Елена (pro100_mica) wrote,
Елена
pro100_mica

Categories:

Побурлюкаем!?

Сегодня я приготовила для вас, друзья, ещё одного весёлого человека (первым был Михаил Ларионов). Это Давид Бурлюк, художник, поэт, отец русского футуризма, выставка которого Давид Бурлюк. Слово мне! проходит в Музее русского импрессионизма. Допускаю, что некоторые из вас, а не только Лара, ака kobrochka1, буркнут, мол, это не мой художник, но считаю, что это не повод не взглянуть на его работы, многие из которых мне кажутся очень интересными.

Давид Бурлюк. Слово мне
*** Все фото с открытия вернисажа (с тремя звёздочками) взяты со странички музея в ФБ

Надо сказать, что организаторы постарались. На выставке представлены около полусотни работ художника из 12 государственных музеев и 10 частных коллекций. Причём, некоторые из них ещё ни разу не экспонировались на монографических выставках мастера. Бурлюк был очень плодовитым художником на протяжении всей жизни, что сыграло с ним злую шутку. Он сегодня известен широкой публике своими поздними американскими вещами коммерческого плана, написанным на продажу. Небольшого формата, сделанные на скорую руку, на которые он не тратил ни времени, ни души: маленькие коротконогие человечки с коровами, граблями, в лаптях, намеренный наив на псевдорусский сюжет, не очень элегантные и красивые они заполонили артрынки, каталоги. Устроители принципиально отказались от этих работ, сделав упор на ранних картинах Бурлюка, тех, которые он увёз с собой в эмиграцию и написанных в Японии.

ПМ
Портрет матери, 1906 год. ГТР

Начинается экспозиция этим портретом матери художника Людмилы Иосифовны, сочетающим в себе декоративность классического импрессионизма с реалистическим рисунком и статической композицией, то, что сам Бурлюк называл отчаянным реализмом. Именно благодаря ей он проявил интерес к рисованию. Позже он даже выставлял работы матери под её девичьей фамилией Людмилы Михневич.

залы

аллея
Аллея, 1909 год. Серпуховский историко-художественный музей

П. с домом
Пейзаж с домом, 1900-е годы.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

ЦС
Цветущий сад, 1913 год. Собрание Андрея Сарабьянова, Москва

В отличие от большинства русских художников-авангардистов начала ХХ века (Ларионов, Кандинский, Малевич и другие), для которых импрессионизм был лишь коротким этапом в творчестве на пути к русскому авангарду, Бурлюк увлекался импрессионистическими, пуантилистическими живописными техническими приёмами на протяжении всей своей жизни. В первой части экспозиции – произведения, он которые создавал на пленэрах. А он очень любил работать на открытом воздухе, зачастую проводя по 10-12 часов в сутки.


Двусторонний этюд, конец 1900-х годов. Бумага, масло. Собрание Людмилы Лисиной, Москва



Зал1

3494368_1000
Портрет Марии Бурлюк, 1957 год. Собрание Сергея Денисова, Тамбов
Этот лиричный и романтичный портрет написан прямо на дощечке-палитре и лицо вырастает как бы из размазанных пятен краски...

Сама экспозиция оформлена современно, стильно, со вкусом, с неординарным зонированием, развеской картин и использованием деталей: цилиндров, разбросанных по залам, выполняющим функцию тумб для картин, увеличительных стёкол у нескольких картин, позволяюих более детально рассмотреть пастозную живописную фактуру.


Натюрморт с букетом и книгой, 1910-е годы.
Государственное музейное объединение Художественная культура Русского Севера, г. Архангельск

000
Цветущие акации, 1911–1912 годы. Частное собрание, Москва

Архангельск
Пейзаж с розовым домом, 1910-е годы.
Государственное музейное объединение Художественная культура Русского Севера, г. Архангельск

река
Пейзаж с речкой, 1910-е годы. Собрание Андрея Дзамашвили, Москва

ГМ
Голова мальчика, 1917 год. Красноярский краевой краеведческий музей

wc1

цв. сад
Летом в парке, 1900–1910-е годы. Собрание Людмилы Лисиной, Москва

Днепр
Полдень на Днепре, 1910 год. Серпуховский историко-художественный музей

рр
Куст роз, начало 1910-х годов. Собрание Петра Авена, Москва

1
Волы, 1908 год. Самарский областной художественный музей


***

Бурлюк эпатировал публику, выходя с Михаилом Ларионовым на Кузнецкий мост с раскрашенными Наталией Гончаровой лицами, с хохломскими ложками в петлицах. 100 лет назад он был возмутителем спокойствия, практически каждая его лекция заканчивалась дракой, сам Давид Давидович констатировал это как факт: Лекция опять закончилась дракой, удалось уйти)))




Беспредметная композиция с буквой F. Собрание ABA Galery, Нью-Йорк


Беженцы в Уфе, 1916. Холст, масло. Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля

СП
Семейный портрет, 1916 год. Государственный музей В.В. Маяковского

радуга copy
Радуга, 1916 год. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова


Женский портрет, 1916 год. Вольский краеведческий музей




Букет желтых цветов, 1918 год. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова


Казак. Изображение с пяти точек зрения, 1912 год. Частное собрание, Москва


Казак Мамай, 1916 год. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова

Лубок c
Народная картина. Казак Мамай. Фанера, масло. Собрание Андрея Сарабьянова, Москва



la
Красный полдень, 1915–1918 годы, Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова




Женщина с зеркалом, 1915–1916 годы. Холст, масло, бархат, кружево, зеркальное стекло.
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина


Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского, 1916 год. Государственная Третьяковская галерея


Жница, 1915 год. Коллекция Марины Кашуро и Валерия Дудакова, Москва




Ветер, после 1922 года. Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк


Портрет моего дяди, 1910-е годы. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева

В конце 1910-х годов Давид Бурлюк отправился в поездку по стране и в каждом губернском городе в гостиницах он писал ломаными линиями Портрет моего дяди в манере Пикассо, и ухитрялся продавать провинциальным обывателям его и Чёрный квадрат Малевича, разумно рассудив, как им лестно будет иметь такой портрет под Пикассо и икону, какой в то время стал Чёрный квадрат


***

5.

СО
Сидящая обнаженная (Маруся), 1921 год. Собрание ABA Galery, Нью-Йорк

ЯД
Японская деревня, 1921–1922 годы. Частное собрание




Японец, разделывающий тунца, 1922 год Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк

ЯР
Японский рыбак, 1921. Холст, масло. Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк

35128
Японка, сеющая рис, 1920 год. Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк

Давид Бурлюк в послереволюционные годы отправился на север и восток России. Летом 1920 года он переехал во Владивосток, а затем переселился в Японию, где был встречен очень тепло. По приезду он открыл в Токио Первую выставку русских художников, имевшую оглушительный успех. Японские авангардисты с энтузиазмом встретили у себя отца русского футуризма, его работы произвели на многих потрясающее впечатление. За два года жизни в стране восходящего солнца художник создал около трехсот пейзажей, половина из которых осталась в собраниях музеев Японии и частных коллекциях.

Японку, сеющую рис Бурлюк подарил своему другу Владимиру Маяковскому во время его визита в Америку.

3494485_1000
Композиция с горами, 1922 год. Частная коллекция, Москва

++20

3537462_original
Крестьянка с петухом, конец 1920-х годов. Дерево, монеты, резьба, раскраска. Собрание ABA Galery, Нью-Йорк

cdznbk

3532978_1000
Святилище в Никко, 1922 год. Частное собрание

камень
Иокогама. Священный камень и ворота синтоистского святилища, 1922 год.
Собрание Ирины и Алекса Вальгер, Нью-Йорк

е

12
Остров Бонин. Япония, 1921 год. Частное собрание


Натюрморт с плодом пандана и ветками бамбука, 1921 год. Частное собрание

11 copy
Цветок бананового дерева, 1921 год. Частное собрание

3517863_or
Рикши, Япония, 1921 год. Частное собрание, Москва.

ИК
Рикша, 1923. Собрание ABA Galery, Нью-Йорк

153
Графическая реконструкция картины Рабочие


Рабочие (фрагмент), 1924 год. Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк
Это лишь часть (110 см) сохранившейся картины размером 2х3 метра

Несмотря на тёплый приём в Японии, конечной целью Бурлюка была Америка, которую он хотел покорить, став ко всему прочему отцом и американского футуризма. К выставке 1926 года в Филадельфии, посвященной 150-летию независимости США, Давид Давидович создал
монументальное полотно Рабочие. Восхищение художника вызывали строители манхэттенских небоскрёбов, работавшие без страховок на огромной высоте. На полотне мощные рабочие с сильными руками шагают в лучах электрического света, которые, разбиваясь на множество граней, имитируют визуальный шум большого города. Несмотря на то, что картина была была второй по размеру среди самых больших полотен выставки, она продана не была. После выставки Бурлюк снял её с подрамника и из-за нехватки места, хранил в сложенном виде на чердаке. Из-за неправильного хранения и сырости значительная часть холста и живописного слоя была разрушена безвозвратно, удалось спасти только центральный фрагмент с лицами рабочих, который и представлен на выставке.




Благодаря современным технологиям и искусствоведческому анализу живописного почерка Бурлюка, Музей русского импрессионизма показывает на выставке сохранившийся фрагмент утраченной картины и даёт посетителям уникальный шанс увидеть полотно в полном размере и цвете, таким, каким оно было написано 95 лет назад.


Озеро у Медвежьей горы, 1924 год. Собрание ABA Galery, Нью-Йорк



larg
Река Гарлем. Инвуд-Парк, 1925 год. Частное собрание

конец

baac
Каменщик, 1922 год. Частное собрание, Нью-Йорк

ОД
Одесса, после 1924 года. Собрание ABA Galery, Нью-Йорк

70_1
Пара с лошадью, середина 1950-х годов. Собрание ABA Galery, Нью-Йорк

мать
Мать. 1922 год. Собрание ABA Galery, Нью-Йорк

посл

владивосток
Владивосток, 1920 год. Собрание Сергея Денисова, Тамбов

уке
Вид Японии, 1921–1922 годы. Собрание Сергея Денисова, Тамбов


***

Давид Бурлюк обладал поразительным чутьем на таланты, сплачивая вокруг себя таких одарённых умных людей как Василий Каменский, Бенедикт Лившиц, Велимир Хлебников (работы которого он опубликовал первым, собирая за ним записки); в разные годы общался и сотрудничал с Казимиром Малевичем, Михаилом Ларионовым, Натальей Гончаровой, Александрой Экстер и другими коллегами. Владимир Маяковский называл Бурлюка своим учителем: Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Давид сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Выдавал мне ежедневно 50 копеек, чтоб писать не голодая.

Бурлюк не отделял поэзию от живописи, устраивая бесчисленное количество выставок, участниками которых были и поэты, и художники.

каталог
К выставке был издан прекрасный иллюстрированный каталог,
в котором представлены художественные работы Давида Бурлюка, его стихи, рисунки, статьи.

И в заключение традиционный вопрос: есть ли работы Давида Бурлюка, которые затронули ваше сердце?:)

Tags: Бурлюк, Вернисаж, ЖЗЛ, Жил-был художник, Картинки с выставки
Subscribe

Posts from This Journal “Жил-был художник” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 63 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →