?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Знаете ли вы, мои дорогие друзья, где нынче находится место под солнцем?! А я знаю! В московском Музее русского импрессионизма, где проходит чудесная выставка, ставшая событием даже среди прочего столичного выставочного великолепия этого лета. Она рассказывает о дружбе, творчестве и судьбах двух талантливых друзей-художников – Павла Петровича Бенькова и Николая Ивановича Фешина и демонстрирует их замечательные работы.

#0
В проекте представлено 44 работы художников из государcтвенных музеев и 10 частных коллекций

У них было много общего, начиная с места рождения в Казани. С детства оба увлекались рисованием. Несмотря на некоторую разницу в возрасте, Павел и Николай одновременно поступили в первый набор только что открывшейся в Казани художественной школы. Они быстро стали друзьями и дружили более четверти века. Поселившись в заброшенном доме, жили впроголодь, часто довольствуясь только чаем, хлебом и молоком, а иногда засыпали голодными, не имея в кармане ни копейки, чтобы купить хоть немного продуктов. Тем не менее оба блестяще закончили училище и продолжили обучение в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, Фешин в мастерской Ильи Репина, Беньков – Константина Кордовского. За незаурядную колористическую одарённость Бенькова студенты в шутку прозвали наш Тициан, правда, Тициана чуть не исключили из Академии художеств за то, что он три года подряд возвращался из зарубежных командировок на 2–3 недели позже. Но пронесло...

2 f-g
Портрет Павла Бенькова, не позднее 1923 года. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Автопортрет в молодости, 1920 год. Государственный музей изобразительных искусств Татарстан, Казань
Николай ФЕШИН

После окончания учёбы молодые художники возвратились в родную Казань и начали преподавать живопись в альма матер. Они были весьма контрастной парой. Фешин замкнутый, благородный и красивый со стальным взлядом голубых глаз; Беньков небольшого роста, рано полысевший с неинтересным лицом, зато в отличие от замкнутого Фешина – душа любой компании, любимец женщин. Оба были талантливы, авторитетны, их постоянно сравнивали, коллеги пытались спровоцировать между ними соперничество, но ничего из этого не вышло: Павел Петрович и Николай Иванович ценили свою дружбу выше, чем азарт противостояния. Даже обожающие и того, и другого студенты разделились на два враждующих лагеря – беньковцев и фешинцев... Почти одновременно друзья женились на своих ученицах-дворянках: Беньков на Ольге Траубенберг, дочери преподавателя географии и истории Татарской учительской школы, Фешин – на Александре Белькович, дочери первого директора художественной школы.

ЗП
Зимний пейзаж, 1917 год. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Николай ФЕШИН

Экспозиция Место под солнцем. Беньков/Фешин поделена на три раздела, первый из которых посвящён дореволюционному периоду
и первым годам советской власти, когда судьбы обоих художников тесно переплетались.


В бондарной мастерской, 1914 год. Государственный музей изобразительных искусств, Республика Татарстан
Николай ФЕШИН

В большом отопленном деревянном сарае так хорошо пахнет сухим деревом: липой, дубом, есть и более ценные породы деревьев. В углу икона старого письма, клей, стружки... Так описывал Николай Фешин мастерскую своего отца. Не здесь ли зарождалось блестящее фешинское мастерство резчика по дереву? Не отсюда ли, от виденных в детстве гор стружек пошёл этот вихрь длинных, рваных, прихотливо закрученных, упругих и хаотичных мазков его живописи? Ведь недаром и приятельница Людмила Бурлюк, сестра художника Давида Бурлюка, называла живописную стилистику Фешина стружками.




На Волге. Ташевка, 1914–1915 годы. Частное собрание, Москва
Павел БЕНЬКОВ

Усадьба
Усадьба. 1914–1916 годы. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Павел БЕНЬКОВ


Поздняя осень. Сад Эрмитаж, 1920-е годы. Частное собрание, Москва
Павел БЕНЬКОВ

Во время подготовки выставки Место под солнцем в музее русского импрессионизма вновь сделали открытие. Что стало уже доброй традицией) На обороте работы Павла Бенькова Поздняя осень. Сад Эрмитаж был обнаружен этюд к его полотну Золотой Плес.


Золотой Плес, 1920-е годы. Из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань


Портрет Т.А. Поповой. Конец 1910-х – начало 1920-х. Государственный музей изобразительных искусств, Республика Татарстан
Павел БЕНЬКОВ

Красавицу Тамару Попову Павел Беньков написал в мастерских Казанской художественной школы. Ученики позировали преподавателям и друг другу. Художник разглядел в яркой внешности Тамары особую внутреннюю гармонию. Созданный им образ – возвышенный и умиротворенный. Живо передана загадочная улыбка девушки, которую сравнивали улыбкой Джоконды. При виде таких женских лиц мастер восклицал: Надо писать по рецепту старых мастеров! Чтобы лицо натурщицы получилось матовым и красивого тона, под масляные лессировки Павел Беньков наносил подмалёвок темперной краской. Тщательно написанное лицо выделялось на фоне эскизного платья и фона. В Тамару Попову были влюблёны многие студенты, в их числе и её однокурсник Александр Родченко, будущий авангардист и фотограф. Молодой Родченко восхищался всем японским и во внешности Тамары тоже находил восточную утонченность. И до встречи с Варварой Степановой Тамара была главной героиней юношеского дневника Родченко.


Катенька, 1912 год. Государственный музей изобразительных искусств, Республика Татарстан
Николай ФЕШИН

Этот портрет выглядит необыкновенно проникновенным и душевным и в тоже время лёгким и динамичным. Чётко и объёмно написано нежное лицо героини с её не по-детски серьёзными печальными глазами. Задний план будто хаотично полон густыми рельефными мазками. Картина выглядит массивной и одновременно воздушной, шедевром сочетания реализма и импрессионизма.

Н
На террасе, 1913 год. Государственный музей изобразительных искусств, Республика Татарстан
Павел БЕНЬКОВ

Картина Павла Бенькова На террасе была написана в селе Васильево под Казанью, где художник снимал дачу. Живописный берег Волги с высокими соснами и цветочными садами привлекал сюда горожан: до революции здесь были библиотека и маленький театр, дачники играли в теннис и катались на яхтах. Любил эти места и Николай Фешин, он приобрел здесь дом.

На перилах террасы, залитой теплом солнечного света, сидит миловидная незнакомка, взор которой устремлён в даль. Лес позади дома расцвечен золотистыми и зелеными красками. Картина передаёт красоту жизни на природе, а цветовая палитра и фигура мечтательной девушки напоминает о лучших работах Константина Коровина.

#7


Стамбул ночью, 1914 год. Частное собрание, Москва
Павел БЕНЬКОВ

Первая мировая война застала Павла Бенькова в путешествии, когда он возвращался в Россию из Италии. Эта картина написана как раз в то время, когда художник с трудом добирался на пароходе з Европы домой через Африку и Турцию. По цветовому решению пейзаж не характерен для Бенькова: синие приглушённые тона, тьма, окутывающая город, силуэты стамбульских мечетей и минаретов, резкие пятна фонарей. Полотно притягвает зрителей, отличаясь от других произведений мастера.


Портрет В.С. Богатырёва, 1916 год. Музей-квартира И.И. Бродского
Николай ФЕШИН

Разразившаяся война оборвала для Николая Фешина уже было налаженные связи с заграницей, в казанской художественной школе отключили отопление, учитель и его студенты работали в пальто, валенках и варежках. Приобрести краски и холсты было почти невозможно. Казань охватили голод и эпидемии. В 1919 году у него от тифа умер отец, через несколько месяцев мать. Единственное, что спасло Николая Ивановича, его жену и дочь, приобретенный в селе Васильево под Казанью небольшой домик. Семья перебралась туда, жена наладила быт и хозяйство. Чтобы выжить, Фешину пришлось брать ремесленные малохудожественные заказы.

Натурщик
Натурщик, 1925 год. Государственный музей изобразительных искусств, Республика Татарстан
Павел БЕНЬКОВ


Портрет историка П. Траубенберга, 1926 год.
Павел БЕНЬКОВ
Тесть Бенькова, потомственный дворянин, явно не одобряет происходящее в стране...

Тем временем Павел Беньков уехал в Иркутск с отступающими белыми войсками. Он тоже застал страшный голод, разруху, безденежье. Работал в Иркутске и Омске как театральный художник. После прихода к власти красных вступил в Ассоциацию художников революционной России, много ездил по стране, но затем вновь возвратился в Казань, где писал картины на революционные сюжеты.

О том, как сложилась судьба друзей дальше, узнаем в следующей части.

А пока ещё несколько ранних работ художников, не вошедших в экспозицию.


Черемисская свадьба, 1908 год. Частное собрание
Николай ФЕШИН

П.П. Беньков. Лев Николаевич Толстой
Лев Николаевич Толстой, 1910 год
Павел БЕНЬКОВ


Дама в лиловом (портрет неизвестной), 1908 год. ГРМ, Санкт-Петербург
Николай ФЕШИН


Портрет В. Шемулевич (Дама в красном), 1910-е годы
Павел БЕНЬКОВ

Портрет девочки, 1910 год. Частная коллекция
Портрет девочки, 1910 год. Частная коллекция
Николай ФЕШИН


Портрет Наташи Рамм. 1915 год
Павел БЕНЬКОВ

Золотые волосы, 1914 год. Приморская картинная галерея, Владивосток
Золотые волосы, 1914 год. Приморкая картинная галерея, Владивосток
Николай ФЕШИН


Портрет детей Ковалевских, 1914–1915 годы
Павел БЕНЬКОВ

Мать и дитя, 1914 год.
Мать и дитя, 1914 год
Николай ФЕШИН

Пейзаж. Желтые листья 1920-гг
Пейзаж. Желтые листья, 1920-е годы. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Павел БЕНЬКОВ

Портрет В.И. Ленина
Портрет В.И. Ленина
Николай ФЕШИН


Портрет Карла Маркса, 1910-е годы. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Павел БЕНЬКОВ

Записи из этого журнала по тегу «Картинки с выставки»

Комментарии

( 54 мррр-мяу — погладить мурлыку )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
lj_frank_bot
8 авг, 2019 07:02 (UTC)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Искусство, История.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
pro100_mica
8 авг, 2019 07:29 (UTC)
Приветствую, Фрэнк!
Искусство, живопись, Жизнь замечательных людей!)
Благодарю за внимание)
(без темы) - lj_frank_bot - 8 авг, 2019 07:35 (UTC) - Развернуть
legal_57
8 авг, 2019 07:07 (UTC)
Музей русского импрессионизма гнет свою линию и продолжает удивлять забытыми именами. Вновь появился повод для посещения! Где такое увидишь много и сразу? Замечательная выставка! Картины очаровали! Хочется теперь насладиться вживую:-))
pro100_mica
8 авг, 2019 07:35 (UTC)
Да, политика возвращения МРИ забытых имён продолжается) К Фешину это, конечно, не относится, а вот Беньков для многих стал откровением. Так что давай, собирайся, получишь удовольствие. Народу немного, всё отлично можно рассмотреть.
ter_psich_ora1
8 авг, 2019 07:21 (UTC)
Впечатления от выставки очень светлые. Ваш рассказ их усилил. А я вот для себя так и не смогла ответить на вопрос, кто из художников мне ближе. Оба – большие талантищи! Фешин, конечно, на слуху, не забыла еще его прекрасную выставку в Третьяковке. А вот Беньков стал открытием! По ранним работам, конечно, все не оценить, так что жду продолжения.
pro100_mica
8 авг, 2019 07:40 (UTC)
Ты молодец, успеваешь посетить выставки раньше моих расказов) Ну, о том, кому из друзей отдаёшь предпочтение, спрошу в следующей части. А какие работы в той части предпочла?
(без темы) - ter_psich_ora1 - 8 авг, 2019 07:49 (UTC) - Развернуть
ter_psich_ora1
8 авг, 2019 07:22 (UTC)
Да, большое спасибо за дополнение к вернисажным работам!:-)

Edited at 2019-08-08 07:24 (UTC)
pro100_mica
8 авг, 2019 07:36 (UTC)
Пожалуйста. Выставка -то компактная, потому хотелось немного развить тему)
(без темы) - ter_psich_ora1 - 8 авг, 2019 07:46 (UTC) - Развернуть
kobrochka1
8 авг, 2019 07:40 (UTC)
А "Плёс" Бенькова помню с выставки в Манеже
pro100_mica
8 авг, 2019 07:44 (UTC)
На обратной стороне Эрмитажа не сама картина, а эскиз к ней. На выставке не была? Вот надевай новый наряд и вперёд!) Получишь удовольствие.
(без темы) - kobrochka1 - 8 авг, 2019 07:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 1 сент, 2019 21:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kobrochka1 - 2 сент, 2019 07:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 2 сент, 2019 07:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kobrochka1 - 2 сент, 2019 07:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 2 сент, 2019 09:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kobrochka1 - 2 сент, 2019 14:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 3 сент, 2019 05:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kobrochka1 - 4 сент, 2019 09:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 4 сент, 2019 12:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kobrochka1 - 5 сент, 2019 07:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 8 сент, 2019 07:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 8 сент, 2019 07:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kobrochka1 - 8 сент, 2019 09:42 (UTC) - Развернуть
dematanya
8 авг, 2019 08:47 (UTC)
Спасибо, Лена! Очень интересный пост. Фамилии для меня новые, но буквально все картины понравились!
Буду ждать продолжения.
pro100_mica
8 авг, 2019 09:39 (UTC)
Я знала, что тебе понравятся эти работы!)
legal_57
8 авг, 2019 09:16 (UTC)
Тоже сложно выбрать, к кому больше душа лежит, так что погожу пока с выводами. Все портреты хороши, пейзажи Бенькова.
pro100_mica
8 авг, 2019 09:41 (UTC)
Я сейчас отъезжаю в Калининград, так что уже после возвращения во второй половине августа)
(без темы) - ter_psich_ora1 - 8 авг, 2019 10:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 8 авг, 2019 10:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - aptmy3eoh - 8 авг, 2019 10:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - legal_57 - 15 авг, 2019 07:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 8 сент, 2019 07:38 (UTC) - Развернуть
mashari0
8 авг, 2019 10:22 (UTC)
Спасибо за замечательный материал
Опять очень интересные художники. У Павла Бенькова мне больше понравились пейзажи :"Поздняя осень" замечательно, "Золотой Плёс" замечательно, "На террасе" -замечательно...А из портретов очень понравился только один "Натурщик"
А у Николая Фешина замечательные портреты , но особенно "Дама в лиловом" "Катенька" и чудный портрет 2 рыжих женщин (хотя он и назван "Золотые волосы"- я очень рыжих людей люблю!
Хорошей тебе поездки (я в комментах подглядела)
pro100_mica
8 авг, 2019 10:31 (UTC)
Re: Спасибо за замечательный материал
Рада, Маша, что тебе понравились эти художники. Во второй части будет ещё интереснее)

Спасибо большое за пожелания. Я в Калининграде не была 19 лет. Мы служили там в молодости пять лет и ещё три в области. А старший сын с семьёй ездит каждый год, это один из его любимых городов.
ЗЫ: Я Риту зарендила.
aptmy3eoh
8 авг, 2019 10:25 (UTC)
Как хорошо, Елена, что вы нас держите в курсе различных выставок. В этом году действительно россыпь шедевров на московских вернисажах. Я пропустил открытие, но теперь с вашей подачи обязательно схожу.
pro100_mica
8 авг, 2019 10:33 (UTC)
Нынче не знаешь, куда бежать в первую очередь. Я вот никак ещё на Репина не попаду, надеюсь вскочить по приезду в последний вагон)
aptmy3eoh
8 авг, 2019 10:58 (UTC)
Бенькова вижу впервые, пейзажи его очень приятные. Фешина, конечно, знаю, его работы очень нравятся. Манера письма также.
korart76
8 авг, 2019 11:16 (UTC)
Как всегда отличный репортаж! Для меня имена живописцев практически не известные. Фешин настоящий импрессионист, у Бенькова представленные работы более реалистичные и классические.
Ленин у Фешина очень не стандартный:)
irin_v
8 авг, 2019 20:02 (UTC)
Спасибо, подруга. Надо идти, далеко от меня, но что поделать.
pro100_mica
16 авг, 2019 08:11 (UTC)
Я очень люблю этот музей, поэтому ничего не пропускаю. Да и трамвай №7 прямо от дома и через час на пл. Тверской заставы, а там пару остановок размяться пешочком не проблема)))

Тут была в Калининграде, забурилась в местный музей, сразу три выставки посмотрела)
(без темы) - irin_v - 16 авг, 2019 09:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 16 авг, 2019 12:03 (UTC) - Развернуть
camomile
9 авг, 2019 18:44 (UTC)
Надо же..А я совсем забыла, что нужно посмотреть, что в МРИ идёт, когда искала, что бы еще посмотреть, куда сходить пока в отпуске. Спасибо, Лена, за рассказ, теперь будет интереснее смотреть выставку, руководствуясь вашим рассказом (надеюсь, что и вторая часть выйдет к тому времени, как соберусь)
pro100_mica
16 авг, 2019 08:13 (UTC)
У вас МРИ совсем под боком, Вера, думаю наверстаете)
(Анонимно)
15 авг, 2019 07:21 (UTC)
Благодарю Музей русского импрессионизма за открытие новых имен и Вас за то, что донесли их до нас. Художники понравились, несмотря на то, что они такие разные в живописи, хотя и друзья-товарищи.
pro100_mica
16 авг, 2019 08:15 (UTC)
Тогда ждите продолжение) Несмотря на то, что выставка камерная, работы стоят того, чтобы их увидеть и узнать. Привезены же в основном из провинциальных музеев.
galik_123
13 сент, 2019 12:07 (UTC)
Какие замечательные художники, и чудесны картины, не вошедшие в экспозицию!
Отдельное спасибо за интересную информацию:)
pro100_mica
13 сент, 2019 16:47 (UTC)
Жаль, что картин Бенькова не очень много даже в сети, и многие не очень хорошего качества. С ешиным проще, я после ео выставки в Инженерном корпусе много отсканировала из большого его альбома.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 54 мррр-мяу — погладить мурлыку )

Календарь

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Разработано LiveJournal.com