Занимаясь разгадкой Кабинета фламандского художника эпохи барокко Виллема ван Хахта Апеллес рисует Кампаспу (Александр Македонский в мастерской Апеллеса), захотелось подробнее рассказать о главной героине полотна и её покровителях. Так уж случилось, что Кампаспа, красавица и гетера из фессалийского города Лариссы, если верить автору Естественной истории, древнеримскому писателю Гаю Плинию Старшему, была практически первой и желанной возлюбленной юного македонского царя Александра Великого. В 335 году до новой эры Александр направился на подавление восстания Фив. После осады и разграбления города, на обратном пути в Македонию он остановился в городе Ларисса в Фессалии. В честь победителя Фив местная аристократия устроила роскошный пир, на котором Александр и познакомился с гетерой Кампаспой и увёз её с собой. Не мудрено, что это увлечение Александра не очень нравилось его наставнику и учителю, знаменитому философу Аристотелю, который прививал своему воспитаннику любовь к наукам и искусствам: этике, медицине, философии, астрономии, географии, литературе. Любимым чтением молодого человека были героические поэмы Гомера. Благодаря всестороннему воспитанию и природным наклонностям, Александр вырос суровым воином, мудрым тактиком и стратегом, дальновидным правителем. История (а возможно и легенда) гласит, что, дабы положить конец привязанности царя к Кампаспе, Аристотель предупредил его, что женщины могут довести до гибели даже очень сильных мужчин, потому следует быть осторожнее. Это утверждение не прошло мимо ушей Кампаспы и разгневанная девушка, решив проучить философа, разожгла его в сердце нешуточную страсть. А чтобы реванш был более ощутимым проказница потребовала, чтобы Аристотель, в качестве доказательства своей любви, позволил ей проехаться на нём верхом. Престарелый наставник вынужден был встать на четвереньки, его впрягли в узду и удила. А красавица Кампаспа оседлала философа, держа вожжи и размахивая кнутом. Этот сюжет был широко распространён на древних фресках итальянских дворцов, на кессонных панелях, гобеленах, скульптуре, гравюрах и живописи. В эпоху средневековья эта история начала новую жизнь, где Кампаспа предстала в образе мифической Филлис (Филиды); вот над ней и Аристотелем художники всех последующих столетий оттянулись по полной. Кроме Аристотеля, у Александра Великого был ещё один хороший друг. Художник Апеллес, девизом которого были слова ни дня без линии. Он завоевал при царском дворе такой авторитет, что Александр издал указ, в котором разрешалось писать его портреты только Апеллесу. Вот как отзывался о художнике, превзошедшем всех живописцев и предыдущего, и последующего времени, Плиний Старший: Соединив в своем лице всё, что было лучшего в обеих выдающихся школах древней живописи, он возвысил её до крайней степени совершенства, придав ей особенно свойственный ему отпечаток-грацию... Своеобразный гений Апеллеса особенно блестяще проявился в изображениях Афродиты, Харит и других богинь юности и красоты. Наиболее славилась его картина Афродита Анадиомена, на которой богиня выходит из воды морских и выжимает свои влажные волосы, а также изображение Артемиды с её охотничьей свитой. Но и в изображениях героев Апеллес достиг такого же совершенства. Особенно часто изображал он Александра Великого и его славных полководцев. Знаменитейшая из подобных картин – Александр Великий в виде громовержца – хранилась в храме Дианы в Эфесе и изображала Александра Великого с молнией в руках. По этому поводу говорили, что есть два Александра, один, сын Филиппа – непобедим, другой, созданный Апеллесом – неподражаем. За эту картину художник получил поистине царскую плату, 20 талантов в золоте, причём по приказу Александра Македонского плату отмеряли по весу картины. Художники и писатели эпохи Возрождения в своих трудах также восхищались легендарной славой античного мастера. Но ни одной работы Апеллеса не сохранилось до нашего времени к большому сожалению. Фабулы его живописных работ, известные по описаниям, сделанным Плутархом и Плинием, впоследствии неоднократно служили основой для новых композиций (картина Сандро Боттичелли Клевета, произведения Тьеполо, Фальконе). Ряд сюжетов, хрестоматийно связанных с Апеллесом, запечатлен в галерее древней живописи Императорского Эрмитажа. Но вернёмся к Кампаспе. По свидетельство Плиния Старшего перед отъездом на очередную войну Александр, восхищаясь её выдающейся красотой, привлек Апеллеса нарисовать Кампаспу обнаженной. Она была самой любимой из всех его гетер. В процессе работы Апеллес страстно влюбился в свою модель, после чего Александр, вникнув в ситуацию, преподнес ему Кампаспу в подарок, доказывая себе, что хотя он и великий царь в отваге, но еще более велик в самообладании. Этот сюжет также стал очень популярным в эпоху Ренессанса. Используя труды Плиния Старшего, Плутарха и итальянского новеллиста Маттео Банделло, придворный драматург английской королевы Елизаветы Джон Лили написал комедию Кампаспа, названную им блистательной, которая вызвала дополнительный интерес художников к её персонажам. Кампаспа позже служила (вместе с гетерой Фриной ) моделью для многочисленных картин Апеллеса с Афродитой и другими юными красавицами-богинями. Насколько глубокие чувства испытывала Кампаспа к своим знаменитым покровителям, нам не ведомо, но то, что она стала источником вдохновения для одного из лучших античных художников, а также его последователей разных эпох, факт бесспорный. Французский живописец Поль Деларош, выполнивший для Национальной Высшей школы изящных искусств в Париже огромную фреску под названием Ассамблея палаты изобразительных искусств, в центральной её части, на месте председателей Ассамблеи изобразил самых достойных людей античности: архитектора Иктина, художника Апеллеса и скульптора Фидия.
Апеллес рисует Кампаспу (Александр Македонский в мастерской Апеллеса), фрагмент, 1630 год
Виллем ван Хахт
Кампаспа верхом на Аристотеле
Аристотель и Кампаспа (гобилен)
Неизвестный автор
Аристотель и Кампаспа
Алессандро Турки
Аристотель и Кампаспа
Неизвестный автор
Аристотель и Филлис, 1521 год. Гравюра на дереве
Лука Лейденский
Филлис и Аристотель, Веронa, Museo di Castelvecchio
Филлис и Аристотель. Витраж
Филлис верхом на Аристотеле
Аристотель и Филлис, 1485 год
Аристотель и Филлис
Апеллес
Иоахим фон Зандрарт Старший
Александр Великий в мастерской Апеллеса
Джузеппе КЕЙДС
Александр Великий и Апеллес
Неизвестный художник круга Антонио Балестры
Апеллес. Мозаика в музее Виктории и Альберта, 1864 год
Эдвард Джон ПОЙНТЕР
Школа Апеллеса
Жан БРОК
Кампаспа раздевается перед Апеллесом по приказу Александра. Фасад Лувра
Кампаспа, 1896 год, Джон Уильям ГОДВАРД
Александр Великий и Кампаспа позируют Апеллесу
Франческо ПРИМАТИЧЧО, 1541 год
Александр Великий отдает Кампаспу Апеллесу, 1571 год. Флоренция. Палаццо Веккьо
Андреа ди Джеминиано ПОППИ
Апеллес рисует Кампаспу, около 1600 года
Ян ВИРИКС
Апеллес рисует Кампаспу, возлюбленную Александра Великого, 1600 год
Йос ван ВИНГЕ
Апеллес рисует Кампаспу, возлюбленную Александра Великого
Йос ван ВИНГЕ
Наш знакомый Виллем ван Хахт в тридцатые годы XVII cтолетия написал два кабинета с Апиллесом, рисующим Кампаспу.
Вообще у него, конечно, интересный сюжет получился.
Особенно забавляют пришельцы из античных времён, рассматривающие картины, написанные в XVI–XVII веках)
Aлeксaндр в студии Апеллеса, 1662 год
Сальватор РОЗА
Апеллес рисует Кампаспу, 1700–1704 гг.
Себастьяно РИЧЧИ
Апеллес пишет Кампаспу, 1716 год
Nicolas Vleughels
Щедрый подарок, 1716 год
Nicolas Vleughels
Апеллес пишет Кампаспу, 1720 год
Франческо ТРЕВИЗАНИ
Александр и Кампаспа в мастерской Апеллеса, 1726 год
Джованни Батиста ТЬЕППОЛО
Александр и Кампаспа в мастерской Апеллеса, 1726 год
Джованни Батиста ТЬЕППОЛО
Александр и Кампаспа в мастерской Апеллеса
Герард ХОЕТ
Апеллес рисует Кампаспу
Герард ВИГМАНА
Александр и Кампаспа в мастерской Апеллеса, 1739
Жан II РЕСТУ
Мастерская Апеллеса
Иоаннес ФЕЛЬПАХЕР
Апеллес влюбляется в Кампаспу, 1772 год
Луи Жан-Франсуа ЛАГРЕНЕ
Апеллес и Кампаспа
Джованни РАДЖИ
Якоб ЦИГЛЕР
Александр передаёт свою возлюбленную Кампаспу Апеллесу, 1783 год
Ангелика КАУФМАН
Александр Великий отдает Кампаспу Апеллесу, 1793 год
Гаэтано ГАНДОЛЬФИ
Александр отдает свою возлюбленную Кампаспу Апеллесу
Уильям МИЛЛЕР, гравёр Жан Батист МИШЕЛЬ
Апеллес пишет Кампаспу в присутствии Александра Великого, 1813-23 годы
Жак-Луи ДАВИД
Александр уступает Кампаспу Апеллесу, 1819 год
Джером Мартин ЛАНГЛУА
Александр Великий уступает Апеллесу Кампаспу, 1822 год
Шарль МЕЙНЬЕ
Александр Великий, Кампаспа и Апеллес, 1842 год
Оноре ДОМЬЕ
Купидон и Кампаспа, 1790 год
Томас СТОТАРД
Ассамблея палаты изобразительных искусств
Поль ДЕЛАРОШ
Ассамблея палаты изобразительных искусств, фрагмент
Поль ДЕЛАРОШ
Очаровательна Кампаспа и её великие поклонники
- Post a new comment
- 55 comments
- Post a new comment
- 55 comments