?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Так охарактеризовал Ивана Константиновича Айвазовского, 200-летие со дня рождения которого отмечается сегодня, Фёдор Михайлович Достоевский. Не мудрено, что такой выдающийся художник-маринист родился на берегу моря. Однажды в юности, побывав в залах особняка Ивана Айвазовского в Феодосии, не могу забыть тот запах солнца и моря, который вырывался из его окон и дверей, ожившие волны, выплёскивавшиеся на тебя прямо со стен, краски, озорные голубые и бирюзовые, загадочные синие и фиолетовые, тревожные серые и чёрные...


Автопортрет написанный по заказу галереи Уффици, 1874 год

Творчество художника также безбрежно и бездонно, как и воспетое им море. Но сегодня я покажу вам другого Айвазовского: пейзажи живописца, в которых нет моря или оно является фоном, а не главным действующим лицом, а также портреты его кисти.


Старая Феодосия, 1839 год. Феодосийская картинная галерея им И.К. Айвазовского

родители
Портреты отца и матери художника, 1859 и 1849 годы


Автопортрет в детстве, 1825 год

Появился Ованес Гайвазян на свет в семье армянского купца Геворка (Константина) и его супруги Рипсиме Айвазян. К моменту появления ребёнка на свет отец разорился. Талант мальчика вовремя заметил архитектор Яков Кокун, который снабжал его карандашами, красками и бумагой. В возрасте 16 лет Айвазовский был зачислен в Императорскую Академию художеств, которую закончил с большой золотой медалью и получил право за казённый счёт съездить в Европу для совершенствования мастерства.


Вид на Большой каскад в Петергофе Петергоф, 1837 год. Государственный дворцово-парковый музей-заповедник


Портрет Ивана Айвазовского, 1841 год
Алексей ТЫРАНОВ

Лазоревый грот. Неаполь, 1841 год
Лазоревый грот. Неаполь, 1841 год

Хаос. Сотворение мира. 1841 год
Хаос. Сотворение мира, 1941 год
Музей армянской конгрегации Мхитаристов (Монастырь Санта-Ладзаро дельи Армени). Остров Св. Лазаря, Венеция

Умелое использование палитры, мастерские переливы цвета придавали каждому творению живописца новое звучание. В Италии работы молодого художника имели невероятный успех, его картину Хаос. Сотворение мира приобрёл папа римский, высоко оценили Айвазовского и во Франции. На родину он вернулся признанным мастером, хотя ему было всего 27 лет.


Обоз в степи Гатчина, Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник


Башня Галата в лунном свет, 1845 год. Частное собрание

Сумерки в бухте Золотой Рог 1845 год
Сумерки в бухте Золотой Рог, 1845 год


Восточная сцена. Кофейня у мечети Ортакей в Константинополе, 1846 год

Вид Константинополя при вечернем освещении, 1846 год
Вид Константинополя при вечернем освещении, 1846 год


Верблюды с повозкой на закате, 1848 год. Частное собрание


Приезд Петра I на Неву Петрозаводск, 1853 год. Музей изобразительных искусств Республики Карелия


Обширный пейзаж с поселенцами, 1856 год. Частное собрание

Вид Константинополя и Босфора, 1856 год
Вид Константинополя и Босфора, 1856 год


Украинская жатва, 1857 год. Частное собрание

Он построил в Феодосии дом по собственному проекту, и решил навсегда остаться здесь. Из-за нежелания переехать в столицу распался первый брак Айвазовского. Зато во втором с Анной Саркисовой он был по-настоящему счастлив. Айвазовский не только рисовал, но и занимался общественной работой, по его проекту был построен торговый порт и железная дорога в Феодосии.


Фигуры в лунном свете на побережье, 1858 год. Частное собрание


Портрет бабушки художника Ашхен, 1858 год


Отара овец Челябинск, 1858 год. Музей изобразительных искусств

Башни на скале у Босфора 1859 год
Башни на скале у Босфора, 1859 год


Рыночная сцена Константинополе собором Святой Софии, 1860 год. Частное собрание


Крымский вид, средина XIX века. Казань, Музей изобразительных искусств Татарстана


Ветряные мельницы в украинской степи на закате, 1962 год


Вид Крыма Частное собрание


Иисус, идущий по водам, 1863 год. Частное собрание

Закат солнца в бухте Золотой Рог, 1866 год
Закат солнца в бухте Золотой Рог, 1866 год

Телега с волами зимой 1866 год
Телега с волами зимой, 1866 год


Взрыв Аркадионского монастыря на Крите в 1866 году, 1867 год


Вид на Кавказ с горой Казбек вдали, 1868 год Частное собрание

Зимняя сцена в Малороссии 1868 год
Зимняя сцена в Малороссии, 1868 год


Вид Тифлиса от Сейд-Абаза Тбилиси, 1867 год. Государственный музей искусств Грузии


Вид Тифлиса Ставрополь, 1869 год. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

Аул Гуниб в Дагестане 1869 год
Аул Гуниб в Дагестане, 1869 год


Украинский пейзаж ночью, 1870 год. Частное собрание


Петербург. Переправа через Неву 1870-е годы


Вид цитадели Саладина с берегов Нила, 1871 год. Частное собрание


Зимний пейзаж, 1874 год. Частное собрание

Но не все искусствоведы почитали Ивана Константиновича. Александр Бенуа, считавший учителем Айвазовского известного английского мариниста Уильяма Тёрнера, считал, что заслуга Айвазовского в истории русского общества (а тем более во всеобщей) невелика и что он разменял все свое большое дарование и свою истинно художественную душу на продажный вздор...
Сам же был Уильям Тёрнер был потрясён работами художника и даже посвятил ему стихи:

Прости меня, великий художник, если я ошибся,
Приняв твою картину за действительность.
Но работа твоя очаровала меня,
И восторг овладел мною.
Искусство твоё высоко и монументально,
Потому что тебя вдохновляет гений

Чумаки в Малороссии 1870-80 гг
Чумаки в Малороссии, 1870-80-е годы


Закат, 1874 год


Закат над крымским побережьем, 1875 год. Частное собрание


Зимний пейзаж, 1876 год. Частное собрание


Великая пирамида в Гизе, 1878 год. Частное собрание

Дворец дожей в Венеции при луне. 1878 год
Дворец дожей в Венеции при луне, 1878 год


Константинополь, вид на Золотой Рог с автопортретом, 1880 год. Частное собрание


Портрет Анны Никитичны Айвазовской, 1881 год

Сцены из каирской жизни 1881 год
Сцены из каирской жизни, 1881 год


Сбор фруктов в Крыму, 1882 год


Анна Никитична Бурназян-Саркизова, вторая жена И.К. Айвазовского, 1882 год

Данте указывает художнику на необыкновенные облака 1883 год
Данте указывает художнику на необыкновенные облака, 1883 год

Вид Акрополя, 1883 год
Вид Акрополя, 1883 год. Частное собрание


Вид Акрополя. Частное собрание

Портрет брата художника Габриэла Айвазяна
Портрет брата художника Габриэла Айвазяна, 1883 год


Чумаки на отдыхе Минск, 1885 год. Национальный Художественный музей Республики Беларусь


Портрет художника И.К. Айвазовского, 1980-е годы
Иван КРАМСКОЙ
Иван Крамской, близко знавший художника и написавший его портрет писал:
Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины, и не только у нас, а в истории искусства вообще

Венчание поэта в Древней Греции, 1886 год
Венчание поэта в Древней Греции, 1886 год

a
Портрет художника И.К. Айвазовского, 1887 год
Константин МАКОВСКИЙ


Граф Михаил Тариэлович Лорис-Меликов, 1888 год

А вот как Антон Павлович Чехов описал в письме из Феодосии сестре Марии Павловне от 22 июля 1888 года своё посещение художника: Вчера я ездил в Шах-мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой "Руслана и Людмилу". Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: "Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?" Я у него пробыл целый день и обедал. Обед длинный, тягучий, с бесконечными тостами.


Автопортреты, 1881 и 1889 годы.


Портрет дочери художника Елены, 1889 год

Сошествие Ноя с горы Арарат 1889 год
Сошествие Ноя с горы Арарат, 1889 год

Тайная вечеря 1890 год
Тайная вечеря, 1890 год


Возвращение со свадьбы, 1891 год


Скалистые утесы Стамбул, 1891 год. Музей Сакыпа Сабанджы

1898-1891
Автопортреты, 1898 и 1891 годы
Айвазовский был избран членом пяти академий художеств: Петербургской, Римской, Флорентийской, Штутгартской и Амстердамской.

Богоматерь с младенцем, 1891 год
Богоматерь с младенцем, 1891 год


Свадьба на Украине, 1891 год

Дарьяльское ущелье. 1891
Дарьяльское ущелье, 1891 год


Раздача продовольствия, 1892 год. Частное собрание


Прибытие флотилии Колумба к берегам Америки, 1892 год. Частное собрание

Айвазовский в кругу друзей
Айвазовский в кругу друзей, 1893 год

Католикос Хримян Айрик в окрестностях Эчмиадзина 1895 год
Католикос Хримян Айрик в окрестностях Эчмиадзина, 1895 год

Встреча Венеры на Олимпе, 1895 год
Встреча Венеры на Олимпе, 1895 год


Посещение Байроном мхитаристов на острове Св. Лазаря в Венеции, 1899 год

Контрабандисты. 1890-е
Контрабандисты, 1890-е годы


Портрет Ивана Айвазовского, 2010 год
Сергей ПЕН

К 200-летию со дня рождения Ивана Айвазовского Почтой России выпущена юбилейная марка:

Марка

Возможна Лариса, ака kobrochka1, расскажет о ней подробнее)

Записи из этого журнала по тегу «Живопись»

Комментарии

pro100_mica
29 июл, 2017 11:42 (UTC)
Наверное))) А кому это понравится? Но видимо о существовании такого писателя всё-таки знал, абы кого, думаю, на свою виллу не пригласил бы)

Календарь

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Метки

На странице

Разработано LiveJournal.com