?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

В этот день 200 лет назад родилась Франческа Тереза Джузеппа Раффаэла Черрито, более известная как Фанни Черрито, блестящая итальянская воздушная балерина и одна из немногих женщин XIX века, ставших хореографами. Дочь неаполитанского офицера Франческа получила хореографическое образование в балетной школе при театре Сан-Карло в Неаполе, которой руководил хореограф театров Неаполитанского королевства Сальваторе Тальони. Её первым педагогом был известный в прошлом итальянский танцовщик и балетмейстер Карло Блазис. В дальнейшем Фанни совершенствовала свою технику под руководством знаменитого Жюля Перро и своего будущего супруга Артура Сен-Леона.

Литографии William Henry Mote
Портрет балерины Фанни Черрито в роли Ундины
Литография Уильяма Генри МОТЕ

Дебютировала Фанни Черрито в театре Сан-Карло в 1832 году и быстро завоевала репутацию будущей звезды балета. Её танец отличался яркостью, темпераментом, артистизмом; она обладала отличной техникой, пластичностью и виртуозностью исполнения балетных па. В 1836–1837 годах после гастролей в Вене слава Фанни распространилась за пределы Италии. Между 1838 и 1840 годами Фанни Черрито пригласили в качестве главной балерины в театр Ла Скала в Милане, где она привлекла внимание не только публики, но и антрепренёров. Директор Парижской Оперы лично приехал к ней, чтобы пригласить выступать в его театре, буквально на день опередив импресарио-конкурента из Лондона. Французский литератор Альфред де Мюссе назвал её вихрем задорным.

Cerrito Fanny
Фанни Черрито в танце La Lituanа, Англия, 1840 год.
Огюст Жюль БУВЬЕ
Этим сольным танцем балерина дебютировала в Лондоне 2 мая 1840 года.


Фанни Черрито в балете Тореадор, 1840 год


Фанни Черрито, 1842 год
Литография Джозефа фон Крихубера


Фанни Черрито в балете Альма или Дочь огня, 1842 год
Огюст Жюль БУВЬЕ


Фанни Черрито в балете Альма или Дочь огня, 1842 год

Fanny Cerrito dans Alma Ou La Fille de Feu en 1844
Фанни Черрито в балете Альма или дочь Огня, 1844 год

13.
Фанни Черрито в балете Ундина или Наяда Жюля Перро, 1843 год, Лондон

Ундина
Фанни Черрито в роли Ундины в одноимённом балете Жюля Перро

В течение нескольких сезонов подряд, с 1840 по 1847 годы, Черрито была танцовщицей в Театре Её Величества, где покорила сердца взыскательной лондонской публики исполнением главных партий в постановках балетов Озеро фей Даниэля Обера, Альма, или Дочь огня Микеле Косты, Ундина (Ундина или Наяда) Цезаря Пуни. В последнем ей особенно удавался Танец с тенью. В это же время в качестве балетмейстера театром был привлечён француз Жюль-Жозеф Перро, который создал ряд успешных балетов специально для Фанни, в том числе Алму или дочь огня (в нём балерина самостоятельно поставила несколько танцев), Ундину и Лалла Рукх.

романт.png
Фанни Черрито в фантастическом танцевальном балете Озеро фей, Рим, осень 1843 года

Фанни Ч.
Портрет Фанни Черрито

14 and Sigr. Guerra, in the favourite balle
Фанни Черрито и Сигр Гуэрра на поздравительных открытках


Фанни Черрито в роли Кати в балете Маркитантка Цезаря Пуни


Фанни Черрито и Артюр Сан-Луис в балете Маркитантка Цезаря Пуни, 1844 год


Фанни Черрито и Артур Сен-Леон танцуют польку

В 1841 году в Вене Фанни Черрито танцевала па-де-де с многообещающим новичком Артюром Сен-Леоном. В 1843 году их пути вновь пересеклись в Лондоне, где Сен-Леон поставил балет Маркитантка с Черрито в главное роли. Он стал постоянным партнером балерины, а в 1845 году и её мужем. В британской столице Фанни дебютировала и в качестве хореографа, выпустив балет Росида.


Фанни Черрито в роли Эсмеральды, 1845 год

Сильфида
Фанни Черрито в роли Сильфиды с Сен-Леоном в роли Джеймса в балете Филиппо Тальони Сильфида

Cerito in the Silphide
Фанни Черрито в балете Сильфида


Фанни Черрито в роли Сильфиды
Литография Джона Деффетта Фрэнсиса, напечатанная братьями Дикинсон 20 апреля 1846 года


Фанни Черрито в роли Сильфиды

Летом 1845 года в Лондоне одновременно оказались четыре известные балерины: Мария Тальони, Карлотта Гризи, Фанни Черрито и Люсиль Гран. Им было предложено выступить на сцене театра Её Величества перед английской королевой Викторией с Па-де-катром – дивертисментом на музыку Цезаря Пуни в постановке балетмейстера Жюля-Жозефа Перро.


Танцовщицы Королевского балета: Карлотта Гризи, Мария Тальони, Люсиль Гран и Фанни Черрито
Па де катр
Альфред Эдвард ШАЛОН

Па-де катр
Гран па де катр.
Сцена из романтического балета с Марией Тальони, Карлоттой Гризи, Фанни Черрито и Люсиль Гран. Театр Её Величества, Лондон.
Альфред Эдвард ШАЛОН

Па-де-катр, танцевал М. Тальони, К. Гризи, L Гран и Ф. Черрито в придворном театре в Лондоне
Па де катр в исполнении Марии Тальони, Карлотты Гризи, Люсиль Грани и Фанни Черрито в придворном театре Лондона

Премьера состоялась 12 июля 1845 года. Каждая из вариаций балетного дивертисмента наиболее выгодно раскрывала артистические и технические возможности каждой исполнительницы, не исключая и элементов состязательности. Чтобы не обидеть соперниц по сцене, их имена написали по кругу. Вариации не нумеровались, а назывались именами балерин. В театре собрался весь свет лондонского общества. Пресса была восторженной. Но звездный состав означал, что из-за гастролей регулярно собирать их вместе было очень сложно. Позже в 1847 году вариацию Люсиль Гран исполняла танцовщица Каролина Розати. Тем не менее этот балет вошёл в мировую классику и ещё не раз исполнялся на сцене следующими поколениями не менее прославленных Примадонн.


Каролина Розати, Карлотта Гризи, Фанни Черрито, Лондон

Суд Париса
Фанни Черрито, Артур Сен-Леон, Мария Тальони и Люсиль Гран в балете Суд Париса, 1846 год, Лондон

130.jpg
Фанни Черрито, Артур Сен-Леон, Люсиль Гран и Мария Тальони в балете Суд Париса, 1846 год

В 1846 году сотрудничество прославленных балерин продолжилось. Артур Сен-Леон поставил балет Суд Париса, в котором они исполнили роли богинь: Фанни Черрито танцевала Венеру, Мария Тальони – Юнону, а Люсиль Гран – Минерву.

четыре сезона
Карлотта Гризи, Каролина Розати, Мария Тальони, Фанни Черрито в балете Четыре сезона, 1848 год, Лондон
Литография неизвестного автора


Три грации Мария Тальони, Фанни Эльслер и Фанни Черрито
Альфред Эдвард ШАЛОН, гравюра Натаниэля Курриера

Мраморная красавица Цезаря Пуни
Фанни Черрито и Артур Сен-Леон в балете Мраморная красавица Цезаря Пуни, 1847 год

Пережив большой успех у лондонской публики, Фанни Черрито и Артур Сен-Леон заключили контракт с Парижской оперой, на сцене которой Сен-Леон поставил для Фанни балеты Мраморная красавица, Стелла или контрабандисты, Скрипка дьявола. Помимо этого, супруги гастролировали по всей Европе: Риме, Милане, Брюсселе, Берлине, Вене, Будапеште.


Фанни Черрито. Танцы знаменитостей. Парма, муниципальный исторический архив

15 Cerrito

20.
Фанни Черрито в балетах Пакеретта, Наяда и рыбак и Скрипка Дьявола

Ф. Черитто
Фанни Черрито

Portrait Of The Famous 19th Century Ballerina Fanny Cerrito Oil Painting - F. Simoneau
Портрет знаменитой балерины XIX века Фанни Черрито
Ф. СИМОНО


Артюр Сен-Леон и Фанни Черрито в балете Скрипка дьявола


Портрет Фанни Черрито
Antonio MASUTTI


Фанни Черрито в балете Скрипка Дьявола, 1849 год

ФЧ
Фанни Черрито в балете Стелла или контрабандисты, 1850 год

В Париже Черрито стала хореографом балета Джемма композитора Николо Габриэлли ди Кверчита. Именно в роли Джеммы её запечатлел живописец Гюстав Буланже на портрете, расположенном на фризе Танцевального фойе Гранд-Опера среди других двадцати портретов выдающихся танцовщиц театра конца XVII – средины XIX веков. К сожалению, я его не обнаружила.



foyer de la danse
Танцевальное фойе Гранд-Опера
Сначала была удивлена этим обстоятельством, но потом поняла причину. Эти портреты располагаются в двадцати овальных картушах фриза очень высоко и качественно снять их достаточно проблематично (хотя портреты нескольких балерин я нашла)

И всё-таки мне удалось кое-что обнаружить в Музее Парижской оперы)



Портрет с этой литографии неизвестного автора:


Королева элегантности Фанни Черрито


Фрагмент портрета Фанни Черрито из собрания музея Парижской Оперы

Портрет Фанни Черрито из собрания музея Парижской Оперы


Фанни Черрито и Артур Сен-Леон

Супруги расстались в 1851 году, в это же время завершился и их совместный творческий союз. Фанни Черрито осталась в Париже и выступала в оперном театре до 1855 года. В 1855–56 годах она гастролировала в Москве и Санкт-Петербурге, где с ней едва не произошел несчастный случай – балерине чудом удалось увернуться от падающего куска горящей декорации. После этого события Фанни решила покинуть сцену. Её прощальное выступление состоялось в 1857 году на сцене лондонского театра Лицеум.

Черрито

ФЧ
Фанни Черрито

После ухода со сцены балерина окончательно обосновалась в Париже, где вела скромный и уединённый образ жизни. Фанни Черрито прожила долгую жизнь и скончалась на 92 году жизни. Похоронена на кладбище Монмартра.

Записи из этого журнала по тегу «Балет»

  • Майя Михайловна

    Сегодня, в день 91-летия легенды русской сцены Майи Михайловны Плисецкой в сквере её имени на Большой Дмитровке в Москве состоится официальное…

  • Майя Михайловна, год спустя...

    Благодаря усилиям художника Михаила Матвеевича Шапиро, обратившегося к руководству Санкт-Петербургского Музея Театрального искусства, куда был…

  • Divine Maya...

    В начале был жест... Майя Плисецкая Темпераментная, порывистая, эмоциональная Майя Плисецкая, лицо, легенда, королева, Прима русского…

  • Майя... Ушла...

    Не буду говорить банальностей, просто повторю свой старый юбилейный пост пятилетней давности о великой балерине, балетмейстере, хореографе,…

  • И это всё она!

    – Майе Плисецкой; – Майе Плисецкой, конечно же; – Майе Плисецкой, неизменно; – Майе Плисецкой, всегда; – Майе Плисецкой, вечно... Такие…

  • ЛИКИ ТАНЦА. Часть ХХXI. ВИДЕНИЕ БАЛЕТА...

    Вчера вечером телеканал Культура подарил мне огромный праздник, показав прямую трансляцию спектакля Русские балеты из зала Парижской национальной…

  • ЛИКИ ТАНЦА. Часть ХХIХ. БАЛЕТНЫЙ и ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФАРФОР и СКУЛЬПТУРА

    В данной подборке представлено то, что по тем или иным причинам не вошло в предыдущие танцевальные посты. Это фарфор различных заводов и…

  • ЛИКИ ТАНЦА. Часть ХХVIII. ТАНЦУЮТ ДЕТИ

    Согласно древней притче, как-то человек обратился к мудрецу: - О премудрый, научи меня отличать истину ото лжи, красоту от безобразия. Научи меня…

  • ЛИКИ ТАНЦА. Часть ХХVII. О ТАНЦАХ с УЛЫБКОЙ...

    Надеюсь, в особых пояснениях данная подборка не нуждается:)... Из серии Хильда Дуэйн БРАЙЕРС Недвусмысленный отказ от танца Джеймс…

Комментарии

( 36 мррр-мяу — погладить мурлыку )
kobrochka1
11 май, 2017 08:18 (UTC)
Когда-то я выписывала журнал "Театр" - и в одном из номеров был большой материал, посвящённый Па-де-катру
Оффтоп. Я почему-то плохо воспринимаю текст белым по чёрному. Кстати, классная доска у нас была зелёного цвета, чёрная - только в первом классе.
pro100_mica
11 май, 2017 08:25 (UTC)
Да, про сам дивертисмент можно много написать, кто в нём только не отметился)

Офф: А я наоборот, уже давно не могу читать на белом и светлом фоне, наконец-то подобрала то, что мне комфортно. А ты можешь читать в своём, привычном, стиле, какие проблемы?)
(без темы) - kobrochka1 - 11 май, 2017 08:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 11 май, 2017 08:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kobrochka1 - 11 май, 2017 08:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 11 май, 2017 09:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kobrochka1 - 11 май, 2017 09:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 11 май, 2017 11:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kobrochka1 - 11 май, 2017 11:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 11 май, 2017 11:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kobrochka1 - 11 май, 2017 11:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - camomile - 12 май, 2017 07:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kobrochka1 - 12 май, 2017 08:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 12 май, 2017 09:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kobrochka1 - 12 май, 2017 09:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kobrochka1 - 12 май, 2017 09:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - aptmy3eoh - 12 май, 2017 09:36 (UTC) - Развернуть
ludven
11 май, 2017 08:34 (UTC)
Отличный пост! Спасибо!
Как жаль,что в то время ещё не родился кинематограф:(
pro100_mica
11 май, 2017 08:51 (UTC)
Да, я тоже об этом думала) Только со слов других можем судить:

И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет... (с)

И так практически весь XIX век. До этого балет был не совсем таким, как мы привыкли.
Артем Кораблев
11 май, 2017 09:21 (UTC)
Я хоть и слишком далёк от балета, но пост понравился. Интересно узнавать о прошлом, былых кумирах)
Красивая женщина!)
pro100_mica
11 май, 2017 11:26 (UTC)
И красивая, и талантливая!
liya_fa
11 май, 2017 10:35 (UTC)
Очень популярна явно была) картины очень хороши))
pro100_mica
11 май, 2017 11:24 (UTC)
Да, вся четвёрка из Па де катра была очень известна. Черрито, несмотря на то, что была на 13 лет моложе Тальони, одно время служила вместе с ней в Ла Скала и пишут, что были очень большими соперницами, вся публика была поделена на два лагеря, одни поддерживали Фанни, другие – Марию)
ter_psich_ora1
11 май, 2017 11:34 (UTC)
Давно у вас не было балетных постов, которые я так люблю!:-) Спасибо большое за рассказ и картины. Интересная балерина!
А может быть портрет в танцевальном фойе именно тот, что и в музее?
pro100_mica
11 май, 2017 11:46 (UTC)
Ну, ты же Терпсихора))), тебе без балета никак)

Нет. Может быть и написан с этой гравюры, я, как не билась, не нашла автора. Там все портреты на один манер и в другой цветовой гамме, видимо требование было такое, да и художник ведь один.
Вот, как Тальони, например:



(без темы) - ter_psich_ora1 - 11 май, 2017 11:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 11 май, 2017 12:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ter_psich_ora1 - 11 май, 2017 12:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 11 май, 2017 13:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ter_psich_ora1 - 11 май, 2017 16:35 (UTC) - Развернуть
aptmy3eoh
11 май, 2017 16:44 (UTC)
Ничего не знал о существовании такой балерины. Про Тальони слышал.
Очень понравились балетные литографии и портреты Черрито.
pro100_mica
12 май, 2017 07:07 (UTC)
Всё, что могла и знала, я постаралась рассказать и показать). Благодарю и вас за внимание!
camomile
11 май, 2017 20:50 (UTC)
Какой шикарный пост, Лена!!!
Не могу оторваться. Спасибо огромное!
pro100_mica
12 май, 2017 07:18 (UTC)
Огромная благодарность художникам и литографам, запечатлевшим балерину! Иначе бы очень трудно только рассказом показать её талант.
galik_123
18 май, 2017 19:07 (UTC)
Спасибо, с большим интересом прочитала про Фанни Черрито!
Ничего не знала о такой замечательной балерине, портреты очень хорошие, судя по ним она была настоящим кумиром.
pro100_mica
19 май, 2017 09:04 (UTC)
Да, её любила публика! А благодаря портретам и костюмам мы и теперь можем судить хоть чуть-чуть о том, каким был балет в средине XIX века, репертуаре театров)
( 36 мррр-мяу — погладить мурлыку )

Календарь

Май 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Разработано LiveJournal.com