?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись


Итак, продолжаем знакомство с достаточно дерзким и провокационным искусством Михаила Фёдоровича Ларионова, внесшего своей индивидуальностью и самобытностью определённую лепту в копилку современной мировой живописи.




Михаил Ларионов был не только художником-декоратором и хореографом дягилевской антрепризы, но и что особенно важно – историком Русского балета. После смерти Дягилева он начал писать воспоминания, что-то вроде лирических зарисовок о любимом антрепренёре, которые постепенно переросли в книгу об истории и природе танца, театра, балета и даже музыки. Ларионов был уверен в том, что дягилевские Русские сезоны дали понять публике авангардное театрально-декоративное искусство и новую музыку ХХ века.

ddd




Эскизы-варианты иллюстраций к книгам Блока Двенадцать и Двенадцать. Скифы, 1920 год. ГТГ


Женщина, несущая корзину
Две женщины на чёрном фоне


Профиль и стакан, вторая половина 1920-х – первая половина 1930-х годов. ГТГ

h-32
Курильщик, 1927 – 1928 годы. ГТГ
Две купальщицы, около 1927 года. ГТГ


Обнажённая с цветком в руке, конец 1920 начало – начало 1930-х годов. ГТГ


Серия Обнажённые, вторая половина 1920-х – первая половина 1930-х годов. ГТГ

Cтул
Две женщины со стулом

ЛО
Лежащая обнажённая
Фигуративные композиции Белое на жёлтом, вторая половина 1920-х – первая половина 1930-х годов. ГТГ

Взаимоотношение абстрактного и фигуративного, их взаимное перетекание – важная тема творчества Михаила Фёдоровича Ларионова в парижский период. Фигуративные композиции воплощают хрупкую стадию равновесия, когда, казалось бы, случайное движение мазков и соединение пятен краски, обретают очертания предметов и фигур.

1024175_original
Натюрморт с глиняной посудой. Тирасполь, 1909 год. ГТГ




Натюрморт с ноготками и филлокактусом, около 1908–1909 годов.
Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж

Груши
Груши, вторая половина 1900-х годов. ГРМ


Натюрморт с зелёными грушами, 1910–1911 годы. ГТГ

10
Натюрморт, 1906–1907 годы. АВА Gallery, Нью-Йорк


Натюрморт с раком, 1908 год. Музей Людвига, Кёльн


Натюрморт с синим чайником, 1909 год. ГТГ, Москва


Интерьер с колодой, 1909, ГТГ, Москва

раки
Натюрморт с капустой и раками, 1909 год. ГТГ


Прогулка (Из воображаемого путешествия в Турцию), 1907–1908 годы. Собрание О.Б. Логинова, Москва


Портрет Велимира Хлебникова, 1910 год. Собрание Петра Авена


Портрет Н.С. Гончаровой, 1915 год. ГТГ


Автопортрет (Собственный портрет Ларионова), 1910–1912 годы. Собрание Петра Авена

И следующем зале выставки мы вновь возвращаемся на улицы южных провинциальных городов России и встречаемся с их жителями. Прототипы героев своего времени Ларионов находил на провинциальных вывесках и в русских лубках.


Площадь провинциального города, 1909 год. ГТГ


Лошади с пастухом, начало 1900-х, ГРМ, Санкт-Петербург

44
Кёльнерша, 1911 год. ГТГ


Улица в провинции, 1910 год. Екатеринбургский музей изобразительных искусств


Женщина в зеленом платке, 1911–1912 годы. ГТГ


Фруктовая лавка, вторая половина 1900-х годов. ГРМ

Unti copy
Рыбная лавка, 1909 год. ГТГ

Героями работ Дарионова также часто становились военные, их служба, быт, казармы. Из воспоминаний детства: Утро, позднее утро. Наш дом, что на горе – против драгунских конюшен. Голубое небо с нежным золотом конского помета. Голубой, блестяще-голубой воздух. Хочется им дышать решительно всем организмом, и действительно дышится им всем организмом, совершенно сам в нем растворяешься. Такая радость, тепло и счастье разлито в этом утре, что большей радости и счастья не может быть. Такое чувство очарования и обаяния жизни. Это единственная самая крупная радость всей моей жизни. В небе без конца падают и поднимаются ласточки с нежным теком. Спокойствие и тишина наполнены все же какими-то звуками кристальной чистоты и ясности. Драгунский духовой оркестр разучивает какой-то бодрый марш. Каждый музыкант разучивает свою партию, обращая внимание на других. И вместе с тем все радостно и стройно и созвучно с блестящим утром. Длинные беленые стены конюшен тянутся и падают в степь, где дрожит и вибрирует над бурьянами нежный утренний воздух.


Конюшни, 1910–1911 годы. ГТГ

Утро в казармах, 1910 год, ТТГ
Утро в казармах, 1910 год, ТТГ

ajnj


Купающиеся солдаты, 1911 год. ТТГ

Ларионов не понаслышке был знаком с армейской жизнью. В 1910–1911 годах он проходил военные сборы, сначала в московском Кремле, затем под Петербургом. В годы Первой мировой войны он был призван на военную службу и комиссован по ранению.

Впечатления от военной службы отразил в своей Солдатской серии.


Развод караула, около 1910-го года. ГТГ


Близ лагеря. 1911 год. ГРМ


Казак на коне, 1911 год. Галерея Тейт Модерн, Лондон


Курящий солдат, 1911 год. ГТГ


Отдыхающий солдат, 1911 год. ГТГ


Автор фото Максим Стулов, Ведомости
На переднем плане картина Офицерский парикмахер, справа – Кацапская Венера


Офицерский парикмахер, 1910 год. Галерея Альбертина, Вена


Солдатская Венера, 1911–1912 годы. ГРМ

Ларионов не пытался привязывать изображаемых женщин к идеальным стандартам красоты, а наоборот придавал своим пышнотелым обнажённым Венерам эротизм, в грубоватой и утрированной форме мещанской или солдатской мечты.


Морской пейзаж с двумя лодками на горизонте, 1900 годы Частная коллекция

vjht
Серия Море, начало 1930-х годов. Бумага, тушь, кисть. ГТГ
Беспредметные композиции


Обращение к теме моря нашло отражение в переписке Ларионова с супругой Натальей Гончаровой. В письме от 12 сентября 1930 года он писал: Я нашёл форму (пока в голове) того, что долго искал для выражения юга, моря, купания. Не просто срисовка, а больше...

Стол
Накрытый стол у воды, 1909 год. ГТГ


Женщины на фоне моря. 1920–1930-е годы. ГТГ


Девушка у парикмахера, 1920 год. Из бывшего собрания А. К. Томилиной-Ларионовой. Париж, Франция

1025
Воскресным днём, конец 1920 начало – начало 1930-х годов. ГТГ


Натюрморт. Весна, 1928 год. Частное собрание


Монохромный натюрморт, 1924–1925 годы. ГТГ

мимоза
Мимоза и рыбы, 1930-е годы. ГТГ

белый н
Белый натюрморт, начало 1930-х годов. ГТГ


Мастерская с зеркалом, середина 1920-х годов. ГТГ

Часть выставки посвящена личному архиву художника, его коллекции книг, лубков и гравюр,
которую Ларионов заново собрал во Франции, взамен оставшейся в Москве.

075
Две девушки. Конец XIX – начало ХХ века. Китай. ГТГ
Неизвестный художник

Так как Ларионов не мыслил русскую культуру без азиатской, будучи уверенным в том, что Россия и Восток тесно связаны ещё со времён нашествия монгол, дух которых так укоренился в нашей жизни и культуре, что подчас бывает трудно отличить, где кончаются национальные черты, а где начинается восточное влияние, то в его коллекции есть разнообразные предметы восточного искусства: китайский лубок, японская гравюра, в том числе и модная в те времена в Европе гравюра укиё-э, афиши японских спектаклей, на которых изображались театральные труппы в полном составе, катагами — японские трафареты для нанесения узоров на ткань.

Несколько экспонатов, которые удалось сфотографировать.

zg1
Гейша Ханаоге из дома Огия со служанкой. Из серии Времена года. 7-й месяц. 1820-е годы. Кэйсай ЭЙСЕН
Стоящая красавица у шкатулки Неизвестный художник XIX века. Япония

панно
Мошу. Девятый месяц. Серия 12 месяцев современного Гэндзи
Утагава КУНИСАДА


Картина, написана непрозрачной акварелью на бумаге, изображает Аннапурну, кормящую Шиву.

я2
Куртизанки на веранде (фрагмент). Лист из триптиха Три красавицы, наслаждающиеся вечерней прохладой
Эйдзан КИКУГАВА

ткань1
Композиция с зарослями бамбука. Трафарет на ткани. Неизвестный художник XIX века. Япония. ГТГ

лубок
Китайский лубок
Неизвестный художник. Воительница Му Гуй-ин. Китай, провинция Сычуань. Конец XIX – начало ХХ века.

актёр
Актёр Итикава Дандзюро V в лучших ролях, уподобленных 12 месяцам. Пятый месяц: с маской Тэнгу веером со стихами из Исэ-Моногари Шестой месяц: в роли Сого Дзюро. Конeц XVIII – начало XIХ века. ГТГ
Утагава ТОЁКУНИ

44

Михаил Ларионов увлечённо собирал старые книги, художественные журналы, гравюры, газетные вырезки, афиши, связанные с театром, историей балета и танца, а также атласы растительного и животного мира, издания по орнитологии и др.



Зал, завершающий экспозицию, стилизован под личный кабинет Ларионова: книжные шкафы заполнены фолиантами, которые сам художник покупал во французских книжных магазинах и на многочисленных букинистических развалах на набережной Сены.


Книги из библиотеки Михаила Ларионова




Автопортрет в тюрбане

Вот в принципе и всё, что я хотела рассказать вам о выставке Михаила Ларионова... Благодарю за внимание!)

Записи из этого журнала по тегу «Жил-был художник»

Комментарии

( 36 мррр-мяу — погладить мурлыку )
kobrochka1
13 дек, 2018 08:53 (UTC)
Яркие и сочные картины. А Хворова отвлеклась от политики и тоже выкладывает про Ларионова
pro100_mica
13 дек, 2018 09:40 (UTC)
В ФБ? И как, ей понравилась выставка?
(без темы) - kobrochka1 - 13 дек, 2018 09:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 13 дек, 2018 09:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 13 дек, 2018 09:52 (UTC) - Развернуть
legal_57
13 дек, 2018 09:01 (UTC)
Ну, показала ты нам больше, чем достаточно, чтобы иметь не просто представление о художнике Ларионове, а и о Ларионове человеке, его метаниях в поиске своего стиля, увлечениях, пристрастиях и так далее. Спасибо большое!
pro100_mica
13 дек, 2018 09:44 (UTC)
Если уж рассказывать, то полностью) Хотя на коллекцию фотографий меня уже не хватило. Но их можно в сети посмотреть, там достаточно.
legal_57
13 дек, 2018 09:07 (UTC)
Из того, что понравилось на этот раз. Лубочная солдатская серия очень даже неплохая. Фигуративные композиции Белое на жёлтом интересны, пейзажи и натюрморты, особенно необычны последние, "белые".
pro100_mica
13 дек, 2018 09:45 (UTC)
Да, эти эксперименты с цветом интересны)
legal_57
13 дек, 2018 09:58 (UTC)
Я не поняла. История русского балета так и осталась в макете или была издана?
pro100_mica
13 дек, 2018 11:16 (UTC)
Да, осталась в макете.
(без темы) - legal_57 - 14 дек, 2018 07:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 17 дек, 2018 08:32 (UTC) - Развернуть
lana_1909
13 дек, 2018 10:26 (UTC)
Спасибо за репортаж.
Многие работы оказались для меня новыми.
Интересна коллекция Ларионова.
pro100_mica
13 дек, 2018 11:06 (UTC)
Да, коллекция японских гравюр и китайских лубков очаровательны, но не всё получилось, они очень бликуют под стеклом, а места не очень много, чтобы сменить ракурс.
aptmy3eoh
13 дек, 2018 11:33 (UTC)
Мне тоже показались интересными в данной части монохромные натюрморты, беспредметные композиции.
А если говорить о выставке в целом, то она покорила разноплановостью, тем, что любой желающий может найти что-то для своей души.
pro100_mica
13 дек, 2018 11:38 (UTC)
Делаю вывод, что русский авангард вас не оставил равнодушным.
(без темы) - aptmy3eoh - 13 дек, 2018 13:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 13 дек, 2018 16:40 (UTC) - Развернуть
vagant
13 дек, 2018 16:31 (UTC)
Спасибо за такой огромный труд!
pro100_mica
13 дек, 2018 17:12 (UTC)
На здоровье!)
korart76
13 дек, 2018 16:49 (UTC)
Чем больше приобщаюсь к выставке, тем больше убеждаюсь: веселый был художник Ларионов!)
pro100_mica
13 дек, 2018 17:05 (UTC)
Михаил Ларионов – южанин, поэтому у него в работах разноцветные дома, весёлые люди, яркие, сдобные дамы, цветущие деревья, небо синее обычного, а солнце светит ярче и жарче)))
А что в последней подборке привлекло внимание?
(без темы) - korart76 - 13 дек, 2018 17:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 13 дек, 2018 19:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - legal_57 - 14 дек, 2018 08:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 14 дек, 2018 11:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - korart76 - 14 дек, 2018 11:26 (UTC) - Развернуть
korart76
13 дек, 2018 17:19 (UTC)
А еще Ларионов и его наследники молодцы, что не держали обиду на Россию и завещали большое количество работ нашей стране. Спасибо им.
pro100_mica
13 дек, 2018 19:45 (UTC)
Да, тут вы правы! Наследие большое получила Третьяковска.
dematanya
14 дек, 2018 08:33 (UTC)
Очень большой труд, Лена! Мне очень понравилась выставка . В последней части - все натюрморты
великолепны, солдатская серия , портреты. Для себя выделила:
Портрет Велимира Хлебникова.
Фруктовая лавка.
Лошади с пастухом.
Кёльнерша.
Морской пейзаж с двумя лодками на горизонте.
Всё красочно и оптимистично! Спасибо тебе большое!
pro100_mica
14 дек, 2018 11:21 (UTC)
Я была уверена, что тебе этот морской пейзаж понравится)

По секрету: запомни инициалы, которыми Ларионов подписывал картины, а то загадаю через полгода, скажешь, что понятия не имеешь)))
(без темы) - korart76 - 14 дек, 2018 11:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dematanya - 15 дек, 2018 11:19 (UTC) - Развернуть
mashari0
15 дек, 2018 19:17 (UTC)
Ларионов
Все морские пейзажи мне очень понравились... Особенно женщины на фоне моря- очень здорово! А потом "Воскресным днем" ( это ведь потрясающий переход света от голубого к изумрудному... дамы с собаками спереди, а сзади -мужик ,курящий трубку, и сидящий под деревом. Все так одним штрихом...)
pro100_mica
17 дек, 2018 08:36 (UTC)
Re: Ларионов
Ты права, Маша. Воскресная прогулка удивительная картина. Я вокруг неё и так, и эдак скакала, пытаясь сделать хороший снимок, но всё равно не вышло, как на стене)
( 36 мррр-мяу — погладить мурлыку )

Календарь

Март 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Метки

Разработано LiveJournal.com