Елена (pro100_mica) wrote,
Елена
pro100_mica

Categories:

Импрессионизм в авангарде. Картинки с выставки.

Что-то я долго сомневалась, стоит ли написать о выставке Импрессионизм в авангарде, проходившей этим летом в Музее русского импрессионизма. Но всё же решилась. Конечно, это не тот импрессионизм, с которого всё начиналось в XIX веке: непризнанный, осмеянный критикой и светом, изгоняемый из Салона. В экспозиции представлены работы русских художников, которые познакомились с ним тогда, когда отшумели салонные баталии и его основатели стали признанными мэтрами. Главным посылом кураторов выставки явился тезис о том, что никакого авангарда не случилось бы без импрессионизма, который будущие ниспровергатели традиций старого мира познали благодаря коллекционеру Сергею Щукину и его собранию.


На выставке представлены работы Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Казимира Малевича, Петра Кончаловского, Кузьмы Петрова-Водкина, Роберта Фалька, Аристарха Лентулова, Алексея Явленского, Александры Экстер, Ильи Машкова, Надежды Удальцовой и многих других. Более 60 картин русских авангардистов из 14 государственных музеев и 17 частных собраний.


Первой встречает нас в экспозиции картина Михаила Ларионова Прогулка из собрания Валерия Дудакова и Марины Кашуро, демонстрируемая впервые.


Прогулка, 1907–1908 годы. Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро
Михаил ЛАРИОНОВ

На полотне изображены женщины на прогулке. Художник часто бывал в Тирасполе и любил наслаждаться местными пейзажами, а прогулки по живописным местам в то время были излюбленным занятием его современниц. Здесь Ларионов использует приём кадрирования, обрезав части портретов женщины и девочки слева и снизу. Пастельные зелёные тона придают картине свежесть, а образы прогуливающихся дам создают реалистичный образ безмятежной провинциальной жизни.

После эмиграции Ларионова во Францию в 1915 году эта картина хранилось в семье сына знаменитого архитектора Фёдора Шехтеля Льва Жегина-Шехтеля, друга художника. Она была разделена надвое, два сюжета были размещены на противоположных стенах комнаты. Коллекционер Валерий Дудаков увидел эти фрагменты у вдовы Жегина и сразу понял, что они составляют единое целое и стилистически, и композиционно. Одну часть Дудаков условно назвал Прогулка с кошкой, другую – Прогулка дам. Сначала он купил правую часть композиции, кошку. Левую часть полотна Дудаков смог приобрести совсем недавно, тридцать лет спустя, отдал обе части на реставрацию, холсты "сшили", восстановив красочный слой и теперь картина стала единым целым, хотя шов просматривается.

Далее ещё несколько работ Михаила Ларионова.


Женщина на скамейке, 1902 год Собрание Анатолия и Майи Беккерман
В отличие от западных импрессионистов, которые писали в основном сцены из городской жизни,
русские любили изображать жизнь провинциальную.


Ночь. Тирасполь, 1906 год. Нижегородский государственный художественный музей


Окно в Рыбниковом, 1906–1908 годы. Музей русского импрессионизма
Михаил ЛАРИОНОВ


Свинопас, 1906–1909 годы. Московский музей современного искусства


Груши, 1910-е годы. Частное собрание

+Мл
Улица с фонарём, 1910-е годы. ГМЗ Петергоф


+

+
Натюрморт с розами, 1920-е годы. Собрание Анатолия и Майи Беккерман
Михаил ЛАРИОНОВ

В экспозицию вошел Морской пейзаж Кандинского – небольшая, написанная пастозными мазками картина: прозрачный воздух, постоянно, в зависимости от угла зрения, меняющиеся оттенки моря и как будто растворяющиеся вдали дома.

ВК
Морской пейзаж, 1902 год. Московский музей современного искусства
Василий КАНДИНСКИЙ

К этому времени относятся два события, наложившие печать на всю мою жизнь. Это были: французская импрессионистская выставка в Москве – и особенно Стог сена Клода Моне – и постановка Вагнера в Большом театре – Лоэнгрин. И вот сразу я увидел в первый раз Картину. Мне казалось, что без каталога не догадаться, что это – стог сена. Эта неясность была мне неприятна: мне казалось, что художник не вправе писать так неясно. Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память и вдруг неожиданно так и встанет перед глазами до мельчайших подробностей. Но что мне стало совершенно ясно – это не подозревавшаяся мною прежде, скрытая от меня дотоле, превзошедшая все мои смелые мечты сила палитры. Живопись открывала сказочные силы и прелесть (Василий Кандинский. Ступени)


Дорога, 1905 год. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля
Алексей ЯВЛЕНСКИЙ


Гора, 1905 год. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля
Алексей ЯВЛЕНСКИЙ

С современным искусством Явленский познакомился в Германии, во время учебы в студии Антона Ажбе, увлекался Сезанном и Ван Гогом. Его работы редкость для нашей страны. Их всего восемь и все они хранятся в Омском музее изобразительных искусств.


Сирень, 1906 год. Нижегородский государственный художественный музей
Наталия ГОНЧАРОВА
Мир импрессионизма для Наталии Гончаровой открыл в студенческие годы её будущий супруг Михаил Ларионов.
Несмотря на то, что это увлечение длилось недолго, оно стало трамплином для дальнейшего творчества художницы.


Автопортрет, 1906–1907-е годы. Музей-заповедник Абрамцево
Роберт ФАЛЬК


Молодые стволы (Берёзки), 1907 год. Пермская государственная художественная галерея
Роберт ФАЛЬК

ФМС
Молодые стволы, 1907 год. Ярославский художественный музей
Роберт ФАЛЬК


Крым. Ай-Тодор. Розовый капот, 1908 год. Псковский музей-заповедник
Роберт ФАЛЬК

П-В
Африка. Олеандр, 1907 год. Пермская государственная художественная галерея
Кузьма ПЕТРОВ-ВОДКИН

П-В1
Пальмовая аллея в Старой Бискре, 1907 год. Пермская государственная художественная галерея
Кузьма ПЕТРОВ-ВОДКИН


Натюрморт со сливами, 1907 год. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых
Александра ЭКСТЕР
С импрессионистских опытов начинала своё творчество Александра Экстер, которую сегодня называют амазонкой русского авангарда.


Пуантель. Дорожка в саду, 1907 год. Музей русского импрессионизма
Владимир БАРАНОВ-РОССИНЕ


Дом в Белкине, 1907 год. Музей истории города Обнинска
Пётр КОНЧАЛОВСКИЙ


Паша с красной книжкой, 1909 год. Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных
Пётр КОНЧАЛОВСКИЙ

АК
Портрет мальчика, 1910-е годы. Чувашский государственный художественный музей
Алексей КОКЕЛЬ
До середины девятисотых годов XIX века Кокель писал яркими крупными мазками в фовистском стиле,
но незадолго до революции стал реалистом.


Портрет Ванды, 1907–1908-е годы. Частное собрание
Александр БОГОМАЗОВ

47
Финские фьорды, 1912 год. ГМЗ Петергоф
Александр БОГОМАЗОВ


Пейзаж с домом. 1907–1908 годы. Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро
Владимир БУРЛЮК


Деревня весной. 1917–1918 годы. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля
Давид БУРЛЮК

...наступила новая эра. Смотрят на Запад. Свежий ветер. Мякинный дух Репина отпускает, лапоть передвижников теряет свою видимую силу. Но не Серов, не Левитан, не потуги на гениальность Врубеля, не литературные дегилевцы, а Голубая роза, те, что сгруппировались вокруг Золотого руна, далее импрессионисты русские, выросшие на западных образцах, те, кто трепетал, глядя на Гогена, Ван Гога, Сезанна, – вот надежда русской обновленной живописи (Давид Бурлюк)

АК3
Дерево, середина 1900-х годов. Ярославский художественный музей
Александр КУПРИН


Натюрморт. Начало 1910-х годов. Частное собрание, Европа
Александр КУПРИН


Пейзаж. Крым. 1930-е годы. Пермская государственная художественная галерея
Александр КУПРИН

татл
Цветы пижмы, 1908–1909-е годы. Российский государственный архив литературы и искусства
Владимир ТАТЛИН

тат
Осень (Лето). Пейзаж, 1908-1909-е годы. Российский государственный архив литературы и искусства
Владимир ТАТЛИН


Женский портрет, 1909–1910-е годы. Собрание Ирины Правкиной
Иван КЛЮН

Среди передовых русских художников еще в то время установилось мнение, что не Петербургская Академия художеств является высшей художественной школой у нас, а галерея С.И. Щукина. И это действительно так. Такой блестящей живописи, таких сверкающих красок никто еще не видел из художников наших, не побывавших во Франции. Великие импрессионисты: Эдуард Мане, Клод Моне, Ренуар, Дега и другие; пуантилисты Синьяк, Кросс; затем Поль Сезанн, Гоген, Ван Гог, Ван Донген; кубисты Брак, Дерен, Пикассо и многие другие замечательные художники, картины и панно Боннара и Мориса Дени. Художники, посещавшие Щукинскую галерею не могли не попасть под живописцев Франции. Но влияние это было далеко не одинаково – кто интересовался больше Матиссом, кто Ренуаром, Коро, К. Моне, Э. Мане, Сезанном... (Иван Клюн Мой путь в искусстве.)


Цветы на окне, около 1910 года. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых
Ольга РОЗАНОВА

Ещё одна из амазонок Ольга Розанова, сподвижница Казимира Малевича, к сожалению, рано ушедшая из жизни. Её работа Цветы на окне написаны под влиянием Анри Матисса: сочные яркие краски, акцент именно на цвете, предмет и форма уходящие на второй план, открытое окно с деревянными ставнями – излюбленные сюжеты знаменитого французского фовиста.


Крымский базар. 1910-е годы. Собрание Игоря Сановича
Николай КУЛЬБИН


Цветы, 1910 год. Собрание Игоря Сановича
Николай КУЛЬБИН

Мы импрессионисты, мы передаем на холстах наши впечатления, или "импрессии". Мы просто так видим, и наши импрессии отражены в картине, не считаясь с банальными представлениями обывателя о цвете тела... В мире все относительно. Даже солнце одним людям кажется золотым, другим серебряным, другим красным, а кому-то кажется бесцветным. Право художника видеть все так, как видится ему, и это его абсолютное право. (Николай Кульбин)


Цветущее поле, 1913 год. Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Алексей МОРГУНОВ


Натюрморт с краскотёркой, 1917 год. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых
Иван МАЛЮТИН

АН
Пейзаж, 1918 год. Пермская государственная художественная галерея
Игнатий НИВИНСКИЙ

ари
Клязьма. Деревья, 1918 год. Пермская государственная художественная галерея
Аристарх ЛЕНТУЛОВ


Липы, 1922 год. Частное собрание
Аристарх ЛЕНТУЛОВ

машк
После грозы, 1922 год. Тверская областная картинная галерея
Илья МАШКОВ

машк1
Деревья у подножия Ай-Петри, 1923 год. Собрание Инны Баженовой
Илья МАШКОВ

5918
Крым. Чеховский пляж в Гурзуфе, 1925 год. Собрание Юрия Носова
Илья МАШКОВ

рожд
Горный пейзаж. 1923 год. ГУК ТО Объединение ИКХМ
Константин РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

рож
Отузы. Крым. 1923 год. ГУК ТО Объединение ИКХМ
Константин РОЖДЕСТВЕНСКИЙ


Портрет Ефима Рояка. 1925 год. Собрание Марии Юсуповой
Константин РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

unt
Пейзаж с горой, 1926 год. Собрание Анатолия и Майи Беккерман
Анна ЛЕПОРСКАЯ

Лепор
Натюрморт с жёлтой грушей, 1926 год. Собрание Марины и Бориса Молчановых
Анна ЛЕПОРСКАЯ

Леп
Малоярославец весной, 1939–1940 годы. Псковский музей-заповедник
Анна ЛЕПОРСКАЯ


На бульваре, 1930-е годы. Собрание Юрия Носова
Михаил СОКОЛОВ


Портрет дочери в белой накидке, 1939 год. Частное собрание
Антонина СОФРОНОВА


Женщина, лежащая на тахте под портретом Сезанна (Раиса Идельсон), 1929 год. Частное собрание
Роберт ФАЛЬК

В отличие от Малевича, Роберт Фальк на протяжении всего творчества был верен манере Сезанна. Именно его портрет висит над скамьей, на которой отдыхает Раиса Идельсон, вторая жена Фалька. Картина написана во время пребывания художника в Париже.


Чеснок, 1935 год. Собрание Алексея Тимофеева
Роберт ФАЛЬК



лент
Зелёный лук, 1938 год. Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Аристарх ЛЕНТУЛОВ


Порыв ветра. Вторая треть ХХ века. Музей русского импрессионизма
Алексей ГРИЩЕНКО



Автопортрет, 1934 год, Московский музей современного искусства
Казимир МАЛЕВИЧ

Этот автопортрет, написанный за год до смерти художника, от импрессионизма позаимствовал только широкий мазок, в остальном вполне себе воплощает дух классических портретов старых мастеров. Казимир Малевич никогда не сомневался в том, что по значимости для истории искусства он не уступает великим художникам прошлого, и этим портретом поставил себя в один ряд с ними.

А импрессионизм для художника был первой любовью, он писал в этой манере около четырех лет и навсегда запомнил первое живописное впечатление-откровение: ...Я наткнулся на вон из ряда выходящее явление в моем живописном восприятии природы. Передо мной среди деревьев стоял заново беленный мелом дом, был солнечный день, небо кобальтовое, с одной стороны дома была тень, с другой – солнце. Я впервые увидел светлые рефлексы голубого неба, чистые и прозрачные тона. С тех пор я начал работать светлой живописью, радостной, солнечной... С тех пор я стал импрессионистом

МК1
Лодки у розового причала, 1932–1934 годы. Собрание Юрия Носова
Мария КАЗАНСКАЯ

la
Голубой пейзаж. Нальчик. 1935 год. Собрание Юрия Носова
Мария КАЗАНСКАЯ


Девушка с полотенцем, 1937 год. ГУК ТО Объединение ИКХМ
Александр ДРЕВИН

осм — копия
Яблони, 1939 год. Тверская областная картинная галерея
Александр ОСМЁРКИН

ПК
Пейзаж, 1930-е годы. Частное собрание
Павел КУЗНЕЦОВ


Розы в саду, начало 1940-х годов. Собрание Юрия Носова
Павел КУЗНЕЦОВ

ааа
В детском парке, 1940 год. Собрание Юрия Носова
Александр ШЕВЧЕНКО


Весна в деревне, 1947 год. Собрание Романа Бабичева
Надежда УДАЛЬЦОВА

аван34

а38967

ав34о

Вот такая симпатичная выставка случилась этим летом в московском музее русского импрессионизма,
приятно удивившая его посетителей и раскрывшая малоизвестные грани творчества мастеров русского авангарда.

Tags: Авангард, Вернисаж, Живопись, Импрессионисты, Картинки с выставки, МРИ
Subscribe

Posts from This Journal “Картинки с выставки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments