя подле имен Карла Великого и Ганнибала и изобразить верхом на горячем вздыбленном жеребце, несмотря на то, что передвигался по перевалу он на муле и едва не погиб.


Наполеон на перевале Сен-Бернар
Жак-Луи ДАВИД
Советы были приняты к сведению, а картина растиражирована в нескольких экземплярах и вызывала искреннее недоумение и усмешки
коллег-генералов и участников события.

Вот что вспомнилось в связи с 250-летием императора французов Наполеона Бонапарта

Tags: #Наполеон Бонапарт, Живопись, Наполеон Бонапарт, Портреты, Юбилеи
Subscribe

Posts from This Journal “Наполеон Бонапарт” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 56 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →