Елена (pro100_mica) wrote,
Елена
pro100_mica

Categories:

Эдвард Мунк. Графика. Часть первая. Картинки с выставки

К нам приехал Эдвард Мунк! Уже третий месяц залы Инженерного корпуса Третьяковской галереи демонстрируют шедевры живописи, графики, а также фотографии знаменитого живописца, одного из основоположников экспрессионизма из коллекции норвежского Музея Мунка в Осло, муниципалитету которого перед смертью художник завещал все оставшиеся у него работы. В экспозиции представлено более ста работ, из которых 36 гравюр и около 70 картин.

111

Эдвард Мунк начал работать в печатной графике с 1894 года и оставил колоссальное наследие, по своей художественной значимости ничуть не уступающее его живописным произведениям. Он экспериментировал с различными гравюрными техниками, испробовав сухую иглу, офорт, акватинту, меццо-тинто, литографию, гравюру на дереве. Практически все включенные в экспозицию работы созданы между 1894 и 1903 годами, когда рождались наиболее важные образы, вошедшие в серию Фриз жизни


Автопортрет c бутылкой вина, 1906 год. Музей Мунка, Осло

oтец

Несколько слов о художнике, чтобы стало понятнее, что его сложный и глубокий характер тонко чувствующего и склонного к рефлексии человека формировался в непростых жизненных условиях. От своих родителей маленький Мунк получил в наследство туберкулёз, от которого скончалась его мать Лаура Катрина, когда мальчику было 5 лет, а затем и любимая сестра Софи, а также психическое расстройство, склонность к депрессии от отца военного врача Кристиана Мунка. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, доходившей до психоневроза: под влиянием его проповедей впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Болезнь, сумасшедствие и смерть был чёрными ангелам, слетевшимися к моей колыбели, чтобы сопровождать меня на протяжении всей жизни. Я рано узнал, что такое вечные муки и что поджидает грешников, попавших в ад... Когда отец наказывал нас, он становился совершенно безумным от ярости


Автопортрет в аду, 1903 год. Музей Мунка, Осло
С рождения – ангелы страха – скорби – смерти стояли возле меня, следовали за мной на улицу, когда я играл – следовали за мной солнечной весной – пышным летом – они стояли возле меня по вечерам, когда я закрывал глаза – и грозили мне смертью, адом и вечным наказанием – и тогда часто случалось, я просыпался ночью – и в диком страхе вглядывался в темноту комнаты. Я в аду

1895
Автопортрет, 1895 год. ГМИИ им. Пушкина. Справа для сравнения из Музея Мунка

У Эдварда Мунка были непростые взаимоотношения с женщинами. Его влекло к ним, но одновременно он их боялся, испытывая страх перед интимной близостью, видя в страсти смертельную опасность: Женщина в её тотальной изменчивости – это загадка для мужчины. Она одновременно святая и потаскуха, наркотик, страдание, человек... Человек, сводящий с ума... Художник выбрал свою собственную тактику общений с женщинами, стараясь избегать длительных любовных отношений, которые могли привести к браку. Как он сам признавался, его романы с женщинами были похожи на затяжные боевые действия:
– Когда мои враги считают, что я у них в руках, когда они уверены, что окружили меня, я поступаю, как Наполеон. Делаю смелый выпад. Во мраке ночи я вырываюсь из крепости и пробиваюсь через вражескую линию. Сажусь в поезд и уезжаю. Это вызывает смятение в лагере врагов. Они мечутся в испуге и спрашивают: Где же он?

Поэтому женщина в работах художника предстает в различных ипостасях:
то колдуньей или вампиршей, то смертью, то прекрасной девушкой...

М=Ж
Голова мужчины в волосах женщины, 1898 год. Музей Мунка, Осло
На этой гравюре мужчина угнетен и подавлен, а волосы женщины, как длинные щупальца, тянутся к нему.
Так тоска и отчаяние овладевают душой человека, затягивая ее в свои сети


Вампир I, 1895 год. Музей Мунка, Осло


Брошь. Эва Мудоччи, 1903 год. Бумага, литография. Музей Мунка, Осло.
Евангелина Маддок – скрипачка, дочь английского писателя Джеймса Маддока, возлюбленная Мунка в 1903–1909 годах


Лунный свет I, 1896 год. Музей Мунка, Осло.

Содержанием своих литографий и картин Мунк избирал наиболее острые проявления жизни и человеческие страсти: страх, ужас, одиночество или терзающую и опустошающую человека и его душу бесконечную ревность:

Таинственный взгляд ревнивца
В этих двух пронзительных глазах
Мириады мыслей,
Сконцентрированных как в кристалле.
Взгляд пристрастно испытующий,
Полный ненависти и полный любви
(Эдвард Мунк)



ревность1
Ревность I, 1896 год. Бумага, литография, раскрашенная вручную. Музей Мунка, Осло

ревность2
Ревность II, 1896 год. Бумага, литография. Музей Мунка, Осло


Крик, 1895 год. Музей Мунка, Осло

3931320_1000
Страх, 1896 год. Бумага, литография. Музей Мунка, Осло

1 ст
Страх, 1896 год. Цветная гравюра на дереве. Музей Мунка, Осло

Мрачная северная природа в сочетании со скандинавским эпосом, которым художник зачитывался в детстве, сформировали натуру замкнутую и болезненную. Эдвард Мунк умело изображал одиночество ещё и потому, что сам был его истинным воплощением...




Два человека. Одинокие, 1899 год. Состояние IV. Музей Мунка, Осло


Два человека. Одинокие, 1899 год. Состояние I. Музей Мунка, Осло

В гравюрах Одинокие воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застывших статичных фигурах таится тревожное ожидание дальнейшего развития событий. Но по сути, эти два человека очень одиноки, и ничто не может разрушить их вселенское уединение. Ведь даже находясь рядом, мужчина и женщина бесконечно далеки друг от друга...

3839080_original
Два человека. Одинокие, 1899 год. Состояние III. Цветная гравюра на дереве, подкрашенная вручную. Музей Мунка, Осло


Влечение I, 1896 год. Бумага, литография, ракрашенная вручную. Музей Мунка, Осло

Прикосновение пылающих губ.
Земля и небо исчезли.
И чёрные глаза заглянули в мои...

(Эдвард Мунк, 1930–1935 годы)


Поцелуй III, 1898 год. Гравюра на дереве. Музей Мунка, Осло
Поцелуй II, 1897 год. Бумага, гравюра на дереве. Музей Мунка, Осло

А вот и знаменитая Мадонна Мунка. В Москву приехал второй, литогравированный вариант картины, исполненный в 1895 году. Эдвард Мунк пытался увидеть в Деве Марии обычную женщину, максимально её очеловечить, сделать близкой и узнаваемой, возвеличить в ней земное, человеческое, смертное. В момент зарождения жизни женщина, по мнению художника, объединяет в себе святость и одухотворенность мира вместе с его страданиями и страхами. Мадонна изображена молодой обнажённой женщиной с полузакрытыми в экстазе глазами и распущенными чёрными волосами. От канонического образа Мадонны остался только нимб вокруг головы.

мадон
Мадонна, 1895, 1902 год. Бумага, цветная литография. Музей Мунка, Осло
Литография отличается от варианта маслом оформлением в виде рамы с изображениями сперматозоидов
и маленькой фигуркой в позе эмбриона в левом нижнем углу.


А это первый вариант Мадонны (опять же для сравнения), который был написан в 1893–1894 годах. Картина была впервые представлена публике в 1896 году под названием Влюбленная женщина. По мнению художника, любовь – божественное чувство, и каждая новая влюбленность обязательно несет в себе оттенок скорби по кусочку собственного Я, принесенному в дар объекту страсти. Поэтому в глазах Мунка влюбленная женщина – это Мадонна Скорбящая.

№7


Девушки на мосту, 1918 год. Музей Мунка, Осло.


Девушки на мосту, 1903 год. Бумага, офорт. Музей Мунка, Осло


Больной ребёнок (Больная девочка) I, 1894 год. Музей Мунка, Осло

Эти две гравюры с первой серьёзной картины Мунка, написанной как отклик на страдания старшей сестры художника Софи, умершей от туберкулеза в 1877 году. Он написал свою тётю Карен Бьёльстад, печально склонившуюся над смертельно больной девочкой.


Больной ребёнок (Больная девочка) II, 1896 год. Музей Мунка, Осло

см
Смерть в комнате больного, 1896 год. Музей Мунка, Осло.

пост
У постели умирающего, 1896 год. Музей Мунка, Осло.

Человек не умирает, его убивают ближние – ядовитым газом слов – злыми мыслями – которые радиоволнами
достигают самой чувствительной точки
(Эдвард Мунк)


Катафалк. Потсдамская площадь, 1902 год. Музей Мунка, Осло

#2


Две женщины на берегу, 1898 год. Музей Мунка, Осло

Дело в том, что в разные моменты человек видит по-разному. Он видит иначе утром, чем вечером. То, как человек видит, зависит от его состояния духа. Вот почему один и тот же мотив можно увидеть по-разному. Это и придаёт искусству интерес, – писал Мунк в 1889 – 1890 годах. И именно поэтому он он часто делал несколько вариантов гравюр или картин.


Две женщины на берегу, 1898 год. Музей Мунка, Осло



52530
На следующий день, 1894 год. Музей Мунка, Осло

Картина и гравюра На следующий день была аллюзией на роман Альбертина Кристиана Крога, повествующий о тяжёлой жизни девушки, которой пришлось стать проституткой, и вызвала массу общественного недовольства. Даже в 1908 году, когда картину купила Национальная галерея в Осло, она продолжала вызывать возмущение горожан. Один из ведущих критиков писал: Доколе пьяным проституткам Эдварда Мунка будет разрешаться спать в Национальной галерее, чтобы опомниться от хмеля?

Вопрос оказался и вправду риторическим, так как картина до сих пор висит там.


Лунный свет. Ночь в Сен-Клу, 1895 год. Музей Мунка, Осло

В зале гравюр представлены портреты друзей и знакомых Эдварда Мунка и несколько его живописных автопортретов.

3837130_orig
Станислав Пшибышевкий, 1895 год. Музей Мунка, Осло


Кнут Гамсун, 1896 год. Музей Мунка, Осло.


Хенрик Ибсен в Гранд кафе, 1902 год. Музей Мунка, Осло


Август Стриндберг, 1896 год. Музей Мунка, Осло

Портрет своего друга, писателя Августа Стриндберга, Мунк изобразил в обрамлении рамки с обнажённым женским силуэтом и подписал портрет как СТИНБЕРГ, пропустив букву Р в его фамилии. Стриндберга это обидело и разозлило до такой степени, что позируя Мунку в следующий раз, он вынул револьвер, положил его на стол и сказал: Прошу без вольностей.

Меларме
Стефан Малларме, 1896 год. Музей Мунка, Осло

Богема Христании
Богема Кристании I, 1895 год. Музей Мунка, Осло


Автопортрет под женской маской, 1893 год. Музей Мунка, Осло

И в конце первой части несколько фотографий Мунка.

фото

фото1
Автопортрет в шляпе (профиль справа). Экелю, 1930 год. Музей Мунка, Осло
Автопортрет в шляпе (профиль слева). Экелю, 1930 год. Музей Мунка, Осло


Эдвард Мунк на яхте. Осгорстранн, 1903 год. Музей Мунка, Осло

file_0
Мунк в мастерской. Скрюббен, 1909–1910 годы. Музей Мунка, Осло


Эдвард Мунк со своими скульптурами. Экелю. 1930 год. Музей Мунка, Осло

Работ Эдварда Мунка в музеях России практически нет, поэтому спешите видеть!)

Окончание следует.

Tags: #Мунк, Вернисаж, ЖЗЛ, Живопись, Жил-был художник, Картинки с выставки, Мунк
Subscribe

Posts from This Journal “Картинки с выставки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →