Елена (pro100_mica) wrote,
Елена
pro100_mica

Categories:

Эдвард Мунк. Часть вторая. Живопись. Картинки с выставки

В 1889 году 26-летний норвежский художник Эдвард Мунк записал в своём дневнике фразу, которая вошла в историю, как Манифест Сен-Клу: Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают..., открыв истинный замысел всего своего творчества – создания искусства, затрагивающего такие глубинные чувства, как одиночество, потаённые тревоги, страхи человека.

VB

Встречает нас в зале живописи Мунка пианистка, писательница, переводчица, возлюбленная и модель для многих работ художника,
на тот момент жена Станислава Пшибышевского

дагни
Дагни Юль-Пшибышевская, 1893 год. Музей Мунка, Осло


Мужчина и женщина на берегу моря, 1907 год. Музей Мунка, Осло

Gjw
Поцелуй, 1897 год. Музей Мунка, Осло




Амур и Психея, 1907 год. Музей Мунка, Осло
Эта оригинальная работа (фото и иллюстрации не передают этого) посвящена несчастной любви Эдварда Мунка и Туллы Ларсен,
их противостоянию и отчаянной тоске друг по другу.


Убийца, 1910 год. Музей Мунка, Осло
От этого палача тоже трудно оторвать взгляд...


Ревность, 1913–1915 годы. Музей Мунка, Осло


Смерть Марата, 1907 год. Музей Мунка, Осло

В молодости Эдвард Мунк часто проводил время в обществе участников кружка Богема Кристиании, славившегося своей эпатажностью, свободной любовью, борьбой с мещанством. Члены Богемии отвергали христианские заповеди и даже придумали десять своих, первая из которых гласила: Не почитай отца и мать свою, а десятая – Покончи с собой... Здесь же Мунк познакомился с дочерью богатого норвежского коммерсанта рыжеволосой красавицей Туллой Ларсен и на несколько лет погрузился в бурный и тягостный роман: любовники то мучительно рвали отношения, то снова стремительно бросались в объятья друг друга, пока однажды Тулла, имитируя самоубийство, не прострелила Мунку указательный палец на левой руке... Свои переживания от произошедшего художник выразил в сцене убийства якобинца Марата на картине Смерть Марата. Тулла Ларсен предстала на ней в образе террористки-аристократки Шарлотты Корде, а себя художник изобразил мертвым Маратом. Тулла Ларсен оставила в судьбе и творчестве Мунка глубокий и болезненный след, и все последующие годы художник говорил о ней не иначе, как та женщина.

#7


За рулеткой в Монте-Карло, 1892 год. Музей Мунка, Осло

удивл
Удивление, 1907 год. Музей Мунка, Осло


Поцелуй у окна, 1891 год. Музей Мунка, Осло

№3


Глаза в глаза, 1899–1900 годы. Музей Мунка, Осло


Вампир, 1895 год. Музей Мунка, Осло

++=
Пепел, 1925 год. Музей Мунка, Осло.
Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар.
Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище

Эдвард Мунк



htd
Ревность, 1907 год. Музей Мунка, Осло.

file
Меланхолия, 1891–1892 год. Музей Мунка, Осло

Эта картина – одна из тех, что была написана в конце парижского периода Эдварда Мунка. Пребывание в тогдашней столице художественного мира не прошло для художника даром. Именно тогда он записал в дневнике: Камера не может соревноваться с кистью и полотном, покуда их можно использовать на небесах и в аду. Меланхолия представлена в образе погруженного в печальные думы тоскующего мужчины на фоне морского пейзажа. Извивы береговой линии символизировали для художника линии судьбы человека, его жизни и смерти. Меланхолия в ряду других работ была показана на скандальной берлинской выставке 1892 года, волевым актом закрытой германским кайзером Лео фон Каприви. Но нет худа без добра, так как это добавило Мунку популярности.

321270_900

А+Е
Метаболизм. Жизнь и смерть, 1898–1899 годы. Музей Мунка, Осло

Основой сюжета является изображение Адама и Евы в саду Эдема. Прообразом женского персонажа считается Тулла Ларсен. Резная рама продолжает тему картины. Корни древа жизни уходят в землю, в которой лежат человеческий и звериный черепа, а на верхней части рамы виднеется силуэт города. Мунк символически обощает круговорот жизни – любовь, зарождение новой жизни, смерть.

518
Крик, 1893 год. Музей Мунка, Осло
Крик к нам приехал пастельный и совсем не страшный)

Фриз-жизни.


Танец жизни. 1925 год. Холст, масло. Музей Мунка, Осло

Это одна из самых больших по размеру картин Мунка. Она входит в его Фриз Жизни – серию полотен, объединенных общей темой Поэма о жизни, любви и смерти. Эту картину искусствоведы интерпретируют по-разному. По одной из версий танцующие персонажи символизируют эволюцию женщины и разные стадии физического наслаждения. Центральные фигуры, словно застыли в напряженной позе, с выпрямленными спинами, в то время как пара на заднем плане, изогнувшись в объятии, сгорает от желания. По бокам картины размещены одинокие женские фигуры. Левая (в белом платье), очевидно, является знаком непорочности. Кажется, будто эта девушка вот-вот сделает шаг вперед, чтобы присоединиться к Танцу жизни. Женщина справа (в тёмном) – воплощенная печаль; для нее Танец жизни уже стал безвозвратным прошлым. Таким образом, если смотреть слева направо, картина описывает три возраста женщины – невинную, полную надежд юность; отмеченную страстным желанием зрелость; исполненную тоски и рухнувших надежд увядание. Второй вариант более конкретен: картина Мунка изображает сразу двух возлюбленных художника. В центре сам Эдвард танцует со своей первой возлюбленной Милли Таулов. Женщина в белом слева – молодая Тулла Ларсен, которая ещё надеется на взаимную любовь. Женщина в чёрном справа – тоже Тулла, но уже утратившая веру в то, что может стать женой художника. Милли Таулов на момент их знакомства была замужем и относилась к молодому художнику легкомысленно, имела и другого любовника. Этот роман нанес Мунку психологическую травму, в результате которой он страстно боялся быть отвергнутым или обманутым, поэтому предпочитал бить первым.


Красный плющ, 1899–1900 годы. Музей Мунка, Осло

Голгофа 1900
Голгофа, 1900 год. Музей Мунка, Осло


Агония, 1915 год. Музей Мунка, Осло


Запах смерти, 1895 год. Музей Мунка, Осло


Смерть в комнате больного, 1893 год. Музей Мунка, Осло

2019-06-
Наследственность, 1897–1899 годы. Музей Мунка, Осло



мост1
Девушки на мосту, 1901 год. ГМИИ им. Пушкина


Вечернее настроение, 1927 год. Музей Мунка, Осло

Лаyра
Меланхолия, 1900–1991 год. Музей Мунка, Осло
Предположительно изображена сестра художника Лаура, страдавшая нервным расстройством.
В 1902 году лечилась в госпитале Кристиании


Первый снег на аллее или Снег в переулке, 1906 год. Музей Мунка, Осло

мальчики
Купающиеся мальчики, 1897–1898 годы. Музей Мунка, Осло


Купающиеся девочки, 1897–1899 годы. Музей Мунка, Осло

Созревание
Созревание (переходный возраст), 1894 год. Музей Мунка, Осло

Эта картина откровенно передает пробуждающееся сексуальное чувство, которое Мунк считал одним из самых глубоких и опасных переживаний, выпадающих на долю человека. Создана картина в Берлине. Один из друзей художника, Адольф Поль, так описывал свои впечатления от этой работы: На краю кровати сидит обнаженная девочка. Она не кажется воплощением невинной святости, хотя еще остается застенчивой и не совсем понимающей, что с ней происходит. Фигура героини освещена ярким весенним солнцем, заставляя ее тело отбрасывать резкую тень. Девочка сидит в излюбленной Мунком фронтальной позе, тесно сведя колени и сложив руки на них. Выглядит она очень хрупкой, ранимой, беззащитной и немного испуганной.

#

Наконец, последний зал выставки, в котором лично меня ждало несколько сюрпризов и ярких впечатлений. Куда-то исчез тот мрачный, вечно рефлексирующий трагический Мунк, измученный своими тоской, любовными разочарованиями, ревностью, фобиями, издающий безысходный Крик отчаяния, и появился пусть поначалу робкий и, кажущийся даже несколько искусственным, оптимист, восхищённый величием, красотой, мощью, энергией окружающей природы, пытающийся по-новому смотреть на жизнь и человека в ней.


Берег моря. 1904 год. Холст, масло. Музей Мунка, Осло

Природа – это не только то, что видно глазу – это и внутренние образы души – образы на внутренней стороне глаза
(Эдвард Мунк)

CCC
Солнце, 1912 год. Музей Мунка, Осло
Эта работа в прямом смысле слова освещает весь зал, кажется, что лучи солнца выходят за пределы рамы
и распространяются на все выставочное пространство.

Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Кристиании), обозначили перелом в мироощущении художника. До этого Мунку никогда не доводилось работать с такими масштабными картинами, но он прекрасно справился со стоявшей перед ним задачей, несмотря на то, что ему пришлось изрядно потрудиться: Я уже упоминал, что для создания моих картин потребна искра – некое внутреннее переживание, поэтому вначале мне не удавалось полностью погрузиться в выполнение заказа – работы, с которой у меня не было связано никакого внутреннего переживания. Но мало-помалу, пока я жил в Крагерё и путешествовал вдоль берега и по горам, первое искреннее впечатление от норвежской природы и ощущения, связанные с возвращением домой после стольких лет, проведённых за границей, слились... в переживание, которое и дало необходимую искру для создания университетских картин Искра нашлась...

Сама картина со смещённым от центра солнцем выполнена в круговой технике, даже трава и камни подстраиваются в ритм светила. Солнце отражается в воде одного из фьордов южного побережья Норвегии, но написано при этом столь смело и стилизованно, что невольно отсылает к абстрактной живописи. Работая с этим заказом, Мунк писал маслом на холсте, что позволило ему достичь удивительных эффектов цвета и фактуры, не характерных для настенной росписи.

1923-1925
Вязовый лес весной, 1923–1925 годы. Музей Мунка, Осло



ВЛ весной 1935
Вязовый лес весной, 1923–1925 годы. Музей Мунка, Осло


Цветущие фруктовые деревья на ветру. 1917–1918 годы. Музей Мунка, Осло.

Возвратившись в Норвегию в 1909 году после лечения, Мунк некоторое время снимал дом Крагерё, на южном побережье. Позже он жил в других тихих уголках родной страны, наслаждаясь покоем и уединением. Вдохновленный окружающей природой, он начал писать пейзажи, к которым до этого не проявлял особого интереса. Пейзажи Мунка, пытающегося по-новому смотреть на жизнь, своеобразны и необычны, несмотря на то, что он пишет довольно банальные вещи: цветение садов, краски весеннего леса, величие зимней природы...

ябло
Яблоня, 1921 год. Музей Мунка, Осло


Яблоня в саду, 1932–1942 годы. Музей Мунка, Осло

Дом Мунка в Экелю окружал большой яблоневый сад из 400 деревьев, которые он любил писать. Осенью 1918 года художник задумал цикл Жизнь под сенью деревьев, сюжетно перекликающегося с Фризом жизни. Дополняя и развивая тему тесной связи человека с природой, Мунк пишет несколько вариантов картины Под яблоней, аллегорически воплотивших образы Адама и Евы в райском саду


Под яблоней, 1927–1930 годы. Музей Мунка, Осло

Волна
Волна, 1931 год. Музей Мунка, Осло
Авторское повторение картины Волна 1919 года, созданной в прибрежном посёлке Витстен на берегу Кристиания-фьорда

ЛН copy
Звёздная ночь, 1923–1924 годы. Музей Мунка, Осло

корабль
Пейзаж с деревьями и лодками, 1905–1906 годы. Музей Мунка, Осло

6w
Дым поезда, 1900 год. Музей Мунка, Осло

pbv
Зима в Крагерё, 1912 год. Музей Мунка, Осло


Зима Эльгерсбург, 1906 год. Музей Мунка, Осло

В этом зале представлено также несколько портретов, написанных Мунком в достаточно реалистической манере. При этом он считал, что Похож портрет или не похож – вопрос второстепенный. Первостепенный вопрос – чтобы он стал произведением искусства. Ну так и радуйтесь, что из вас сделали произведение искусства. Кому не нравится – пусть идут к фотографу.

консyл
Консул Кристен Сандберг, 1901 год. Музей Мунка, Осло
Норвежский морской офицер, бизнесмен, вице-консул Норвегии в Германии


Даниэль Якобсон, 1908–1909 годы. Музей Мунка, Осло
датский врач, невропатолог, профессор, автор мемуаров. В его частной клинике в Копенгагене Мунк лечился в 1908–1909 годах
Женщина в сером, 1924–1925 годы. Музей Мунка, Осло
Изображена Биргит Престё, натурщица Мунка с 1924 по 1931 годы
Яппе Нильсен, 1909 год. Музей Мунка, Осло
Друг Мунка, писатель и художественный критик, член объединения Богема Кристиании

Турвальд
Турвальд Станг, 1909 год. Музей Мунка, Осло
Адвокат, друг юности Мунка


Плачущая женщина, 1907 год. Музей Мунка, Осло
Стоящая обнажённая, 1922–1923 годы. Музей Мунка, Осло
Натурщица у плетенного кресла, 1919–1921 годы. Музей Мунка, Осло


На ступенях веранды, 1922–1924 годы. Музей Мунка, Осло

Без названия (1)
Натурщица, сидящая на диване, 1925–1926 годы. Музей Мунка, Осло

319967_900
Полуночник, 1923–1924 годы. Музей Мунка, Осло

Начала я первый пост с автопортретов Мунка, завершу ими и второй

201
Художник и его модель, 1919–1921 годы. Музей Мунка, Осло

ррр
Бесcонная ночь. Автопортрет в состоянии смятения, 1920 год. Музей Мунка, Осло

у дома
Автопортрет у стены дома, около 1926 года. Музей Мунка, Осло


Автопортрет с бутылками, 1938 год. Музей Мунка, Осло


Автопортрет у окна, около 1940 года. Музей Мунка, Осло

часы
Автопортрет между часами и кроватью, 1940–1943 годы. Музей Мунка, Осло

Один из последних автопортретов Мунка, написан в поместье Экелю, где он жил с 1916 года. Изображение обнажённой справа – картина Кроткая 1927–1929 годов по мотивам одноименной повести Фёдора Достоевского, переведённой на норвежский язык и изданной в 1926 году. Наряду с Хенриком Ибсеном Фёдор Михайлович был любимым писателем Эдварда Мунка

Все работы с выставки Мунка в Третьяковке я вам показала, надеюсь они вас не оставили равнодушными)
Понравились или нет это уже дело другое...

Tags: #Мунк, Вернисаж, ЖЗЛ, Живопись, Жил-был художник, Картинки с выставки, Мунк
Subscribe

Posts from This Journal “Жил-был художник” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments