?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись



Последняя часть портретов жён художников с выставки Музея русского имперессионизма Жёны


ЮОН
Утро в деревне. Хозяйка. Портрет Клавдии Алексеевны, 1924 год. ГМИИ Республики Татарстан, Казань
Константин ЮОН

Клавдия Алексеевна Никитина жена пейзажиста и театрального художника Константина Юона была обычной крестьянкой из села Лигачёво, которую юноша полюбил искренне и нежно. А отец Константина, банковский служащий, счёл этот брак унизительным и не думал, что сын посмеет ослушаться его. Но Константин Фёдорович выбрал любовь. В 1900 году взял в жёны Клавдию Никитину и ни разу об этом не пожалел. С тех пор художник подолгу жил и с удовольствием работал в Лигачёво. Размолвка с отцом привела к тому, что тот на несколько лет перестал общаться с Константином, при встрече переходил на другую сторону улицы... Смерть 15-летнего первенца Бориса только сблизила супругов. Но время всё ставит на свои места. Красота, душевная щедрость и доброта Клавдии Алексеевны впоследствии победили все сословные предрассудки и сделали её любимой невесткой. Юоны счастливо прожили вместе почти шестьдесят лет.


Миссис Фешин с дочерью за работой, 1925 год. Частное собрание
Николай ФЕШИН

Николай Фешин, впрочем, как и многие его коллеги, став преподавателем, увлёкся своей ученицей Александрой Белькович, дочерью директора Казанской художественной школы, помогавшей ему вести переписку с зарубежными коллегами. Вскоре они поженились, в 1914 году у них родилась дочь Ия. Семья была очень важна для художника, её поддержка помогала ему расправить крылья, дарила ему вдохновенье. Александра стала главной моделью для портретов и главной женщиной в его жизни, а дочь он писал бессчетное число раз с первых дней её жизни. В 1923 году Фешины эмигрировали в США, Николай Иванович очень скоро стал успешным живописцем. Всё было бы прекрасно, но через 20 лет совместной жизни Александра Николаевна вдруг решила выйти из тени славы мужа и стать писательницей, потребовав развода. Фешин оставил жене знаменитый дом в Таосе и картины, а сам с дочерью балериной, которая осталась с отцом, переехал сначала в Нью-Йорк, а затем в Лос-Анджелес. Александра осталась одна в большом доме, который не на что было отапливать зимой. Роман она не написала, а всего несколько рассказов. Средств к существованию не осталось, она обедала в долг, расплачивалась за жилье картинами талантливого супруга и умерла в таосском доме в 1983 году. Но на картине перед нами момент счастья и семейной идиллии: за столом на заднем плане уютно устроились жена и дочь Фешина; на белоснежной скатерти царит пышущий жаром пузатый, натёртый до зеркального блеска, самовар, фрукты, конфеты, бутерброды. И всё это окутано нежной прозрачной, фешинской, дымкой...

А усиливает впечатление очарования от работы художника сладкий пряный запах булочек с корицей, который как по волшебству стирает границу между зрителем и картиной и как будто приглашает их присоединиться к чаепитию.


Женщина в красном (Портрет жены), 1925 год. Государственный Русский музей
Николай ИОНИН

После революции кардинально изменилось отношение к женщине не только в обществе, но и в живописи. Художник Николай Александрович Ионин, ученик Кузьмы Петрова-Водкина, был одним из тех, кто создавал образ новой советской женщины. Элегантные меха, изысканные шляпки и утончённые манеры сменили незамысловатые одежды, независимость, равноправие и грубоватость. Физкультурницы, ударницы труда, комсомолки пришли на место шикарных дам. Строгая и решительная Екатерина Самохвалова-Ионина, филолог по образованию, сестра известного советского живописца Александра Самохвалова, стала идеалом и символом женщины эпохи социализма, строящей наравне с мужчиной новый мир. Герман, сын Николая Ионина, вспоминал, как в детстве рассматривал отцовские работы: Одна из них – синий автопортрет, состоящий из кубиков и шаров, а на обороте – кресьянка в красном платье и платке, стоящая на зелёной лужайке, а за её спиной вдали покосившийся дом и баба с тяжёлым коромыслом вроде бы понятно: страя и новая Россия. Но выглядела эта новая ещё древнее, она походила на икону и босые ноги не стояли на зелёной сферической лужайке, а как бы парили ввоздухе. У красной крестьянки было почему-то узнавалось лицо моей молодой мамы, значит, это вовсе не икона, а что – я не мог понять. И сколько не спрашивал отца, тот лишт виновато улыбался. А мать, отвечая на упорные вопросы, порой упоминала какого-то Петрова-Водкина и саму эту фамилию произносила шёпотом...


Портрет Екатерины Барковой жены художника, 1925 год
Александр ОСМЁРКИН

С красавицей Катей Барковой, между прочим, племянницей Сергея Рахманинова, художник Александр Осмёркин познакомился во время прогулки по берегу Финского залива. Он обратил внимание на девушку в лёгких развевающихся одеждах, бредущую босиком по золотистому песку с маленькой черепашкой на шелковой ленточке... И не мог остаться равнодушным к такой экзотической сцене. В 1918 году Осмёркин женился на Екатерине. С тех пор художник не раз писал портреты жены. В классическом портрете 1925 года в тонких чертах лица Екатерины Тимофеевны сквозит обреченность, печаль, тоска по прежней жизни, предчувствие беды, что подчёркивает тёмное платье и ажурная шаль. Позже у Осмёркина было ещё два брака, но первая, постаревшая и поседевшая Екатерина Баркова, доживала свой век на антресолях в мастерской Александра Александровича, заботливо ухаживала за двумя его дочками Таней и Лидой от второго брака и чувствовала себя полноправным членом большой семьи художника. Она прожила более 90 лет, оставив воспоминания об Александре Осмёркине и Владимире Маяковском, с которым она была дружна.


Портрет Анастасии Степановны Александр Тышлер, 1926 год. ГМИИ

Александр Тышлер был человеком увлекающимся, любил женщин и они отвечали ему взаимностью. Первой женой художника стала подруга его сестры тихая скромная и хозяйственная Настасья Гроздова. Благодаря ей он выжил в трудные годы учебы во ВХУТЕМАСе, когда она привезла ему мешок муки, чем спасла от голодной смерти. Кроме того, она была искусной модисткой, брала заказы, шила модные дамские платья и костюмы. Их комната на Мясницкой стала не только уютным гнёздышком, но и мастерской живописца, и ателье портнихи. Настя заботилась о гардеробе мужа, с её помощью Тышлер всегда выглядел безукоризненно и элегантно, обычный костюм сидел на нём, как влитой. Настасья была в курсе многочисленных романов мужа, двух его внебрачных детях от разных женщин (сыну и дочке художник помогал). А на смертном одре завещала супругу: Женись на Флоре. Она имела в виду искусствоведа Флору Сыркину, давнюю пассию Александра Григорьевича, что он и сделал... Художник посвятил жене серии работ, цикл Любовь, или Мечта о прекрасной даме. И этот портрет 1926 года у театрального художника не лишён театральности: дама с вуалью...


Портрет Александры Платуновой, жены художника в интерьере. Середина 1920-х годов
Константин ЧЕБОТАРЁВ

Выбор профессии Шурой Платуновой не стал ни для кого неожиданностью, её отец был художником-иконописцем, два старших брата тоже живописцы. Со своим мужем Константином Чеботаревым она познакомилась в Казанской художественной школе в мастерской Фешина, которого оба боготворили. Поженившись в 1914 году, они прошли вместе по жизни, испытав все перипетии и тяготы истории нашей страны (расставались лишь на три года, в течение которых Чеботарёв служил в белой армии Колчака). Художники-авангардисты, Александра и Константин всегда оставались единомышленниками в искусстве, где бы они ни жили, в какую бы художественную группировку не входили – Подсолнечник, Всадник, ТатЛЕФ или Октябрь. После переезда в Москву супруги много работали в театре, занимались декоративно-прикладным искусством, оформляли книги и плакаты. Их работы выставлялись в Москве, Ленинграде, Париже, Лионе, Берлине. Но вошла в историю русского искусства Александра Платунова как художник-фантаст, сказочница, став оригинальным, самобытным и ни с кем не сравнимым мастером. Супруг не раз писал её портреты, на выставке представлен один из них.


Портрет артистки Н.С. Надеждиной, 1927 год. Государственный Русский музей
Владимир ЛЕБЕДЕВ

На портрете вторая жена известного советского художника, графика и иллюстратора Владимира Лебедева Надежда Надеждина. Она дочь любимой многими писательницы Александры Бруштейн, автора повести Дорога уходит вдаль, которая не разделяла увлечения дочери танцами, что возможно стало главной причиной их раздоров. Вопреки желанию матери Надежда поступила во Вторую Государственную балетную школу в Петрограде, где её педагогами были Агриппина Ваганова, Николай Легат и Александр Монахов. Болтают, что у Надежды была связь с наркомом Луначарским, но я свечку не держала... На момент написания портрета Надеждина была уже известной балериной и самой молодой солисткой Большого театра. В середине тридцатых годов она начала свою карьеру как хореограф-постановщик и поставила первые номера на эстраде. Надеждина послужила моделью для серии графических работ Владимира Лебедева 1927 года Танцовщица. Особенно прекрасен этот её загадочный портрет этого периода, написанный в мягких полутонах. Супруги расстались перед войной, в дальнейшем Надежда Сергеевна создала знаменитый ансамбль Берёзка.

БруниБ
Портрет Нины Бруни-Бальмонт, вторая половина 20-х годов. Галеев Галерея
Лев БРУНИ

Нина Бальмонт, дочь поэта Серебряного века Константина Бальмонта, посвятившего своей маленькой Нинике, сборник Фейные сказки, стала женой знаменитого живописца Льва Бруни, тем самым приобрела двойную фамилию. Познакомились они в Париже в 1912 году, когда Нине было всего 11 лет, а Льву 18. Позже молодые люди общались уже на даче Бальмонтов в Ладыжино. Они обвенчалась в тяжёлом 1919 году в Миассе сразу после окончания Ниной гимназии и уехали в Сибирь. Тихая, скромная, буржуазная жизнь, к которой она привыкла в родительском доме, закончилась. Жизнь была трудной, голодной, холодной, они часто переезжали, пока не обосновались в Крыму под Судаком. Позже это место стало меккой для творческих людей: художников, литераторов, искусствоведов, музыкантов. Льва Александровича привлекали в жене лёгкий нрав, умение принимать жизнь такой, какая она есть, и находить в этом радость, необычайная сила духа), он всю свою жизнь восхищался Ниной и постоянно её рисовал. А Нина Константиновна, мать семерых детей, всю себя посвятила семье – дому, мужу и детям, став стержнем и хранительницей большого и дружного рода. Хотя сама была очень незаурядной творческой личностью: обладала несомненным музыкальным, художественным и литературным даром, знала несколько языков, но у неё не хватало времени заниматься творчеством. Нина Бруни пережила любимого мужа на сорок лет и троих детей, замуж больше не вышла. В 77 лет случилось несчастье: возвращаясь из церкви, Нина Константиновна попала под автобус. Пришлось ампутировать ногу, но энергичная и оптимистичная женщина не пала духом. Она прожила ещё десять лет, ездила по миру, продолжала вести работу по исследованию творчества отца, делала всё, чтобы имя Льва Бруни осталось в истории русского искусства.


Портрет Гертруды Галлер, 1928 год. Коллекция Екатерины и Владимира Семинихиных
Николай ЗАГРЕКОВ

Николай Загреков был женат трижды, на портрете его первая супруга Гертруда Галлер, девушка из семьи поволжских немцев. Молодые люди познакомились ещё в Саратове, во время совместного обучения в Боголюбовском рисовальном училище. Общность взглядов, любовь к живописи и музыке сближали их. Через год после свадьбы декабре 1921 года они по приглашению родственников Гертруды уезхали из России в Германию в надежде переждать трудные времена в стране: гражданскую войну, голод, холод, разруху. Но вынужденная эмиграция затянулась на всю оставшуюся жизнь. Гертруда разделила с Николаем Загрековым самые трудные годы, начало жизни в эмиграции. Она была ему другом, помощницей и любимой моделью. Тем не менее после двадцати лет супружеской жизни они расстались, возможно главной причиной тому стала бездетность Гертруды. Николая Загрекова очень беспокоило отсутствия наследников.


Физкультура – залог здоровья! Портрет физкультурницы 1929 год. Из собрания Бабичева
Александр МОНИН

Перед нами ещё один что ни на есть типичный портрет в духе социалистического реализма, на котором в роли физкультурницы выступает румяноликая жена художника Александра Монина Ольга Николаевна, которая на самом деле была преподавателем физкультуры. Её аппетитные спортивные формы в алой футболке подчёркнуты шарами гирь, кожаного мяча, булав и крупа лошади...


Портрет Веры Кетлинской, вторая половина 1920-х годов
Евгений КИБРИК

Первая жена советского графика, иллюстратора и живописца Евгения Кибрика, ученика Павла Филонова, советская писательница Вера Кетлинская была дама серьёзная и идеологически выдержанная. Жизнь учитель строгий... После свадьбы молодые жили в самом центре Ленинграда, в их маленькую надстройку часто приходили гости: художники, музыканты, актёры и поэты. У Веры была общественная, партийная и литературная работа. Казалось бы, что ещё нужно для счастья:). Но однажды всё изменилось, семейная жизнь рухнула: Евгений просто, без затей, сообщил жене, что полюбил другую женщину, попросил понять его, простить и ушёл. Кетлинская осталась в пристройке с матерью и грудным ребёнком. Затем начались трагические времена в партийной жизни, вновь всплыла тень её несчастного отца (контр-адмирала царской армии, принявшего революцию, но погибшего при загадочных обстоятельствах), но Кетлинская проявлила невиданную выдержку и не жаловалась на жизнь. В дальнейшем у Веры Казимировны всё наладилось: она вновь вышла замуж, родила ещё одного сына, она стала лауреатом Сталинской премии, автором романов и повестей Мужество, На одной из крыш, Рассказы о ленинградцах, В осаде, Дни нашей жизни. Но это уже другая история...


Портрет Ольги Дейнеко. Конец 1920-х – начало 1930-х годов. Частная коллекция
Николай ТРОШИН

Со своей будущей женой студенткой петроградского училища имени барона Штиглица Ольгой Дейнеко Николай Трошин познакомился в Моршанске, где они были на летних каникулах. Когда Ольга решила продолжить учебу в Москве, у Ильи Машкова, Трошин тоже отправился во ВХУТЕМАС. Правда, вскоре они друг за другом оставили учебу, что бы вновь встретиться через два года. После революции вслед за учителем, вступившим в Ассоциацию художников революционной России, супруги работали над рекламными плакатами, оформили несколько серий детских книг – Как хлопок ситцем стал, Хлебзавод №3, От каучука до галоши и другие. Вскоре Трошина привлекла фотография, он много писал для журнала Советское фото, даже выпустил книгу Основы композиции в фотографии. Ольга Дейнеко участвовала в выставках с 1932 года. В это время она работала в технике акварели над серией Прачки, сюжетами из пионерской жизни и портретами. Принимала участие в оформлении ряда журналов, в 1960-годы работала художником-оформителем на ВДНХ СССР.


Семейный портрет, 1931 год. Государственный Русский музей
Леонид АКИШИН

Перед нами полноценный семейный портрет, на котором портретист, жарнист, график, сценограф, выпускник Рисовальной школы Общества поощрения художников в Петербурге, ученик Николая Рериха и Аркадия Рылова, художник Леонид Акишин изобразил свою семью, жену Марию Ивановну Акишину, актрису и педагога и сына Юрия.

КОНЕНКОВА 1
Весна. Портрет Маргариты Конёнковой, 1920–30-е годы
Сергей КОНЁНКОВ

Свою вторую будущую жену Маргариту русский Роден, известный скульптор Сергей Конёнков, увидел на фотографии и был поражен нежными чертами лица, пластикой, осанкой молодой женшины и необыкновенной красотой её рук с тонкими изящными пальцами. Он увлекся ею, да так, что увёл у жениха, собственного приятеля и коллеги Петра Бромирского (мораль: а вот не надо показывать друзьям портреты своих невест!) и на протяжении шести лет Маргарита была его музой, моделью и гражданской женой. В 1922 году они поженились. После отъезда в США благодаря знанию языков и светским манерам она обеспечивала скульптору дорогие заказы и бесконечные выставки, сделала его популярным портретистом. Разведывательная деятельность и роль Маргариты Конёнковой в получении информации о Манхэттенском проекте, знакомство со знаменитым физиком Робертом Оппенгеймером, роман с Альбертом Эйнштейном отношения к данной выставке не имеют, но стихи последнего, к ней обращённые, я всё-таки приведу:

Приезжай ко мне в Принстон,
Тебя ожидают покой и отдых.
Мы будем читать Толстого,
А когда тебе надоест, ты поднимешь
На меня глаза, полные нежности,
И я увижу в них отблеск Бога



Портрет С.И.Л. в соломенной шляпе, 1935 год. Государственный Русский музей
Женский портрет, 1944 год. Симферопольский художественный музей
Александр ДЕЙНЕКА

На выставке представлено два портрета Серафимы Ивановны Лычёвой, спутницы и первой гражданской жены художника Александра Дейнеки. Он не любил афишировать свои личные дела, поэтому даже портреты своей возлюбленной и музы живописец либо подписывал нейтрально (Девушка с книгой, Женский портрет, Скука), либо инициалами Серафимы Ивановны С.И.Л.. Серафима была по професии медицинским работником, она стала оптимальной моделью художнику для вопролощения героини, идеала женщины новой эпохи, женщины строгой, сильной, спортивной, работящей и решительной, полноправной строительницы социализма. Сдержанность и лаконичность образа Лычёвой наполняют портрет внутренней динамикой и придают ему особую выразительность.


Портрет Н.К. Пименовой в белой шляпе, 1943 год
Юрий ПИМЕНОВ
Не сомневаюсь, что вряд ли найдётся в нашей стране человек, не знакомый с женой прекрасного советского художника Юрия Пименова)


Новая Москва Юрий Пименов, 1937 год. Государственная Третьяковская галерея

Вообще Юрий Иванович, женившись в 1931 году на Наталье Аполлинариевне (Константиновне) Бернадской писал её портреты в разные периоды жизни. Несмотря на земную в общем-то профессию, Наталья Пименова была профессиональной машинисткой-стенографисткой, работавшей в том числе и на партийных съездах, она училась и совершенствовалась, став ученицей своего мужа, а позже и неплохим театральным художником. По жизни же она осталась единственной подругой, женой, музой и любовью художника. Лучше самого Юрия Ивановича не скажешь: В моей жизни жена помогает мне чрезвычайно. Она всегда моя лучшая модель, – вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то ее фигуру, то ее волосы или руки. Она же всегда давала мне верные советы – тогда, когда надо было принять самые честные, а, следовательно, и самые правильные решения. И выручала в трудное время болезни и в обязательные для художника годы неудач. И просто жила рядом, утром вставала, одевалась, помогала ставить сложные театральные постановки, сама делала отличные костюмы для театра. Купала детей, мыла посуду, носила очень дешевые платья, когда совсем не было денег, и платья хорошие, когда деньги появились, купалась в реке, вечером раздевалась, ложась спать... ...1932–1933 годы было моё трудное время. У меня расползлись нервы, я совсем не мог работать, и мы существовали на те деньги, которые стенографией зарабатывала моя жена...

David Burliuk
Госпожа Бурлюк в саду, 1940-е годы
Давид БУРЛЮК

Женой отца русского футуризма Давида Бурлюка стала Мария Никифоровна Еленевская, выпускница Московской консерватории, пианистка, мемуаристка, издатель, коллекционер. Они познакомились в Романовке (доме меблированных комнат, где жили студенты) в начале 1910-х годов на собраниях молодых поэтов и художников, которые происходили в номере Маруси, так как эта комната была более обширной и нарядной. Здесь накрывались чай с вареньем, сырами и колбасами. Именно здесь впервые начинал читать свои стихи после занятий в МУЖВЗе Владимир Маяковский. Вскоре онипоженились и к 1918 году у них уже было двое сыновей Давид и Никита. В 1920 году Маруся вслед за мужем эмигрировала в Японию, а затем они переехали в США, где и обосновались окончательно, где вместе с Давидом основала Издательство М.Н. Бурлюк. Издавала книги мужа, журнал Color and Rhythm (1930–1970), в котором печатала свои воспоминания. Собрала коллекцию современного русского и американского искусства. Давид Бурлюк писал портреты жены много и часто, возможно, как никто другой...


Портрет Марии Алексеевны Клещар-Самохваловой, второй жены художника, 1957 год.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова
Александр САМОХВАЛОВ

Торжественная и одновременно поэтично-изысканая на портрете Мария Алексеевна Клещар, медицинская сестра по профессии, прошедшая Великую Отечественную войну, в 1950 году стала женой художника Александра Самохвалова. Она вошла в жизнь мастера красивой натурщицей во время его работы над серией иллюстраций к роману А. Чапыгина Степан Разин. Но смогла стать ему бессменной спутницей, преданной женой, чутким другом, героиней многочисленных произведений художника, а также талантливой ученицей. В Марии уже далеко не юный Самохвалов нашёл воплощение того идеала женской красоты, молодости, жизнеутверждающей силы поколения энтузиастов страны Советов, который он воспевал в работах тридцатых годов. Но и сам художник дал супруге многое. В юности Мария несколько лет занималась в художественной студии, поэтому под руководством такого мастера, как Самохвалов, вернулась к своему увлечению и стала, пусть и не крупным, но всё-таки художником, писала портреты, пейзажи, натюрморты.


Фото Ирины Бужор

Как я уже говорила, Музей русского импрессионизма пошел на эксперимент и снабдил многие картины парфюмерными композициями, ароматы которых иллюстрируют их содержание: море, грозу, сад после дождя, луг или полевые цветы. Кроме этого, встречается и звуковое сопровождение, включающееся, когда наступаешь на нарисованные следы перед некоторыми картинами...

Благодарю всех за внимание!
Если вам понравилось моё изложение картинок с выставок, дайте знать, могу и в дальнейшем как можно полнее рассказать
о других московских вернисажах.

Записи из этого журнала по тегу «ЖЗЛ»

  • Генерал Жан Виктор Мари Моро (1763–1813)

    Он меня, седаго старика, несколько понимает; но я его больше. Горжусь, что имел дело с славным человеком!... Александр Васильевич Суворов о…

  • Портрет жены художника. Часть первая

    Итак, как я и обещала, начинаю рассказы для друзей (по большей части не москвичей) о выставке Жёны, проходящей в Музее русского импрессионизма, на…

  • Наш Любимый Художник. К 140-летию со дня рождения

    Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным сюжетом моих картин Борис Кустодиев Бориса…

  • Генералу Вперёд 275 лет!

    Гебхард Леберехт фон Блюхер прусский военачальник, генерал-фельдмаршал, князь Вальштадтский, участник наполеоновских войн и герой Ватерлоо родился…

  • Алексей Константинович

    Граф Алексей Константинович Толстой, русский литератор, поэт, прозаик, драматург, переводчик, на мой вкус самый талантливый из однофамильцев,…

  • Мастер без соперников

    Так охарактеризовал Ивана Константиновича Айвазовского, 200-летие со дня рождения которого отмечается сегодня, Фёдор Михайлович Достоевский. Не…

  • Островок лета и солнца в Москве

    В нынешнем сезоне тема погоды и отсутствия полноценного лета является доминирующей. Но есть в Москве место, где можно окунуться в мир солнца,…

  • Робеспьер в юбке

    Вот так несколько иронически, но с искренней симпатией назвал немецкий поэт Генрих Гейне французскую писательницу, определившую развитие…

  • Павел Васильевич Чичагов. 250 лет со дня рождения

    Чичагов принадлежал к скорбному списку русских людей, совершивших для отечества несравненно менее того, на что они были способны и к чему были…

Комментарии

pro100_mica
8 апр, 2018 19:34 (UTC)
Завтра на России начинается фильм про ансамбль Берёзка и одну из героинь этого поста Надежду Надеждину. Будешь смотреть?

Календарь

Октябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

На странице

Разработано LiveJournal.com