?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

В 1912 году Михаил Ларионов изобрел собственный абстрактный язык – лучизм, о котором известный французский поэт-авангардист Гийом Аполлинер написал: Михаил Ларионов принес не только в русскую, но и в европейскую живопись новую утонченность лучизм. Сам же художник считал: Это почти то же самое, что мираж, возникающий в раскаленном воздухе пустыни, рисующий в небе отдаленные города, озера, оазисы. Лучизм стирает те границы, которые существуют между картинной плоскостью и натурой


Лучистая колбаса и скумбрия, 1912 год. Музей Людвига, Кёльн

Вот и продолжим знакомство с выставкой Ларионова лучистыми картинами, которых было не очень много, но две из них,
Ноктюрн и Лучистая колбаса и скумбрия впервые представлены российской публике.


Петух. Лучистый этюд, 1912 год. ГТГ

untitled
Лучистый пейзаж, 1912 год. ГРМ

лучизм
Автор фото Максим Стулов, Ведомости


Лучистые линии, 1911 год. Башкирский государственный художественный музей имени Нестерова. Уфа


Прогулка. Бульварная Венера, 1913 год. Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж


Лучистая композиция. Город ночью, 1912–1914 год. Частная коллекция


Ноктюрн, 1913–1914 годы. Галерея Тейт, Лондон


Голова быка, 1912 год. ГТГ

original
Трамвай. Городская улица, 1911 год. Башкирский государственный художественный музей имени Нестерова. Уфа


Кинематограф, 1911–1912 годы. Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж


Портрет Татлина, 1913 год. Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду. Париж

fullscreen-1piv
Автор фото Максим Стулов, Ведомости

После отъезда Гончаровой и Ларионова из России в Париж, начался их 14-летний период работы над постановками дягилевских Русских балетов, причём Михаил Фёдорович часто выступал не только как художник-постановщик, но и хореограф. В 1915–1916 годах Ларионов работал над оформлением хореографической пантомимы на музыку Сергея Прокофьева Шут (полное название Сказка про шута, семерых шутов перешутившего). Замысел был реализован лишь в 1921 году и стал главным театральным проектом художника.

===444
Эскизы костюмов к хореографической пантомиме Шут
Поближе:

Ш +Ш
Костюмы Шута и Дочери Шута

Cв + cол
Костюмы Солдата и Свахи


Эскиз костюма Ярилы к хореографической пантомиме Полуночное солнце, созданной Леонидом Мясиным
на музыку Николая Римского-Корсакова к балету Снегурочка

ПССy
Танец из балета Полуденное солнце, 1915 год. ГТГ

Шyт1
Эскизы костюмов к хореографической пантомиме Полуночное солнце: Луны, Женщины в кокошнике, Крестьянской девушки

Следующим балетом Ларионова были Русские сказки 1917 года, в который входили четыре миниатюры – Кикимора, Баба-Яга, Бова-королевич и Хоровод. Дягилев поручил ему не только создание декораций и костюмов, художник участвовал в освещении и хореографии. Ларионов максимально освободил сцену и ввёл движущиеся элементы в декорациях, даже изба Бабы-Яги у него пускалась в пляс.


Лес. Эскиз декорации к хореографической миниатюре Баба Яга, 1916 год. Дар Э. Курнан. Париж.

Кикимора
Леший, Кикимора, Леший, 1915–1916. ГТГ
Эскизы костюмов к картине Баба-Яга и Кикимора для балета Русские сказки на музыку А.К. Лядова в постановке Л.Ф. Мясина

006-renard-theredlist
Пейзаж с избой
Эскиз декорациии к балету Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана

МЛ балет
Эскизы костюмов к балету Стравинского Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана
Урядник-баран, Земский кот, Петька-петух, Лисичка. ГТГ
Постановка В. Нижинского, оформление М. Ларионова


Эскиз грима к хореографической картине Кикимора


Бронислава Нижинская в гриме Кикиморы, ГТГ

vfcrf
Маска Петуха. Эскиз грима к балету Стравинского Байка про Лису. ГТГ


Балет Лис, ГТГ

Эпатаж, которым пользовался Ларионов сотоварищи в России, разгуливая по улицам городов с раскрашенными лицами и с ложками в бутоньерке, дабы подразнить почтенную публику и вальяжных буржуа, нашёл отражение и на парижской сцене. Для постановки Русских сказок и Полуночного солнца художник разработал уникальный и необычный грим в духе лучизма, который делал лица танцоров неузнаваемыми и превращал их в театральные маски.




Эскизы костюмов Павлина и Сверчка к неосуществленной постановке С.П. Дягилева Механический балет

Бабы
Баба в оранжевой кофте и синем платке, 1916–1917 годы
Баба, 1916–1917 годы

ЭДБ
Эскиз декорации Сказочное озеро к хореографической миниатюре Царевна Лебедь, 1918 год
Оформленные Ларионовым балеты познакомили западного зрителя с отечественным кубизмом и футуризмом,
а хореография стала новым этапом в развитии танца

Портреты-шаржи, сделанные Ларионовым. Листы из альбомов.

Г=Л= copy
Портрет Наталии Гончаровой, 1915 год.
Автопортрет, конец 1910 – начало 1920 годов


Графические портреты Дягилева: Дягилев с собакой, Дягилев в профиль,
Дягилев с цветком, Дягилев и собака, 1915–1916 годы

1916
Сергей Дягилев и собака, 1916 год


Портрет Сергея Павловича Дягилева 1910-е–1920-е годы. Бумага, графитный карандаш


Испанский композитор Мануэль де Фала, 1916 год


Репетиция балета труппой Дягтлева, 1910-годы

Мясин1
Портрет Леонида Мясина


Сергей Дягилев и Леонид Мясин за столом, 1910-е годы.

павлова
Портрет Анны Павловой

Рисунки Ларионова 1915–1916 годов отражают творческую атмосферу, которая царила среди создателей балетов для дягилевских Русских сезонов в швейцарском городке Уши, где они обосновались: эскизы декораций и костюмов, зарисовки движений танцовщиков и наброски портретов самого Дягилева, соратников и участников его труппы.


Дягилев, сидящий напротив Игоря Стравинского. За Дягилевым – Жан Кокто и Эрик Сати, 1917 год


Сергей Дягилев, Сергей Прокофьев, Михаил Ларионов на репетиции балета Шут, 1921 год
Смерть Сергея Дягилева положила конец театральным экспериментам Михаила Ларионова, так как более ни один импресарио не был готов предоставить художнику такую свободу действий, какая ему была нужна.


Дягилев с газетой, 1930-е годы. ГТГ

танц
Балерина, конец 1920 начало – 1930 годов, ГТГ
Равновесие танца, 1919 год. ГТГ

зизиy
Зизи Жанмер (1, 2), Две танцовщицы, Дама с веером (Зизи Жанмер), 1940-е годы

Кроме этого, на выставке представлена богатая коллекция балетных фотографий, собранных художником.
Но фотографировать фотографии у меня уже не было ни сил, ни желания.

Вопрос прежний, тронуло ли ваше сердце что-то в данной подборке работ Михаила Ларионова?

Как я не пыталась впихнуть всё задуманное в один пост, ничего у меня не получилось.
Так что окончание ещё следует)

Записи из этого журнала по тегу «Жил-был художник»

Комментарии

korart76
5 дек, 2018 09:36 (UTC)
Очаровательный лучизм, очень понравились эти работы. Графика тоже нравится, а балетные эскизы, хотя я и не такой уж большой поклонник и знаток того вида искусства, просто великолепны! Так что в данной подборке мне нравится все! Спасибо большое.
pro100_mica
5 дек, 2018 11:00 (UTC)
Это хорошо! Значит, я не зря старалась:)

Календарь

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Метки

На странице

Разработано LiveJournal.com