?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Сегодня, когда живописные шедевры старых мастеров давным-давно нашли своё законное место в знаменитейших музеях мира и известных частных коллекциях, Томас и Дафна Каплан задумали и успешно реализовали свой дерзкий проект: за 15 лет они с чистого листа собрали внушительную и многообразную коллекцию голландской живописи XVII века, приобретя практически все аутентичные живописные произведения этого периода и направления, которые изредка появлялись на международном антикварном рынке. И дали нам возможность полюбоваться ими.


Портрет Самюэла Ампцинга, 1630 год
Франс ХАЛС

Узнаваемый живописный стиль принес Франсу Хальсу известность, заказчиками у него были не только представители знати, но и священнослужители. Этот изысканный портрет, один из трёх, написанных на медной пластине, изображает харлемского священника, поэта и историка Самюэла Ампцинга. Повернувшись вправо и глядя на зрителя, Ампцинг держит своё сочинение 1628 года Описание и хвала городу Харлем в Голландии. Создается ощущение, будто герой на мгновение оторвался от чтения.


Портрет Конрада Витора, 1644 год
Франс ХАЛС (1582/83–1666)

Ещё один портрет священнослужителя Конрада Витора, лютеранского проповедника из Ахена, кисти Франса Халса. Он служил лютеранской общине в Харлеме в течение сорока лет, приехав туда вскоре после отмены декрета 1596 года, запрещавшего лютеранские богослужения. Однако волнения в обществе продолжались, Витор стал самой спорной фигурой в религиозных кругах. Члены лютеранской общины в Голландии, видимо, видели в нем героического защитника своей веры в это неспокойное время. Портрет 56-летнего Конрада Витора Франса Халса очень сдержан и имеет приглушенную палитру, характерную для работ мастера 1640-х годов.


Соломон и царица Савская, около 1630 года
Виллем де ПОРТЕР (1608 – после 1648)

На этой картине Виллем де Портер изобразил Ветхозаветную историю о посещении царицей Савской царя Соломона. Она, скептически относясь к легендарной мудрости и монотеистической религии царя Соломона, отправилась с большим караваном из Сабы к его двору в Иерусалиме. После того как царь Соломон, окруженный придворными, успешно ответил на её каверзные вопросы, восхищённая царица преклонила перед ним колени и сделала роскошные подношения: золото, специи, благовония и драгоценные камни. На картине Соломон смотрит на царицу, восседая на высоком троне, держа в одной руке скипетр, а другой опирается на подлокотник трона.

+
Автопортрет с атрибутами занятий магией, 1635–1637 годы
Питер Ван ЛАР (1599–1642)

Пугающий своей агрессивной загадочностью Автопортрет с атрибутами занятий магией – одна из самых необычных работ не только в Лейденской коллекции, но и в голландском искусстве в целом. Питер Ван Лар изобразил себя в состоянии леденящего ужаса при виде когтей дьявола, который пришёл предъявить на него свои права. Одетый в чёрный сюртук и шляпу чародея, мастер, с выпученными глазами и открытым ртом внезапно стал свидетелем появления беса. Он стоит позади стола, заполненного книгами с алхимическими заметками (оккультными символами, пентаграммой и пронзённым сердцем), различными диковинными сосудами, потухшей свечой и черепом, служащим котлом для магического зелья, стоящим на горячих углях. Чтобы усилить очень личный характер ужасного зрелища, Ван Лар поставил свою подпись в самом заметном месте картины – на нотном листе, лежащем на переднем плане. На нём начертано зловещее предостережение дьявол не шутит. Совершенно очевидно, что в своём обращении к оккультным приёмам, чародей выпустил силы, с которыми не в состоянии справиться. Он подошёл к той черте, где ему придётся отвечать за последствия своей дерзости.

13_-Van

Караваджистская манера передачи света и тени была изучена Питером Ван Ларом в Риме, где он провел около десяти лет. Он был одним из активных участников римского общества голландских художников Перелетные птицы, известных своими неформальными заседаниями в римских тавернах. Итальянцы дали Ван Лару прозвище Бамбоччо (карапуз), из-за его физического недостатка – он родился горбатым с жутким непропорциональным туловищем. В те времена считалось (особенно на этом настаивала инквизиция), что физическое уродство является результатом влияния магии, взаимодействия с ведьмами и чародеями. Возможно, именно такое отношение вызвало интерес у Питера ван Лара к магии и побудило к написанию подобного автопортрета.

+
Юноша за чтением, 1650 год
Якоб ван ЛО (1614–1670)

Якоб Ван Ло учился в Амстердаме и прославился благодаря портретам и жанровым картинам. В этой работе художник изобразил мальчика, сидящего на скамье или сундуке и поглощенного чтением. Его модная черная шляпа и темно-зелёный плащ небрежно брошены на спинке сиденья. Ван Ло поместил источник мягкого света слева, чтобы подчеркнуть светящуюся кожу юноши и аккуратно прописанные складки его одежды. Изобразив простой интерьер, художник сделал акцент на психологическом аспекте картины. Вместе с тем другие детали композиции предполагают развитие сюжетной линии. Необычны деревянные двери и панели от пола до потолка. Голландские живописцы часто писали музыкальные сцены и персонажей, занятых чтением, однако данную работу нельзя отнести ни к одному из этих жанров. Молодой человек не играет на инструменте, вокруг него царит тишина.

+ Герард Терборх. Дама щекочущая соломинкой спящего солдата. Около 1655
Дама, щекочущая соломинкой спящего солдата, 1655 год
Герард ТЕРБОРХ

После долгой борьбы Голландии за независимость от Испании, продолжавшейся с 1568 по 1648 годы в живописи в конце 1620-х годов появился интерес к изображению солдат в караульных помещениях в свободное от службы время. Герард Терборх был хорошо знаком с повседневной жизнью солдат, так как в его родном Зволле располагался гарнизон, игравший важную роль в военных действиях и начал включать будни вояк в свои изящные жанровые композиции. На картине из Лейденской коллекции изображен развалившийся на стуле спящий солдат, которого мягко будит, щекоча соломинкой, молодая женщина. Оружие героя съехало на бок, шляпа упала на пол, его бесчувственное состояние, вероятно, стало результатом слишком большого количества выпивки. Жест, которым женщина будит солдата, намеренно нежный и дразнящий, рог трубача, несомненно, был бы эффективнее. Образ спящего солдата ассоциировался с ленью и пренебрежением обязанностями, особенно когда сон был вызван злоупотреблением выпивкой. За упавшей шляпой прячется маленькая собачка. Стершуюся при старых реставрациях соломинку в руке девушки пришлось заново рисовать в 2005 году. Горнист в растерянности почесывает голову, недоумевая, почему вести, которые он принес, не вызывают никакой реакции.

Якоб Врел
Больная женщина у камина, 1654–1656 годы
Якоб ВРЕЛ (работал в 1654–1662 годах)

Эта мирная домашняя сцена голландского художника Якоба Врела изображает пожилую женщину, сидящую на деревянном стуле в домашнем интерьере и склонившую голову к большой белой подушке, прислонённой к покрытому коричневыми изразцами высокому камину. На каминной полке стоят тарелки, латунные подсвечники и лежит апельсин. Справа висит совок, на полу стоят щипцы, темный терракотовый горшок и грелка для ног. Пустой стул символизирует одиночество женщины. Она рассеянно смотрит перед собой, возможно, ей нездоровится. Проникающий слева слабый свет окутывает серую стену и аскетичный интерьер, создавая ощущение безмятежности. Кошка и маленькая собачка, свернувшись клубком, согреваются теплом камина.

+ CdM-Корнелис де Ман. Портрет фармацевта д-ра Изенбрандта Изенбрандтса 1667
Портрет фармацевта доктора Изенбрандта Изенбрандтса, 1667 год
Корнелис де МАН ( 1621–1706)

Портретные изображения в интерьерах вызывали интерес у заказчиков и занимали важное место в творчестве художников. Самыми популярными мотивами были изображения за музыкальными упражнениями, перепиской, в кабинете за научными занятиями. Множество портретов выполнялось для членов голландских медицинских сообществ. В данной работе делфтский мастер Корнелис Де Ман запечатлел знаменитого фармацевта Изенбрандта Изенбрандтса, выходца из знатной семьи и выпускника Лейденского университета: его отец работал в Голландской Ост-Индской компании и был губернатором Коромандельского берега в Индии. Возможно, портрет был заказан по случаю назначения Изенбрандта директором Роттердамской аптекарской гильдии, которую он возглавлял до 1704 года.

Новоиспечённый директор изображён в окружении изысканных предметов интерьера, означавших разносторонние увлечения молодого человека, обширные научные и культурные интересы, в том числе музыкой. На стене в центре в коричневой рамке герб И. Изебрандтса с личным девизом Circumspecte (Осмотрительность), весьма подходящим к профессии фармацевта. Небесный глобус на столе не только указывает широту познаний героя, но и отсылает к его жене Марии Блау, дочери известных картографов.

JT
Визит доктора, 1666–67 годы
Якоб ТОРЕНВЛИТ (1640–1719)

Тема посещения врачом пациентов была особенно популярной темой среди художников Лейдена в 1650–1660-х годов, что частично обусловлено научной средой Лейдена, центром которой был старейший голландский университет. Эта великолепная работа Якоба Торенвлита, племянника и ученика Герарда Дау, является одной из лучших в этой серии. Больная, слабая, элегантно одетая женщина, лежащая в постели, обменивается загадочными взглядами с горничной, которая нежно за ней ухаживает. Седобородый врач держит больную одной рукой за запястье, ощупывая пульс, а другой поднимает склянку с мочой, визуально изучая её содержимое. Опытный доктор подозревает причину недуга, вызвавшего меланхолию, от которого нет лекарств: неразделённая любовь...


Молитва перед едой, 1660 год
Ян СТЕН 1626–1679

Безмятежная картина семьи, молящейся перед началом трапезы, пропитана тихой духовностью. Простота интерьера и одеяний отражают ценности семьи, а также роль веры в их жизни. На стене сохранились следы от изображения распятия, позднее записанного. Это может служить доказательством того, что персонажи картины не являются протестантами, и изначально образ задумывался как католический. На деревянной люстре начертаны слова из молитвы Да будет воля Твоя. На плакате на стене художник поместил текст на голландском языке, свидетельствующий о религиозных убеждениях героев. Он гласит: Трех вещей прошу у Тебя, не боле: превыше всех любить Бога-Отца, богатств не жаждать, но желать того, о чем мудрейшие молились: жить праведно в этом мире. Все – в этих трех вещах Обычная одежда семьи, простая мебель, голые стены и скромная еда из хлеба, сыра и ветчины указывают на то, что они действительно живут этим вероучением. Когда мать молится, обнимая своего ребенка, отец благоговейно держит шляпу перед лицом. Ключ, висящий позади отца символизирует его надежность. В соответствии с распространенной традицией, шедевр Стена прославляет идеалы благочестивой и гармоничной семьи, популярные в голландском обществе к XVII веку.


Жертвоприношение Ифигении, 1671 год
Ян СТЕН

Сцена иллюстрирует кульминацию трагедии Еврипида Ифигения в Авлиде времён Троянской войны. Дочь царя Агамемнона Ифигению должны были принести в жертву, чтобы корабли ахейцев, которые задерживала богиня Артемида, смогли доплыть до Трои. Этой смертью царь надеялся искупить свою вину перед богиней Артемидой за убийство лани в её священной роще. Девушку позвали к жертвенному алтарю под предлогом обручения с Ахиллесом. Желая помочь отцу и заслужить попутный ветер для греческих кораблей, Ифигения согласилась со своей судьбой. Девушка в белом платье представлена в центре драматичной сцены, возле горящего алтаря. Черный платок Ифигении символизирует траур, а свадебные одежды сброшены и лежат возле корзины в рассыпавшимися цветами. Справа от неё сидит отец, прикрывая лицо рукой. Художник даёт возможность домыслить неожиданную развязку этой сцены, поместив возле алтаря жертвенную лань, которую Артемида бросила под нож жреца вместо девушки.
Серьезный исторический сюжет напоминает типичную для Стена сцену в интерьере и трактован с немалой долей юмора, за что в XVIII веке знаменитый английский художник Джошуа Рейнольдс подверг картину яростной критике.


Пир Антония и Клеопатры, 1672–1675 годы
Ян СТЕН

Это прекрасное полотно Яна Стена демонстрирует талант художника писать исторические сцены серьёзно, но не без юмора. Сюжет был любимым у художников XVII столетия и изображает сцену из истории Антония и Клеопатры, когда любовники бьются об заклад о том, кто из них устроит самый роскошный пир. Стремясь выиграть спор, Клеопатра растворяет одну из своих бесценных жемчужных серег в уксусе. На картине Стен немного отошел от традиционной трактовки сюжета и изобразил момент, когда Антоний, признавая себя побежденным, одной рукой касается сердца, а другой останавливает царицу, готовую растворить вторую серьгу. Клеопатра с белой пышной грудью и рыжеватой шевелюрой выглядит типичной фламандкой. В XVII веке история Антония и Клеопатры считалась предостережением против расточительности и излишеств и женского коварства. Ян Стен обращался к этому сюжету не менее четырёх раз в своем творчестве.


Крестьянская пирушка, около 1676 года
Ян СТЕН

Масштабное изображение деревенского праздника относится к последнему периоду творчества Яна Стена. Мощная сцена заполнена группами персонажей, участвующих в пирушке или переживающих её последствия. Флаг, вывешенный из окна таверны указывает, что поводом для веселья послужила ярмарка. По случаю праздника между деревьями подвесили венок из цветов, под которым под музыку скрипача и рылейщика танцуют пары. Женщины и мужчины произносят тосты, наслаждаясь курением и питьем. Крестьянская пирушка стала настоящим калейдоскопом забавных сценок; в одних мастер исследовал взаимодействие между людьми из разных социальных слоев, а другим придал некоторый иносказательный смысл.

.
Притча о богаче и Лазаре (Остерегайтесь роскоши), 1677 год
Ян СТЕН

На этой картине изображены различные живописные мотивы, предостерегающие от излишеств, таких как жадность, обжорство и сладострастие. Многие персонажи пьют вино, и больше всех – гуляка в центре композиции с бокалом вина в одной руке и кувшином в другой. Расстегнутая рубашка, красная шляпа, украшенная пером петуха, и пьяное выражение лица придают персонажу сатирический характер. Перед ним сидит женщина с вплетенной в волосы виноградной лозой и играет на лютне, привлекая внимание зрителя. На заднем плане веселятся волынщик и флейтист. Сцена, разворачивающаяся справа за столом на террасе, символизирует притчу о богаче и Лазаре. Согласно Евангелию, некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. После смерти Лазаря ангелы вознесли его в рай, тогда как богач попал в ад. Увидев Лазаря с Авраамом, богач попросил смочить водой его язык, но ему отказали. Таким образом, притча служит напоминанием о необходимости заботиться о тех, кто испытывает лишения.


Портрет художника в мастерской, 1673 год
Михил ван МЮСХЕР (1645–1705)

Потомственный художник, его дядя, оба деда, отец были живописцами. Творческая семья ван Мюсхера, увидев способности юноши, отправила его в Амстердам учиться профессии. Михил сменил несколько мастеров; стал известен благодаря портретам, его моделями были знатные амстердамские заказчики и члены общины меннонитов. Это автопортрет, ван Мюсхер запечатлел себя в образе состоявшегося художника, показав за своей спиной мастерскую и мольберт с незавершенной картиной с тремя фигурами. Картина, вероятно, была написана, когда художнику исполнилось 28 лет, и он только начинал свою карьеру в качестве портретиста в Амстердаме. Уверенно смотрящий на зрителя художник, одет по моде: в коричневый бархатный берет и пурпурно-коричневый атласный халат, перевязанный вокруг талии розовым, узорчатым шёлковым шарфом. Его брови слегка приподняты, а губы раздвинуты, как будто он готовится к разговору с нами. В правой руке он держит палитру, кисти и палочку, а левая его рука жестом направляет зрителя на изысканные предметы на узком каменном выступе перед ним: открытые часы, прикрепленные к розовой ленте, синий лист бумаги с рисунком женской обнаженной натуры, рваный альбом, открытая книга с геометрическими рисунками (голландское издание трактата Себастьяна Серлио Все произведения архитектуры и перспективы), покоящаяся на большой закрытой книге, и небесный глобус с созвездием Большой Медведицы по рисунку голландского астронома и картографа Петера Планциуса.

Ещё один художник золотого века голландской живописи Каспар Нетшер писал жанровые сцены, картины на религиозные и мифологические темы, но с конца 1660-х годов посвятил себя исключительно написанию портретов. Его небольшие изысканные портреты, написанные, бесспорно, под французским влиянием, были очень популярны в Голландии. Он был любимцем аристократии, мечтавшей заказать собственное изображение, помещённое в элегантном домашнем интерьере, выполненное в изящной, утонченной французской манере. Его живопись оказала большое влияние на голландское портретное искусство конца XVII века. Исследователи отмечают исключительное мастерство художника в передаче фактур тканей – блестящего атласа, нежного шёлка, мягкого бархата.


Портрет Сусанны Даблет Гюйгенс, 1669 год
Каспар НЕТШЕР (1639–1684)

Каспар Нетшер изобразил Сусанну Даблет Гюйгенс (1637–1725), самую младшую из пяти детей (и единственную дочь) Константина Гюйгенса, известного поэта, музыканта, учёного, дипломата, знатока искусства и секретаря двух голландских штатгальтеров.


Портрет Сусанны Даблет Гюйгенс, 1669 год
Каспар НЕТШЕР

Прелестная Сусанна изображена на фоне пышного красного бархатного занавеса и картины с видом на сад. На ней белое атласное платье поверх плотно присборенной сорочки, рукава которой откатываются и пристёгивются одной жемчужиной. Через разрезы рукава проглядывает лососево-розовая подкладка. Складки её юбки слегка подколоты назад, чтобы придать фигуре впечатление движения вперед. Сусанна держит в левой руке веточку флёрдоранжа – символа чистоты и невинности. Она причёсана по последней французской моде в стиле маркизы де Севинье – мелко завитые волосы, собирались в пучки по обе стороны головы.

+
Две женщины с корзиной лимонов, 1664–65 годы
Каспар НЕТШЕР

В семнадцатом веке лимоны и другие цитрусовые импортировались из Средиземноморья и были большой роскошью. На картине Нетшер изобразил двух женщин, рассматривающих лимоны. Это своего рода иллюстрация роли женщины в ведении домашнего хозяйства. В голландских наставлениях по домоводству семнадцатого века содержались рассуждения о важности приобретения самых лучших продуктов без чрезмерных трат. Таким наставлениям сопутствовал рост популярности изображений женщин, покупающих еду. Обычно эти сцены разворачивались на рынке или во дворе дома, однако Нетшер разместил персонажей – женщину и ее служанку – в интерьере. Таким образом, художник совместил сцену торговли с элегантной и богатой домашней обстановкой.


Сара приводит Агарь к Аврааму, 1673 год
Каспар НЕТШЕР

И на этой картине, написанной на ветхозаветный сюжет Каспар Нетшер, известный своим утонченным стилем, расположил героев в элегантном домашнем интерьере XVII века. После многих лет брака библейский патриарх Авраам и его бесплодная, старая жена Сара не смогли зачать ребенка. В надежде на то, что они еще могут стать наследниками, Сара предлагает мужу красивую юную египетскую рабыню Агарь в качестве наложницы. Художник сделал смелую трактовку этого сюжета, акцентируя внимание на Авраме, с интересом выслушивающего предложение жены. Из-за полога за сценой подглядывает и подслушивает служанка. Возможно, взяв пример из Библии, где говорится, что Авраам был очень богат скотом, серебром и золотом, Нетшер окутал фигуры роскошью: мерцающие покрывала, массивный золотое кувшин и поднос, мягкие ковры на столе и полу, а также тонкие шелковые и бархатные одежды самих фигур.

+ Якоб Торенвлит (1640-1719). Аллегория живописи, около 1675-1679
Аллегория живописи, 1675–1679 годы
Якоб ТОРЕНВЛИТ

Несколько раз в своей творческой карьере Якоб Торенвлит обращался к аллегорическим сюжетам. Среди них и Аллегория живописи. Несмотря на обычный голландский интерьер со столом, покрытым красочным ковром, книжной полкой, подвесным занавесом и любознательной собакой, многочисленные графические элементы в этой работе имеют символические ассоциации, которые отличают его от жанровых картин Tоренвлита. Концепция картины взята из Иконологии Чезаре Рипы: Поэзия в живописи молчит, в то время как живопись в поэзии говорит. Торенвлит точно знал этот текст, так как персонаж в его картине Аллегория риторики держит в руках именно эту книгу. Предметы рядом с женщиной в светло-голубом платье, в том числе палитра с кистями, палочка и роспись на мольберте на заднем плане, указывают на то, что она – это аллегория живописи. Указывая на открытую книгу, подчеркивая важность слова, как первоисточника для художников, она поворачивает голову к старику в мантии, который собирается увенчать её лавровым венком. На нём такой же венок, он держится рукой за небесный глобус, и символизирует поэзию.


Персонаж Ветхого Завета, возможно царь Соломон, около 1685–1690
Арт де ГЕЛДЕР (1645–1727).

Арт (Арент) де Гелдер, известный своей смелой работой с цветом и живописной фактурой, был одним из последних учеников Рембрандта ван Рейна. Писал преимущественно исторические и религиозные полотна. С 1694 по 1711 годы художник служил капитаном в городской милиции, что помогало ему в получении заказов от дордрехтской знати.

На этой картине мастер изобразил сидящего на троне восточного правителя в роскошном экзотическом одеянии: тюрбане, украшенном пером и жемчугом, плаще с дорогим горностаевым мехом на плечах. Персонаж может быть идентифицирован как ветхозаветный царь, его молодое лицо указывает, что это скорее всего Соломон. Он сидит, опершись локтем, и смотрит в задумчивости куда-то вдаль. В правой руке царь держит золотой скипетр – атрибут, с помощью которого он разрешал споры и конфликты.

Голландский художник Годфридус Схалкен учился сначала у Самюэла ван Хогстратена, в Дордрехте. Затем, переехав в Лейден, продолжил обучение в мастерской ученика Рембрандта Герарда Доу, где он в совершенстве овладел отточенной живописной техникой, а также впервые проявил интерес к изображению жанровых сцен при свечах. К концу 1660-х годов он стал специализироваться на ночных композициях с искусственным освещением. Писал в основном портреты и жанровые полотна.


Притча о потерянной драхме, около 1675 года
Годфридус СХАЛКЕН (1643–1706)

Притча о потерянной драхме иллюстрирует сюжет из Евангелия от Луки. Женщина, потеряв одну из десяти драхм, зажигает свечу, чтобы найти ее. Обнаружив монету, она созывает подруг, дабы порадоваться вместе. Притча говорит о счастье покаяния, а свет свечи символизирует слово Божие.

Годфридус Схалкен Купание Дианы и нимф
Купание Дианы и нимф, 1680–1685 годы
Годфридус СХАЛКЕН

Любимым мифологическим персонажем Схалкена была богиня Диана. На картине Диана, узнаваемая по полумесяцу в её прекрасных волосах, стоит на лесной поляне. Одетая в короткое платье, как описано Овидием в Метаморфозах, она держит окровавленную стрелу в левой руке и лук в правой руке. Спутницы Дианы – шесть лесных нимф – присели отдохнуть. Богиня, уставшая от погони, собралась купаться в кристально чистой воде. Её озаряет исходящий слева свет, подсвечивая золотистые волосы и украшающий их полумесяц.


Портрет Бартхаута ван Слингеландта, 1682 год
Годфридус СХАЛКЕН

Имя человека, изображенного на картине, было неизвестно до 2005 года, пока Гвидо Янсен не определил его как Бартхаута ван Слингеландта по рисунку, сделанному с этого портрета Матеусом Верхейденом. Надпись на рисунке указала не только имя модели, но и дату создания оригинальной картины. Великолепно одетый человек в расцвете сил изображен в три четверти длины на фоне лесного пейзажа. Он носит парик с ниспадающими русыми кудрями, которые покрывают его грудь. На нём надеты белая льняная рубашка со сложной кружевной отделкой на шее, богато украшенный плащ. Его правая рука упирается в бедро, а левая лежит на убитом зайце, весь вид выражает уверенность в себе. После изучения права в Лейдене Бартхаут в 1677 году стал советником при Голландском суде. А во время написания этого портрета, был приглашен в Старый совет Дордрехта – главный орган управления города, считавшегося старейшим в Голландии, и занимавший ключевые позиции в Генеральных штатах. Таким образом, этот роскошный портрет молодого дворянина символизировал его быстрорастущий статус в обществе, которым он пользовался и в дальнейшем.


Юноша и девушка, разглядывающие статую Венеры при свете лампы, около 1688–1692
Годфридус СХАЛКЕН

Перед нами, за отодвинутым в сторону зеленым атласным занавесом, романтическая сцена: молодой человек в берете художника, держащий в левой руке рисунок, изображающий контуры мраморной статуи или гипсового слепка известной античной скульптуры Венера на корточках, стоящей рядом на столе, рассказывает о ней находящейся рядом с ним молодой женщине. На переднем плане лежит слепок головы другой античной статуи, скорее всего так называемой Юноны Чези. Отблески света медной масляной лампы мягко озаряют пространство. Изучение античной скульптуры было важной частью обучения молодых художников, а к середине XVII века стало обязательной составляющей академического образования. Некоторые исследователи полагают, что в образе молодого художника Схалкен запечатлел себя, таким образом, эта картина в остроумной форме передает собственные взгляды мастера на искусство и идеалы классической древности. Хотя центральными мотивами композиции являются художественная практика, усердие и античные идеалы, можно предположить, что она может быть и отражением идеи любви, ведь Венера – богиня любви.

Годфридус Схалкен Кающаяся Мария Магдалина, 1700
Кающаяся Мария Магдалина, 1700 год
Годфридус СХАЛКЕН

Эта масштабная работа одна из двух, написанных Схалкеном для курфюрста Пфальцского Иоганна Вильгельма. В те времена фигура Марии Магдалины стала знаковым примером кающейся грешницы. Согласно популярному тогда сочинению XIII века – Золотой легенде Иакова Ворагинского, Мария происходила из древнего царского рода, но роскошную жизнь она сопровождала распутным поведением. Однако, встретив Иисуса Христа, она оставила прошлое и встала на путь покаяния.

Схалкен изобразил Марию Магдалину сидящей рядом с саркофагом, на котором лежит толстая книга и поверх неё горящая масляная лампа, которую Мария сжимает правой рукой. Магдалина поднимает левую руку и поворачивает голову вверх в сторону ряда ангелов, которые держат пальмовую ветвь и венок и купаются в небесном свете. У её ног лежат дорогие куски ткани, на них – золотая и серебряная посуда, жемчуг и золотая медаль, висящая на синей ленте, корона и золотой скипетр. Художник продемонстрировал свой талант изображать эффекты ночного освещения несколькими источниками света – масляной лампой и ангельским светом, струящимся сквозь облака. Женственная красота героини сочетается с озарением, дарованным ей с небес. Тень от красного занавеса, обрамляющего композицию, и ночной вид штормового моря вдали ещё больше подчеркивают световые эффекты.

3a8c0df

Большое спасибо супругам Каплан за доставленную радость!!!

PS: Посмотреть, как картины выглядели в экспозиции музея, можно у Галины, ака galik_123 1, 2, 3, 4

Записи из этого журнала по тегу «Картинки с выставки»

Комментарии

( 33 мррр-мяу — погладить мурлыку )
legal_57
11 авг, 2018 08:36 (UTC)
Тоже прежде всего поблагодарю Томаса и Дафну Каплан за возможность приобщиться к таким замечательным именам и их произведениям. За их открытость и желание делиться своими приобретениями с народами всех стран, невзирая на политические веяния и отношения между их руководителями.
aptmy3eoh
11 авг, 2018 10:25 (UTC)
Полностью поддерживаю!)
(без темы) - korart76 - 11 авг, 2018 19:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 11 авг, 2018 10:34 (UTC) - Развернуть
legal_57
11 авг, 2018 08:42 (UTC)
А тебе, как всегда, спасибо за подробное изложение, рассказы и прекрасные иллюстрации, ведь даже если побываешь на выставке, то со временем забываются детали, а заглянешь в твой ЖЖ и все как на ладошке:-)
В этой части из ранее не известных имён понравились Схалкен, Нетшер.
А автопортрет ван Лара вне конкурса!:-)
pro100_mica
11 авг, 2018 10:39 (UTC)
Для того и делаю подробнее, чтобы можно было припомнить содержание и кое-что о художнике. Просто загрузить картинки не велик труд, особенно, когда выложен каталог выставки.
aptmy3eoh
11 авг, 2018 10:28 (UTC)
Питер ван Лар, конечно, мощно написал себя. Похоже, достали его подозрениями в колдовстве.
pro100_mica
11 авг, 2018 10:41 (UTC)
Думаю, да. Быть калекой в те времена тяжко, запросто можно было попасть под подозрение.
(без темы) - aptmy3eoh - 11 авг, 2018 10:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 11 авг, 2018 12:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - aptmy3eoh - 14 авг, 2018 08:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 11 авг, 2018 12:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - aptmy3eoh - 14 авг, 2018 08:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ter_psich_ora1 - 14 авг, 2018 08:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 15 авг, 2018 16:45 (UTC) - Развернуть
camomile
11 авг, 2018 17:40 (UTC)
Огромное спасибо, Лена, за эти ваши посты. И хотя я покупаю каталоги выставок, с огромным удовольствием вспоминала вместе с вами увиденное. Лейденская коллекция впечатлила... Два раза сходила, и жалею, что не больше: голландцы моя давняя любовь (каждый раз я хожу в любимые музеи Европы именно к голландцам, знаю, мне кажется, уже каждый штрих на картинах и всё равно иду) . А эта выставка была удивительна тем, что когда и где ещё можно увидеть такое всё вместе. Действительно низкий поклон семье Каплан за то, что делятся таким сокровищем.
К сожалению, итальянцы не так впечатлили..
pro100_mica
11 авг, 2018 18:12 (UTC)
Тоже обожаю голландцев) Я всё собираюсь просто сходить в ГМИИ на первый этаж и спокойно погулять среди их живописи, не привязываясь к какому-нибудь вернисажу. Но пока никак не получается.
Итальянцев пока не видела.
(без темы) - camomile - 11 авг, 2018 21:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 12 авг, 2018 09:50 (UTC) - Развернуть
korart76
11 авг, 2018 19:55 (UTC)
Спасибо большое вам, Елена, за этот цикл рассказов о Лейденской коллекции. За знакомство с прекрасной выставкой, интересными и разнообразными картинами, известными и не очень художниками.
pro100_mica
12 авг, 2018 09:51 (UTC)
Я рада, что вам понравились мои рассказы)))
korart76
11 авг, 2018 20:01 (UTC)
В этой части, конечно, выбивается из привычного ряда "Автопортрет с атрибутами занятий магией", очень неожиданное решение автора, особенно на фоне спокойных интерьеров и прелестных моделей других художников.
dematanya
12 авг, 2018 08:23 (UTC)
Ну вот и третья часть! Спасибо тебе большое, Лена, за твои посты. Я впечатлена - как твоими рассказами,
так и великими художниками. Произвели большое впечатление портреты Франса Халса, Юноша за
чтением Якоба ван Ло, Молитва перед едой Яна Стена. И вообще просто дух захватывает - Каспар
Нетшер, Годфридус Схалкен, Якоб Врел ( БОЛЬНАЯ ЖЕНЩИНА У КАМИНА ), Корнелиус де Ман. Очень
понравилась картины Годфридуса Схалкена , особенно Притча о потерянной драхме, Юноша и девушка,
разглядывающие статую Венеры при свете лампы.
Спасибо Томасу и Дафне Каплан и тебе!
pro100_mica
12 авг, 2018 09:57 (UTC)
Рада, что тебе понравилось. Зайди обязательно по ссылкам в конце этого поста к Галине, будешь иметь представление, какие миниатюрные некоторые картины и какая тончайшая на самом деле работа художников.
kobrochka1
12 авг, 2018 09:37 (UTC)
Мы долго стояли перед Портретом Сусанны Даблет Гюйгенс. Как играет атлас!
pro100_mica
12 авг, 2018 09:58 (UTC)
А я всё пыталась сфотографировать этот портрет, всё время что-то мешало, но, наконец, удалось!)
(без темы) - ter_psich_ora1 - 14 авг, 2018 08:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 15 авг, 2018 16:50 (UTC) - Развернуть
ter_psich_ora1
14 авг, 2018 08:33 (UTC)
Спасибо, очень приятно было еще раз пройтись по залам музея и освежить в памяти увиденное!:-)
pro100_mica
15 авг, 2018 16:51 (UTC)
Для этого в том числе и делала эти посты)
galik_123
14 сент, 2018 14:12 (UTC)
Отличная выставка, остались яркие впечатления, спасибо!
pro100_mica
14 сент, 2018 19:21 (UTC)
Можно сказать незабываемая!)
( 33 мррр-мяу — погладить мурлыку )

Календарь

Октябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com