?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Занимаясь разгадкой Кабинета фламандского художника эпохи барокко Виллема ван Хахта Апеллес рисует Кампаспу (Александр Македонский в мастерской Апеллеса), захотелось подробнее рассказать о главной героине полотна и её покровителях. Так уж случилось, что Кампаспа, красавица и гетера из фессалийского города Лариссы, если верить автору Естественной истории, древнеримскому писателю Гаю Плинию Старшему, была практически первой и желанной возлюбленной юного македонского царя Александра Великого.


Апеллес рисует Кампаспу (Александр Македонский в мастерской Апеллеса), фрагмент, 1630 год
Виллем ван Хахт

В 335 году до новой эры Александр направился на подавление восстания Фив. После осады и разграбления города, на обратном пути в Македонию он остановился в городе Ларисса в Фессалии. В честь победителя Фив местная аристократия устроила роскошный пир, на котором Александр и познакомился с гетерой Кампаспой и увёз её с собой.

alexanderandaristotle.jpg

Александр и Аристотель

Не мудрено, что это увлечение Александра не очень нравилось его наставнику и учителю, знаменитому философу Аристотелю, который прививал своему воспитаннику любовь к наукам и искусствам: этике, медицине, философии, астрономии, географии, литературе. Любимым чтением молодого человека были героические поэмы Гомера. Благодаря всестороннему воспитанию и природным наклонностям, Александр вырос суровым воином, мудрым тактиком и стратегом, дальновидным правителем.

Aristotle-Alexander.jpg

История (а возможно и легенда) гласит, что, дабы положить конец привязанности царя к Кампаспе, Аристотель предупредил его, что женщины могут довести до гибели даже очень сильных мужчин, потому следует быть осторожнее. Это утверждение не прошло мимо ушей Кампаспы и разгневанная девушка, решив проучить философа, разожгла его в сердце нешуточную страсть.

К+А. Campaspe riding Aristotle.png
Кампаспа верхом на Аристотеле

333.png
Аристотель и Кампаспа (гобилен)
Неизвестный автор

Alessandro Turchi -Aristote et Campaspe.jpg
Аристотель и Кампаспа
Алессандро Турки

Аристотель и Кампаспа.jpg
Аристотель и Кампаспа
Неизвестный автор

А чтобы реванш был более ощутимым проказница потребовала, чтобы Аристотель, в качестве доказательства своей любви, позволил ей проехаться на нём верхом. Престарелый наставник вынужден был встать на четвереньки, его впрягли в узду и удила. А красавица Кампаспа оседлала философа, держа вожжи и размахивая кнутом. Этот сюжет был широко распространён на древних фресках итальянских дворцов, на кессонных панелях, гобеленах, скульптуре, гравюрах и живописи.

Лука Лейденский. .jpg
Аристотель и Филлис, 1521 год. Гравюра на дереве
Лука Лейденский

14403210924_3778e8c700_o.jpg
Филлис и Аристотель, Веронa, Museo di Castelvecchio

44y.png
Филлис и Аристотель. Витраж

14238529510_b497f5afda_b.jpg
Филлис верхом на Аристотеле

Untitled-4 copy.png
Аристотель и Филлис, 1485 год

А и К.png
Аристотель и Филлис

В эпоху средневековья эта история начала новую жизнь, где Кампаспа предстала в образе мифической Филлис (Филиды); вот над ней и Аристотелем художники всех последующих столетий оттянулись по полной.


Апеллес
Иоахим фон Зандрарт Старший

Кроме Аристотеля, у Александра Великого был ещё один хороший друг. Художник Апеллес, девизом которого были слова ни дня без линии. Он завоевал при царском дворе такой авторитет, что Александр издал указ, в котором разрешалось писать его портреты только Апеллесу. Вот как отзывался о художнике, превзошедшем всех живописцев и предыдущего, и последующего времени, Плиний Старший: Соединив в своем лице всё, что было лучшего в обеих выдающихся школах древней живописи, он возвысил её до крайней степени совершенства, придав ей особенно свойственный ему отпечаток-грацию...

1792  Друзья. Александр Великий в мастерской Апеллеса Giuseppe Cades Джузеппе КЕЙДС.jpg
Александр Великий в мастерской Апеллеса
Джузеппе КЕЙДС

17-18 век друзья Александр Великий и Апеллес , НХ круг Антонио Balestra,.jpg
Александр Великий и Апеллес
Неизвестный художник круга Антонио Балестры

Своеобразный гений Апеллеса особенно блестяще проявился в изображениях Афродиты, Харит и других богинь юности и красоты. Наиболее славилась его картина Афродита Анадиомена, на которой богиня выходит из воды морских и выжимает свои влажные волосы, а также изображение Артемиды с её охотничьей свитой. Но и в изображениях героев Апеллес достиг такого же совершенства. Особенно часто изображал он Александра Великого и его славных полководцев. Знаменитейшая из подобных картин – Александр Великий в виде громовержца – хранилась в храме Дианы в Эфесе и изображала Александра Великого с молнией в руках. По этому поводу говорили, что есть два Александра, один, сын Филиппа – непобедим, другой, созданный Апеллесом – неподражаем. За эту картину художник получил поистине царскую плату, 20 талантов в золоте, причём по приказу Александра Македонского плату отмеряли по весу картины.


Апеллес. Мозаика в музее Виктории и Альберта, 1864 год
Эдвард Джон ПОЙНТЕР

Художники и писатели эпохи Возрождения в своих трудах также восхищались легендарной славой античного мастера. Но ни одной работы Апеллеса не сохранилось до нашего времени к большому сожалению. Фабулы его живописных работ, известные по описаниям, сделанным Плутархом и Плинием, впоследствии неоднократно служили основой для новых композиций (картина Сандро Боттичелли Клевета, произведения Тьеполо, Фальконе). Ряд сюжетов, хрестоматийно связанных с Апеллесом, запечатлен в галерее древней живописи Императорского Эрмитажа.


Школа Апеллеса
Жан БРОК

Но вернёмся к Кампаспе. По свидетельство Плиния Старшего перед отъездом на очередную войну Александр, восхищаясь её выдающейся красотой, привлек Апеллеса нарисовать Кампаспу обнаженной. Она была самой любимой из всех его гетер. В процессе работы Апеллес страстно влюбился в свою модель, после чего Александр, вникнув в ситуацию, преподнес ему Кампаспу в подарок, доказывая себе, что хотя он и великий царь в отваге, но еще более велик в самообладании.

Лувр.png
Кампаспа раздевается перед Апеллесом по приказу Александра. Фасад Лувра
Кампаспа, 1896 год, Джон Уильям ГОДВАРД

After Primaticcio, Francesco, 1541.jpg
Александр Великий и Кампаспа позируют Апеллесу
Франческо ПРИМАТИЧЧО, 1541 год


Александр Великий отдает Кампаспу Апеллесу, 1571 год. Флоренция. Палаццо Веккьо
Андреа ди Джеминиано ПОППИ

около 1600 Ян ВИРИКС Jan Wierix - Apelles painting Campaspe.jpg
Апеллес рисует Кампаспу, около 1600 года
Ян ВИРИКС

1600 Йос ван Винге Apelles paints Campaspe, 1600.png
Апеллес рисует Кампаспу, возлюбленную Александра Великого, 1600 год
Йос ван ВИНГЕ

1600 Jodocus van Winghe - Apelles maluje Kampaspe milenku Alexandra Velikeho.jpg
Апеллес рисует Кампаспу, возлюбленную Александра Великого
Йос ван ВИНГЕ

MH0266
Наш знакомый Виллем ван Хахт в тридцатые годы XVII cтолетия написал два кабинета с Апиллесом, рисующим Кампаспу.


Вообще у него, конечно, интересный сюжет получился.
Особенно забавляют пришельцы из античных времён, рассматривающие картины, написанные в XVI–XVII веках)

Этот сюжет также стал очень популярным в эпоху Ренессанса. Используя труды Плиния Старшего, Плутарха и итальянского новеллиста Маттео Банделло, придворный драматург английской королевы Елизаветы Джон Лили написал комедию Кампаспа, названную им блистательной, которая вызвала дополнительный интерес художников к её персонажам.

Salvator Rosa Alexander in Apelles studio. 1662 г..png
Aлeксaндр в студии Апеллеса, 1662 год
Сальватор РОЗА

Себастьяно Риччи Апеллес изображая Pancasp и приблизительно 1700-1704.jpg
Апеллес рисует Кампаспу, 1700–1704 гг.
Себастьяно РИЧЧИ


Апеллес пишет Кампаспу, 1716 год
Nicolas Vleughels


Щедрый подарок, 1716 год
Nicolas Vleughels

1720  - Apelles Painting Campaspe, 1720.jpg
Апеллес пишет Кампаспу, 1720 год
Франческо ТРЕВИЗАНИ

1726 Giovanni_Battista_Tiepolo.jpg
Александр и Кампаспа в мастерской Апеллеса, 1726 год
Джованни Батиста ТЬЕППОЛО

1726 Giovanni_Battista_Tiepolo_(Italian_-_Alexander_the_Great_and_Campaspe_in_the_Studio_of_Apelles_-_Google_Art_Project.jpg
Александр и Кампаспа в мастерской Апеллеса, 1726 год
Джованни Батиста ТЬЕППОЛО


Александр и Кампаспа в мастерской Апеллеса
Герард ХОЕТ

Apelles paints Campaspe, by Gerard Wigmana.jpg
Апеллес рисует Кампаспу
Герард ВИГМАНА

1739 Jean II Restout.jpg
Александр и Кампаспа в мастерской Апеллеса, 1739
Жан II РЕСТУ


Мастерская Апеллеса
Иоаннес ФЕЛЬПАХЕР


Апеллес влюбляется в Кампаспу, 1772 год
Луи Жан-Франсуа ЛАГРЕНЕ


Апеллес и Кампаспа
Джованни РАДЖИ


Якоб ЦИГЛЕР

Кауфман.png
Александр передаёт свою возлюбленную Кампаспу Апеллесу, 1783 год
Ангелика КАУФМАН


Александр Великий отдает Кампаспу Апеллесу, 1793 год
Гаэтано ГАНДОЛЬФИ


Александр отдает свою возлюбленную Кампаспу Апеллесу
Уильям МИЛЛЕР, гравёр Жан Батист МИШЕЛЬ


Апеллес пишет Кампаспу в присутствии Александра Великого, 1813-23 годы
Жак-Луи ДАВИД



1819 .jpg
Александр уступает Кампаспу Апеллесу, 1819 год
Джером Мартин ЛАНГЛУА


Александр Великий уступает Апеллесу Кампаспу, 1822 год
Шарль МЕЙНЬЕ


Александр Великий, Кампаспа и Апеллес, 1842 год
Оноре ДОМЬЕ


Купидон и Кампаспа, 1790 год
Томас СТОТАРД

Кампаспа позже служила (вместе с гетерой Фриной ) моделью для многочисленных картин Апеллеса с Афродитой и другими юными красавицами-богинями. Насколько глубокие чувства испытывала Кампаспа к своим знаменитым покровителям, нам не ведомо, но то, что она стала источником вдохновения для одного из лучших античных художников, а также его последователей разных эпох, факт бесспорный.

untitled.png
Ассамблея палаты изобразительных искусств
Поль ДЕЛАРОШ


Ассамблея палаты изобразительных искусств, фрагмент
Поль ДЕЛАРОШ

Французский живописец Поль Деларош, выполнивший для Национальной Высшей школы изящных искусств в Париже огромную фреску под названием Ассамблея палаты изобразительных искусств, в центральной её части, на месте председателей Ассамблеи изобразил самых достойных людей античности: архитектора Иктина, художника Апеллеса и скульптора Фидия.


Комментарии

( мррр-мяу — погладить мурлыку )
aptmy3eoh
18 окт, 2016 13:21 (UTC)
Какие замечательные иллюстрации! Спасибо большое за рассказ, как всегда очень популярно и красиво.
Я попытался что-то найти из не отмеченных вами, как узнанных картин из кабинета ван Хахта, но ничего не получилось. Даже многое из того, что уже угадано, не поддалось)))
pro100_mica
18 окт, 2016 14:15 (UTC)
Да, дело затопорилось. То, что можно было отгадать, найдено. Но я всё равно горжусь, что удалось найти два объекта помимо того, что нашли другие)))
(без темы) - aptmy3eoh - 18 окт, 2016 14:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 18 окт, 2016 14:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - aptmy3eoh - 18 окт, 2016 14:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 18 окт, 2016 16:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ter_psich_ora1 - 18 окт, 2016 17:40 (UTC) - Развернуть
kobrochka1
18 окт, 2016 16:12 (UTC)
А я только что перечитала "Таис Афинскую", а ученику задала прочитать "Сын Зевса" Любови Воронковой.
pro100_mica
18 окт, 2016 16:19 (UTC)
Я тоже Таис вспоминала) Кстати, там о героях моего поста (кроме Александра Великого, конечно) нет упоминаний? Я очень давно читала, забыла уже.

Edited at 2016-10-18 16:29 (UTC)
(без темы) - kobrochka1 - 19 окт, 2016 07:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 19 окт, 2016 09:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kobrochka1 - 19 окт, 2016 09:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 19 окт, 2016 09:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kobrochka1 - 19 окт, 2016 09:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 19 окт, 2016 10:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kobrochka1 - 19 окт, 2016 11:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 19 окт, 2016 18:03 (UTC) - Развернуть
ter_psich_ora1
18 окт, 2016 17:46 (UTC)
Да, проказница Кампаспа, верно вы заметили, я не знала эту историю с Аристотелем. Даже жаль философа. А как сказался такой скандал на его репутации? Спасибо, что просветили:-) Жизнь действительно удалась, какие знаменитые люди её окружали!
pro100_mica
19 окт, 2016 09:02 (UTC)
Практически никак. Его репутацию уже трудно было подмочить) Не Трамп с Клинтоном, чай)))
ter_psich_ora1
18 окт, 2016 18:19 (UTC)
Это тот самый Апеллес, о котором писал Пушкин?

Сапожник (притча)

Картину раз высматривал сапожник –
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
«Мне кажется, лицо немного криво…
А эта грудь – не слишком ли нага?»...
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
«Суди, дружок, не свыше сапога!»
Есть у меня приятель на примете:
Не ведаю, в каком бы он предмете
Был знатоком, хоть строг он на словах,
Но черт его несет судить о свете…
Попробуй он судить о сапогах!

Александр Пушкин (1829 г.)
pro100_mica
19 окт, 2016 09:09 (UTC)

Да, Катюша именно он, тот самый! Творчество которого взялся судить сапожник)))


Anonymous Фермер посетил художника Апеллеса и восхищается его искусства. 18-го века.png
Простолюдин посетил студию художника Апеллеса и восхитился его искусством

Фреска Storie di Apelle. Casa Vasari.png

Edited at 2016-10-19 09:11 (UTC)
ira_zorina
18 окт, 2016 19:07 (UTC)
Спасибо большое за рассказ о Кампаспе и ее отражении в живописи. Богатая пища и для ума, и для глаз. :-)
pro100_mica
19 окт, 2016 09:10 (UTC)
Это хорошо, Ира, что пост располагает к раздумьям)
legal_57
19 окт, 2016 08:26 (UTC)
Роскошная подборка! Вот оказывается как бывает и какие великие люди на пути пусть и не простой куртизанки встречаются) Спасибо большое!
pro100_mica
19 окт, 2016 09:17 (UTC)
На здоровье! В общем-то за кадром осталось ещё много, особенно Филлис и Аристотеля, но прегружать именно этим сюжетом не хотелось)))
legal_57
19 окт, 2016 08:27 (UTC)
Да, кстати, не тот ли это Апеллес, на виноград которого слетались птицы?)))
pro100_mica
19 окт, 2016 18:04 (UTC)
Он самый. На его полотна слетались птицы, принимая написанные им ягоды за настоящие. А также Плиний рассказывал о том, что когда перед лошадьми проносили живописные изображения коней, выполненные разными художниками, но только при появлении картин, написанных Апеллесом, лошади ржали)))

vagant
19 окт, 2016 10:44 (UTC)
Спасибо! Интересно!
pro100_mica
19 окт, 2016 18:05 (UTC)
На здоровье, Сергей!)
dematanya
19 окт, 2016 16:42 (UTC)
Спасибо, подруга ! Как всегда интересно, Иллюстрации - блеск! Для меня это вообще новая тема.
pro100_mica
19 окт, 2016 18:06 (UTC)
Новая, значит, осваивай!

Присоединяйся к разгадке картин)))

http://pro100-mica.livejournal.com/251042.html
(Анонимно)
20 окт, 2016 08:16 (UTC)
Всегда мечтал о несбыточном - увидеть картины эпохи эллинизма. Судя по дошедшим до нас скульптурам, живопись той эпохи тоже была чудом. Конечно дойти до нас она просто физически не могла. Если Мопассан говорил об эпохе Ренессанса: "Это эпоха, которая не оставила нам ничего посредственного", то можно примерно представить, что такое была эпоха Античности!!! Большое спасибо за великолепный пост и прекрасные иллюстрации!
(без темы) - pro100_mica - 23 окт, 2016 11:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 23 окт, 2016 11:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 23 окт, 2016 11:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 23 окт, 2016 11:57 (UTC) - Развернуть
galik_123
24 окт, 2016 10:29 (UTC)
Какая роскошная подборка, спасибо! Сюжеты с Кампаспой - суперпопулярны в живописи! По-видимому, она была не просто красавицей, раз привлекала мужчин не только в жизни... Особенно интересны витраж и гобелен, раньше не видела.
pro100_mica
24 окт, 2016 13:53 (UTC)
За кадром ещё кое-что осталось, но всю эпопею Аристотеля и Филлис выкладывать не хотелось)

Домье только не очень почтительно отнёсся к нашей героине и художнику)
(без темы) - galik_123 - 24 окт, 2016 15:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 24 окт, 2016 17:03 (UTC) - Развернуть
Артем Кораблев
28 окт, 2016 13:44 (UTC)
Вычитали эту прелесть? http://legatus-pretor.livejournal.com/51618.html
pro100_mica
28 окт, 2016 14:37 (UTC)
Райкин сотоварищи? Действительно написано очень эффектно)
Хотя по большому счёту это их междуусобные разборки. Насколько я поняла, они там сами, театральные деятели, между собой не найдут общий язык, как пауки в банке, ябедничают, доносят и клевещут друг на друга) Вот пусть сами и разбираются.
(без темы) - pro100_mica - 1 ноя, 2016 10:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 28 окт, 2016 14:40 (UTC) - Развернуть
( мррр-мяу — погладить мурлыку )

Календарь

Апрель 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Метки

Разработано LiveJournal.com