Елена (pro100_mica) wrote,
Елена
pro100_mica

Category:

Савелий Сорин. Картинки с выставки

Все выставки гоняются за его последними вещами, самые видные женщины Англии и Америки непременно хотят иметь соринский портрет... Сорин в моде, Сорин в цене...

Игорь Грабарь, 1920-е годы

После 45-летнего перерыва в Москве в симпатичной галерее Наши художники, что на углу Оcтоженки и Сеченовского переулка проходит выставка работ замечательного портретиста Савелия Сорина, представителя русской эмиграции первой волны.



Выставка небольшая, компактная. В четырёх залах размещено 28 картин и три альбомных листа. Её основу составили портреты из девяти отечественных музеев и частных собраний. Экспозицию дополняет палитра художника, его личный альбом, а также берлинский фолиант 1929 года Сорин. Портреты. Выставка охватывает творческий период 1900–1950-х годов.

Несколько слов о художнике. Савелий Абрамович родился в Полоцке Витебской губернии 140 лет назад в религиозной еврейской семье. Родители всячески препятствовали увлечению сына рисованием, что сподвигло его на побег из дома и как следствие лишения всякой материальной поддержки. После долгих мытарств и бродяжничества, юноша уехал в Одессу, где по утрам работал разносчиком газет и журналов, а затем отправлялся в рисовальную школу, в которой учился под руководством известного педагога Кириака Костанди. Оттачивал мастерство художник в Императорской Академии художеств в мастерской Ильи Репина.

f-g
Автопортрет, 1936 год. Бумага, акварель, темпера, графитный и чёрный карандаш. ГТГ

В начале ХХ века Сорин активно участвовал в выставках Мира искусства, был завсегдатаем артистических кабаре Бродячая собака и Привал комедиантов, посетители которых нередко становились его моделями. В России он писал цвет аристократии и артистическую богему – Ахматову, Карсавину, Евреинова, Кузмина, Лурье. Революционные события привели художника в Крым, где он пробыл около двух лет. После краткого пребывания в Тифлисе, в 1920 переехал в Париж. Сорин добился большого успеха и прославился не только во Франции, его имя гремело по все Европе, к его мольберту выстроилась внушительная очередь из желающих иметь портрет, им написанный. После персональной выставки в Лондоне в 1923 году был приглашен в Букингемский дворец портретировать членов королевской семьи. Во время жизни во Франции Сорин бывал в США наездами, однако с началом Второй мировой, спасаясь от фашистского нападения, он переехал туда насовсем, где его причислили к Галерее величайших художников Америки. В Штатах ему позировали миллионеры Асторы, Вулворты, Меллоны, коллеги, актёры Джордж Баланчин и Вивьен Ли и другие знаменитости.

Первой в экспозиции встречает нас небезызвестная княгиня Ольга Константиновна Орлова, высокомерная модница и светская львица, с прекрасным большим парадным портретом которой мы некогда познакомились на выставке Валентина Серова


Портрет княгини О.К. Орловой, 1917 год. Бумага на коленкоре, графитный карандаш, сангина, белила. ГРМ

Работая над портретом княгини, Савелий Сорин невольно соревновался со своим коллегой Валентином Серовым, который как-то сказал младшему товарищу, что знамя русского художника нужно держать высоко. Для своего портрета он выбрал близкий серовскому ракурс и позу, но предпочёл роскошному антуражу сдержанную простоту, дабы помпезный интерьер и шляпа не отвлекали внимание от личности княгини, её переживаний. Никуда не исчезли грация и аристократизм модели, но чувственное лицо уже подверглось увяданию...

журналист
Портрет журналиста С.Л. Полякова-Литовцева, 1921 год
Бумага на холсте, графитный, цветной и чёрный карандаши, белила, кисть фиксактив, ГТГ
Соломон Поляков-Литовцев – журналист, эссеист, критик, высланный большевиками в 1920 году из России. Горькие складки около губ, сжатых, как от постоянной боли, умные печальные глаза. Этот человек много знает, много пережил, но не сдался.

Dfqyth


Портрет Ванды Вейнер, 1916 год.
Бумага, сангина, соус, карандаш, белила. ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Для того, чтобы обеспечить неповторимую свежесть, сочность и лёгкость своим портретам романтической направленности, Сорин редко писал маслом и на холстах. Он выработал свою сложную смешанную технику, где переплетались рисунок и живопись, пастель, акварель, гуашь, карандаши – графитный, угольный и цветные, мел, уголь, сангина, тушь, белила, а также лак и фиксатуар. Похожую технику использовали в то время многие художники, но для сравнительно небольших работ, так называемых головок на лоскутках. Большинство же портретов Савелия Абрамовича, как правило, в размер натуры, написаны на листах ватмана крупного формата, иногда наклеенных на холст. Но рисунок на бумаге, дополненный акварелью, пастелью и т.д. имеет значительные трудности: в случае ошибки невозможно исправить – снять мастихином или перекрыть новым слоем красок неудачное место, чтобы начать заново. Цвет и фактура бумаги являются важной частью, и что-то с неё стереть, смыть и даже срезать, не изменив её свойств, нельзя. Поэтому Сорин использовал в работе несколько подрамников, рабочие и чистовой, окончательный, на который он заносил только то, что считал окончательным.

3485724_original
Портрет актрисы Л.Х. Дроботовой (Девушка с родинкой), 1915 год. Бумага, пастель, графитный карандаш
Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Как раз кстати для иллюстрации процесса перед нами портрет актрисы Лидии Дроботовой. Это не оригинал, местонахождение которого неизвестно, а последний подготовительный лист. Лицо актрисы уже полностью готово, его озаряет легкая ироничная усмешка, сквозь которую проглядывает беззащитность и ранимость её души. Но если внимательно вглядеться, то можно увидеть, что на шее модели вырезан прямоугольник бумаги и вместо него вклеен другой. Что-то художника не устроило и он попытался исправить. Говорят, что на окончательном варианте портрета на шее актрисы кокетливо повязана изящная узкая черная ленточка с бантиком.

122


Портрет пианиста Григория Гуревича, 1944 год. Бумага на холсте, пастель, акварель, угольный карандаш. Частное собрание




Портрет А.С. Сориной, жены художника, 1943 год. Бумага, акварель, темпера, графитный карандаш.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Портрет князя Сергея Михайловича Волконского, 1914 год. Бумага, пастель, графитный карандаш.
Государственный музей истории русской литературы им. В.И. Даля. Москва.

Как видим, используемая Сориным техника позволяла отражать мельчайшие детали, создавать тонкие психологические портреты. У него почти отсутствует фон, иногда его нет вовсе, зачастую и одежда лишь схематична. Зато лицо, особенно глаза – зеркало души – выписаны с невероятной точностью. Вы только взгляните в эти бездонные и полные печали глаза Веры Тищенко...


Портрет коллекционера Веры Тищенко, 1918 год. Бумага, графитный карандаш, сангина. ГРМ

Никто, как Сорин, не мучает себя своей работой. Ученик Репина, пройдя французскую и итальянскую школу, он достиг уровня старых немецких мастеров. Восприняв и переработав в себе Энгра, он создал свой собственный самобытный стиль. Его портретные рисунки в натуральную величину – комбинация карандаша, акварели и пастели – тонкая, иногда филигранная работа. Усердно и напряженно ставит он точку за точкой, черточку за черточкой, а эффект, как и у Сомова, – изящность и легкость. Его самоистязание в итоге порождает свободу (художественный критик П. Бархан)

vbk
Портрет Павла Милюкова, 1922 год. Холст, масло. Частное собрание.

АБ copy
Портрет А.Н. Бенуа, 1946 год. Бумага, дублированная на холст, акварель, графитный карандаш, белила. ГТГ

Савелий Абрамович дружил с патриархом художественной династии Бенуа–Лансере–Серебряковых и одним из создателей объединения Мира искусств Александром Николаевичем Бенуа, который жил небогато, иногда нуждался. Сорин заботился о нём во время Второй мировой войны и в тяжёлые послевоенные годы, уважал и любил его, не только как учителя, но и как отца.



740861_original
Портрет Е.П. Пешковой, 1902 год. Холст, масло. Институт мировой литературы имени Горького Российской академии наук, Москва

23




Портрет балерины Анны Павловой, 1924 год. Бумага, акварель. Оригинал находится в Люксембургском дворце Парижа

Одним из секретов огромной притягательности его портретов является то, что он не идеализирует модель, а ловит идеальный момент. Это так очевидно в его прекрасном портрете Павловой, когда она вот-вот начнет танец. Он открывает нам ее душу в момент окрыления (искусствовед Андрэ Салмон) Этот портрет был приобретён французским правительством для музея Люксембургского дворца. Однако не все положительно приняли эту работу Сорина. Владимир Маяковский, например, заклеймил художника: До полного цинизма дошел Сорин. Портрет Павловой. Настоящий куаферо-маникюрщик. Раскрашивает щечки, растушевывает глазки, полирует ноготочки...

В вот Константин Бальмонт, увидев этот портрет, написал стихи К Анне Павловой кисти Сорина, где есть такие строки:

                                                                                                            Из звукового поцелуя
                                                                                                            Вся – дуновение крыла
                                                                                                            Она вошла в мой стих, танцуя,
                                                                                                            Вошла в картину, и, светла,
                                                                                                            Для взоров пляску соткала...


Портреты будущей королевы-матери Елизаветы и её дочери, ныне правящей королевы Великобритании Елизаветы II


Портрет Елизаветы герцогини Йоркской (Портрет девушки со шляпой), 1923 год. Бумага, акварель
В год написания этого портрета Елизавета вышла замуж за будущего короля Георга VI, после смерти которого королевой стала их дочь,
а она получила титул Королевы-матери.

В начале 20-х годов Сорин участвовал во многих выставках русских художников в Париже, Лондоне, Берлине, Нью-Йорке, имя его зазвучало по всей Европе и в 1923 году он был приглашен королевской семьей Великобритании написать портрет невесты будущего короля – Елизаветы Боуз-Лайон. Сорин написал портрет достаточно быстро, за 15 сеансов, позже он вспоминал: А портретом она была так довольна, что потом писала мне, что когда у нее плохое настроение она входит в комнату, где он стоит, и смотрит на себя, и настроение у нее меняется... Действительно, художнику не просто удалось добиться большого сходства с моделью, но запечатлеть лёгкий, приветливый характер будущей королевы-матери, который она сохранила до глубокой старости.

Один из художников-миниатюристов, приглашенных в Букингемский дворец для работы в 1991 году, вспоминал, что Королева-мать предложила им показать свой любимый портрет и им оказался именно этот, соринский, 1923 года.


Портрет принцессы Елизаветы, 1948 год. Бумага, акварель
Сорин был приглашен королевской семьей Великобритании для создания портретов её членов пять раз. Не стала исключением и принцесса Эдинбургская Елизавета, портрет которой был написан меньше, чем за месяц до свадьбы.



8bd
Портрет балерины Ольги Спесивцевой, 1917 год. Бумага, акварель, сангина, уголь, графитный карандаш
Российский национальный музей музыки, Москва

милиотт
Портрет художника Николая Милиоти, 1914 год. Холст, масло. Частное собрание, Санкт-Петербург

Не менее колоритны и мужские портреты. Например, этот острохарактерный, не без лёгкого дружеского юмора, портрет. Милиоти – один из основателей объединения художников Голубая роза. Его бледное лицо и белая блуза на фоне белой стены резко контрастируют и подчёркивают пронзительный взгляд чёрных очей из-под чёрных бровей, а чёрные волосы, борода и усы – ярко-красный рот.

DsCl-cyWkAUP9NB
В баре (Пьяница. Ночное кафе), 1926 год. Бумага на холсте, гуашь, акварель, графитный карандаш, лак. Частное собрание

Ещё одна любительница абсента... Савелий Сорин, увидев в баре эту даму со следами былой красоты, подошёл к ней и предложил написать её портрет. Сначала она отказалась, но увидев работы Сорина во время визита к нему в студию, дала согласие. Во время сеансов художник узнал о её трагической судьбе, падении и болезни, в итоге, превратившей её в развалину.

27


Портрет балетмейстера М.М. Фокина, 1926 год. Бумага, наклеенная на холст, графитный карандаш, акварель, пастель, лак. ГРМ

3485562_original
Портрет В.К. Сомовой, 1936 год.
Бумага, дублированная на холст, акварель, графитный карандаш, белила. ГРМ

Надо отметить, что во время Второй мировой войны Савелий Сорин, как и многие другие русские эмигранты, по мере сил помогал родине, посылая немалые деньги на покупку вооружения, а также на краски и другие материалы и принадлежности для советских художников, работавшим на победу. Да и сам Сорин по воспоминаниям супруги создал серию картин, посвященных защитникам Отечества. Начавшееся освобождение Европы от гитлеровцев вселяло в сердца русских людей за рубежом гордость за свою Родину и её героический народ. Особенно поражали всех рассказы о смелости и отваге советских партизан.

2018-11-21 14-08-54
Портрет Дасии Шаляпиной, 1945 год. Картон, гуашь, акварель.
Санкт-Петербургский государственный музей музыкального и театрального искусства

2


Младшая дочь Фёдора Шаляпина, удалая Дасия, просила Сорина написать её в образе партизанки. Так в Нью-Йорке в 1945 году, после победы, появилась на свет картина Женщина с гармонью или Партизанка. Художник да и все окружающие с трудом представляли, как выглядели советские партизаны, поэтому на портрете у него изображена молодая женщина в яркой розовой кофточке, цветастой косынке и кожаной тужурке, ставшей символом революционной моды, которая запечатлелась в памяти мастера. Партизанка в часы затишья между боями на привале играет своим боевым товарищам на гармони и поёт.



GF
Портрет актёра, 1934 год. Бумага, уголь, графитный карандаш, сангина. ГРМ


Мадемуазель Вава (портрет грузинской принцессы из рода Дадиани?), 1925 год.
Бумага на холсте, акварель, гуашь, пастель, угольный карандаш, лак. Частное собрание

Приступая к созданию портретов, Савелий Абрамович тщательно изучал свои модели, пытаясь уловить не только нюансы, мимолетные черты, вплоть до разницы мимических морщинок на левой и правой половинах лица, выразительность глаз, но и стремился проникнуть в нерв души человека, сокровенные тайны его личности. Недаром Вера Судейкина, описывая, как друзья-художники, Сергей Судейкин и Савелий Сорин, одновременно писали в Крыму её портрет, отметила: У Савелия я получаюсь аристократкой, а у Сережи – солдаткой


Художник с Монпарнаса (Портрет Георгия Артёмова), 1923 год.
Бумага, наклеенная на холст, графитный карандаш, акварель, белила, лак. ГРМ



Портрет Аделаиды Кан. 1925
Портрет Аделаиды Кан, 1925 год. Бумага, гуашь, пастель, акварель, угольный карандаш. Частное собрание

Шал
Портрет Марины Шаляпиной, мисс России 1931 года. Бумага на холсте, пастель, акварель, угольный карандаш. Частное собрание
Портрет Фёдора Шаляпина, 1931 год. Музей театра им. А. Бахрушина, Москва
В 1931 году Сорин написал портрет Шаляпина маслом, ныне находящийся в собрании Княжеского дворца в Монте-Карло.
В 1943 году с него была сделана эта реплика пастелью


Портрет А.Э. Дюбуа, 1942 год. Бумага на холсте, темпера, акварель, графитный карандаш. ГТГ

,fk
Портрет актрисы Алисы Никитиной (Девушка с зеркалом), 1924 год.
Бумага, наклеенная на холст, акварель, графитный карандаш, белила, сангина, лак. ГРМ


Вот, что писал об этом портрете А.И. Куприн: Вот портрет балетной артистки (не классической) г-жи Н. О нем я слышал раньше, и при первом же взгляде на полотно миллионный раз убеждаюсь в том, как узки и слепы мнения прохожих. Говорили мне только о дерзновенной наготе. Да, наготы здесь много. На прелестной цветущей женщине одежды всего лишь коротенькая шелковая юбочка, гораздо выше колен. Весь торс ее обнажен; он худощав, гибок и силен; очертания груди девственны; тон тела нежно-розовый с серебристо-шелковыми бликами на ярко освещенных изгибах. Ноги поставлены широко и крепко, отчего коленные чашечки чуть вогнулись, потемнели, сморщились. Поза обыденная, домашняя, простая. А все вместе так естественно, целомудренно и чисто, что лишь профессиональному павиану захочется здесь зачмокать мокрыми губами...

2018-11- copy

3475804_ori

Портрет балерины В.Н. Немчиновой (Гадалка), 1943 год.
Бумага, дублированная на холст, акварель, графитный карандаш, белила, лак. ГРМ


Портрет Архиепископа Сан–Францисского Иоанна (Шаховского), 1950 год.
Бумага на холсте, темпера, фиксатив, графитный карандаш. ГТГ

Несмотря на бешеную популярность за рубежом, работы Савелия Сорина были мало известны в СССР. Он мечтал, чтобы картины вернулись домой и составил завещание, по которому более ста портретов (по списку) передали все вместе в один музей – Третьяковскую галерею или Русский музей. Кроме картин, он завещал также старинную мебель, ценные старинные книги, коллекцию картин других художников (в том числе, старых итальянских, голландских и французских мастеров). Умер Савелий Сорин в 1953 году. В течение 20 лет вдова художника Анна Степановна тщетно обращалась в советские ведомства, пытаясь исполнить последнюю волю супруга. Наконец, ей удалось обратить внимание на проблему министра культуры СССР Екатерины Фурцевой, которая пригласила Сорину приехать в Москву вместе с картинами, пообещав выполнить завещание. Тогда же были устроены первые выставки художника в Москве и Ленинграде. Однако, оказалось, что коллекцию решено было разделить и отправить небольшими частями не только в центральные, но и периферийные музеи. Когда Сорина поняла, что завещание мужа не будет выполнено, она забрала большую часть его работ и уехала в Монако, передав их коллекционеру и великому князю Монако Ренье III, который их выставил в четырех залах своего дворца.

Вообще Савелий Абрамович является автором более тысячи портретов, большинство из которых не известны широкой публике, так как находятся в частных собраниях. Таким образом на выставке можно увидеть менее 3% из написанного художником.


Автопортрет Савелия Сорина, 1936 год

Вот таков он Савелий Абрамович Сорин. Надеюсь, я не зря старалась и его работы понравились и вам.

Tags: Вернисаж, ЖЗЛ, Живопись, Жил-был художник, Картинки с выставки, Сорин
Subscribe

Posts from This Journal “Картинки с выставки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →