Елена (pro100_mica) wrote,
Елена
pro100_mica

Category:

Павел Беньков и Николай Фешин. Две личности, две судьбы... Картинки с выставки, часть 1.

Знаете ли вы, мои дорогие друзья, где нынче находится место под солнцем?! А я знаю! В московском Музее русского импрессионизма, где проходит чудесная выставка, ставшая событием даже среди прочего столичного выставочного великолепия этого лета. Она рассказывает о дружбе, творчестве и судьбах двух талантливых друзей-художников – Павла Петровича Бенькова и Николая Ивановича Фешина и демонстрирует их замечательные работы.

#0
В проекте представлено 44 работы художников из государcтвенных музеев и 10 частных коллекций

У них было много общего, начиная с места рождения в Казани. С детства оба увлекались рисованием. Несмотря на некоторую разницу в возрасте, Павел и Николай одновременно поступили в первый набор только что открывшейся в Казани художественной школы. Они быстро стали друзьями и дружили более четверти века. Поселившись в заброшенном доме, жили впроголодь, часто довольствуясь только чаем, хлебом и молоком, а иногда засыпали голодными, не имея в кармане ни копейки, чтобы купить хоть немного продуктов. Тем не менее оба блестяще закончили училище и продолжили обучение в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, Фешин в мастерской Ильи Репина, Беньков – Константина Кордовского. За незаурядную колористическую одарённость Бенькова студенты в шутку прозвали наш Тициан, правда, Тициана чуть не исключили из Академии художеств за то, что он три года подряд возвращался из зарубежных командировок на 2–3 недели позже. Но пронесло...

2 f-g
Портрет Павла Бенькова, не позднее 1923 года. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Автопортрет в молодости, 1920 год. Государственный музей изобразительных искусств Татарстан, Казань
Николай ФЕШИН

После окончания учёбы молодые художники возвратились в родную Казань и начали преподавать живопись в альма матер. Они были весьма контрастной парой. Фешин замкнутый, благородный и красивый со стальным взлядом голубых глаз; Беньков небольшого роста, рано полысевший с неинтересным лицом, зато в отличие от замкнутого Фешина – душа любой компании, любимец женщин. Оба были талантливы, авторитетны, их постоянно сравнивали, коллеги пытались спровоцировать между ними соперничество, но ничего из этого не вышло: Павел Петрович и Николай Иванович ценили свою дружбу выше, чем азарт противостояния. Даже обожающие и того, и другого студенты разделились на два враждующих лагеря – беньковцев и фешинцев... Почти одновременно друзья женились на своих ученицах-дворянках: Беньков на Ольге Траубенберг, дочери преподавателя географии и истории Татарской учительской школы, Фешин – на Александре Белькович, дочери первого директора художественной школы.

ЗП
Зимний пейзаж, 1917 год. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Николай ФЕШИН

Экспозиция Место под солнцем. Беньков/Фешин поделена на три раздела, первый из которых посвящён дореволюционному периоду
и первым годам советской власти, когда судьбы обоих художников тесно переплетались.


В бондарной мастерской, 1914 год. Государственный музей изобразительных искусств, Республика Татарстан
Николай ФЕШИН

В большом отопленном деревянном сарае так хорошо пахнет сухим деревом: липой, дубом, есть и более ценные породы деревьев. В углу икона старого письма, клей, стружки... Так описывал Николай Фешин мастерскую своего отца. Не здесь ли зарождалось блестящее фешинское мастерство резчика по дереву? Не отсюда ли, от виденных в детстве гор стружек пошёл этот вихрь длинных, рваных, прихотливо закрученных, упругих и хаотичных мазков его живописи? Ведь недаром и приятельница Людмила Бурлюк, сестра художника Давида Бурлюка, называла живописную стилистику Фешина стружками.




На Волге. Ташевка, 1914–1915 годы. Частное собрание, Москва
Павел БЕНЬКОВ

Усадьба
Усадьба. 1914–1916 годы. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Павел БЕНЬКОВ


Поздняя осень. Сад Эрмитаж, 1920-е годы. Частное собрание, Москва
Павел БЕНЬКОВ

Во время подготовки выставки Место под солнцем в музее русского импрессионизма вновь сделали открытие. Что стало уже доброй традицией) На обороте работы Павла Бенькова Поздняя осень. Сад Эрмитаж был обнаружен этюд к его полотну Золотой Плес.


Золотой Плес, 1920-е годы. Из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань


Портрет Т.А. Поповой. Конец 1910-х – начало 1920-х. Государственный музей изобразительных искусств, Республика Татарстан
Павел БЕНЬКОВ

Красавицу Тамару Попову Павел Беньков написал в мастерских Казанской художественной школы. Ученики позировали преподавателям и друг другу. Художник разглядел в яркой внешности Тамары особую внутреннюю гармонию. Созданный им образ – возвышенный и умиротворенный. Живо передана загадочная улыбка девушки, которую сравнивали улыбкой Джоконды. При виде таких женских лиц мастер восклицал: Надо писать по рецепту старых мастеров! Чтобы лицо натурщицы получилось матовым и красивого тона, под масляные лессировки Павел Беньков наносил подмалёвок темперной краской. Тщательно написанное лицо выделялось на фоне эскизного платья и фона. В Тамару Попову были влюблёны многие студенты, в их числе и её однокурсник Александр Родченко, будущий авангардист и фотограф. Молодой Родченко восхищался всем японским и во внешности Тамары тоже находил восточную утонченность. И до встречи с Варварой Степановой Тамара была главной героиней юношеского дневника Родченко.


Катенька, 1912 год. Государственный музей изобразительных искусств, Республика Татарстан
Николай ФЕШИН

Этот портрет выглядит необыкновенно проникновенным и душевным и в тоже время лёгким и динамичным. Чётко и объёмно написано нежное лицо героини с её не по-детски серьёзными печальными глазами. Задний план будто хаотично полон густыми рельефными мазками. Картина выглядит массивной и одновременно воздушной, шедевром сочетания реализма и импрессионизма.

Н
На террасе, 1913 год. Государственный музей изобразительных искусств, Республика Татарстан
Павел БЕНЬКОВ

Картина Павла Бенькова На террасе была написана в селе Васильево под Казанью, где художник снимал дачу. Живописный берег Волги с высокими соснами и цветочными садами привлекал сюда горожан: до революции здесь были библиотека и маленький театр, дачники играли в теннис и катались на яхтах. Любил эти места и Николай Фешин, он приобрел здесь дом.

На перилах террасы, залитой теплом солнечного света, сидит миловидная незнакомка, взор которой устремлён в даль. Лес позади дома расцвечен золотистыми и зелеными красками. Картина передаёт красоту жизни на природе, а цветовая палитра и фигура мечтательной девушки напоминает о лучших работах Константина Коровина.

#7


Стамбул ночью, 1914 год. Частное собрание, Москва
Павел БЕНЬКОВ

Первая мировая война застала Павла Бенькова в путешествии, когда он возвращался в Россию из Италии. Эта картина написана как раз в то время, когда художник с трудом добирался на пароходе з Европы домой через Африку и Турцию. По цветовому решению пейзаж не характерен для Бенькова: синие приглушённые тона, тьма, окутывающая город, силуэты стамбульских мечетей и минаретов, резкие пятна фонарей. Полотно притягвает зрителей, отличаясь от других произведений мастера.


Портрет В.С. Богатырёва, 1916 год. Музей-квартира И.И. Бродского
Николай ФЕШИН

Разразившаяся война оборвала для Николая Фешина уже было налаженные связи с заграницей, в казанской художественной школе отключили отопление, учитель и его студенты работали в пальто, валенках и варежках. Приобрести краски и холсты было почти невозможно. Казань охватили голод и эпидемии. В 1919 году у него от тифа умер отец, через несколько месяцев мать. Единственное, что спасло Николая Ивановича, его жену и дочь, приобретенный в селе Васильево под Казанью небольшой домик. Семья перебралась туда, жена наладила быт и хозяйство. Чтобы выжить, Фешину пришлось брать ремесленные малохудожественные заказы.

Натурщик
Натурщик, 1925 год. Государственный музей изобразительных искусств, Республика Татарстан
Павел БЕНЬКОВ


Портрет историка П. Траубенберга, 1926 год.
Павел БЕНЬКОВ
Тесть Бенькова, потомственный дворянин, явно не одобряет происходящее в стране...

Тем временем Павел Беньков уехал в Иркутск с отступающими белыми войсками. Он тоже застал страшный голод, разруху, безденежье. Работал в Иркутске и Омске как театральный художник. После прихода к власти красных вступил в Ассоциацию художников революционной России, много ездил по стране, но затем вновь возвратился в Казань, где писал картины на революционные сюжеты.

О том, как сложилась судьба друзей дальше, узнаем в следующей части.

А пока ещё несколько ранних работ художников, не вошедших в экспозицию.


Черемисская свадьба, 1908 год. Частное собрание
Николай ФЕШИН

П.П. Беньков. Лев Николаевич Толстой
Лев Николаевич Толстой, 1910 год
Павел БЕНЬКОВ


Дама в лиловом (портрет неизвестной), 1908 год. ГРМ, Санкт-Петербург
Николай ФЕШИН


Портрет В. Шемулевич (Дама в красном), 1910-е годы
Павел БЕНЬКОВ

Портрет девочки, 1910 год. Частная коллекция
Портрет девочки, 1910 год. Частная коллекция
Николай ФЕШИН


Портрет Наташи Рамм. 1915 год
Павел БЕНЬКОВ

Золотые волосы, 1914 год. Приморская картинная галерея, Владивосток
Золотые волосы, 1914 год. Приморкая картинная галерея, Владивосток
Николай ФЕШИН


Портрет детей Ковалевских, 1914–1915 годы
Павел БЕНЬКОВ

Мать и дитя, 1914 год.
Мать и дитя, 1914 год
Николай ФЕШИН

Пейзаж. Желтые листья 1920-гг
Пейзаж. Желтые листья, 1920-е годы. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Павел БЕНЬКОВ

Портрет В.И. Ленина
Портрет В.И. Ленина
Николай ФЕШИН


Портрет Карла Маркса, 1910-е годы. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Павел БЕНЬКОВ

Tags: #Беньков, #Фешин, Беньков, Вернисаж, ЖЗЛ, Живопись, Жил-был художник, Картинки с выставки, МРИ, Фешин
Subscribe

Posts from This Journal “Картинки с выставки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →