?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи...
                                                                                                                                                                                   Илья Репин

И сегодня на выставке Архипа Куинджи в Третьяковской галерее, спустя более, чем столетие после написания, мы приходим в восторг и трепет от его великолепных романтических, озарённых необычным волшебным светом, пейзажей.

№1++

Внук ювелира, сын нищего мариупольского сапожника Архип Куинджи с малолетства остался круглым сиротой и проживал у родственников. В учёбе в местной греческой школе он не преуспел, подработывал выпасом гусей и сбором кизяка, позже учётчиком кирпича на строительстве церкви. Зато у него было время заниматься любимым делом – рисованием. Однажды ему посоветовали отправиться в Феодосию к Ивану Айвазовскому, и подросток, нахлобучив бриль, в одной рубашке и коротких панталонах отправился пешком через степи донецкие и новороссийские на учёбу к знаменитому маринисту.


№№1
Берёзовая роща, 1901 год. Национальный художественный музей республики Беларусь. Минск

Айвазовскому Архип не показался, в мастерскую его не допустили... Пару месяцев паренёк растирал масляные краски и кое-чему учился у мариниста Адольфа Фесслера, гостившего тогда у Айвазовского и делавшего копии с его картин. По легенде, получив напутствие от мэтра, что с его талантом только заборы красить, тем же путём и способом Архип вернулся в Мариуполь; затем уехал в Одессу, потом – в Таганрог, где работал ретушером в фотоателье. С открытием собственной фотостудии тоже не заладилось, несмотря на финансовую помощь братьев. В 1865 году Куинджи отправился в столицу с намерением поступить в Императорскую Академию художеств, но дважды провалил экзамены. И всё-таки после долгих мытарств он стал вольнослушателем Академии художеств.

=15

Экспозиция из 180 работ художника в Инженерном корпусе Третьяковской галереи устроена таким образом, что большие и маленькие картины, этюды, небольшие наброски и зарисовки (иногда крошечные, величиной с почтовую открытку), посвящённые сходным сюжетам, перемежаются. Несмотря на это, эффекта однообразия не возникает, всё это в комплексе даёт понимание пути художника, неповторимости стиля, помогает вникнуть в процесс его кропотливой работы над основными полотнами и их рождением.

#5 copy
Сверху и по часовой стрелке: Берёзовая роща, около 1897 года. ГТГ
Берёзовая роща, 1879 год. Эскиз-вариант одноименной картины ГТГ. ГРМ
Берёзовая роща, между 1898 и 1908 годами. Эскиз


Берёзовая роща, 1879 год. Картину приобрёл Павел Третьяков у автора в 1897 году. ГТГ.
Это не картина, а с неё картины можно писать (Иван Шишкин)
Она написана практически в одном цвете – зелёном, его самые различные оттенки обыгрываются художником.

Архип Куинджи писал контрастными цветовыми пятнами, акцентируя плоскость холста, сквозь красочный слой часто просвечивает грунт и даже фактура, плетение ткани. Он же использовал и цветной грунт, который был как бы добавочным цветом, придававшим дополнительную эффектность оптическим иллюзиям, создавая впечатление, что картина подсвечена с тыльной стороны.


Слева и по часовой стрелке: Стволы берёз, между 1876 и 1890 годами. ГРМ
Березы в лесу, между 1876 и 1890 годами. ГРМ
Лес. Стволы деревьев, между 1876 и 1890 годами. ГРМ
Стволы берёз, между 1876 и 1890 годами. ГРМ

#7

кр
Лесное озеро. Облако, 1900-е годы. ГРМ

#6
Деревья на горном склоне. Крым, 1887 год. ГРМ
Вид на берег и море с гор. Крым, 1880-е годы. ГРМ
Горный склон. Крым, 1887 год. ГРМ

#9


Сосна, между 1898 и 1908 годами. Симферопольский художественный музей


Сосновый лес с речкой, 1878 год. ГРМ

укр
Украина, 1879 год. Нижегородский государственный художественный музей

ОП1
***
Несколько общих планов без толп народа, отмеченных тремя красными звёздочками, я позаимствовала на сайте http://planet9.ru/en/,
чтобы показать, как размещены картины на выставке.

wrC1bB
Крым, между 1900 и 1905 годами. ГРМ. Эта картина была не окончена автором.

3579283_1
В Крыму, между 1900 и 1905 годами. Эскиз картины Крым. Саратовский государственный художественный музей имени Радищева

llk
Сосна. Тверская областная картинная галерея.


Слева и по часовой стрелке: Лес, 1887 год. Этюд. ГТГ          Лес. Лопухи, 1890-е годы. ГРМ          Лопухи, 1890-е годы. ГРМ
Лопухи, 1890-е годы. ГРМ          Лесное болото, 1890-е годы. ГРМ          Лесная поляна, 1887 год. Этюд. ГТГ

#10


На Валааме, 1870-е годы. Объединение Историко-краеведческий и художественный музей, Тула


На острове Валааме, 1873 год. ГТГ
Серия работ, созданная Куинджи на Валааме летом 1870 года, выдвинула его в первые ряды талантливых художников-дебютантов.
Эта картина стала первой работой Архипа Куинджи, которую приобрёл для своей коллекции Павел Третьяков

вода
Ладожское озеро, 1971 год. ГРМ


Изображённый на картине каменистый берег потряс тогдашних ценителей и знатоков живописи: Куинджи удалось на удивление реалистично написать камни, виднеющиеся сквозь толщу прозрачной воды. Позже искусствоведы признали, что он впервые в живописи блестяще решил сложнейшую задачу изображения камней под водой и назвали художественным авторским открытием.

ОП3
***


Север, 1879 год. ГТГ


После дождя, 1879 год. ГРМ

ПД
После дождя, 1879 год. ГТГ

Дождь
После дождя 1890-е годы. ГРМ
Пятна солнца на поляне перед грозой. Между 1890 и 1895 годами. ГРМ
После дождя 1890-е годы. ГРМ
После дождя, между 1890 и 1895 годами. ГРМ


***


Дубы, 1900–1905 годы. ГРМ

3622703_1000
Лес. 1890-е годы. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Созданию картины Дубы предшествовало написание многочисленных рисунков и этюдов. В них отразился процесс поиска формы и силуэта, построенных на обобщении и стилизации.

Дубки
Сверху слева и по часовой стрелке: Дубы, 1900-е годы. Эскиз одноименной картины. ГРМ
Дерево, между 1890 и 1895 годами. Национальный художественный музей республики Беларусь
Дерево на фоне вечернего неба. Украина, 1900-е годы. ГРМ
Лужайка в лесу, 1890-е годы. ГРМ
Лесистая балка, 1900-е годы. ГРМ

Куинджи стремился сказать новое слово в искусстве. Буквально каждая новая работа Архипа Ивановича была открытием, она удивляла и приковывала к себе внимание. Он быстро нашёл свой фирменный стиль в пейзаже, наполнив его философским смыслом, словно осветив огнями театральной рампы и добавив контрастности. Вскоре Куинджи стал членом Товарищества передвижных художественных выставок, но пробыл там недолго, около пяти лет, и покинул из-за скандала, связанного с появлением критической статьи пейзажиста Михаила Клодта, обвинившего Куинджи в однообразии, злоупотреблении особым освещением и стремлении к чрезмерной эффектности.

А мы тем временем переходим в следующий зал выставки, названный Мистерия ночи.

Галерея пошла на риск, собрав весь диапазон ночей, сумерек и закатов в одном месте. Некоторым это пришлось по душе, другие пресытились. Сначала такое обилие закатов завораживает и вызывает неподдельный интерес, но затем накатывает усталось, первоначальные сильные впечатления притупляются, исчезает эффект ВАУ! Особенно от обилия авторских повторений Лунной ночи на Днепре (Это я пересказала впечатление одной посетительницы выставки:)))

А у вас какое создалось впечатление?


***

d-6
Закат в степи, 1900 год. Бурятский художественный музей имени Ц.С. Сампилова


Закат, между 1876 и 1890 годами. ГРМ


Закат, 1900-е годы. Этюд. ГРМ

З1a

1З
Закат в степи на берегу моря, 1900-е годы. ГРМ

Закат, 1900-е ГР
Закат, 1900-е. Этюд. ГРМ


Закат в степи на берегу моря, 1900-е годы. ГРМ


Закат над сосновым лесом, 1890-е годы. ГРМ




Закат с деревьями, между 1876 и 1890 годами. Ростовский областной музей изобразительных искусств

Кр
Закат зимой. Берег моря, 1900-е годы. ГРМ


Закат, 1890-е годы. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

КЗ
Красный закат, 1900-е годы. Эскиз одноимённой картины 1905–1908 годов из Метрополитен-музея, Нью-Йорка. ГРМ
Закаты и впрямь очень эффектны, волнующие, но повторю банальное: это надо видеть! Никакие фото и репродукции их загадочности и мистики не передают, к сожалению...



В узком переходе от таинства закатов до волшебства ночи притаилось это очаровательное полотно

парк
Солнечный свет в парке, 1890-е годы. ГРМ

++101
***

№14
Лунная ночь. Конец XIX века. Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Стволы берёз, между 1876 и 1890 годами. ГРМ
Лесная глушь, 1881 год. ГРМ

3640899_origin1

2
Закат в лесу, 1878 год. Эскиз к картине Закат солнца в лесу (Сумерки в лесу) 1878 года из Национальной картинной галереи Армении.
Вологодская областная картинная галерея


Лесная глушь, 1890-е годы. ГРМ


Лесная глушь, 1890-е годы. ГРМ


Христос в Гефсиманском саду. 1901 год. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник

Раньше, на репродукции этой картины, написанной на библейский сюжет, мне казалось, что Иисус, освещённый только светом луны, идёт вдоль тёмной аллеи мимо каких-то теней от деревьев, кустов. Стоя же непосредственно перед оригиналом и вглядываясь в темноту полотна стало понятно, что заросли сада превратились в тени от фигур людей, смотрящих на идущего Христа.


Лес ночью. 1870-е годы. ГРМ

+ZyG
Ночь на Днепре, 1890-е годы. ГРМ

++27
***

фoто

#15
Лунная ночь, между 1876 и 1890 годами. ГРМ
Лунный след на воде, между 1876 и 1890 годами. ГРМ
Ночь на Днепре, после 1880-го года. Уменьшенный вариант-повторение картины Лунная ночь на Днепре (1880, ГРМ). ГТГ

В этом зале представлено несколько вариантов знаменитой картины из Русского музея Санкт-Петербурга Лунная ночь на Днепре, написанной в 1880 году. Выше на общем плане уже были видны две: уменьшенный вариант-повторение картины из Национального художественного музея республики Беларусь и вариант-повторение из Симферопольского художественного музея.

СМ
В центре зала слева та самая Лунная ночь на Днепре 1880 года, произведшая фурор и сводившая с ума весь Петербург на первой российской выставке одной картины. Справа – Ночь на Днепре, 1882 года. Вариант-повторение картины для Третьяковской галереи.

ННДР

Очередь на выставку этой дивной картины тянулась от Большой до Малой Морской улиц Санкт-Петербурга. Невероятное сочетание контраста света и тени было мистическим, публика, пытаясь разгадать, что применил художник для придания такой эффекта, строила самые невероятные догадки, экзальтированные барышни падали в обморок... Картину за немыслимые для пейзажей пять тысяч рублей приобрёл Великий князь Константин Константинович и не желая с ней расставаться, отправился в кругосветку. Иван Тургенев специально приехал из Парижа в Марсель, где остановился корабль, дабы взглянуть на чудо-картину, о которой был наслышан.

Лунная ночь на Днепре до сих пор живёт своей жизнью, непроглядная мгла над Днепром ещё больше сгустилась. Куинджи написал тёмную ночь краской собственного изобретения, в которую добавлял асфальт, и со временем она потемнела ещё больше.


Дарьяльское ущелье. Лунная ночь. 1890–1895 годы. ГТГ

В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского, – писали тогдашние газеты.

++100
***


Украинская ночь, 1876 год. ГТГ

Эта картина стала этапом в творчестве Архипа Ивановича. На 5-й выставке ТПХВ в 1876 году она затмила работы таких знаменитых художников, как Ге, Крамского, Васнецова. Один из рецензентов назвал её самой яркой звездой всей выставки, а Владимир Стасов констатировал, что молодой художник пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге. Через два года Украинская ночь экспонировалась на Всемирной выставке в Париже и тоже прозвучала очень сильно, обратив на себя внимание взыскательной и капризной французской критики: Куинджи, бесспорно, самый интересный между молодыми русскими живописцами. Оригинальная национальность чувствуется у него ещё более, чем у других

KYy
Лунная ночь, 1890-е. ГРМ



Ночное
Ночное, 1905–1908 годы. ГРМ

Сумерки
Сумерки, между 1890 и 1895 годами. ГРМ


Лунный свет на фоне заката, 1890-е годы. ГРМ
Вечер в степи, между 1876 и 1890 годами. ГРМ

Укр
Вечер на Украине. 1878–1901 годы. ГРМ

Я показала два раздела выставки из четырёх: Притяжение земли и Мистерия ночи. Окончание следует, но не очень скоро...

Записи из этого журнала по тегу «Картинки с выставки»

Комментарии

( 54 мррр-мяу — погладить мурлыку )
legal_57
31 янв, 2019 09:03 (UTC)
Потрясающая выставка! Я так понимаю, ты показала все картины по двум темам, не выборочно?
Закаты великолепны и вовсе не приедаются. Во всяком случае для тех, кто ходит на выставки не ради "эффекта ВАУ!":-)))
Очень понравились обзорные вставки из залов выставки, сразу понимаешь масштаб, создается эффект присутствия.
pro100_mica
31 янв, 2019 09:21 (UTC)
В общем да. Не повторила только отдельно пять вариантов Лунной ночи, но на общих планах они все есть.
Меня тоже позабавило рассуждение про эффект Вау!, поэтому решила с вами поделиться)
aptmy3eoh
31 янв, 2019 10:55 (UTC)
Удивительная выставка, необычный и не очень раскрученный художник, известный только небольшим количеством работ! Получил огромное эстетическое удовольствие, побывав на ней. Вам большое спасибо за такой полный рассказ о вернисаже. Такое впечатление, что побывал повторно)

Edited at 2019-01-31 10:57 (UTC)
pro100_mica
31 янв, 2019 10:59 (UTC)
Так как вы побывали на выставке, скажите, что на вас произвело наибольшее впечатление?
(без темы) - aptmy3eoh - 31 янв, 2019 11:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 31 янв, 2019 14:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - aptmy3eoh - 31 янв, 2019 21:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - legal_57 - 1 фев, 2019 08:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 1 фев, 2019 09:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ter_psich_ora1 - 1 фев, 2019 22:53 (UTC) - Развернуть
true_frog
31 янв, 2019 10:55 (UTC)
У меня впервые создалось впечатление, что массивные рамы мешают восприятию картины, особенно маленького размера
pro100_mica
31 янв, 2019 12:08 (UTC)
Нет, Ира, в данном случае рамы не мешали. Эскизы очень маленькие и рамы не вычурные, просто оттеняют их.
А вот где меня действительно очень напрягали рамы, так это у Верещагина, их он, кстати, подбирал лично. Крошечная живопись в массивном золотом обрамлении мне не понравилась.

ВВ



Edited at 2019-01-31 12:36 (UTC)
(без темы) - true_frog - 31 янв, 2019 13:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 31 янв, 2019 14:09 (UTC) - Развернуть
kobrochka1
31 янв, 2019 11:04 (UTC)
Спасибо!
Впечатление четырёхлетней Яны:
- Я знаю эту картину! Там лампочка включена!
Шестилетний Артём:
- А правда, что в Днепре черти водятся? Я их немножко вижу
pro100_mica
31 янв, 2019 12:12 (UTC)
Re: Спасибо!
Детки замечательные фантазёры! А может быть и впрямь какие-то чёртики с лампочками завелись)))
А тебе самой-то что больше пришлось по душе. Закаты не утомили, как некоторых?)

Кому-то ведь Куинджи продал-таки свою душу, чтобы рисовать так божественно!?)))
Re: Спасибо! - kobrochka1 - 1 фев, 2019 07:29 (UTC) - Развернуть
Re: Спасибо! - pro100_mica - 1 фев, 2019 09:44 (UTC) - Развернуть
Re: Спасибо! - kobrochka1 - 2 фев, 2019 08:11 (UTC) - Развернуть
Re: Спасибо! - aptmy3eoh - 31 янв, 2019 14:41 (UTC) - Развернуть
Re: Спасибо! - kobrochka1 - 1 фев, 2019 07:25 (UTC) - Развернуть
Re: Спасибо! - legal_57 - 1 фев, 2019 08:47 (UTC) - Развернуть
Re: Спасибо! - kobrochka1 - 1 фев, 2019 08:49 (UTC) - Развернуть
Re: Спасибо! - legal_57 - 2 фев, 2019 08:56 (UTC) - Развернуть
Re: Спасибо! - kobrochka1 - 2 фев, 2019 09:06 (UTC) - Развернуть
Re: Спасибо! - legal_57 - 2 фев, 2019 09:30 (UTC) - Развернуть
Re: Спасибо! - pro100_mica - 2 фев, 2019 14:18 (UTC) - Развернуть
Re: Спасибо! - kobrochka1 - 3 фев, 2019 08:39 (UTC) - Развернуть
dematanya
31 янв, 2019 15:52 (UTC)
Чудесная выставка! Спасибо большое! Обожаю Куинджи , просто не понимаю, о каком однообразии может
идти речь. Все его Берёзовые рощи, Закаты, Украинские ночи - это неповторимо! А Христос в Гефсиманском
саду? Очень, очень впечатляет! С нетерпением ожидаю продолжения.
pro100_mica
31 янв, 2019 21:48 (UTC)
Я знала, что тебе картины Архипа Ивановича понравятся.
Но некоторые идут на выставку не для того, чтобы работами художника полюбоваться, а на себя, любимых, на их фоне... Да не просто так, а чтобы Вау!)))
(без темы) - pro100_mica - 1 фев, 2019 09:45 (UTC) - Развернуть
vagant
31 янв, 2019 18:02 (UTC)
Надо ещё продлить выставку, потому что после похищения картины количество желающих её посетить непременно возрастёт!)
pro100_mica
31 янв, 2019 21:49 (UTC)
Теперь народ станет сниматься на фоне Ай-Петри)))
(без темы) - vagant - 31 янв, 2019 22:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 31 янв, 2019 22:08 (UTC) - Развернуть
mashari0
31 янв, 2019 18:04 (UTC)
Я люблю закаты
Мне лично лишний закат не помешает. Очень люблю закаты. Они не могут наскучить... Это мое мнение.
Спасибо за хороший пост,Лена!
pro100_mica
31 янв, 2019 21:55 (UTC)
Re: Я люблю закаты
Закаты великолепны. Фото не передаёт их прелести, не оторваться... Особенно притягивает Закат зимой. Берег моря.
Следующий пост, наоборот, будет удивительным и очень светлым)
korart76
31 янв, 2019 22:05 (UTC)
Вы правы, эта выставка – событие и её надо смотреть. Много очень интересных работ, раскрывающих творчество Мастера с совершенно неожиданной стороны: символизм, модернизм, даже импрессионизм
Спасибо большое, что выподписали все картины!!! До некоторых трудно было дотянуться, да и народу прилично. Представляю, как непросто было все их найти!
pro100_mica
1 фев, 2019 09:48 (UTC)
Мне вообще страшно не нравится, когда некоторые просто выбрасывают кучу фотографий, а читатели пусть сами разбираются, кто и что, это уже не их забота. Считаю, что это просто неуважение...
(без темы) - pro100_mica - 1 фев, 2019 09:54 (UTC) - Развернуть
ayrat72
1 фев, 2019 03:17 (UTC)
Все же вдохновляет чтение биографических данных начала деятельности Больших Мастеров!
pro100_mica
1 фев, 2019 09:51 (UTC)
Да! Особенно когда знаешь, что на склоне лет престарелый Айвазовский лично привел своего внука на учёбу в мастерскую Куинджи))) C'est La Vie!)
galik_123
1 фев, 2019 13:04 (UTC)
Как же хорошо, что можно в ЖЖ посмотреть разные впечатления о выставке!
Спасибо за подробный отчёт! Куинжи - гений света, и эта экспозиция демонстрирует это с новой силой...
pro100_mica
1 фев, 2019 15:09 (UTC)
Мне кажется, что эта выставка не оставила равнодушных, хотя я встречала и отрицательные отзывы, правда с трудом поняла, что этих людей не устроило (речь не шла об очередях) . Просто не понравилось. Бывает! Но большинство людей в восторге!
ter_psich_ora1
1 фев, 2019 23:04 (UTC)
Как точно про березы Куинджи сказал Аркадий Рылов: "Краски сочные, душистые, точно пропитаны березовым соком..."

Вообще на выставке у меня душа пела, ощущение радости и счастья не проходило. Очень позитивные картины у художника!
pro100_mica
2 фев, 2019 14:23 (UTC)
Очень многие для картин Куинджи подбирали красивые эпитеты и сравнения.
Согласна, Катя, выставка очень позитивная.

Edited at 2019-02-02 14:24 (UTC)
( 54 мррр-мяу — погладить мурлыку )

Календарь

Апрель 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Метки

Разработано LiveJournal.com