Елена (pro100_mica) wrote,
Елена
pro100_mica

Categories:

Островок лета и солнца в Москве

В нынешнем сезоне тема погоды и отсутствия полноценного лета является доминирующей.

Но есть в Москве место, где можно окунуться в мир солнца, сочных ярких красок, фантастический живописный фейерверк.
Этот уголок находится в Театральном музее имени А.А. Бахрушина, где проходит замечательная выставка
Мистерия-буфф Аристарха Лентулова

Мистерия

музей

Это первая полномасштабная ретроспектива бунтаря, звезды первой величины русского авангарда, одного из основоположников объединения Бубновый валет, собравшая около 250 работ мастера из двадцати музеев и одиннадцати частных собраний России. В экспозиции представлены живописные полотна, эскизы костюмов и декораций от конца 1900 до начала 1940-х годов, показаны все этапы творческого пути Лентулова: импрессионизм, фовизм, кубизм, кубофутуризм, экспрессионизм, социалистический реализм.


Автопортрет, 1912 год


Алупка, 1907 год


У Черниговской, 1908 год

Аристарх Лентулов. Купальня. 1908 год
Купальня, 1908 год

Улица Москвы, 1910, Русский музей
Улица Москвы, 1910 год, Русский музей

Купальщицы. 1909-1910 год
Купальщицы, 1909-1910 годы

12
Гитарист, 1910 год

regnum_picture
Грек, эскиз фрески, 1910 год

Зонтики. Пляж начало 1910-х, Русский музей
Зонтики. Пляж начало 1910-х годов, Русский музей

Пейзаж 1910-гг ГРМ
Пейзаж с красным домом 1910-е годы, ГРМ


Автопортрет с женой. Париж, 1911-1912 годы, Третьяковская галерея

Поездка во Францию и Италию в 1911-1912 годах расширила пути творческого следования и развернула
новые экспериментальные возможности.

Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года
Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года, 1912 г.

В то время были в моде публичные диспуты. Один студент заявил, что он на две недели добровольно сядет в тюрьму, если Лентулов ему объяснит, что изображено на картине Отечественная война 1812 года. Лентулов принял вызов, но студент на суд не явился... Эта вещь расцвечена всеми самоцветами красок и стала кульминацией в опытах художника в области цветодинамики.

Битва победы 1914 год
Битва победы, 1914 год

Портрет (Женщина с гитарой)
Портрет (Женщина с гитарой), 1913 год


Автопортрет (иногда называемый Автопортрет в красном), 1913 год

Натюрморт с синим кувшином, 1913, Третьяковская галерея
Натюрморт с синим кувшином, 1913 год. Третьяковская галерея


Церковь в Геленджике 1913 год. Пермская художественная галерея

Самовар, 1913, Русский музей
Самовар, 1913 год. Русский музей


Цветы, 1913 год

Гурзуф 1913 год
Гурзуф, 1913 год

Особое внимание Лентулов уделял празднично-причудливой русской архитектуре, кремлёвскому стилю и барокко.


Собор Василия Блаженного, 1913 год. Третьяковская галерея

Материал, который он применял для восторженного красочного гимна Москве состоял из цветных золотистых бумаг, сусального золота и разноцветных тканей – того, что так ярко выражает сущность внутреннего уклада, вкуса и любви москвичей к декоративно-мишурно-пышной красоте... Пестрые, как петрушки, купола чередуются с наклеенными блестками цветных бумаг

Звон. Колокольня Ивана Великого, 1914
Звон. Колокольня Ивана Великого, 1914 год. Третьяковская галерея

Аристарху Васильевичу казалось, что скошенные формы колокольни Ивана Великого в картине Звон передают звуки могучего колокольного гула, впечатление органа или гигантских гуслей, разносящихся над куполами и крышами Москвы златоглавой.


Красная церковь, 1913-1916 годы. Частное собрание

Лентулов небосвод ГРМ
Небозвон (Декоративная Москва), 1915 год. Русский музей

С началом Первой мировой войны Лентулов начинает сотрудничать с издательством, печатающим патриотические лубочные картинки, некоторые из которых можно увидеть ЗДЕСЬ

Рукина Клавдия Петровна
Портрет Клавдии Петровны Рукиной, 1914 год


Берег моря, 1914 год. Нижегородский художественный музей


Пейзаж. Скалы, 1915 год. Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева


Портрет Анны Сведонской, 1915 год

Не понравилось то, что некоторые хрестоматийные работы Лентулова из Третьяковской галереи (в том числе нижеследующий автопортрет) на выставке отсутствовали, но были заменены имитациями – фоторепродукциями, которые были размещены среди подлинников или "сосланы" в гардеробную, где смотрелись достаточно уныло. А вот чёрный фон, в который были окрашены залы экспозиции, мне очень импонировал, картины заиграли новыми красками и оттенками. На мой непрофессиональный взгляд)


Автопортрет. La Grand Peintre, 1915 год. Третьяковская галерея


Городок на юге России, 1916 год. Частное собрание

1916 У Иверской
У Иверской, 1916 год


Церкви (Новый Иерусалим), 1916 год Частное собрание

Лентулов был счастлив в семейной жизни. Его жена Марина Петровна, как верная Муза и образцовая жена художника, позировала ему всю жизнь, появляясь на холстах то импрессионистически похожей, то кубистически неузнаваемой, то благородной дамой, то соблазнительницей в нелепой ушанке на фоне берез. Она всегда была рядом в мастерской, на пленэрах, в поездках.

Portrait of Maria Lentulova
Портрет М.П. Лентуловой Исследование символического сходства, 1912 год


Портрет М.П. Лентуловой с розами, 1913 год. Музей-заповедник Абрамцево

Портрет Марины Петровны Лентуловой
Портрет Марины Петровны Лентуловой, 1913 год. Собрание Фёдора Лентулова

По семейной легенде ее склоненный лик означает, что здесь она в ожидании рождения дочери, то есть моей бабушки
(правнук Аристарха Лентулова, художник Фёдор Лентулов)


Женщина в полосатом платье. Портрет М.П. Лентуловой на фоне берёзы, 1914-1915-е годы. Собрание Фёдора Лентулова

к портрету
Здесь художник использовал смешанную технику, в том числе коллаж.
Кружева на платье самые настоящие, а березы из бересты.

Панно У моря, 1915.
Панно У моря, 1915 год
На этом полотне Мария Лентулова предстает сразу в нескольких образах

У моря
У моря, эскиз, 1915 год. Собрание Владимира Добровольского

Портрет жены и дочери
Портрет жены и дочери, 1919 год

Портрет неизвестной в голубом платье, 1916 год
Портрет неизвестной в голубом платье, 1916 год


Женщины и фрукты, 1917 год. Рязанский художественный музей

Мир. Триумф. Освобождение
Мир, Триумф, Освобождение, 1917 год

Эта работа написана в период Первой мировой войны и Февральской революции, она вобрала в себя все смятение и энергию момента, тревогу и восторг ожиданий новой эпохи. К Октябрьской революции Лентулов подошёл с большим волнением и энтузиазмом. Он принял активное участие в формировании новой художественной культуры, был бессменным председателем общества московских художников, преподавал во ВХУИЕМАСе. Его поиски и открытия поражали публику новыми гранями таланта.

Тверской бульвар, 1917 год
Тверской бульвар, 1917 год


Пейзаж, 1918 год


Дети в саду, 1918 год

fullscreen-217.jpg
На выставке представлено много эскизов театральных костюмов, но это тема для отдельного разговора.

Портрет
Женский портрет (Портрет актрисы О.В.Гзовской), 1918 год

135
Молочница, 1918 год

Лентулов был автором множества портретов, он считал, если есть сходство, а качество работы плохое, то лицо, изображённое на портрете, умрёт, его забудут. Мастер не признавал портрет произведением искусства, если он исполнял функцию фотографии, но признавал в том случае, когда художник передал своё переживание от данного объекта, своё впечатление и настроение.


Двойной портрет, 1918 год


Портрет И.А. Малютина, 1918 год. Саратовский художественный музей им А.Н. Радищева


Портрет актрисы Ольги Владимировны Гзовской, 1918 год. Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого


Портрет актрисы А.С. Хохловой (внучки П.М.Третьякова), 1919 год. Третьяковская галерея


Две женщины, 1919 год. Калужский художественный музей


Портрет актрисы, 1919 год. Пермская художественная галерея


Групповой портрет, Саратовская художественная галерея им. А.Н.Радищева

Автопортрет со скрипкой,1919
Автопортрет со скрипкой, 1919 год

Пейзаж с сухими деревьями и высокими домами 1920 год
Пейзаж с сухими деревьями и высокими домами, 1920 год


Церковь, осень

После бури
После бури

Сергиев Посад.  1921 гд
Сергиев Посад, 1921 год


Осень, 1921 год

Пейзаж с желтыми воротами.
Пейзаж с желтыми воротами, 1922 год


Улица в Сергиевом Посаде, 1922 год

Автопортрет с моделями Частное собрание
Автопортрет с моделями, 1923 год. Частное собрание

В мастерской художника Частное собрание
В мастерской художника, 1923 год. Частное собрание

Семейный портрет Частное собрание
Семейный портрет, 1924 год. Частное собрание


Ай-петри. Крым, 1926 год
Жена художника во время написания этой картины таскала по горам этюдник и безумно тяжёлый ящик с красками
и всё время переживала, что они упадут вместе с ней.

музей
Аристарх Лентулов. Московские художники (эскиз), 1927 год. Пензенская картинная галерея


Закат на Волге, 1928 год


Ночь на Патриарших прудах, 1928 год

Солнце над крышами. Закат, 1928 год
Солнце над крышами. Закат, 1928 год

10413.jpg
Солнце над крышами. Закат, 1929 год


Натюрморт с пирожными и фруктами, 1930 годы. Частное собрание

Чтение газеты Частное собрание
Чтение газеты, 1930 годы. Частное собрание

Девочка с зонтиком Частное собрание
Девочка с зонтиком, 1930 годы. Частное собрание

Натюрморт с сиренью Частное собрание
Натюрморт с сиренью, 1930 годы. Частное собрание

Чтение стихов Частное собрание
Чтение стихов. Частное собрание

В 1931 году Лентулов отправился в командировку и увидел как великая и необъятная Русь превращается в богатейшие города-гиганты и промышленные центры. Так его работах появились индустриальные пейзажи.

Нефтепровод в Туапсе, 1931 год
Нефтепровод в Туапсе, 1931 год

Керчь. Завод Частное собрание
Керченский завод, 1931 год. Частное собрание


Крекинг нефтеперегонного завода, 1931 год

Строители комбината, 1931 год
Строители комбината, 1931 год

Кремль.  Тула, 1931 год
Кремль. Тула, 1931 год

теплоход грузия ночью, 1931 год
Теплоход Грузия ночью, 1931 год


Судак. Закат солнца, 1931 год

Туапсе
Пейзаж. Туапсе

По возвращении из поездки художник продолжил писать свои яркие сочные декоративно-праздничные картины

Город с красным небом. Эскиз декор к спект МХАТ II Испанский священник. 1934
Город с красным небом. Эскиз декорации к спектаклю МХАТ II Испанский священник, 1934 год

Натюрморт с овощами
Натюрморт с овощами


Натюрморт с подносом и земляникой, 1936 год

В окрестностях Москвы, 1940 год
В окрестностях Москвы, 1940 год

Лентулов-2017

За 60 лет жизни Аристарх Лентулов, обладавший редким живописным даром, успел создать особую, неповторимую страницу в истории русского предреволюционного и советского искусства. Моя страсть к солнцу и яркому свету сопутствовала мне всю жизнь

Спешите увидеть!!!

* Фото с выставки с сайта музея имени Бахрушина

Tags: #Аристарх Лентулов, Вернисаж, ЖЗЛ, Живопись, Изобразительное искусство, Картинки с выставки
Subscribe

Posts from This Journal “ЖЗЛ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments