?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Если ты любишь ставить скучные спектакли, будь человечен и печатай на обороте программы кроссворды...
Николай Акимов Правила хорошего тона

Николай Павлович Акимов – советский режиссёр, сценограф, театральный художник, живописец, книжный график, теоретик театра и педагог родился 115 лет назад на территории Российской империи в городе Харькове 16 апреля 1901 года.

2013_04_02_akimov_2.jpg
Николай Павлович Акимов

Ровесник ХХ века, Николай Акимов появился на свет в один день с Чарли Чаплиным, возможно поэтому у них было много общего: комедийное начало, утончённость, ироничность, универсальность и многоплановость. Как личность и художник Акимов формировался в Петербурге 1910-х годов. Среди его самых сильных юношеских впечатлений была выставка Мир искусства, которая произвела полный переворот в сознании молодого человека.

С детства Николай мечтал заниматься рисованием. После переезда в Петербург он 14-летним юношей начал обучаться живописи в вечерних классах Общества поощрения художеств у Николая Рериха, а затем в частной студии Савелия Зейденберга. Занятия были платными и юноше пришлось заниматься репетиторством, поэтому его художественное образование было фрагментарным. После двухгодичного перерыва он стал учеником петербургской Новой художественной мастерской при объединении Мир искусства под началом Мстислава Добужинского, Александра Яковлева и Василия Шухаева. Однако после смерти отца, он вновь покинул учёбу и поступил в мастерскую плаката петроградского Пролеткульта. Вскоре, спасаясь от голода, Николай Павлович вместе с мамой переехал в Харьков, где два года преподавал рисунок на Высших курсах политпросветработников и был художником-сценографом при Харьковском детском театре и театре Красный факел.

+ Акимов Н.П. Силуэт. Автор Е. Кругликова 1920-е г.г..jpg
Акимов Николай Павлович. Силуэт, 1920-е гг.
Елизавета КРУГЛИКОВА

После возвращения в Петроград, он продолжил обучение во ВХУТЕМАСе, одновременно начав работать художником-оформителем в нескольких театрах.

+Portrait de Nicolas Evreinov par Nicolas Akimov.JPG
Портрет Николая Евреинова


Оригинал обложки Акимова к книге Николая Евреинова Пьесы из репертуара Кривого зеркала, 1923 год.

Первые оформительские работы в театре Акимов осуществлял с режиссёрами и художниками левого направления, в том числе с Николаем Евреиновым, Николаем Петровым и Константином Хохловым. Акимов оформил пьесу Евреиновова Даёшь Гамлета в театре Кривое зеркало. Кроме этого, он сотрудничал с театрами Музыкальной комедии, Современным театром, Вольной комедией, театрами-кабаре Карусель и Балаганчик.


Эскиз костюма к спектаклю по пьесе Эрнста Толлера Девственный лес, 1924 год
Большой драматический театр, Ленинград

Н.П. Акимов. Эскиз костюма. Фальстаф. 1925.jpg
Эскиз костюма Фальстафа к спектаклю по пьесе Шекспира Виндзорские проказницы, 1925 год
Малый петроградский оперный театр. Ленинград

4554.png
Эскизы костюмов Пистоля и миссис Пейдж к спектаклю по пьесе Шекспира Виндзорские проказницы, 1925 год


Эскиз костюма Жениха к спектаклю по пьесе Шекспира Виндзорские проказницы, 1925 год

Евграф — искатель приключений (1926).jpg
Эскиз к спектаклю по пьесе Алексея Фалько Евграф, искатель приключений


Эскиз костюмов Зазорного, Комедиантов и Рыжей женщины к спектаклю
по пьесе Алексея Файко Евграф, искатель приключений, 1926 год

В это время Акимов разрабатывал эскизы костюмов и декораций для спектаклей нескольких ленинградских театров, а в 1926 году в столичном МХАТе оформил спектакль Евграф, искатель приключений и начал создавать первые театральные плакаты.

4605000026775.jpg

Кроме этого, в начале двадцатых годов Николай Павлович увлёкся книжной графикой. Он активно сотрудничал с издательством Academia, где оформлял не только обложки, но и проиллюстрировал более 50 всевозможных изданий: художественных, детских, научных, кино- и театральных, специальных.

# 923_Brukson_Akimov-обложка.jpg

# Обложки 23-27.png

Острый взгляд и юмор Николая Павловича живут в оформленных им изданиях Academia:
Анри де Ренье (1924-1925 годы), Жюля Ромена (1926 год), Пьера Боста (1927 год) и других.
Любуйтесь!


Анри де Ренье Встречи господина де Брюе

+ Анри де Ренье, Встречи господина де Брюе.jpg
Анри де Ренье Встречи господина де Брюе

# ЛП.png
Анри де Ренье, Лаковый поднос

# Анри де Ренье, Лаковый поднос.jpg
Анри де Ренье, Лаковый поднос


Анри де Ренье Амфисбена


Анри де Ренье Полуночная свадьба


Анри де Ренье Продавец развлечений

# Анри де Ренье Грешница.jpg
Анри де Ренье Грешница


Анри де Ренье Эскапада


Анри де Ренье Героические мечтания

# АР Дважды любимая, 1924 год.jpg
Анри де Ренье Дважды любимая, 1924 год

# Жюль Ромен Диктатор (2).jpg
Жюль Ромен Смерть

# БВ.png
Жюль Ромен Белое вино

# Люсьена. (Иллюстрация к книге издательства Академия)..jpg
Жюль Ромен Люсьена

# Жюль Ромен Диктатор (1).jpg
Жюль Ромен Диктатор

# T 1925.png
Жюль Ромен Труадек

Жюль Ромен Кнок.jpg
Жюль Ромен Кнок


Жюль Ромен Кнок

33.png


Пьер Бост Смерть г-на Жюльена, 1927 год


Вольтер Кандид

=
Фронтиспис к драме Фёдора Раскольникова Робеспьер

+ 5679_original (1).jpg
Николай Павлович Акимов, 1920 годы

Партия честных людей  (Женитьба Труадека) Ж. Ромена, 1927  эскиз мужского костюма.jpg
Эскиз мужского костюма к спектаклю по пьесе Жюля Ромена Партия честных людей (Женитьба Труадека), 1927 год

Аф. Тартюф.png
Афиша к спектаклю по пьесе Тартюф , 1928-29 годы
ГОТЕДРа (Государственный театр драмы)


Эскизы костюмов Эльмиры и Оргона к спектаклю по пьесе Мольера Тартюф

Николай Павлович создавал не только эскизы костюмов и декораций к спектаклям, но и яркие броские афиши,
мимо которых трудно было пройти, не заметив.

4331366681_01984b3011_b.jpg
Афиша к спектаклю Диктатура, 1930 год

+ 4333477921_95a1503185_b.jpg
Продавцы славы

1930, 1928 годы.png

31.jpg

РР.jpg
Эскизы декораций к драме Фёдора Раскольникова Робеспьер Заседание конвента

Робеспьер 1.jpg
Эскизы декораций к драме Фёдора Раскольникова Робеспьер

1931м.jpg

Ещё одним любимым увлечением Николая Павловича было написание портретов своих друзей, учеников и коллег. Рисуя их он просто отдыхал, так как другого способа отдыха от работы в театре для него не существовало.

Наталья Глан и Надежда Кошеверова, 1922 год.png
Наталья Глан и Надежда Кошеверова, 1922 год

=
Портрет поэтессы Екатерины Полонской, 1927 год

А.М. Файко+1927_ Б.М. Сушкевич.png
А.М. Файко, 1927 год и Б.М. Сушкевич

+
Николай Эрдман, 1930 год

+ 1931_Bartoshevich_Akimov_ill_35 (2).JPG
Сергей Юткевич


Портрет Дмитрия Шостаковича, 1931 год


Украинский колхозник, 1931 год

# Николай Петров и Другие-a, 1932.jpg
Николай Петров и Другие, 1932 год

.jpg
Рафаил Корф, 1935 год

= Ник Акимов Ольга Берггольц,1947 (2).jpg
Народная артистка РСФСР и Таджикской ССР Ирина Зарубина. Акварель. 1936 год

= Портрет актера Н.К. Черкасова.jpg
Портрет актера Николая Черкасова, 1937 год

= Евгений Шварц, 1944 и 1938.png
Евгений Шварц, 1944 и 1938 годы

=
Евгений Шварц, 1938 год

= Ник.Акимов Г. Уланова.jpg
Галина Уланова, 1940 год

Н.П. Акимов. Эскиз декорации. Буря. 1932.jpg
Эскиз декорации к спектаклю Буря, 1932 год

В 1929 году Николай Акимов начал работать в московском театре имени Евгения Вахтангова в качестве сценографа и режиссёра. Через год им был оформлен спектакль Коварство и любовь по пьесе Шиллера. А в 1932 году здесь же он дебютировал как режиссёр шекспировским спектаклем Гамлет с музыкой молодого композитора Дмитрия Шостаковича.

4334222762_6329ebfd2f_b.jpg
Афиша к спектаклю по пьесе Вильяма Шекспира Гамлет, 1932 год

Эскизы театральных костюмов к спектаклю по пьесе Уильяма Шекспира Гамлет, 1932 год:


Эскиз костюмов. Актёры. 1932 год

# Гамлет.JPG
Гамлет

# Полоний.png
Полоний

Клавдий, Гамлет.jpg
Полоний

# Горацио и Клавдий.png
Горацио и Клавдий

# Эскизы костюмо Офелии, Гамлет.png
Эскизы костюмов Офелии

# 1933_Bartoshevich_Akimov_ill_49 Бернардо..JPG
Эскиз костюма Бернардо

могильщики.jpg

Гамлет, симулирующий Безумие
Гамлет, симулирующий безумие

Озрик copy.jpg
Эскиз костюма Озрика


Эскиз костюмов. Актеры. 1932 год

Постановка обернулась скандалом. Режиссёрская трактовка трагедии вызвала неодобрение, его обвинили в формализме, в соперничестве с самим Шекспиром, непонимании внутреннего развития действия пьесы, окрестив спектакль ярким примером чуждого театрального искусства. Критики всех мастей (и правые, и левые) ругали Николая Павловича за толстого, рыхлого Гамлета и пьяную Офелию и только к акимовским декорациям ни у кого не было претензий. Я был признан режиссером самыми широкими слоями критики и зрителей. Это было хорошо. Одновременно было решено, что я злейший формалист опаснейшего толка. Это было плохо. Природное упрямство заставляло меня во что бы то ни стало утвердить себя в профессии режиссера. Но ни один театр не испытывал желания видеть меня у себя в этом качестве, – вспоминал Акимов.


Афиша к спектаклю по пьесе Лабиша Святыня брака, 1935 год

В 1933 году Акимов вернулся в северную столицу, получив должность главного режиссера Ленинградского мюзик-холла, где создал знаменитую в те годы Экспериментальную мастерскую. На сцене мюзик-холла он поставил водевиль Эжена Лабиша Святыня брака, в котором остроумные декорации, элегантные костюмы и играющие вещи удивительно тонко соответствовали жанру лёгкой французской комедии. Этот спектакль стал предтечей его последующих постановок. Однако из-за того, что Николаю Павловичу запретили постановку пьесы Евгения Шварца Принцесса и свинопас, он покинул мюзик-холл.

Но о дальнейших жизненных и творческих перипетиях Мастера в следующей серии:)

Комментарии

( 47 мррр-мяу — погладить мурлыку )
aldusku
16 апр, 2016 11:02 (UTC)

С творчеством Николая Павловича Акимова я знаком только по книжной графике. Прежде всего, по упомянутой Вами Academia. Вы же познакомили меня с чудесным миром театральных эскизов. Они замечательны. Мне особенно понравился выполненный с юмором «Гамлет, симулирующий безумие». А какие замечательные слова, вынесены в эпиграф публикации (очень актуальные для многих театральных постановок). Большое спасибо за огромную работу по поиску изображений. Буду ждать продолжение этой замечательной статьи.

pro100_mica
16 апр, 2016 11:30 (UTC)
Спасибо, Дмитрий, за внимание к этому замечательному человеку. Когда я начала собирать материал, мне даже показалось, что у меня его достаточно много. Но, посетив выставку Николая Павловича в Бахрушинском музее, поняла, как я ошибалась. И насколько хороши его работы (особенно театральные эскизы) по сравнению с моими находками. Но получилось сфотографировать только книжную графику.

У меня на этой неделе очень туго со временем, я даже думала, что не смогу вовремя разместить пост, но погода вмешалась (м.б. и к лучшему), пришлось вернуться пораньше:)
(без темы) - aldusku - 16 апр, 2016 11:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 16 апр, 2016 12:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - aldusku - 16 апр, 2016 12:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 16 апр, 2016 13:13 (UTC) - Развернуть
aptmy3eoh
16 апр, 2016 11:55 (UTC)
Какой великолепный пост! Я только немного слышал об Акимове и то из воспоминаний родителей о его восхитительных спектаклях, которые им случалось видеть на сцене его театра в Ленинграде или во время гастролей в Москве. Да и то последних, он ведь рано ушел из жизни. А про Акимова-художника вообще ничего не знал. Спасибо огромное!
pro100_mica
16 апр, 2016 12:32 (UTC)
Мне тоже не довелось видеть спектаклей, поставленных при жизни Николая Павловича. В Луганск, где я тогда жила, театр на гастроли не приезжал. Но благо кое-что было записано и можно при желании посмотреть телевизионные спектакли и сейчас.
the_seven_sages
16 апр, 2016 12:27 (UTC)
Спасибо, Лена! такая роскошная коллекция! и иллюстрации и театр...
(только к одному хочется прицепиться, извините за занудство:) - "После возвращения в Петроград, он продолжил обучение во ВХУТЕМАСе" - ВХУТЕМАС-то в Москве был...)
pro100_mica
16 апр, 2016 13:12 (UTC)
Аня, это отлично, что вы внимательно читаете текст, но если верить этому: ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские в Петрограде (1921-1922), а также в Москве (1920-1927). Название получили в результате преобразования ПГСХУМ при воссоздании в Петрограде Академии художеств. Просуществовало с 1921 по 1922 г., то так назывался в 20-е годы нынешний СПб институт имени Репина.

Во всяком случае во всех моих источниках указывается именно на то, что после возвращения в Петроград Николай Акимов учился во ВХУТЕМАСе.
(без темы) - the_seven_sages - 16 апр, 2016 15:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 16 апр, 2016 15:47 (UTC) - Развернуть
kobrochka1
16 апр, 2016 13:15 (UTC)
С детства запомнились его декорации к "Тени"!
pro100_mica
16 апр, 2016 13:21 (UTC)
А ты видела спектакль на театре или просто где-то иллюстрации?
(без темы) - kobrochka1 - 16 апр, 2016 13:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 16 апр, 2016 14:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kobrochka1 - 16 апр, 2016 14:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 16 апр, 2016 15:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kobrochka1 - 17 апр, 2016 09:23 (UTC) - Развернуть
ter_psich_ora1
17 апр, 2016 07:22 (UTC)
Я, когда бываю в Питере, всегда в последний вечер хожу в Театр Комедии. Он очень удачно расположен. Если подгадать, то после спектакля как раз достаточно времени, чтобы доехать до вокзала и сесть на поезд:-)

Замечательный театр, в нём всё дышит его основателем: убранство, витражи с героями его постановок, портреты на стенах, мемориальная доска.

Edited at 2016-04-17 07:37 (UTC)
pro100_mica
17 апр, 2016 07:52 (UTC)
Я уже 15 лет не была в Питере и сейчас выбор с поездами очень широк, поэтому можно не дожидаться ночи. Но раньше и правда, после дневного хождения по городу, устанешь до чёртиков и выбираешь между акимоской Комедией и концертным залом.
ter_psich_ora1
17 апр, 2016 07:28 (UTC)
Рассказ ваш тоже прекрасен, столько иллюстраций (впрочем, не удивительно, как всегда). Николай Павлович рисовал ярко, смело, с выдумкой.
Впрочем, в отношении Гамлета я соглашусь с критиками, что-то он грузноват на эскизе костюма, зато хорош там, где симулирует безумие.
Очень понравился портрет украинского колхозника, если бы не подпись, подумала бы, что какой-то интеллектуал или учёный:-)))
pro100_mica
17 апр, 2016 07:55 (UTC)
Я не знаю точно, как было в случае с вахтанговским Гамлетом, но позже он рисовал эскизы костюмов под конкретных актёров, которых собирался занять в этой роли. Так что вполне возможно, что претендент на Гамлета в Вахтанговком театре был такой комплекции.

Edited at 2016-04-17 08:01 (UTC)
(без темы) - kobrochka1 - 17 апр, 2016 09:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 17 апр, 2016 13:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kobrochka1 - 17 апр, 2016 13:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 17 апр, 2016 14:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kobrochka1 - 17 апр, 2016 15:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 17 апр, 2016 15:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kobrochka1 - 18 апр, 2016 07:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 18 апр, 2016 12:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kobrochka1 - 18 апр, 2016 12:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 17 апр, 2016 16:01 (UTC) - Развернуть
vagant
17 апр, 2016 07:52 (UTC)
Спасибо за интересный рассказ!
pro100_mica
17 апр, 2016 07:59 (UTC)
А вам в детстве не случалось видеть спектакли Театра Комедии, когда ещё играли актёры акимовской труппы? Вон Лариса до сих пор помнит, как её потрясли декорации к спектаклю "Тень".
(без темы) - vagant - 17 апр, 2016 09:07 (UTC) - Развернуть
dematanya
18 апр, 2016 03:05 (UTC)
К сожалению,я далека от темы.. Но мне понравились портреты Акимова. Буду ждать продолжения!
pro100_mica
18 апр, 2016 12:06 (UTC)
Читай и становись ближе:) Мы ведь много о чём узнаём из написанного кем-то, а не приобщаясь непосредственно. И ничего:) Спектаклей Вахтангова, Станиславского мы ведь тоже не видели, как и игру многих актёров, но представление имеем благодаря фото, иллюстрациям, картинам.

А здесь ведь визуального материала достаточно, чтобы иметь представление.
(Удалённый комментарий)
pro100_mica
18 апр, 2016 12:07 (UTC)
Знаю многих ленинградцев, обожавших этот театр.
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
nstsja
18 апр, 2016 18:45 (UTC)
Спасибо,очень интересно )!
pro100_mica
18 апр, 2016 21:26 (UTC)
На здоровье!:)
legal_57
19 апр, 2016 11:31 (UTC)
Все не было времени внимательно прочесть и рассмотреть пост.
Очень интересный, талантливый и своеобразный режиссер и художник. Очень понравилась книжная графика и эскизы костюмов.
galik_123
23 апр, 2016 17:31 (UTC)
Очень талантливый рисовальщик! Спасибо за познавательный пост!
( 47 мррр-мяу — погладить мурлыку )

Календарь

Июль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Метки

Разработано LiveJournal.com