Бориса Кустодиева, выходца из патриархальной семьи астраханского философа-богослова по темпераменту и манере вполне можно назвать русским Рубенсом. Родился в Астрахани, в юности, бросив духовное училище, переехал в Петербург, закончил Петербургскую Академию художеств (учился у Ильи Репина, помогал ему в создании полотна Заседание Государственного совета). В качестве стипендиата Академии художеств Борис Михайлович в 1903 году выехал за границу. Побывал во Франции, Германи, Испании, где посещал крупнейшие музеи, изучал творчество своего любимого художника Диего Веласкеса, копировал его работы. После возвращения в Россию Борис Михайлович Кустодиев работал портретистом. В 1906 году стал членом объединения Мир искусства. Он смело мешал все стили и жанры: портрет и волжские пейзажи, сказочные фантазии, гротеск и бурлеск, истинную монументальность с карикатурой, широту декоративного чувства с педантичной этнографией. При этом сам он говорил: Меня называют реалистом. Какая глупость! Все мои картины сплошная иллюзия..." В живописи он создал свой театр: в центре застывшая фигура, а вокруг живой фон-пейзаж со многими бытовыми подробностями, бытовые сцены у него превращались в театрализованные картины. Тяжёлая болезнь, жестокие боли, операции, инвалидность, а затем паралич не сломили художника и его желание творить. Он, стиснув зубы, участвовал в оформлении Петрограда к первой годовщине Октября, создавал плакаты, лубки и картины на темы революции, оформлял спектакли и создавал книжные иллюстрации... И писал без устали свои праздничные, жизнеутверждающие, яркие полотна. Немного о написании этой картине. Я решил писать большую картину – Венеру, русскую Венеру. Это будешь и ты и не ты, тип русской женщины. Она не будет лежать обнаженной на темном бархате, как у Гойи, или на лоне природы, как у Джорджоне. Я помещу свою Венеру – ты знаешь куда? – в баню. Тут обнаженность целомудренной русской женщины естественна, закономерна, – говорил Кустодиев дочери. Полотно потребовалось большое, вся семья ломала голову, где достать его. А замысел уже торопил, чесались руки. И Кустодиев решил писать на обороте старой картины Терем. А сколько мук было с паром и с пеной! Мыло, мраморное мыло с разноцветными прожилками само по себе очень живописно, но пена... Пена держалась считанные секунды. Разноцветные мыльные пузыри, только что родившись, исчезали. Художнику пришлось одной рукой взбивать пену, другой писать. Долго не могли раздобыть веник. Ирина позировала, держа вместо веника линейку. Наконец, к всеобщей радости, достали веник из березовых веток, и художник в один час написал его на готовой уже картине. И ещё несколько портретов художника и его супруги других авторов. Навсегда прикованный к креслу, Кустодиев не утратил любви к жизни: ...несмотря на ужасные боли, я сам удивляюсь на свою жизнеспособность и даже жизнерадостность. Уж очень люблю, видно, "жить"! А мы любим картины Бориса Кустодиева!)
Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было
единственным сюжетом моих картин
Борис Кустодиев
Не сомневаюсь, что большинство из вас знакомы с картинами Бориса Кустодиева, поэтому на этот раз я решила собрать его автопортреты, а также портреты членов его семьи, жены и детей, которых художник написал немало.
Автопортрет у окна, 1899 год
Автопортрет, 1900 год
Портрет Юлии Евстафьевны Прошинской, 1901–03 годы
Автопортрет, 1902 год
Портрет Юлии Евстафьевны Кустодиевой, 1903 год
Портрет Ю.Е.Кустодиевой с сыном, 1903 год
Автопортреты, 1904 год
Автопортрет, 1904 год
Семейный портрет, 1904 год
Утро. Юлия Кустодиева с сыном Кириллом, 1904 год
Это полотно было написано Кустодиевым в Париже.
Дочь Ирина, 1905 год
Автопортрет (На охоте), 1905 год
Портрет Ирины Борисовны Кустодиевой, 1906 год
В комнатах, 1906 год
Ю.Е. Кустодиева и её дети Кирилл и Ирина в пространстве столовой в усадьбе Кустодиевых Терем
Дочь Ирина, 1906 год
Терем. На террасе, 1906 год
Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем А.М. и В.А. Кастальские, няня
В 1925 году холст был перевернут и на его обратной стороне написана картина Русская Венера
Сирень. Юлия Кустодиева с дочерью, 1906 год
Сирень, 1906 год (фрагмент)
Сирень, 1906 год
Портрет Ю.Е. Кустодиевой, 1907 год
Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой, 1907
Японская кукла, 1908 год
Дети в маскарадных костюмах, 1909 год
Портрет жены художника, 1909 год
Автопортрет, 1910 год
У окна. Портрет И.Б. Кустодиевой, 1910 год
В Тереме (Мой дом). 1914–1918
Автопортрет, 1911 год
Портрет Ирины Кустодиевой на швейцарском курорте Лейзен, где лечился художник, 1911–1912 годы
На этюдах (В предгорьях)
Автопортрет (в шубе), эскиз, 1912 год
Автопортрет, 1912 год
Этот портрет написан по заказу Галереи Уффици
Кирилл и Ирина Кустодиевы в Крыму, 1912 год
Портрет Ю.Е.Кустодиевой. 1915 год
Апортрет с женой, 1915 год
фрагмент
Мальчик с собакой (Портрет Кирилла Кустодиева, сына художника), 1915 год
Цветы и кукла. Папа – Иринушке, 1916 год
Автопортрет, 1917 год
На мосту (жена и дочь художника), 1917 год
Портрет К.Б. Кустодиева, 1917 год
Автопортрет с женой (в санях). Пароход у пристани. 1918 год
Автопортрет с женой (в санях), 1918 год
Девочка с яблоками (Портрет Ирины Кустодиевой), 1918 год
Автопортрет, 1918 год
Портрет И.Б. Кустодиевой, дочери художника, 1919 год
Автопортрет с книгой, 1920 год
Ирина и Кирилл, 1920 год
Интерьер. Женская фигура у окна (Ирина в мастерской), 1920 год
Портрет Кустодиевой Ю.Е., 1920 год
Варка варенья. Жена Юлия, 1921 год
Портрет К.Б. Кустодиева, 1921 год
Портрет Ю.Е. Кустодиевой, 1922 год
Портрет Кирилла Кустодиева, 1922 год
Автопортрет, 1922 год
Портрет Ю.Е. Кустодиевой, 1925 год
Портрет И.Б. Кустодиевой, дочери художника, 1926 год
Портрет Ю.Е. Кустодиевой, 1926 год
Вид мастерской, 1926 год
Русская Венера (моделью послужила дочь Ирина), 1926 год
Портрет художника Б.М. Кустодиева, 1899 год
Иван КУЛИКОВ
Портрет Б.М. Кустодиева, 1917 год
Борис ГРИГОРЬЕВ
Портрет Б.М. Кустодиева, 1921 год
Автолитография Г.С. ВЕРЕЙСКОГО
Портрет Кустодиева Б.М.
Владимир КИРИЛЛОВ
Портрет Ю.Е. Кустодиевой, 1925 год
Георгий ВЕРЕЙСКИЙ
Наш Любимый Художник. К 140-летию со дня рождения
Posts from This Journal “ЖЗЛ” Tag
-
Русский Йорданс в ГМИИ имени А.С. Пушкина. Картинки с выставки
Он был современником знаменитых фламандцев Питера Пауля Рубенса, Антониса ван Дейка, Франса Снейдерса, последним представителем большого стиля. Но…
-
Коллекция братьев Щукиных в ГМИИ имени А.С. Пушкина. Картинки с выставки. Часть 4
После всех горестей, пережитых в начале ХХ века, Сергей Иванович Щукин продолжал вести жизнь скромную, путешествовал, повторно женился на Надежде…
-
Коллекция братьев Щукиных в ГМИИ имени А.С. Пушкина. Картинки с выставки. Часть 3
Вот наконец мы добрались до главной изюминки этой выставки – собрания Сергея Ивановича Щукина, коллекционера радикальной и малопонятной на тот…
-
Коллекция братьев Щукиных в ГМИИ имени А.С. Пушкина. Картинки с выставки. Часть 2
Итак, продолжим нашу прогулку по залам ГМИИ имени Пушкина, предоставившего нам возможность полюбоваться частью уникальных собраний произведений…
-
Коллекция братьев Щукиных в ГМИИ имени А.С. Пушкина. Картинки с выставки. Часть 1
Феномен Щукиных – это феномен русского купечества, слухи о дремучести которого сильно преувеличены... Действительно канул в Лету образ…
-
Павел Беньков и Николай Фешин. Две личности, две судьбы... Картинки с выставки, часть 2
Жёлтая линия, проходящая по центру выставочного зала Музея русского импрессионизма и символически разделяющая в пространстве экспозиции работы двух…
-
Павел Беньков и Николай Фешин. Две личности, две судьбы... Картинки с выставки, часть 1.
Знаете ли вы, мои дорогие друзья, где нынче находится место под солнцем?! А я знаю! В московском Музее русского импрессионизма, где проходит…
-
Эдвард Мунк. Часть вторая. Живопись. Картинки с выставки
В 1889 году 26-летний норвежский художник Эдвард Мунк записал в своём дневнике фразу, которая вошла в историю, как Манифест Сен-Клу: Не следует…
-
Эдвард Мунк. Графика. Часть первая. Картинки с выставки
К нам приехал Эдвард Мунк! Уже третий месяц залы Инженерного корпуса Третьяковской галереи демонстрируют шедевры живописи, графики, а также…
- Post a new comment
- 37 comments
- Post a new comment
- 37 comments