Елена (pro100_mica) wrote,
Елена
pro100_mica

Categories:

Королева элегантности Фанни Черрито

В этот день 200 лет назад родилась Франческа Тереза Джузеппа Раффаэла Черрито, более известная как Фанни Черрито, блестящая итальянская воздушная балерина и одна из немногих женщин XIX века, ставших хореографами. Дочь неаполитанского офицера Франческа получила хореографическое образование в балетной школе при театре Сан-Карло в Неаполе, которой руководил хореограф театров Неаполитанского королевства Сальваторе Тальони. Её первым педагогом был известный в прошлом итальянский танцовщик и балетмейстер Карло Блазис. В дальнейшем Фанни совершенствовала свою технику под руководством знаменитого Жюля Перро и своего будущего супруга Артура Сен-Леона.

Литографии William Henry Mote
Портрет балерины Фанни Черрито в роли Ундины
Литография Уильяма Генри МОТЕ

Дебютировала Фанни Черрито в театре Сан-Карло в 1832 году и быстро завоевала репутацию будущей звезды балета. Её танец отличался яркостью, темпераментом, артистизмом; она обладала отличной техникой, пластичностью и виртуозностью исполнения балетных па. В 1836–1837 годах после гастролей в Вене слава Фанни распространилась за пределы Италии. Между 1838 и 1840 годами Фанни Черрито пригласили в качестве главной балерины в театр Ла Скала в Милане, где она привлекла внимание не только публики, но и антрепренёров. Директор Парижской Оперы лично приехал к ней, чтобы пригласить выступать в его театре, буквально на день опередив импресарио-конкурента из Лондона. Французский литератор Альфред де Мюссе назвал её вихрем задорным.

Cerrito Fanny
Фанни Черрито в танце La Lituanа, Англия, 1840 год.
Огюст Жюль БУВЬЕ
Этим сольным танцем балерина дебютировала в Лондоне 2 мая 1840 года.


Фанни Черрито в балете Тореадор, 1840 год


Фанни Черрито, 1842 год
Литография Джозефа фон Крихубера


Фанни Черрито в балете Альма или Дочь огня, 1842 год
Огюст Жюль БУВЬЕ


Фанни Черрито в балете Альма или Дочь огня, 1842 год

Fanny Cerrito dans Alma Ou La Fille de Feu en 1844
Фанни Черрито в балете Альма или дочь Огня, 1844 год

13.
Фанни Черрито в балете Ундина или Наяда Жюля Перро, 1843 год, Лондон

Ундина
Фанни Черрито в роли Ундины в одноимённом балете Жюля Перро

В течение нескольких сезонов подряд, с 1840 по 1847 годы, Черрито была танцовщицей в Театре Её Величества, где покорила сердца взыскательной лондонской публики исполнением главных партий в постановках балетов Озеро фей Даниэля Обера, Альма, или Дочь огня Микеле Косты, Ундина (Ундина или Наяда) Цезаря Пуни. В последнем ей особенно удавался Танец с тенью. В это же время в качестве балетмейстера театром был привлечён француз Жюль-Жозеф Перро, который создал ряд успешных балетов специально для Фанни, в том числе Алму или дочь огня (в нём балерина самостоятельно поставила несколько танцев), Ундину и Лалла Рукх.

романт.png
Фанни Черрито в фантастическом танцевальном балете Озеро фей, Рим, осень 1843 года

Фанни Ч.
Портрет Фанни Черрито

14 and Sigr. Guerra, in the favourite balle
Фанни Черрито и Сигр Гуэрра на поздравительных открытках


Фанни Черрито в роли Кати в балете Маркитантка Цезаря Пуни


Фанни Черрито и Артюр Сан-Луис в балете Маркитантка Цезаря Пуни, 1844 год


Фанни Черрито и Артур Сен-Леон танцуют польку

В 1841 году в Вене Фанни Черрито танцевала па-де-де с многообещающим новичком Артюром Сен-Леоном. В 1843 году их пути вновь пересеклись в Лондоне, где Сен-Леон поставил балет Маркитантка с Черрито в главное роли. Он стал постоянным партнером балерины, а в 1845 году и её мужем. В британской столице Фанни дебютировала и в качестве хореографа, выпустив балет Росида.


Фанни Черрито в роли Эсмеральды, 1845 год

Сильфида
Фанни Черрито в роли Сильфиды с Сен-Леоном в роли Джеймса в балете Филиппо Тальони Сильфида

Cerito in the Silphide
Фанни Черрито в балете Сильфида


Фанни Черрито в роли Сильфиды
Литография Джона Деффетта Фрэнсиса, напечатанная братьями Дикинсон 20 апреля 1846 года


Фанни Черрито в роли Сильфиды

Летом 1845 года в Лондоне одновременно оказались четыре известные балерины: Мария Тальони, Карлотта Гризи, Фанни Черрито и Люсиль Гран. Им было предложено выступить на сцене театра Её Величества перед английской королевой Викторией с Па-де-катром – дивертисментом на музыку Цезаря Пуни в постановке балетмейстера Жюля-Жозефа Перро.


Танцовщицы Королевского балета: Карлотта Гризи, Мария Тальони, Люсиль Гран и Фанни Черрито
Па де катр
Альфред Эдвард ШАЛОН

Па-де катр
Гран па де катр.
Сцена из романтического балета с Марией Тальони, Карлоттой Гризи, Фанни Черрито и Люсиль Гран. Театр Её Величества, Лондон.
Альфред Эдвард ШАЛОН

Па-де-катр, танцевал М. Тальони, К. Гризи, L Гран и Ф. Черрито в придворном театре в Лондоне
Па де катр в исполнении Марии Тальони, Карлотты Гризи, Люсиль Грани и Фанни Черрито в придворном театре Лондона

Премьера состоялась 12 июля 1845 года. Каждая из вариаций балетного дивертисмента наиболее выгодно раскрывала артистические и технические возможности каждой исполнительницы, не исключая и элементов состязательности. Чтобы не обидеть соперниц по сцене, их имена написали по кругу. Вариации не нумеровались, а назывались именами балерин. В театре собрался весь свет лондонского общества. Пресса была восторженной. Но звездный состав означал, что из-за гастролей регулярно собирать их вместе было очень сложно. Позже в 1847 году вариацию Люсиль Гран исполняла танцовщица Каролина Розати. Тем не менее этот балет вошёл в мировую классику и ещё не раз исполнялся на сцене следующими поколениями не менее прославленных Примадонн.


Каролина Розати, Карлотта Гризи, Фанни Черрито, Лондон

Суд Париса
Фанни Черрито, Артур Сен-Леон, Мария Тальони и Люсиль Гран в балете Суд Париса, 1846 год, Лондон

130.jpg
Фанни Черрито, Артур Сен-Леон, Люсиль Гран и Мария Тальони в балете Суд Париса, 1846 год

В 1846 году сотрудничество прославленных балерин продолжилось. Артур Сен-Леон поставил балет Суд Париса, в котором они исполнили роли богинь: Фанни Черрито танцевала Венеру, Мария Тальони – Юнону, а Люсиль Гран – Минерву.

четыре сезона
Карлотта Гризи, Каролина Розати, Мария Тальони, Фанни Черрито в балете Четыре сезона, 1848 год, Лондон
Литография неизвестного автора


Три грации Мария Тальони, Фанни Эльслер и Фанни Черрито
Альфред Эдвард ШАЛОН, гравюра Натаниэля Курриера

Мраморная красавица Цезаря Пуни
Фанни Черрито и Артур Сен-Леон в балете Мраморная красавица Цезаря Пуни, 1847 год

Пережив большой успех у лондонской публики, Фанни Черрито и Артур Сен-Леон заключили контракт с Парижской оперой, на сцене которой Сен-Леон поставил для Фанни балеты Мраморная красавица, Стелла или контрабандисты, Скрипка дьявола. Помимо этого, супруги гастролировали по всей Европе: Риме, Милане, Брюсселе, Берлине, Вене, Будапеште.


Фанни Черрито. Танцы знаменитостей. Парма, муниципальный исторический архив

15 Cerrito

20.
Фанни Черрито в балетах Пакеретта, Наяда и рыбак и Скрипка Дьявола

Ф. Черитто
Фанни Черрито

Portrait Of The Famous 19th Century Ballerina Fanny Cerrito Oil Painting - F. Simoneau
Портрет знаменитой балерины XIX века Фанни Черрито
Ф. СИМОНО


Артюр Сен-Леон и Фанни Черрито в балете Скрипка дьявола


Портрет Фанни Черрито
Antonio MASUTTI


Фанни Черрито в балете Скрипка Дьявола, 1849 год

ФЧ
Фанни Черрито в балете Стелла или контрабандисты, 1850 год

В Париже Черрито стала хореографом балета Джемма композитора Николо Габриэлли ди Кверчита. Именно в роли Джеммы её запечатлел живописец Гюстав Буланже на портрете, расположенном на фризе Танцевального фойе Гранд-Опера среди других двадцати портретов выдающихся танцовщиц театра конца XVII – средины XIX веков. К сожалению, я его не обнаружила.



foyer de la danse
Танцевальное фойе Гранд-Опера
Сначала была удивлена этим обстоятельством, но потом поняла причину. Эти портреты располагаются в двадцати овальных картушах фриза очень высоко и качественно снять их достаточно проблематично (хотя портреты нескольких балерин я нашла)

И всё-таки мне удалось кое-что обнаружить в Музее Парижской оперы)



Портрет с этой литографии неизвестного автора:


Королева элегантности Фанни Черрито


Фрагмент портрета Фанни Черрито из собрания музея Парижской Оперы

Портрет Фанни Черрито из собрания музея Парижской Оперы


Фанни Черрито и Артур Сен-Леон

Супруги расстались в 1851 году, в это же время завершился и их совместный творческий союз. Фанни Черрито осталась в Париже и выступала в оперном театре до 1855 года. В 1855–56 годах она гастролировала в Москве и Санкт-Петербурге, где с ней едва не произошел несчастный случай – балерине чудом удалось увернуться от падающего куска горящей декорации. После этого события Фанни решила покинуть сцену. Её прощальное выступление состоялось в 1857 году на сцене лондонского театра Лицеум.

Черрито

ФЧ
Фанни Черрито

После ухода со сцены балерина окончательно обосновалась в Париже, где вела скромный и уединённый образ жизни. Фанни Черрито прожила долгую жизнь и скончалась на 92 году жизни. Похоронена на кладбище Монмартра.

Tags: #Фанни Черрито, Балет, ЖЗЛ, Однажды 200 лет назад
Subscribe

Posts from This Journal “Балет” Tag

  • Майя Михайловна

    Сегодня, в день 91-летия легенды русской сцены Майи Михайловны Плисецкой в сквере её имени на Большой Дмитровке в Москве состоится официальное…

  • Майя Михайловна, год спустя...

    Благодаря усилиям художника Михаила Матвеевича Шапиро, обратившегося к руководству Санкт-Петербургского Музея Театрального искусства, куда был…

  • Divine Maya...

    В начале был жест... Майя Плисецкая Темпераментная, порывистая, эмоциональная Майя Плисецкая, лицо, легенда, королева, Прима русского…

  • Майя... Ушла...

    Не буду говорить банальностей, просто повторю свой старый юбилейный пост пятилетней давности о великой балерине, балетмейстере, хореографе,…

  • И это всё она!

    – Майе Плисецкой; – Майе Плисецкой, конечно же; – Майе Плисецкой, неизменно; – Майе Плисецкой, всегда; – Майе Плисецкой, вечно... Такие…

  • ЛИКИ ТАНЦА. Часть ХХXI. ВИДЕНИЕ БАЛЕТА...

    Вчера вечером телеканал Культура подарил мне огромный праздник, показав прямую трансляцию спектакля Русские балеты из зала Парижской национальной…

  • ЛИКИ ТАНЦА. Часть ХХIХ. БАЛЕТНЫЙ и ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФАРФОР и СКУЛЬПТУРА

    В данной подборке представлено то, что по тем или иным причинам не вошло в предыдущие танцевальные посты. Это фарфор различных заводов и…

  • ЛИКИ ТАНЦА. Часть ХХVIII. ТАНЦУЮТ ДЕТИ

    Согласно древней притче, как-то человек обратился к мудрецу: - О премудрый, научи меня отличать истину ото лжи, красоту от безобразия. Научи меня…

  • ЛИКИ ТАНЦА. Часть ХХVII. О ТАНЦАХ с УЛЫБКОЙ...

    Надеюсь, в особых пояснениях данная подборка не нуждается:)... Из серии Хильда Дуэйн БРАЙЕРС Недвусмысленный отказ от танца Джеймс…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments