?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Итак, в первой части мы с вами увидели знакомые со школьной скамьи знаменитые картины Архипа Ивановича Куинджи: его удивительные берёзовые рощи, романтические украинские пейзажи, пламенеющие закаты и лунные ночи, прозрачные воды Ладоги и неяркие безлюдные краски севера, всё то, что создаёт неповторимый образ русского пейзажа.

рамс
Портрет Куинджи. 1872 год. Иван Крамской
Приобретён Павлом Третьяковым для ГТГ

Вскоре после триумфа Лунной ночи на Днепре чародей пейзажа на пике славы и в самом расцвете творческих сил почти на 30 лет стал затворником. Больше никаких выставок и перформансов. Публика ждала напрасно, теперь Куинджи экспериментировал за закрытыми дверями в тиши мастерской и никому, даже ученикам, свои работы не показывал. Поэтому дата написания многих картин не известна и стоит приблизительная между ... и ... годами И только после смерти художника эти полотна были показаны коллегам и зрителям.


***
По прежнему, общие планы, отмеченные тремя красными звёздочками, позаимствованы на сайте http://planet9.ru/en/.

В этом зале нас ждут невероятные просторы вечности: степные, морские, горные, небесные...
Куинджи стремился написать произведения, в которых было бы отражено, как рождалось пространство, как категория мироздания:
безграничность, звенящая тишина, пустота, ощущение вечности


Волна, 1890-годы. ГРМ

erery
Туман на море, 1900–1905-е годы. ГРМ

Прибой, 1900 е
Прибой, 1900-е годы.


Днепр утром, 1881 год. ГТГ

Куинджи старался жить в тех местах, где можно было остаться наедине с природой и вечностью. Практически одновременно с загадочной Лунной ночью на Днепре художник в 1881 году пишет картину Днепр утром, словно предвосхищая рассвет следующей эпохи живописи – модерна. Раннее-раннее утро, начинает подниматься туман, появляются первые птицы, просыпается жизнь на Днепре, природа благоухает, чертополох поражает своей стойкостью и красотой. И конечно прекрасное и удивительное пространство в его чистоте, с серебристыми далями, подчёркнутое красиво прописанном передним планом.

крым
Море. Самарский областной художественный музей

вту
В тумане. 1905–1908 годы. Картина не окончена. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Архип Куинджи написал несколько картин с туманными пейзажами: море, степи, лес. Даже несмотря на то, что в таких пейзажах нет ярких красок, они потрясающие и восхитительные. С помощью полутонов, тончайшей нюансировки бледного розового и перламутрового цветов Куинджи добивался цветовой вибрации воздушной среды. Впечатление, что эти картины написаны не красками, а самим туманом...

Untitl
Прозрачная вода. Пасмурный день. Крым, между 1876 и 1890 годами. ГРМ

++14
***


Степь, 1870-е годы. Тверская областная картинная галерея


Днепр, начало 1900-х годов. Этюд одноименной картины из Псковского государственного объединённого историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. ГРМ

1901
Днепр, 1901 год. Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Осень. Туман. 1890-е годы. ГРМ


Днепр, начало 1900-х годов. ГРМ

волга арм
Волга. Между 1898 и 1905 годами. Азербайджанский национальный музей искусств, Баку
У этой работы нет авторского названия, его дали ученики Куинджи

№№17
***

топ
Тополя, 1875 год. Ростовский областной музей изобразительных искусств. Ростов-на-Дону

РАД
Радуга, 1900-е годы. Этюд. Таганрогский художественный музей

Радуг
После дождя, 1900-е годы. Эскиз к картине Радуга из ГРМ.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Казань


Радуга, между 1890 и 1895 годами. Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого
Радуга, между 1875 и 1879 годами. Чувашский государственный художественный музей. Чебоксары
Радуга. Этюд к одноименной картине (1900 1905 годы), ГРМ. Самарский художественный музей
Радуга, 1900-е. ГРМ


Степь. Пасмурный день, между 1890 и 1895 годами. ГРМ

gtqp
Пейзаж. Степь, между 1890 и 1895 годами. ГРМ


***



волны. Этюд
Волны. Этюд, 1860-е годы. Таганрогский художественный музей


Берег моря. Прибой, 1887 год. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Волна, между 1890 и 1900 годами. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Казань
Море. Крым, между 1890 и 1895 годами. ГРМ
Море, между 1890 и 1895 годами. ГРМ
Море, между 1875 и 1879 годами. Чувашский государственный художественный музей. Чебоксары -2 в центре внизу
Туманный день. Закат, 1880-е годы. ГРМ

#море
Море, между 1898 и 1908 годами. Пензенская областная картинная галерея имени К.А. Савицкого

ak-80


Озеро. Вечер, 1900-е годы. ГРМ


Лесные дали, не позднее 1879 года. Эскиз к картине Север. Самарский областной художественный музей

Море. Крым
Море. Крым 1890-е годы. ГРМ


Закат, 1900-е годы. Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки

Море
Море. Крым, между 1890 и 1900 годами. Частное собрание




Эльбрус. Лунная ночь, между 1890 и 1895 годами. ГТГ


Снежные вершины. Кавказ, 1890-е годы. ГРМ



s
Казбек вечером, 1890-е годы. ГРМ


Эльбрус. Снежные вершины, Между 1890 и 1895 годами. Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки

В горах Кавказа Куинджи впервые побывал в 1888 году по приглашению художника Николая Ярошенко. Горы, их величие, чистота, тишина, покой и очистительный холод поразили Архипа Ивановича. Он создал много картин и этюдов, изображающих годы в разной колористической тональности и разное время суток: то ранним утром, то в солнечном освещении, то на закате, то в сумерках...

#4##
Эльбрус днём, 1890-е. ГРМ
Вершина Эльбруса, освещённая солнцем, 1890-е годы. ГРМ
Эльбрус днём, 1900-е годы. ГРМ
Снежные вершины (Эльбрус) Между 1890 и 1895 Чувашский государственный художественный музей. Чебоксары

35629
Эльбрус днём, 1890-е годы. ГРМ

эльб
Эльбрус днём, 1900-е годы. ГРМ

пропажа
Ай-Петри. Крым, 1890-е годы. ГРМ

ujhrb
А это уголок выставки, ставший на время криминальным. Несколько дней он выглядел так:

661020
27 января картина Ай-Петри. Крым. была нагло украдена.

661021
Рама, брошенная похитителем картины

Ныне картина стала главной в экспозиции и красуется на видном месте)

+=7 copy
Крым. Берег моря, 1887 год. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Горы. Утро. Крым, 1887 год. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых

+=8
Горы, между 1890 и 1895 годами. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Казань
Казбек, между 1890 и 1900 годами. Пензенская областная картинная галерея имени К.А. Савицкого

ГВТ
Эльбрус днём, 1900-е годы. ГРМ


***

#5#
Лесные дали, 1890-е годы. ГРМ


Облака, 1890-е годы. ГРМ
Облака, 1890-е годы. ГРМ
Горная долина. Крым, 1890-е годы. ГРМ

№7№
Слева и по часовой стрелке: Облако над полем ржи. Полдень, 1890-е годы. ГРМ
Облака, 1890-е годы. ГРМ
Закат, между 1885 и 1890 годами. ГРМ
Дали. Крым, 1890-е годы. ГРМ
Облака, 1890-е годы. ГРМ

3#
Прибой в дождливый день, 1890-е годы. ГРМ

cevthrb
Сумерки на море. Крым, между 1890 и 1900 годами. Ивановский областной художественный музей

Lfkb
Дали. Крым, 1908 год. ГРМ

++12
***

Для того, чтобы ощутить пространство воздуха, высоты, полёта, свободы, наблюдать за звёздным небом
Куинджи старался селиться на верхних этажах


Облако, конец XIX – начало XX века. Этюд. Самарский областной художественный музей


Облака, между 1900 и 1905 годами. ГРМ


Морской берег. Крым, между 1885 и 1890 годами. ГРМ
Горный склон. Крым, между 1885 и 1890 годами. ГРМ

Море. Крым, 1890-е
Море. Крым, 1890-е годы. ГРМ


Облако над степью, 1890-е годы. ГРМ


Полдень. Стадо в степи, между 1900 и 1905 годами. ГРМ

берег
Берег моря со скалой, между 1898 и 1908 годами. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых

15827
Портрет Куинджи. 1869 год. Виктор Васнецов

Нищий сын сапожника из-под Мариуполя, Куинджи покупал доходные дома в Петербурге на Васильевском острове, став крупным столичным рантье, имел земли в Крыму. Самоучка-провинциал, над которым потешались академики, был яркой звездой в созвездии русских пейзажистов. Работал в Академии художеств, вёл пейзажный класс, однако, когда он поддержал студенческую забастовку, его лишили звания профессора. Но Архип Иванович занятий не прекратил, устраивал частные уроки на дому или увозил студентов на дачу в Крым. Сам же жил скромным аскетом, не нанимал прислуги, всё делала жена Вера Леонтьевна, прекрасная пианистка, прятавшая от гостей свои красные натруженные руки. Художник занимался благотворительностью, оказывал финансовую помощь нуждающимся студентам, беднякам. Большая часть его состояния после смерти отошла Обществу художников имени А.И. Куинджи.

Заканчивается экспозиция картинами с тематикой Опережая время,
где собраны работы, написанные художником в стиле импрессионизма, символизма и даже модернизма.



Лесное   болото1
Лесное болото, между 1898 и 1908 годами. ГРМ


***

Критик и живописец Александр Бенуа, не видевший ещё многих картин Куинджи эпохи затворничества, в 1903 году написал, что роль Архипа Ивановича очень созвучна роли Клода Моне. Он открыл русским живописцам тайну красочной палитры, её многообразие, повернул сознание многих живописцев к изображению красоты природы, использованию ярких, звучных, контрастных красок.

№2
Солнце в лесу, 1900-е годы. ГРМ
Поляна в лесу. Туман, 1890-е годы. ГРМ
Роща, 1900-е годы. ГРМ

#2-
Зима. Крыша дома, 1875 год. ГРМ
Облака, 1875 год. ГРМ
Сумерки, зима, 1890-е годы. ГРМ

Путешествуя по Европе, Архип Куинджи познакомился с работами французских импрессионистов. Позже, в картинах и эскиза снежных зим он использовал, трансформируя, приёмы импрессионизма, но не передавал сиюминутность красоты природы, как они, а, наоборот, выражал суть природы, её сокровенный и вселенский смысл.


Пятна лунного света в лесу. Зима, 1900-е годы.

#3 copy
Солнечные пятна на инее, между 1876 и 1890 годами. ГРМ
Хаты в снегу, между 1890 и 1895 годами. ГРМ
Зима. Пятна лунного света на крышах хат, между 1890 и 1895 годами.
Вятский художественный музей имени В.М.и А.М. Васнецовых. Киров

ЭЗ
Эффект заката, 1900-е годы
Модерн и символизм представлены закатами и таинственным сиянием луны, где природа превращается
в фантастический, нереальный объект

#4
Зима, 1876 год. ГТГ
Лес зимой, 1870-е годы. Этюд. ГРМ
Солнечные пятна на инее. Закат в лесу, между 1876 и 1890 годами. ГРМ


Лес зимой, 1870-е годы. Этюд. ГРМ

Мoс

1115
Крыши. Между 1885 и 1890 годами. ГРМ

70
Москва. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья, 1882 год. ГРМ


Москва. Вид на Москворецкий мост, Кремль и храм Василия Блаженного, 1882 год. ГРМ
Куинджи редко писал городские пейзажи, виды Москвы написаны им во время приезда на похороны коллеги и друга Василия Перова

крыш

Кр
Вид из окна квартиры А.И. Куинджи в Петербурге на углу 6-й линии и малого проспекта Васильевского острова,
между 1876–1890 годами. ГРМ

Com copy
Крыши. Зима, 1876 год. ГРМ
Наверное, именно на таких крышах кормил Архип Иванович своих любимых пернатых питомцев)

БР
Березовая роща. Пятна солнечного света, между 1890 и 1895 годами. ГРМ


Осень, между 1876–1890 годами. ГРМ

Вот и вся выставка... Мне она очень понравилась, много ранее не виданных работ.
Надеюсь, и вы с моей помощью погрузились в тот уникальный изумительный чистый мир природы, который так любил
Архип Иванович Куинджи.


Единственное, чего мне не хватило, это картины Куинджи Вид Крестовой горы (Крестовый перевал), которую он скопировал с одноименного полотна Михаила Юрьевича Лермонтова

Записи из этого журнала по тегу «Картинки с выставки»

Комментарии

( 42 мррр-мяу — погладить мурлыку )
legal_57
9 фев, 2019 08:28 (UTC)
Первая ассоциация...
Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибережным лесам ярко отсветиться в водах. Зеленокудрые! они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра! Пышный! ему нет равной реки в мире...
kobrochka1
9 фев, 2019 08:37 (UTC)
Re: Первая ассоциация...
Я нарочно приводила другие цитаты из Гоголя - начало 10 главы "Страшной мести" помнят все. А Маша (племянница) ещё начала выразительно читать "Полтаву"
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
Но мрачны странные мечты
В душе Мазепы: звезды ночи,
Как обвинительные очи,
За ним насмешливо глядят.
И тополи, стеснившись в ряд,
Качая тихо головою,
Как судьи, шепчут меж собою.
И летней, теплой ночи тьма
Душна как черная тюрьма.
kobrochka1
9 фев, 2019 08:33 (UTC)
Да, вот нет подтверждения, что он бывал на Волге. Ну пусть будет Волга!
А море у него очень декоративное, застывшее. Но сколько воздуха и света!
А в горных пейзажах как виден его ученик Рерих. И в зимних.
pro100_mica
9 фев, 2019 08:57 (UTC)
Разве эти волны декоративны?

https://ic.pics.livejournal.com/pro100_mica/12814609/3654033/3654033_1000.jpg

Морские картины очень мелкие, чтобы судить. Но в принципе, я же говорила, что Куинджи не стремился запечатлеть мгновение, его целью была вечность...
(без темы) - kobrochka1 - 9 фев, 2019 08:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 9 фев, 2019 09:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kobrochka1 - 9 фев, 2019 09:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - legal_57 - 9 фев, 2019 09:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 9 фев, 2019 13:49 (UTC) - Развернуть
legal_57
9 фев, 2019 08:47 (UTC)
Картины Куинджи учат воспринимать жизнь, как чудо... Магия, которая излучается с его полотен, заключается в том, что ты сам можешь услышать звенящую красоту тишины и покоя. Картины наполнены искрометным светом, душевной теплотой и небывалой игрой красок.
Спасибо большое!
korart76
9 фев, 2019 10:38 (UTC)
Очень красивый отзыв!
(без темы) - pro100_mica - 9 фев, 2019 13:49 (UTC) - Развернуть
legal_57
9 фев, 2019 09:26 (UTC)
Последние две картины чем не импрессионизм? Говорят, что Коровин и Серов оспаривали первенство в том, кто стал первым русским импрессионистом. Боюсь их разочаровать, это Куинджи:-)
pro100_mica
9 фев, 2019 13:51 (UTC)
Справедливости ради стоит сказать, что Серов, например, на это звание не претендовал, это его поклонники и последователи спорили)

Edited at 2019-02-09 14:00 (UTC)
korart76
9 фев, 2019 10:36 (UTC)
Невероятные картины писал Куинджи! Выставка потрясающая, очень поднимает настроение и вызывает гордость за русских живописцев, умевших так позитивно воспринимать окружающий мир.
pro100_mica
9 фев, 2019 13:52 (UTC)
Пейзажисты у нас вообще отменные!)
dematanya
9 фев, 2019 12:37 (UTC)
Выставка чудесная! Лена, большое спасибо! Даже не знаю , что выделить, нравятся все картины, очарована до глубины души. Многих картин прежне не видела , так что благодарна тебе за чудесный пост.
pro100_mica
9 фев, 2019 14:01 (UTC)
Прекрасно, что всё понравилось! Рада!)
ter_psich_ora1
9 фев, 2019 12:37 (UTC)
Мне тоже очень понравились "туманные" картины Куинджи. Казалось бы ничего особенного, почти белые и нечеткие, но цепляют. Именно ощущением бесконечности и вечности.
pro100_mica
9 фев, 2019 15:53 (UTC)
Туманы-то тоже самые разные: в Днепре утром Куинджи виртуозно передал мимолетное ощущение предрассветного тумана с нежно-голубеющей сквозь него рекой; на море более густая пелена тумана, он молочный и более мутный. На картине Пейзаж. Степь такой степь можно увидеть ранним утром или в пасмурный день при резком перепаде температур, которые происходят весной. Граница земли и неба размывается и пропадает, и не удаётся уловить тончайшую линию горизонта)

Edited at 2019-02-09 15:56 (UTC)
(без темы) - ter_psich_ora1 - 9 фев, 2019 16:53 (UTC) - Развернуть
f_b_dima
9 фев, 2019 15:22 (UTC)
Ага. Мы сходили вчера )
pro100_mica
9 фев, 2019 15:55 (UTC)
Что ага, Дима? Понравилась выставка?
(без темы) - f_b_dima - 9 фев, 2019 16:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 9 фев, 2019 16:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - f_b_dima - 9 фев, 2019 20:47 (UTC) - Развернуть
galik_123
9 фев, 2019 19:41 (UTC)
Смотришь на фото и сразу всплывает впечатление от самой картины. Спасибо, что так подробно всё показали!
Эта часть выставки мне особенно понравилась, может быть, потому что многие картины увидела впервые.
А вообще, Куинджи - гений, он изобразил что-то невидимое ...
pro100_mica
10 фев, 2019 09:00 (UTC)
Я для того и стала делать полные посты, чтобы позже пересматривать и вспоминать увиденное.
А то, что Гений, несомненно!)
mashari0
9 фев, 2019 20:19 (UTC)
Спасибо
Спасибо за очень хороший материал. Мне вообще очень нравится этот художник . А "Опережая время" просто потрясающе! "Пятна лунного света в лесу", "Эффект заката"... Но самое потрясающее на мой взгляд "Берёзовая роща.Пятна солнечного света." Это конечно

Импрессионизм.
pro100_mica
10 фев, 2019 09:45 (UTC)
Re: Спасибо
Я знала, Маша, что тебе понравится!)

Я где-то, уже точно не помню, скорее всего среди общих френдов, наткнулась на твой коммент по поводу нежного отношения к Брейгелю-ст. Не в курсе, знаешь ли ты эту ссылку, но на всякий случай кидаю, тут, правда, всего дюжина его работ, но рассмотреть можно при увеличении до последнего камешка) Главное, что есть любимые всеми Охотники на снегу.

http://www.insidebruegel.net/#p/v=udroom&lan=de&a=1017
Re: Спасибо - mashari0 - 10 фев, 2019 11:27 (UTC) - Развернуть
vagant
10 фев, 2019 07:59 (UTC)
"30 лет стал затворником"

Что говорят искусствоведы о причинах этого затворничества?
pro100_mica
10 фев, 2019 08:58 (UTC)
А что они могут сказать? Гадать на кофейной гуще? Архип Иванович дневников не оставил, писем не писал, так что, кроме домыслов, ничего нет. Возможно что-то по этому поводу написал Менделеев, с которым Куинджи дружил, но я не встречала)
mashari0
10 фев, 2019 11:34 (UTC)
вощла в комм
А ты там тоже согласна , что в конце жизни он стал импрессионистом
pro100_mica
10 фев, 2019 13:19 (UTC)
Re: вощла в комм
Не только в конце. Многие импрессионистические картины датируются 1875–1890 годами. А.И. картины сам часто не датировал, поэтому тут всё очень приблизительно.
Re: вощла в комм - mashari0 - 10 фев, 2019 13:45 (UTC) - Развернуть
Re: вощла в комм - mashari0 - 10 фев, 2019 15:05 (UTC) - Развернуть
aptmy3eoh
11 фев, 2019 13:42 (UTC)
Хочется еще добавить к вашему замечательному рассказу о том, что в одном из залов расположен кинозал, в котором демонстрируется трех-минутный фильм, посвященный творчеству Куинджи. Здесь же есть мониторы, на которых можно фрагментарно рассмотреть картину художника.
Не раз благодарю за прекрасные и очень полные рассказы о выставке!)
( 42 мррр-мяу — погладить мурлыку )

Календарь

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Разработано LiveJournal.com