?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Когда мы с сестрой на выставке Валентина Александровича Серова в Третьяковке на Крымском валу подошли к Портрету Софьи Михайловны Драгомировой, она вдруг сказала: "Ну, прямо мужчина" и даже вышиванка и обилие цветов её не разубедили... Но мне кажется, я понимаю откуда образовалась такая ассоциация. В госпитале, где она работает, есть хирургическая сестра, внешне очень похожая на Софью, такая же бровастая, красивая украинка с властным характером, которую все называют не иначе, как Гренадер:)

Портрет С.М.Драгомировой 1889г. Холст, масло 71 х 57. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.jpg
Портрет Софьи Михайловны Драгомировой, 1889 год
Валентин СЕРОВ

Захотелось подробнее узнать об этой даме и её судьбе, тем более, что другой её акварельный портрет кисти Серова, также представленный на выставке, упоминал в своей повести о юном художнике Коле Дмитриеве Ранний рассвет Лев Кассиль. И писал Софью Михайловну Драгомирову не только Валентин Серов, но и именитый Илья Репин, и Зинаида Серебрякова (репродукция её одного достаточно редко встречающегося в сети портрета С.М. Лукомской есть у меня в архиве).


Софья была старшей дочерью известного русского генерала от инфантерии Михаила Ивановича Драгомирова и Софьи Абрамовны, урождённой Григорович. К сожалению, портрета Софьи Абрамовны душевной украинской хозяйки, автора известной поваренной книги начала ХХ века В помощь хозяйкам. Рецепты разных блюд и заготовок, соперничавшей до революции с книгой знаменитой Елены Молоховец, не нашлось. Зная о непростой жизни молодых офицеров, их скромном жаловании, Софья Абрамовна обозами возила из своего именья всевозможную снедь (овощи, зелень, живность), накрывая хлебосольные столы для холостых офицеров. Славились также блестящие торжественные рауты и вечера в доме генерал-губернатора и командующего войсками Драгомирова, которые удавались благодаря исключительным способностям Софии Абрамовны их устраивать и угощать так, что воспоминания о драгомировских ужинах и открытых буфетах долго будоражили умы присутствовавших на них гостей и бурно обсуждались в киевских салонах.


Портрет генерала и государственного деятеля Михаила Ивановича Драгомирова в сюртуке генерал-адъютанта с орденом Георгия III степени на шее, 1889 год
Илья РЕПИН
Зато колоритного генерала не раз писал Илья Ефимович Репин и не только в классических портретах.

Repin_Cossacks.jpg
Запорожцы пишут письмо турецкому султану
Илья РЕПИН

Художник долго и тщательно подбирал кандидата на роль главного героя и вдохновителя письма запорожцев кошевого атамана Ивана Дмитриевича Сирко для своей знаменитой картины Запорожцы. В итоге моделью стал именно Михаил Иванович Драгомиров, на тот момент командующий войсками Киевского военного округа, а позже – киевский генерал-губернатор. Надо быть философом, как Драгомиров (наш известный герой генерал). Сегодня третий день как пишу с него этюд для Запорожцев и поражен его философским взглядом на жизнь, глубиной ума – не ожидал (восхищённо писал Илья Ефимович Репин в письме к своей ученице Елизавете Николаевне Званцевой)

Ivan_Sirko_Фрагмент картины И. Е. Репина Запорожцы.png
Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Иван Сирко, фрагмент картины
Илья РЕПИН

Вот таким получился этот легендарный атаман, выигравший около полусотни сражений, все, в которых принимал участие: в папахе и с трубкой в зубах, с лукавым взглядом и дьявольской улыбкой на устах, всем телом нависший над писарем...

Кстати, именно о генерале Драгомирове ходила байка о том, что, забыв по молодости за кутежами вовремя поздравить императора Александра III с именинами, он спохватившсь только на третий день, отбил царю телеграмму:
– Третий день пьем за здоровье Вашего Величества. Драгомиров
На что получил ответ:
– Пора и кончить. Александр

О Михаиле Ивановиче, полководце, национальном герое Болгарии, непревзойдённом военном педагоге, писателе, эрудированном и разностороннем человеке, острослове можно рассказывать часами, но вернёмся к Софье Михайловне.

Во время работы над портретом генерала, Репин обратил внимание на его старшую красавицу-дочь Соню и выразил желание запечатлеть её образ. Это произошло вскоре после того, как её брат Иван, безумно влюбленный в дочь сослуживца отца генерала Домонтовича Шурочку (да-да, вы не ошиблись, будущую Александру Коллонтай, как видите, начала она рано...), из-за неразделённых чувств покончил с собой. Поэтому Софья, тяжело переживавшая смерть брата, на портрете выглядит угрюмой с глубокой тоской в глазах. И даже красочный малороссийский костюм не очень оживил печальный образ девушки.

Драгомирова Репин-Серов.png
Портреты Софьи Михайловны Драгомировой, 1889 год
Илья РЕПИН                                                         Валентин СЕРОВ

Однажды во время одного из сеансов к своему учителю в петербургскую студию заскочил Валентин Серов и попросил разрешения присоединиться и написать портрет Софьи. Вот как она сама вспоминает об этом: Помню, что, приехав однажды в октябре 1889 г. на сеанс к Репину ... я застала там неизвестного господина, с которым меня познакомил Репин. Побродив вокруг меня и посмотрев на меня исподлобья, он сказал что-то Репину. Последний обратился ко мне и попросил разрешения Серову тоже писать с меня портрет. Он работал над ним все время, пока оставался в Петербурге. ...Валентин Александрович уехал в Москву, не докончив моего портрета, и передавая его мне, Репин сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица. Думаю их легко узнать, но, насколько помню, им была дописана только рубаха. Такое вольное обращение с его работой, возмутило Серова, написал Репину достаточно резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения.

Оба портрета долгое время висели рядом в доме генерала Драгомирова в Киеве. Говорят, что многим гостям больше нравился портрет ученика. Что в свою очередь немало обижало маститого Репина. А кому бы отдали предпочтение вы?:)

Софья Лукомская. Серов.jpg
Портрет Софьи Михайловны Лукомской
Валентин СЕРОВ

Спустя десятилетие встреча Валентина Серова и Софьи Михайловны произошла в Петербурге в доме Зинаиды Владимировны Ратьковой-Рожновой, сестры Дмитрия Философова, куда Лукомская приехала из Киева. Здесь же по заказу супруга Зинаиды Владимировны промышленника Александра Николаевича и был написан этот портрет. Портрет Софьи Михайловны долго не давался художнику. Он был недоволен набросками: получался салонный, сладко-приторный образ, не такой, какой представлялся Серову. Во время сеансов, которые были у нас на квартире, я часто и подолгу видала Валентина Александровича. При этом произошел следующий эпизод, характеризующий отношение Серова к искусству. После того как портрет был вчерне готов, Валентин Александрович вдруг встал, отошел на несколько шагов, посмотрел на него, а затем, не задумываясь, разорвал его на мелкие кусочки... (из воспоминаний Зинаиды Владимировны Ратьковой-Рожновой).

Художник видел в молодой женщине совсем другое; через несколько сеансов ему удалось поймать то неуловимое, что он искал: лёгкая улыбка и задумчиво-тревожный взгляд широко раскрытых темных глаз, обращенный не к собеседнику, а куда-то вглубь, в неведомое пространство и ищущий ответы на вопросы совсем в ином мире. Грусть является неотъемлемым природным свойством души Драгомировой. Несмотря на то, что этот портрет прост по композиции, лаконичен в цветовом решении, он славится как один из самых лучших акварельных портретов, исполненных Валентином Серовым.

А вот небольшой эпизод из повести Льва Кассиля Ранний рассвет, посвящённой юному художнику Коле Дмитриеву, касающийся этого портрета:
Совсем проникся Коля уважением к своему просвещенному другу, когда в школе возник среди ребят спор о серовском портрете Лукомской, написанном акварелью. Витя утверждал, что эта работа Серова называется "Портрет Лукомской". Коля же, считавший себя уже знатоком Серова, говорил, что это "Портрет Драгомировой". Поспорили на карандаш Руслан, который в то время ценился в школьном обиходе. В качестве верховного судьи для решения этого спора был избран пятиклассник Медведев. Он тоже придерживался Колиной точки зрения, считая, что Витя неправ – Серов писал портрет Драгомировой. Колин авторитет в классе в то время уже был так велик, что на Витю только руками махали:
– Что ты, ну конечно, Драгомировой! Эх, брат, видно, совсем Серова не знаешь!

Пошли в Третьяковку чуть ли не всем классом. И оказалось, что портрет-то действительно писан с Лукомской... Коля был сперва обескуражен, но упрямо твердил, что он еще не сдается.

На другой день благородный и во всех таких делах очень щепетильный Витя сам принес в класс книгу, в которой была репродукция с портрета, вызвавшего столько споров. И под портретом было написано: "Лукомская, урожденная Драгомирова".

Таким образом, карандаш остался неразыгранным. Зато уважение класса к обоим друзьям сильно укрепилось.


Мне кажется, что Коля был не так уж неправ. Дело в том, что Софья Драгомирова стала женой преданного друга, ученика и сослуживца её отца старшего адъютанта штаба Киевского военного округа Александра Сергеевича Лукомского, только в 1902 году, а портрет был написан Серовым в 1900. Скорее всего привычное нам название дано портрету уже после замужества Софьи Михайловны. У супругов в браке родилось двое детей-погодков: дочь Софья в 1903 и сын Сергей в 1904 годах.

А.С. Лукомский1.jpg

Получив накануне Первой мировой войны звание генерал-майора, Александр Сергеевич Лукомский, отказавшись от штабной работы, предпочёл службу в действующей армии, участвовал во многих сражениях Первой мировой, в том числе в знаменитом Брусиловском прорыве. Позже революционные ветры не раз бросали Лукомского из огня да в полымя...


Николай II накануне отречения
Вячеслав АЛЕКСЕЕВ


Отречение от престола императора Николая II 2 марта 1917 года. О провидение, Благословение нам ниспошли!
Иван КОВАЛЕНКО

Генерал Лукомский участвовал в создании Временного правительства; вместе с директором Дипломатической канцелярии при Ставке верховного главнокомандующего Николаем Базили, вооружившись Сводом Законов Российской Империи, составил проект манифеста об отречении Николая II и присутствовал при отречении самодержца; внёс свою лепту в Корниловский мятеж, за что был арестован и помещён в Быховскую тюрьму. После освобождения в конце 1917 года он стал видным деятелем Белого движения и одним из организаторов Добровольческой армии. Вместе с мужем трудный путь прошла и Софья Михайловна, оставившая детей на попечение родственников и гувернанток, она тоже побывала в заключении. В феврале 1920 года после увольнения со службы генерал выехал за границу: шхуна Ольга – Константинополь – Ницца, где служил советником Великого князя Николая Николаевича и по поручению которого ездил по всему миру (в том числе в Японию и Китай), для ознакомления с расстановкой эмигрантских вооруженных сил и отношением к ним местных властей. Софья Михайловна, сумевшая вывезти из России драгоценности, перебравшись в Ниццу и продав кое-что, арендовала большую виллу в ближайших окрестностях и открыла пансион, на средства от которого они существовали некоторое время. Но затем семья опять начала скитаться: Словения, потом Белград, а в 1923 году – США. Но через два года, завершив кругосветный вояж, генерал вернулся в Нью-Йорк и забрал жену во Францию в Париж ко двору Великого князя. А на следующий год вызвал и дочь Софью, сын Сергей остался в Америке. Именно в Париже пригодились Лукомской навыки, доставшиеся от её матери, идеальной жены и хозяйки. Софья Михайловна открыла ателье по вязанию модных кофточек и свитеров, которые с руками отрывали богатые американские туристы. Семья жила на доходы от этого ателье, так как Александр Сергеевич к этому моменту уже отошёл от дел. Софья Александровна вместе с внучкой Льва Толстого Татьяной Сухотиной работала в американской компании.

В начале 1939 года Александр Сергеевич скончался. Немецкую оккупацию мать и дочь пережили в особняке соседнего пригорода Нейи. Теперь уже дочь Софья содержала мать. На велосипеде она ездила по деревням, добывая пропитание.

By Alexandre Serebriakoff The Apartment of Sophia Mikhailovna Dragomirova Lukomskaya.jpg
Aпaртаменты Софьи Михайловны Драгомировой-Лукомской
Aлeксандр СЕРЕБРЯКОВ

В годы пребывания в Париже состоялось знакомство Лукомских с русской художницей-эмигранткой Зинаидой Серебряковой. Она написала портрет дочери Софьи Александровны Лукомской (я его, к сожалению, не нашла, пишут, что он был передан в 1991 году в Русский музей), на котором изображена задумчивая, романтичная, ушедшая в себя девушка в легком кисейном платье, с красивыми руками, сложенными на коленях. На шее – нитка крупного красного жемчуга... Может быть кто-нибудь знает такой портрет Серебряковой? Но мне кажется, что именно он присутствует в интерьере апартаментов на следующей картине.

1945.jpg
Aпaртаменты Софьи Михайловны Драгомировой-Лукомской, 1945 год
Aлeксандр СЕРЕБРЯКОВ

О дружбе этих семей говорят также картины сына Серебряковой Александра Борисовича, известного русского художника, декоратора и акварелиста, а также сценографа и иллюстратора, писавшего в основном интерьеры Прекрасной Эпохи. Портретист интерьеров, как его называли, воссоздавал в акварелях и миниатюрных макетах обстановку и внутреннее убранство знаменитых особняков Европы, салонов коллекционеров и меценатов. Тщательно и детально выписанные интерьеры апартаментов Софьи Михайловны Лукомской свидетельствуют о том, что Александр бывал там не однократно.

Зин. Серебрякова Портрет С.М. Драгомировой.jpg
Портрет Софьи Михайловны Лукомской
Зинаида СЕРЕБРЯКОВА
Этот портрет Софьи Михайловны – простоволосой убелённой сединами мудрой дамы с еле заметной доброй улыбкой на губах и с большим православным крестом на шее – был написан не позже 1945 года.

19197.jpg
Портрет Софьи Михайловны Лукомской, урожденной Драгомировой, 1947 год. Калужский областной художественный музей
Зинаида СЕРЕБРЯКОВА

В послевоенные годы Зинаида Евгеньевна написала ещё два портрета матери и дочери Лукомских. Перед нами портрет вдовы, живущей прошлым и воспоминаниями о них. И вновь в чёрном, с той же загадочной улыбкой, грустью в глазах и взглядом, устремлённым неведомо куда, как и на акварельном портрете Валентина Александровича Серова.

000046.jpg
Портрет Софьи Александровны Лукомской, 1948 год.
Зинаида СЕРЕБРЯКОВА

Серебряковы и Лукомские были не только дружны, но состояли в переписке после отъезда последних в США после войны. Софью Александровну, знающую несколько иностранных языков, приняли на работу переводчицей в Организацию Объединенных Наций. Последние годы жизни Софья Михайловна Драгомирова-Лукомская прожила в городке Си-Клифф на берегу океана на Лонг-Айленде. За год до смерти матери Софья Александровна вышла замуж за участника белого движения Якова Сергеевича Исакова. В 1953 году в возрасте 82 лет Софья Михайловна скончалась.

В 1991 году Софья Александровна Исакова-Лукомская попросила своего дальнего родственника Алексея Борисовича Иордана (кстати, отца того самого Бориса Иордана, некоторое время возглавлявшего компанию НТВ), впервые оказавшегося на исторической родине, передать четыре портрета кисти Зинаиды Серебряковой, а также портрет их предка, Степана Родионовича Лукомского, написанный Василием Боровиковским в дар Русскому музею в Ленинграде. Миссия была выполнена, после чего Софья Александровна заметила: Теперь можно и умереть спокойно. Шедевры там, где им и надлежит находиться. Сама же Софья Александровна ушла из жизни в 1997 году.

Комментарии

( 56 мррр-мяу — погладить мурлыку )
kobrochka1
29 окт, 2015 09:53 (UTC)
Какой чудесный рассказ! Спасибо, Лена! Мне нравятся все портреты!
pro100_mica
29 окт, 2015 10:06 (UTC)
Пожалуйста, мне тоже показалась интересной судьба этой женщины... Даже пришлось прочесть Очерки из моей жизни Александра Лукомского. Воспоминания, правда, очень не последовательные, и больше касались его учёбы, службы и деятельности после революции, но кое-что удалось выудить и о семье...
(без темы) - kobrochka1 - 29 окт, 2015 10:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 29 окт, 2015 10:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kobrochka1 - 29 окт, 2015 10:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 29 окт, 2015 10:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kobrochka1 - 29 окт, 2015 10:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 29 окт, 2015 11:01 (UTC) - Развернуть
stroganov
29 окт, 2015 10:59 (UTC)
Спасибо. Все знал, но прочесть еще раз было полезно.)
Кстати Коллонтай умерла в 52 году а Софья Мих. в 53.
Две дворянки, а какие разные жизни прожили. И даже судьба чуть - чуть их пересекла. Ивана жалко. Знал бы из-за кого стрелялся...(

В прошлом году была выставка в Третьяковке - Серебряковы. Парижский период.
Там было много интерьеров работы Александра Серебрякова.
Вот этих двух не помню. Не было , наверное.
pro100_mica
29 окт, 2015 11:14 (UTC)
Я весь прошлый год путешествовала по больницам, многое пропустила:( Жаль, я ко всем Бенуа, родственникам Николая Леонтьевича, очень нежно отношусь:) Пару лет назад о нём сделала несколько постов. Скорее всего на выставке Александра Борисовича экспонировались интерьеры более роскошных особняков и интерьеров.

Я читала, что вслед за Иваном пошёл его путём ещё один молодой человек. Так что на совести Шурочки Домонович не одна юная жизнь...

Виктор, а вам случайно не встречался первый портрет юной Софьи Александровны кисти Серебряковой?
(без темы) - stroganov - 29 окт, 2015 11:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 29 окт, 2015 11:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - stroganov - 29 окт, 2015 12:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 29 окт, 2015 12:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - stroganov - 29 окт, 2015 12:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 29 окт, 2015 12:49 (UTC) - Развернуть
aptmy3eoh
29 окт, 2015 12:57 (UTC)
Прекрасное дополнение к серовскому вернисажу, спасибо огромное! Я ни одного портрета Лукомской, кроме тех, что написал Серов не видел.
На ваш вопрос отвечу: мне больше понравилась работа Репина, более прорисована, закончена. Чувствуется рука мастера.
pro100_mica
29 окт, 2015 14:48 (UTC)
Я бы не сказала, что Серов был в 1889 году начинающим, Девочка с персиками уже была написана двумя годами раньше.

Но 1-0 в пользу Ильи Ефимовича:)
dematanya
29 окт, 2015 13:23 (UTC)
Спасибо,подруга! Очень содержательно и интересно.
pro100_mica
29 окт, 2015 14:48 (UTC)
За кого голосуешь, за Репина или Серова?:)
(без темы) - dematanya - 29 окт, 2015 16:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 29 окт, 2015 17:26 (UTC) - Развернуть
vagant
29 окт, 2015 14:39 (UTC)
Спасибо, очень интересно!
Мне больше понравился портрет Репина!
А как вы определили, что этот крест православный?
pro100_mica
29 окт, 2015 14:50 (UTC)
Пожалуйста!
Никак не определила. Под репродукцией было написано. Я сама не верующая и в крестах не разбираюсь совсем:)

2-0 в пользу Репина:)
galik_123
29 окт, 2015 19:16 (UTC)
Прекрасный рассказ, замечательные художники, спасибо! Мне больше из двух нравится портрет Серова.
pro100_mica
30 окт, 2015 07:55 (UTC)
Не за что. Надеюсь, что узнали что-то новое или вспомнили забытое:)
2-2, пока ничья!
ira_zorina
29 окт, 2015 21:45 (UTC)
Спасибо! Как всегда, обстоятельно и увлекательно.
Горькая судьба, как у многих дворян той поры.
Мне больше нравится портрет Репина, Там Софья более женственна.
Удивительно, как она похудела в старости.
pro100_mica
30 окт, 2015 08:01 (UTC)
Вы где-то надолго пропали, Ира:) Или работа не даёт возможности?

Мне импонирует то, что несмотря ни на что эти люди любили свою родину и оставались её детьми.
Опять впёрёд вышел Илья Ефимович - 3-2:)
(без темы) - ira_zorina - 30 окт, 2015 16:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 30 окт, 2015 17:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ira_zorina - 30 окт, 2015 17:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 30 окт, 2015 17:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ira_zorina - 30 окт, 2015 17:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 30 окт, 2015 17:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 30 окт, 2015 18:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ira_zorina - 30 окт, 2015 19:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ira_zorina - 30 окт, 2015 19:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 31 окт, 2015 08:03 (UTC) - Развернуть
legal_57
30 окт, 2015 08:22 (UTC)
Ну, все секреты раскрыла:) Кстати, ты права, у серовской Драгомировой много общего с нашей Татьяной Петровной.
В общем, я остаюсь при своем, здесь она смахивает на юношу, в отличие от акварели Серова, где Софья очень женственная и аристократичная.

И все же проголосую за Серова!
pro100_mica
30 окт, 2015 08:26 (UTC)
Опять ничья - 3-3! Боюсь моё слово будет решающим:)
legal_57
30 окт, 2015 09:01 (UTC)
За сам рассказ огромное спасибо, такое переплетение судеб и событий! Такое впечатление, что Домонович-Коллонтай стерва с пеленок.
pro100_mica
30 окт, 2015 16:40 (UTC)
Я думаю ты недалека от истины:)
ter_psich_ora1
30 окт, 2015 13:33 (UTC)
Очаровательный рассказ! Интересно было узнать о Серебряковых, особенно Александре Борисовиче. Я его работ как-то раньше не видела. Вы молодец, как всегда, отыскали что-то вкусненькое:-)
Да, отчитываюсь, выставку Серова посетили, в ужасном восторге!!!
pro100_mica
30 окт, 2015 16:45 (UTC)
Очень рада, что выставка понравилась! И рассказ тоже:)
Я люблю Серебрякову, но у неё столько картин, что страшно браться! Помнишь, я в балетной серии её часто размещала?
ter_psich_ora1
30 окт, 2015 13:35 (UTC)
Да, я голосую за портрет Валентина Александровича! Когда видишь в натуре, очень хорош. Акварельный тоже. Здесь Софья очень красивая аристократка, в отличии от гарной дивчины на более раннем портрете:-)
pro100_mica
30 окт, 2015 16:46 (UTC)
Спасибо, счёт 3-4, Серов впервые вышел в лидеры!:)
(без темы) - ter_psich_ora1 - 30 окт, 2015 17:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 30 окт, 2015 17:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ter_psich_ora1 - 31 окт, 2015 20:13 (UTC) - Развернуть
ter_psich_ora1
30 окт, 2015 17:27 (UTC)
И еще! Иван Сирко - мой любимый персонаж картины Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Мне кажется Илья Ефимович Репин сделал очень правильный выбор. Великолепная натура!
pro100_mica
30 окт, 2015 17:40 (UTC)
Я с тобой солидарна! Центральная фигура картины просто завораживающая, глаз не оторвать! Браво, генерал Драгомиров!:)
(без темы) - ter_psich_ora1 - 31 окт, 2015 20:13 (UTC) - Развернуть
pro100_mica
4 ноя, 2015 07:28 (UTC)
Так как голосующих за лучший портрет Софьи Драгомировой Репина или Серова больше нет, присоединяю свой голос к Валентину Александровичу.

Итак счёт 3-5 в пользу Серова!
maria_remarka
6 ноя, 2015 17:44 (UTC)
'А мне кажется они одинаковы' :)
Они только написаны с разных ракурсов - а так, ученик полностью под влиянием учителя!
Только со временем талант Репина проявился в полную силу и окрасился индивидуальностью.
pro100_mica
6 ноя, 2015 18:02 (UTC)
Re: 'А мне кажется они одинаковы' :)
Вы не одиноки в том, что эти портреты одинаковы:)
(без темы) - maria_remarka - 6 ноя, 2015 18:13 (UTC) - Развернуть
( 56 мррр-мяу — погладить мурлыку )

Календарь

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Метки

Разработано LiveJournal.com