?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Сегодня я хочу вас познакомить с человеком, имя которого не гремело, но явно звучало в начале ХХ века наравне с именами таких мэтров, как Константин Коровин, Борис Кустодиев, Игорь Грабарь, Аполлинарий Васнецов, Исаак Левитан. И это при том, что он не был профессиональным художником, а творческий путь его был не так долог. А вспомнить о нём поможет прелестная выставка его работ Выход из суеты, состоявшаяся в Музее русского импрессионизма этой весной.

##1=
Мещерин – очень талантливый... Очень тонкий и не левитановец. Поэт... Игорь Грабарь

В 1897 году богатый наследник, выходец из патриархальной купеческой семьи, старший сын основателя Даниловской мануфактуры Василия Ефремовича Мещерина, успешный московский предприниматель 33-летний Николай Мещерин круто изменил свою судьбу. У него не было интереса к коммерческой деятельности, зато влекло искусство. Поэтому Николай Васильевич оставил процветающий семейный бизнес, передав бразды правления брату Михаилу, и сбежал подальше от мира московской суеты, больших денег и власти, уединившись в тиши уютной загородной усадьбы ДугинО. Остаток жизни он решил посвятить живописи.

НМ

Следует отметить, что к живописи наш герой пришёл через увлечение фотографией. За десять лет до описываемых событий юноша успешно освоил весьма экзотическую и дорогую по тем временам любительскую фотографию. Он снимал пейзажи в окрестностях Дугино и на реке Пахре, сюжетные сцены, охоту, групповые портреты родных, близких, друзей, а также автопортреты в зеркале. До нас дошло 48 подлинных отпечатков, 25 из которых представлены на этой выставке. Этими фотографиями и начинается экспозиция.

IMG_9575
Размещённые на полукруглой стене, снимки не оставляют равнодушными, поражая своей чистой, трогательностью и одновременно мастерством исполнения, технической и композиционной точностью.


Дугино. Перевоз через Пахру, 11.05.1887 года. Альбуминовый отпечаток


Дугино. Охотники, 16.11.1886 года. Альбуминовый отпечаток

opy
Дугино. Ширяев овраг, 04.05.1887 года. Альбуминовый отпечаток


Дугино. Неизвестный с букетом полевых цветов, 11.05.1887 года. Альбуминовый отпечаток


Дугино. Собака на стуле, 20.04.1887 года. ГТГ Альбуминовый отпечаток

Освоив фотографию, Николай Васильевич затем увлёкся изготовлением картин из сушёных трав и цветов, а в начале 1890-х годов приступил к занятиям живописью. Систематического художественного образования он не получил, ограничившись частными уроками. Художник Василий Переплётчиков, товарищ Мещерина по Практической академии, был первым наставником, а позже его биографом. Кроме того, уроки рисования Мещерин брал у Алексея Корина, Мануила Аладжалова. Игорь Грабарь, поддерживавший связи с европейским искусством, знакомил друга с новейшими течениями в живописи, с техникой раздельного мазка, новыми способы передачи цвета и света. В усадьбе Дугино гостили и другие художники (Аполлинарий Васнецов, Иссак Левитан, Алексей Степанов) и наш герой под их чутким руководством овладел искусством живописи, быстро перешагнув стадию дилетантизма. И действительно, когда вглядываешься в пейзажи Николая Мещерина, эти одинокие сельские дома в предрассветной лёгкой дымке, дышащие росой поля, навевающие прохладу, трудно представить, что написаны они человеком, ещё совсем недавно таким далёким от живописи.

4127

Начнём мы экскурсию по экспозиции не с её начала, как обычно, а с центра. Потому, что там оказалась картина, ставшая сюрпризом как для организаторов выставки, так и специалистов Третьяковской галереи, где она хранилась. Речь идёт о работе Ржаные поля, у которой было обнаружено второе дно под картоном, закрывавшим её оборотную сторону. Как оказалось, там всё это время находилась ранее неизвестная картина Мещерина Опушка леса зимой. Зима и лето, реализм и импрессионизм на одном полотне!

2-ст
Ржаные поля. Вид от ворот усадьбы Дугино в сторону села Колычево, 1906 год. ГТГ


Опушка леса зимой, 1906 год. ГТГ

От этой центральной картины расходятся лучи конструкций, на каждой из которых расположены картины по временам года:
Зима, Весна, Лето и Осень.

№№6

А сама выставка выстроена в форме путешествия по этим временам года. Мы переходим от зимы к осени, от лаконичных заснеженных равнин, лесов, дорог и деревень, морозного безмолвья сумерек и ночей, через расцветающие сады и шум весенних ливней, симфонии восходов и закатов, богатство красок полей, садов и луговых цветов, к золотой палитре осени и постепенному увяданию природы.

И ещё один момент: на выставке представлены работы не только самого Николая Васильевича Мещерина, но и его друзей, часто посещавших имение Дугино или подолгу гостивших в нём, и писавших там свои замечательные картины.

Итак, сначала отправляемся в зиму...



девушка
Девушка в красной юбке, 1903 год. Частное собрание
Николай МЕЩЕРИН


Зимой в лесу, 1895 год
Василий ПЕРЕПЛЁТЧИКОВ


Декабрь, 1901 год. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Николай МЕЩЕРИН

375
Зимняя ночь. Деревенская улица, 1900 год. Частное собрание
Николай МЕЩЕРИН
Художник писал преимущественно пейзажи,
в которых стремился передать личное, почти интимное переживание от своей встречи с красотой русской природы.

##5


Деревенский праздник, 1902 год. Частное собрание
Николай МЕЩЕРИН


По зимней дорожке Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки
Алексей СТЕПАНОВ

7825_orig
К весне, 1900 год. ГТГ
Мануил АЛАДЖАЛОВ

3723419_1000
Ямщик, 1904 год
Игорь ГРАБАРЬ


Сосенки под снегом, 1912 год. Астраханская картинная галерея П.И. Догадина
Николай МЕЩЕРИН

Эта работа была приобретена астраханским купцом, меценатом и коллекционером Павлом Ивановичем Догадиным, основателем Астраханской картинной галереи. Картина написана в технике пуантилизма: дробными мазками чистого и яркого цвета, создающими причудливый тон при взгляде издалека. В палитре блестяще совмещены сложные оттенки фиолетового и розового цветов.

DD
Морозная ночь, 1908 год. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Николай МЕЩЕРИН
Этот лиричный пейзаж один из самых впечатляющих в коллекции Николая Мещерина. В нём он запечатлел отблески лунного света на заснеженной березе и воссоздал эффект мерцания кристаллов инея и всполохов на зимнем звездном небе.

372428
Белая зима. Грачиные гнезда, 1904 год. ГТГ
Игорь ГРАБАРЬ


В зимний день. Угол дома со снегом, 1904 год. Институт русского реалистического искусства.
Игорь ГРАБАРЬ


Лес зимой, 1910-е годы. ГТГ
Николай МЕЩЕРИН


В феврале, 1909 год. Вольский краеведческий музей
Николай МЕЩЕРИН

Художник был блистательным колористом. Если прикрыть рукой девочку в синем пальто, то белый снег и белый цвет станут менее эффектным. Мягко и нежно касаясь кистью полотна, Мещерин передаёт великолепный, сверкающий множеством оттенков снег. Приглушенные тона, яркий, но рассеянный свет, задумчивый силуэт ребенка заставляют нас всматриваться в этот казалось бы незамысловатый пейзажный мотив и проживать вместе с ним его умиротворённое, но такое насыщенное чувством пространство...

МВ
Морозный вечер. 1907 год. ГТГ
Николай МЕЩЕРИН
Живые, теплые, чуткие касания кистью, приглушенная палитра мастерски передают дрожащий, струящийся зимний воздух.

Морозный-вечер_-Этюд
Морозный вечер. Этюд, 1907 год. Собрание И.П. Машкова
Николай МЕЩЕРИН

Зимний вечер. Деревня, 1905. ГТГ
Зимний вечер. Деревня, 1905 год. ГТГ
Николай МЕЩЕРИН


В гололедицу, 1906 год. Собрание И.П. Машкова


Ясный день, 1908 год. Пермская государственная художественная галерея
Николай МЕЩЕРИН

А тем временем мы плавно перетекаем в Весну...

#12

ДК
Из окна дома Коробковой. 1902 год. Частное собрание
Николай МЕЩЕРИН


Весна, 1903 год. ГТГ
Николай МЕЩЕРИН


Угасающий день, 1904 год. ГТГ
Игорь ГРАБАРЬ

Думаю, вы уже обратили внимание на работы Игоря Эммануиловича Грабаря. Зимой и весной 1904 года он в очередной раз гостил у Мещерина в Дугино и создал несколько прекрасных работ, знакомых нам со школьной скамьи: Мартовский снег и Февральскую лазурь. А также написал это старинное имение: Писал я еще усадьбу Бенкендорфов, позднее Алексеевых, красивый стройный белый дом с колоннами на берегу реки, окруженный со всех сторон столетними аллеями. Увлекало сочетание белого дома с белым небом и белым снегом при темных деревьях. Где эта картина сейчас – не знаю. В конце марта я еще раз ее писал


Весна. Деревня Шестово, 1914 год. Собрание И.П. Машкова
Николай МЕЩЕРИН


Весенние облака. Вид на Дугино, 1914 год. Собрание И.П. Машкова
Николай МЕЩЕРИН


Ранняя весна. Деревня, 1900-е годы. Собрание И.П. Машкова
Николай МЕЩЕРИН


Весна в деревне, вторая половина 1900-х годов. ГТГ
Николай МЕЩЕРИН


Вечер ранней весны, 1902 год.Собрание Е.В. Ляпуновой
Николай МЕЩЕРИН


Баба с ведрами, 1908 год. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Игорь ГРАБАРЬ

1900
Весна, 1900 год. Собрание Е.В. Ляпуновой


Цветущая вишня, 1899 год. Собрание Е.В. Ляпуновой
Николай МЕЩЕРИН

Пейзажи Николая Васильевича камерны и интимны. И кажется они уступают более ярким и энергичным образам на картинах его друзей. Но, вглядываясь более внимательно, угадываешь искреннее и скромное очарование художника тихой прелестью и едва уловимой мелодией окружавшего его мира, где каждая окутанная ароматом хрупких и нежных цветов ветка, не оставляет равнодушным.


Закат солнца, 1907 год. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Игорь ГРАБАРЬ



Весенний ветер, 1905 год. Пермская государственная художественная галерея
Игорь ГРАБАРЬ


Вечер апреля, 1910 год. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Николай МЕЩЕРИН


Вечер апреля, 1910 год (фрагмент). Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Николай МЕЩЕРИН

На выставке Выход из суеты Музеем русского импрессионизма собрано около сотни картин и этюдов из 17 государственных музеев
и 5 крупных собраний российских коллекционеров. Потому продолжение следует.

Записи из этого журнала по тегу «Картинки с выставки»

Комментарии

( 45 мррр-мяу — погладить мурлыку )
mashari0
21 апр, 2019 09:33 (UTC)
Спасибо-Николай Мещерин
Хороший художник! Особенно мне понравились :"Девушка в красной юбке" " Зима-Декабрь 1901" "Зимняя ночь" , "Вечер ранней весной"
Но ты верно заметила , что пейзажи Игоря Грабаря все-таки неотразимы

Edited at 2019-04-21 09:38 (UTC)
pro100_mica
21 апр, 2019 09:59 (UTC)
Re: Спасибо-Николай Мещерин
Грабарь к тому времени уже был признанным мастером, а Мещерин только азы профессии познавал. По большому счёту он писал всего около 15 лет. Конечно, это чувствуется. Вообще картины других художников, посетителей Дугино, очень украсили выствку. Мне так кажется)
kobrochka1
21 апр, 2019 09:38 (UTC)
Чудесная выставка! Имя не на слуху, но известно. "Девушку в красной юбке" видели в прошлом году в Коломенском.
pro100_mica
21 апр, 2019 09:47 (UTC)
А что там было в Коломенском? Эта картина из частного собрания, не думаю, что её хозяин сильно распыляет свою коллекцию)
(без темы) - kobrochka1 - 21 апр, 2019 09:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 21 апр, 2019 09:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kobrochka1 - 21 апр, 2019 09:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 21 апр, 2019 10:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - legal_57 - 22 апр, 2019 08:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 23 апр, 2019 08:12 (UTC) - Развернуть
ter_psich_ora1
21 апр, 2019 10:22 (UTC)
Великолепная выставка!
Наслышана, но никак не выберусь. Спасибо большое за рассказ, как всегда очень вкусный, сразу появился вернисажный зуд:-)))
pro100_mica
21 апр, 2019 10:24 (UTC)
Давай собирайся! Праздничных дней много, хотя я не очень люблю ходить в такие дни, лучше в будни, когда никто не мешает, можно долго задерживаться у картин и подробно рассматривать.
(без темы) - ter_psich_ora1 - 21 апр, 2019 10:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 21 апр, 2019 10:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ter_psich_ora1 - 21 апр, 2019 10:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 21 апр, 2019 10:46 (UTC) - Развернуть
true_frog
21 апр, 2019 11:00 (UTC)
Спасибо, очень интересно, особенно фотографии. Словно каким-то неведомым путём проникаешь в то время.
pro100_mica
21 апр, 2019 11:10 (UTC)
Да, Ира, приличных фотографий (не поставновочных, студийных портретов) 1880-х годов не так уж и много можно встретить. К сожалению, они за стеклом и очень бликуют, потому снять удалось только две (Овраг и Собаку), остальные три с сайта Третьяковки. .
(без темы) - ter_psich_ora1 - 21 апр, 2019 13:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 21 апр, 2019 20:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - aptmy3eoh - 22 апр, 2019 20:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - korart76 - 23 апр, 2019 16:40 (UTC) - Развернуть
ter_psich_ora1
21 апр, 2019 13:34 (UTC)
Очень понравились такие работы, как "Зимняя ночь. Деревенская улица", "Закат солнца", "Сосенки", "Морозная ночь", "Февраль"

И, конечно, история двойным дном прекрасна. Более столетия картина пробыла неизвестной. И это, по-моему, не первый подобный случай в МРИ?
pro100_mica
21 апр, 2019 14:38 (UTC)
Второй на моей памяти)
galik_123
21 апр, 2019 19:02 (UTC)
Приятная очень экспозиция - понравилось, что картины Мещерина представили вместе с картинами других художников.
Тоже люблю этот музей и хожу на все выставки:)
pro100_mica
21 апр, 2019 20:46 (UTC)
Да, музей замечательный, очень уютный. Всегда много детей, но они при деле, не мешают посетителям.
Радует также творческое отношение кураторов к оформлению экспозиций, всегда разное. И идея с картинами других авторов тоже очень уместна в данном случае, согласна с вами)
virginian
22 апр, 2019 05:52 (UTC)

Прекрасная выставка, такие открытия нечасто встречаются, а «Морозная ночь» просто шедевр.

pro100_mica
22 апр, 2019 08:52 (UTC)
Выходит, что не так и редко. Ещё года не прошло с тех пор, как был обнаружен в МРИ на оборотной стороне другой портрет кисти Кокеля при подготовке выставки Импрессионизм в авангарде)

Мне кажется, что Зимняя ночь не уступает Февральской лазури Грабаря.

legal_57
22 апр, 2019 08:35 (UTC)
Спасибо большое за рассказ о забытом художнике. Мне это имя до этого ни о чем не говорило. Возможно и слышала что-то, но никаких ассоциаций не возникло. Теперь буду обращать внимание и обязательно побываю на выставке. Тоже порадовало сообщение об открытии новой работы. Чаще нужно сдувать пыль столетий с картин в запасниках и внимательно их рассматривать.
pro100_mica
23 апр, 2019 08:16 (UTC)
Думаю, что то не последнее открытие. Ты права, большим музеям надо почаще просматривать и реставрировать картины из запасников. Или раздать провинциальным музеям, чтобы они жили и дышали. А то, как собаки на сене...

Edited at 2019-04-24 08:12 (UTC)
aptmy3eoh
22 апр, 2019 20:46 (UTC)
От картин веет светлой печалью и трогательной нежностью. Смотришь на них и как будто время для тебя останавливается, не хочется никуда бежать, а просто созерцать, обращаться внутрь себя и раскрывать потайные уголки своей души, доселе неизведанные

Edited at 2019-04-22 20:47 (UTC)
pro100_mica
23 апр, 2019 08:20 (UTC)
Да, картины очень личные, камерные и трогательные)
(без темы) - aptmy3eoh - 23 апр, 2019 08:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 24 апр, 2019 08:08 (UTC) - Развернуть
korart76
23 апр, 2019 16:37 (UTC)
Самобытный художник. Интересная техника исполнения. Реально никакой суеты. Всё просто: просто избы, просто крыльцо, просто баба с вёдрами. Просто пейзажи

Спасибо большое!
pro100_mica
24 апр, 2019 08:11 (UTC)
Просто пейзажи...
Да, всё камерно, без суеты, народу немного, просто погружаешься в атмосферу усадьбы и деревенской жизни начала ХХ века.
dematanya
24 апр, 2019 06:37 (UTC)
Для меня Мещерин - новое имя, к стыду призаться... Сказать, что мне нравится - это вообще ничего не сказать! Я в восторге. Ты же знаешь, как я люблю пейзажи. Просто любовалась, смотрела- пересматривала... Зимняя ночь. Цветущая вишня. Сосенки под снегом. Морзная ночь. Можно просто перечислить все картины. Спасибо тебе, Лена. С нетерпением жду продолжения экскурсии.
pro100_mica
24 апр, 2019 08:02 (UTC)
Почему же к стыду? Для многих это им стало открытием. Но главное, что стало!)

Edited at 2019-05-05 07:41 (UTC)
( 45 мррр-мяу — погладить мурлыку )

Календарь

Май 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Метки

Разработано LiveJournal.com