Елена (pro100_mica) wrote,
Елена
pro100_mica

Categories:

Михаил Ларионов. Картинки с выставки, часть 3


Итак, продолжаем знакомство с достаточно дерзким и провокационным искусством Михаила Фёдоровича Ларионова, внесшего своей индивидуальностью и самобытностью определённую лепту в копилку современной мировой живописи.




Михаил Ларионов был не только художником-декоратором и хореографом дягилевской антрепризы, но и что особенно важно – историком Русского балета. После смерти Дягилева он начал писать воспоминания, что-то вроде лирических зарисовок о любимом антрепренёре, которые постепенно переросли в книгу об истории и природе танца, театра, балета и даже музыки. Ларионов был уверен в том, что дягилевские Русские сезоны дали понять публике авангардное театрально-декоративное искусство и новую музыку ХХ века.

ddd




Эскизы-варианты иллюстраций к книгам Блока Двенадцать и Двенадцать. Скифы, 1920 год. ГТГ


Женщина, несущая корзину
Две женщины на чёрном фоне


Профиль и стакан, вторая половина 1920-х – первая половина 1930-х годов. ГТГ

h-32
Курильщик, 1927 – 1928 годы. ГТГ
Две купальщицы, около 1927 года. ГТГ


Обнажённая с цветком в руке, конец 1920 начало – начало 1930-х годов. ГТГ


Серия Обнажённые, вторая половина 1920-х – первая половина 1930-х годов. ГТГ

Cтул
Две женщины со стулом

ЛО
Лежащая обнажённая
Фигуративные композиции Белое на жёлтом, вторая половина 1920-х – первая половина 1930-х годов. ГТГ

Взаимоотношение абстрактного и фигуративного, их взаимное перетекание – важная тема творчества Михаила Фёдоровича Ларионова в парижский период. Фигуративные композиции воплощают хрупкую стадию равновесия, когда, казалось бы, случайное движение мазков и соединение пятен краски, обретают очертания предметов и фигур.

1024175_original
Натюрморт с глиняной посудой. Тирасполь, 1909 год. ГТГ




Натюрморт с ноготками и филлокактусом, около 1908–1909 годов.
Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж

Груши
Груши, вторая половина 1900-х годов. ГРМ


Натюрморт с зелёными грушами, 1910–1911 годы. ГТГ

10
Натюрморт, 1906–1907 годы. АВА Gallery, Нью-Йорк


Натюрморт с раком, 1908 год. Музей Людвига, Кёльн


Натюрморт с синим чайником, 1909 год. ГТГ, Москва


Интерьер с колодой, 1909, ГТГ, Москва

раки
Натюрморт с капустой и раками, 1909 год. ГТГ


Прогулка (Из воображаемого путешествия в Турцию), 1907–1908 годы. Собрание О.Б. Логинова, Москва


Портрет Велимира Хлебникова, 1910 год. Собрание Петра Авена


Портрет Н.С. Гончаровой, 1915 год. ГТГ


Автопортрет (Собственный портрет Ларионова), 1910–1912 годы. Собрание Петра Авена

И следующем зале выставки мы вновь возвращаемся на улицы южных провинциальных городов России и встречаемся с их жителями. Прототипы героев своего времени Ларионов находил на провинциальных вывесках и в русских лубках.


Площадь провинциального города, 1909 год. ГТГ


Лошади с пастухом, начало 1900-х, ГРМ, Санкт-Петербург

44
Кёльнерша, 1911 год. ГТГ


Улица в провинции, 1910 год. Екатеринбургский музей изобразительных искусств


Женщина в зеленом платке, 1911–1912 годы. ГТГ


Фруктовая лавка, вторая половина 1900-х годов. ГРМ

Unti copy
Рыбная лавка, 1909 год. ГТГ

Героями работ Дарионова также часто становились военные, их служба, быт, казармы. Из воспоминаний детства: Утро, позднее утро. Наш дом, что на горе – против драгунских конюшен. Голубое небо с нежным золотом конского помета. Голубой, блестяще-голубой воздух. Хочется им дышать решительно всем организмом, и действительно дышится им всем организмом, совершенно сам в нем растворяешься. Такая радость, тепло и счастье разлито в этом утре, что большей радости и счастья не может быть. Такое чувство очарования и обаяния жизни. Это единственная самая крупная радость всей моей жизни. В небе без конца падают и поднимаются ласточки с нежным теком. Спокойствие и тишина наполнены все же какими-то звуками кристальной чистоты и ясности. Драгунский духовой оркестр разучивает какой-то бодрый марш. Каждый музыкант разучивает свою партию, обращая внимание на других. И вместе с тем все радостно и стройно и созвучно с блестящим утром. Длинные беленые стены конюшен тянутся и падают в степь, где дрожит и вибрирует над бурьянами нежный утренний воздух.


Конюшни, 1910–1911 годы. ГТГ

Утро в казармах, 1910 год, ТТГ
Утро в казармах, 1910 год, ТТГ

ajnj


Купающиеся солдаты, 1911 год. ТТГ

Ларионов не понаслышке был знаком с армейской жизнью. В 1910–1911 годах он проходил военные сборы, сначала в московском Кремле, затем под Петербургом. В годы Первой мировой войны он был призван на военную службу и комиссован по ранению.

Впечатления от военной службы отразил в своей Солдатской серии.


Развод караула, около 1910-го года. ГТГ


Близ лагеря. 1911 год. ГРМ


Казак на коне, 1911 год. Галерея Тейт Модерн, Лондон


Курящий солдат, 1911 год. ГТГ


Отдыхающий солдат, 1911 год. ГТГ


Автор фото Максим Стулов, Ведомости
На переднем плане картина Офицерский парикмахер, справа – Кацапская Венера


Офицерский парикмахер, 1910 год. Галерея Альбертина, Вена


Солдатская Венера, 1911–1912 годы. ГРМ

Ларионов не пытался привязывать изображаемых женщин к идеальным стандартам красоты, а наоборот придавал своим пышнотелым обнажённым Венерам эротизм, в грубоватой и утрированной форме мещанской или солдатской мечты.


Морской пейзаж с двумя лодками на горизонте, 1900 годы Частная коллекция

vjht
Серия Море, начало 1930-х годов. Бумага, тушь, кисть. ГТГ
Беспредметные композиции


Обращение к теме моря нашло отражение в переписке Ларионова с супругой Натальей Гончаровой. В письме от 12 сентября 1930 года он писал: Я нашёл форму (пока в голове) того, что долго искал для выражения юга, моря, купания. Не просто срисовка, а больше...

Стол
Накрытый стол у воды, 1909 год. ГТГ


Женщины на фоне моря. 1920–1930-е годы. ГТГ


Девушка у парикмахера, 1920 год. Из бывшего собрания А. К. Томилиной-Ларионовой. Париж, Франция

1025
Воскресным днём, конец 1920 начало – начало 1930-х годов. ГТГ


Натюрморт. Весна, 1928 год. Частное собрание


Монохромный натюрморт, 1924–1925 годы. ГТГ

мимоза
Мимоза и рыбы, 1930-е годы. ГТГ

белый н
Белый натюрморт, начало 1930-х годов. ГТГ


Мастерская с зеркалом, середина 1920-х годов. ГТГ

Часть выставки посвящена личному архиву художника, его коллекции книг, лубков и гравюр,
которую Ларионов заново собрал во Франции, взамен оставшейся в Москве.

075
Две девушки. Конец XIX – начало ХХ века. Китай. ГТГ
Неизвестный художник

Так как Ларионов не мыслил русскую культуру без азиатской, будучи уверенным в том, что Россия и Восток тесно связаны ещё со времён нашествия монгол, дух которых так укоренился в нашей жизни и культуре, что подчас бывает трудно отличить, где кончаются национальные черты, а где начинается восточное влияние, то в его коллекции есть разнообразные предметы восточного искусства: китайский лубок, японская гравюра, в том числе и модная в те времена в Европе гравюра укиё-э, афиши японских спектаклей, на которых изображались театральные труппы в полном составе, катагами — японские трафареты для нанесения узоров на ткань.

Несколько экспонатов, которые удалось сфотографировать.

zg1
Гейша Ханаоге из дома Огия со служанкой. Из серии Времена года. 7-й месяц. 1820-е годы. Кэйсай ЭЙСЕН
Стоящая красавица у шкатулки Неизвестный художник XIX века. Япония

панно
Мошу. Девятый месяц. Серия 12 месяцев современного Гэндзи
Утагава КУНИСАДА


Картина, написана непрозрачной акварелью на бумаге, изображает Аннапурну, кормящую Шиву.

я2
Куртизанки на веранде (фрагмент). Лист из триптиха Три красавицы, наслаждающиеся вечерней прохладой
Эйдзан КИКУГАВА

ткань1
Композиция с зарослями бамбука. Трафарет на ткани. Неизвестный художник XIX века. Япония. ГТГ

лубок
Китайский лубок
Неизвестный художник. Воительница Му Гуй-ин. Китай, провинция Сычуань. Конец XIX – начало ХХ века.

актёр
Актёр Итикава Дандзюро V в лучших ролях, уподобленных 12 месяцам. Пятый месяц: с маской Тэнгу веером со стихами из Исэ-Моногари Шестой месяц: в роли Сого Дзюро. Конeц XVIII – начало XIХ века. ГТГ
Утагава ТОЁКУНИ

44

Михаил Ларионов увлечённо собирал старые книги, художественные журналы, гравюры, газетные вырезки, афиши, связанные с театром, историей балета и танца, а также атласы растительного и животного мира, издания по орнитологии и др.



Зал, завершающий экспозицию, стилизован под личный кабинет Ларионова: книжные шкафы заполнены фолиантами, которые сам художник покупал во французских книжных магазинах и на многочисленных букинистических развалах на набережной Сены.


Книги из библиотеки Михаила Ларионова




Автопортрет в тюрбане

Вот в принципе и всё, что я хотела рассказать вам о выставке Михаила Ларионова... Благодарю за внимание!)

Tags: #Михаил Ларионов, Вернисаж, ЖЗЛ, Живопись, Жил-был художник, Картинки с выставки, Михаил Ларионов
Subscribe

Posts from This Journal “Жил-был художник” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments