?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

200 лет назад в семье небогатого польского шляхтича, титулярного советника из Вильно родился Игнатий Степанович Щедровский (Игнатас Марюс Щедраускас) – русский живописец, график, рисовальщик, литограф, мастер ландшафтного и бытового жанров польско-литовского происхождения, который в своих художественных произведениях скрупулезно, с большой точностью, состраданием и симпатией показал повседневную жизнь, быт и занятия простых тружеников и бедных жителей российской столицы первой половины XIX столетия.


Игра в шашки. Извозчик, кухарка, мелочный торговец, пекарь, приказчик, обойщик
Лист из альбома Игнатия Щедровского Сцены из русского народного быта

Первые профессиональные уроки рисования юный Игнатий получил под руководством известного литовского живописца Йонаса Рустемаса в Вильнюсском университете, в котором учился в начале тридцатых годов. В 18-летнем возрасте он переехал в Санкт-Петербург в надежде поступить в Императорскую Академию Художеств на казенный счёт, но не получилось, на конкурсном экзамене он занял одно из последних мест, поэтому в течение нескольких лет посещал академические классы в качестве вольноприходящего слушателя.


Дорога в лесу (с фигурами), 1836 год

В 1834 году Игнатий Щедровский представил в совет академии три пейзажа, написанных маслом, с просьбой о присвоении ему звания свободного неклассного художника. В качестве дополнительного задания ему было предложено написать вид с натуры окрестностей Петербурга. Эта работа понравилась академикам и на заседании 24 сентября 1836 года он был удостоен искомого звания во внимание к хорошим успехам по части ландшафтной живописи. А на жизнь зарабатывал молодой и бедный художник изготовлением литографий с известных произведений искусства, заказы на которые он получал от Императорского общества поощрения художеств.

Потемкин+Мусин-Пушкин.png
Портрет князя Г.А. Потемкина-Таврического, рисунок И. Щедровского по гравюре Дж. Уолкера с оригинала И.-Б. Лампи Старшего
Портрет графа А.И. Мусина-Пушкина по гравюре И.С. Клаубера с оригинала И.-Б. Лампи Старшего


Портрет Ивана Перфильевича Елагина
художник Игнатий Шедровский, литограф Моршанский


Портрет графа И.И. Шувалова
Портрет И.Л. Голенищева-Кутузова по оригиналу Д.Г. Левицкого


Портрет Гавриила (Петрова), митрополита Санкт-Петербургского и Ревельского с оригинала Н.М. Уткина
Портрет П.И. Соколова с оригинала К.-Я. Каниевского
Портрет М.Н. Муравьева с оригинала Ж.-Л. Монье
Листы из серии Литографированные портреты членов Российской Академии

В это же время Игнатий Щедровский участвовал в подготовке издания литографированных портретов членов Российской Академии наук, он исполнил 13 портретов и рисунки его были одобрены академическим советом.

 Рука Всевышнего Отечество спасла. 1833.jpg
Призвание князя Пожарского, 1833 год

Игнатий Степанович работал также в жанре исторической живописи. Он участвовал в оформлении альбома Живописный Карамзин, или Русская история в картинах, часть 1, изданном Андреем Прево в Санкт-Петербурге 1836 году, в котором он выполнил шесть нижеследующих литографий по оригиналам художника Бориса Чорикова:

Жертвоприношение Рюрика (862 г.), Олег перед Киевом (882 г.)
Жертвоприношение Рюрика, 862 год
Олег перед Киевом, 882 год

Мир с греками (944 г.), Великая княгиня Ольга (945.png
Мир с греками, 944 год
Великая княгиня Ольга, 945 год

Дм. Донской+Собор епископов.png
Великий князь московский Дмитрий Иванович на Куликовом поле
Собор епископов во Владимире, 1274 год

Ещё через шесть лет в 1842 году Щедровский получил звание академика по исторической живописи за картину Русская свадьба. Игнатий Степанович был учеником и последователем знаменитого Алексея Венецианова. Большое влияние на формирование творческой личности художника оказали также работы русского живописца Александра Орловского и фламандского мастера Давида Тенирса Младшего, сцены из народной жизни которого он копировал в Эрмитаже во время учёбы в Академии Художеств. Щедровского очаровывала простота сюжетов, достоверность изображаемых лиц, отсутствие какой-либо вычурности и манерности. Под воздействием этих авторов он увлёкся бытовым жанром, тем более, что интерес к сюжетам из окружающей жизни всё больше начал интересовать русское общество. Игнатий Щедровский в 1837 году сделал предложение Санкт-Петербургскому обществу поощрения художников составить рисунки с натуры, изображающие простонародные сцены, в коих можно было бы видеть костюмы петербургских жителей, которое было принято.


Плотники

Купец и нищие.jpg
Купец и нищие


Торговец щетками и метелками, 1837-1839 годы

В 1839 году Игнатий Степанович Щедровский выпустил свой первый альбом Сцены из русского народного быта из 36 литографий, в котором он детально прорабатал и достоверно передал сцены городского быта и портреты городских уличных типов первой половины XIX века. Сам Щедровский был только автором рисунков, а литографировали их другие мастера – художники Александр Умнов (35 листов) и Лев Белоусов (1 лист).

11. Сын дворника дворник почтальон, матросские дети..jpg
Сын дворника дворник почтальон, матросские дети

17. Нищий с сыном, чтец, торговец лимонадом. Лист из альбома.jpg
Нищий с сыном, чтец, торговец лимонадом

19 Токарь остальные слесари Ст. мастерская. 1839.jpg
Токарь, остальные слесари, 1839 год

aM

В этом альбоме рисунки были выполнены графитными карандашами, тушью и кистью и напечатаны литографами одним чёрным цветом. Кроме того, все они выходили и отдельными листами. Работы художника имели большой успех у публики.

1
Хозяйка прачечной, две прачки, дочь хозяина, кучер


Торговка порчеными апельсинами, жена матроса с дочкой, торговка яблоками и молочница

22.jpg
Два чухонца — торговцы мясом, маслом и мелкой рыбой, коновал, солдат в отпуске, молочницы-охтенки

Сценки из жизни Щедровского зачастую статичны, лишены развернутого сюжета, на них преобладают фигуры. Некоторые персонажи демонстрируют себя в своей профессии: прачки вешают белье, бондари мастерят бочки, столяры строгают, торговцы предлагают товар; другие запечатлены во время отдыха или досуга – за игрой в шашки или карты, чтением книг.


Сбитенщик, шарманщик, ломовой извозчик, продавец решет, полотер.

7..jpg
Извозчик, продавец пирогов, старуха с дочерью, подбирающие сено на улице

14

Несомненно, художник был очень наблюдательным человеком. Вместо того, чтобы с карандашом в руке, за рабочим столом глубокомысленно сочинять свои группы, он вышел из дому и ловил на улицах, на рынках, в мастерских, во дворах, в подвалах сцены, как они представлялись... Из этого вышло, что в рисунках Щедровского есть в высшей степени то, чего обыкновенно так мало в других, – натура, – писал о нём журнал Иллюстрация.

6873110_m.jpg

В дальнейшем И.С. Щедровский продолжал разрабатывать бытовой жанр, который стал главенствующим в русской живописи второй половины XIX века. В 1845 году художник выпустил второй свой альбом Вот наши!, который состоял из двадцати прекрасно выполненных цветных жанровых литографий, что выгодно отличало этот альбом от первого издания 1839 года. Он поменял вертикальный формат первого издания на горизонтальный, в литографировании использовал три краски – чёрную, голубоватую и красноватую. На титульном листе имелась надпись золотом: Вот наши! С натуры составил и рисовал на камне И. Щедровский. Рамку изображал рисованный занавес с жанровыми сценками: справа – кучер на облучке, беседующий с молодой женщиной, видимо просящей подвезти, слева – удалой молодец, развлекающий игрой на балалайке юную барышню.

gravures-1454-copie-1.jpg

Некоторые экземпляры имели посвящения, написанные чернилами рукой художника. Вот этот, например, был подарен очаровательной великосветской красавице графине Александре Кирилловне Воронцовой-Дашковой, обладательнице самого блестящего, самого модного и привлекательного столичного салона.

74612_ copy.png

На задней стороне альбома Вот наши! были выполнены аллегорические изображения искусств – архитектуры, музыки, живописи, скульптуры и театра: лира, ноты, палитра, книги Шекспира, маска, портрет Николая I, бюст Карла Брюллова; в глубине Исаакиевский собор и Александрийская колонна

12
Извозчик в зимней одежде, его жена и солдатка-башмачница

13
Жена столяра, водовоз с Васильевского острова, белошвейка, подносчик дров


Ямщик, слесарь, работник с табачной фабрики, дворничиха, продавец брусники, белошвейка из порядочного дома

0u
Уличная сценка Москвы


Три чухонца, два кузнеца, десятник с постройки

карты
Слуга, прибывший из Сибири, кучер в рабочем платье, почтальон, дворник из бывших солдат

11

Все иллюстрации для нового альбома были мастерски литографированы на камне самим автором. Второе издание этого альбома художник хотел назвать Знай Наших!, но затем передумал. Скорее всего из-за критического замечания по этому поводу Виссариона Белинского: К чему все это? Не лучше ли сказать просто Картины русской жизни или иначе как-нибудь? Пошлый, хвастовской тон, надеемся, не составляет непременного условия русской народности... В целом же критик высоко оценил работу Щедровского: Рисунки г. Щедровского во всех отношениях очень хороши; но главное их достоинство в том, что изображенные на них фигуры и лица – действительно русские.

4 opy.png

Третье (посвященное императору Николаю I) и четвертое издания альбома, переизданные в 1852 и 1855 годах соотвественно, вышли с текстом В.Н. Савинова на 79 страницах под измененным заглавием: Сцены из русского народного быта. Рисованы с натуры И.С. Щедровским. Рисунки в разных изданиях не повторяли друг друга, менялось не только название литографий, но и количество изображённых людей, построение пространства, пейзажи, архитектура или фон.

gravures-1462 = 18.jpg
Бонна с ребенком, торговец рыбой, хозяин табачной лавки, кормилица с ребенком и мальчиком.

gravures-1461= 19 Токарь, остальные столяры.jpg
Токарь, остальные столяры

gravures-1459 = 20.jpg

03
Пять бондарей, у печи целовальник с женой бондаря

Несмотря на то, что Щедровский преуспел в искусстве литографии, он продолжать писать пейзажи, жанровые картины маслом.

Охотники
Охотники, 1839 год

Пейзаж с охотниками.jpg
Пейзаж с охотниками, 1847 год

04 Рынок в СПб Щ.jpg
Рынок в Санкт-Петербурге

У иконы.jpg
У иконы

Некоторые свои Сцены из русского народного быта Игнатий Степанович также выполнил масляными красками.


Столярная мастерская. 1839 год

002.png
Борцы
Чтец на набережной и торговец лимонадом


Продавец сбитня, 1840 год

001.png
Торговка апельсинами
Игра в карты в сарае


Плотники


После последнего переиздания Сцен из русского народного быта, в 1856 году Щедровский переехал в Москву, где работал преимущественно в жанре портрета. Вообще Игнатием Степановичем были написаны большой погрудный портрет Императора Николая I и два портрета императора Александра II: большой в овале в гусарском мундире и в восьмиугольном фоне у стола с бюстом Николая I, портрет статского советника Ф. Серно-Соловьевича, все отпечатаны в литографии. Кроме этого, художник литографировал картины Последний день Помпеи Карла Брюллова и Христос на Голгофе Карла Штейбена (последняя экспонировалась на выставке Династия Романовых а Саратовском областном музее краеведения в 2013 году).

Однако местонахождение почти всех перечисленных портретов Щедровского не известно или они и вовсе утрачены. Не удалось также отыскать и портрет или автопортрет самого Игнатия Степановича, так что облик его не дошёл до потомков.

Мария Федоровна.png
Портрет великой княгини Марии Фёдоровны

В 1867 году Игнатий Степанович выполнил овальный портрет жены наследника престола Александра Александровича
Марии Фёдоровны.

Из более ранних работ нашлась эта:

Луиза Кессених-Графемус.png
Портрет героини войны с Наполеоном 1812-1815 годов Луизы Кессених-Графемус, 1852 год.
Литография Александра Мюнстера по рисунку И.С. Щедровского

Эта литография была выполнена в июле 1852 года за несколько месяцев до смерти Луизы Кессених-Графемус. Создаётся впечатление, что правая рука героини спрятана под полами одежды. На самом деле, кисть правой руки у неё отсутствует. Луиза потеряла её в одном из сражений во время кавалерийской атаки в 1814 или 1815 году.

О последних годах жизни художника мало что известно. Похоже, они были во всех отношениях нелегкими. Наступила новая художественная эпоха. В искусство пришло другое поколение живописцев (Перов, Федотов, Пукирев, Неврев), внесшее в бытовой жанр свежую струю. И тем не менее работы Щедровского подготовли этот мощный поток жанровой живописи второй половины XIX века. Кроме этого, набирала силу фотография, запечатлевавшая по-новому картинки городского быта своего времени. Щедровский оказался не у дел. Умер он 25 декабря 1870 года в Москве в городской больнице в нужде и забвении.

Однако многие рисунки из альбомов Игнатия Щедровского послужили основой для жанровых фарфоровых фигурок, которыми так прославились русские частные заводы середины – второй половины XIX столетия. Произведения художника хранятся в Русском музее Петербурга и в Государственной Третьяковской галерее Москвы.

Комментарии

( 58 мррр-мяу — погладить мурлыку )
(Удалённый комментарий)
pro100_mica
15 сент, 2015 09:49 (UTC)
Мне тоже так кажется, Рита. Во всяком случае имеешь представление, как реальные люди выглядели. А то мы в основном судим по портретам монархов, дворянства и прочих элит. Тем более, что ещё и подписи есть, гадать не приходится:)
ter_psich_ora1
15 сент, 2015 11:49 (UTC)
Впервые слышу имя этого художника и вижу его картины и литографии, несмотря на то, что прошло уже 200 лет с его рождения. Спасибо за просвещение!
По поводу работ. Верхний пейзаж понравился, на двух других люди расположены как-то неестественно. А вот бытовые литографии очень хороши, если верить критикам, достаточно близко передают дух и быт того времени.
pro100_mica
15 сент, 2015 13:10 (UTC)
Ты вообще человек внимательный, Катя. Видимо просто забыла. Пожарский Щедровского был у меня водном из постов о Смутном времени:)

Да, на тех пейзажах люди как вставные зубы смотрятся:)
(без темы) - ter_psich_ora1 - 15 сент, 2015 13:42 (UTC) - Развернуть
ter_psich_ora1
15 сент, 2015 11:51 (UTC)
Наверное символично, что завершили вы пост портретом из наполеоновских войн:-) Бедная женщина, потерять руку в самый последний момент очень обидно.
pro100_mica
15 сент, 2015 13:15 (UTC)
Знаешь, это произошло случайно:) А вообще у этой женщины очень интересная судьба. Из-за маленькой прусской пенсии она переехала в Россию, где получала за погибшего мужа, который аж с 1809 года служил в российском уланском полку. Очень трогательна и трагична была их встреча в 1814 году.
(без темы) - ter_psich_ora1 - 15 сент, 2015 13:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 15 сент, 2015 17:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ter_psich_ora1 - 18 сент, 2015 07:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 18 сент, 2015 13:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 15 сент, 2015 17:22 (UTC) - Развернуть
kobrochka1
15 сент, 2015 11:57 (UTC)
Спасибо! Не знала про такого!
pro100_mica
15 сент, 2015 13:08 (UTC)
Знай теперь! Что-нибудь понравилось?
(без темы) - kobrochka1 - 16 сент, 2015 08:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 16 сент, 2015 08:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kobrochka1 - 16 сент, 2015 08:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 17 сент, 2015 06:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kobrochka1 - 17 сент, 2015 08:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 17 сент, 2015 12:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kobrochka1 - 18 сент, 2015 08:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 18 сент, 2015 09:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kobrochka1 - 18 сент, 2015 13:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 18 сент, 2015 10:13 (UTC) - Развернуть
melanyja
15 сент, 2015 15:15 (UTC)
Да, бытовые зарисовки хорошо, но они как иллюстрации для энциклопедии
pro100_mica
15 сент, 2015 16:22 (UTC)
Не думаю, что в энциклопедиях их с радостью напечатают. Разве что 1-2 картинки. Там эпоху демонстрируют в основном на портретах и зарисовках монархов, полководцев и высшего общества. Балы, декольте, украшения, веера, томные взгляды, эполеты, блестящие офицеры, конечно, привлекательнее обычных работяг.
А представить себе мастеровых, торговцев, простых женщин, детей того времени не просто, т.к. фотографии ещё не было.
dannallar
15 сент, 2015 16:10 (UTC)
Прекрасно, спасибо!
Про Луизу Кессених-Графемус, к сожалению, ничего не знаю. Прусский аналог отечественной кавалерист-девицы Дуровой?
pro100_mica
15 сент, 2015 16:53 (UTC)
Луизу иногда сравнивают с кавалерист-девицей:) Она не скрывала свой пол, просто остригла волосы и носила такой же уланский мундир, как и её сослуживцы. Дослужилась до вахмистра. Во время загранпохода в 1814 году в одиночку захватила в плен офицера и шесть вражеских солдат, за что была награждена Железным крестом.
Но она была не одна такая. Более двух десятков фрау воевали в прусской армии. Я одно время даже собирала материал, хотела о них написать, но потом передумала. Пусть немцы пишут:))) Но Луиза уехала после войны в Россию, где Александр Павлович назначил ей приличную пенсию за погибшего мужа и где она прожила до конца своих дней. Выкупила знаменитый в то время загородный трактир на Петергофской дороге под Петербургом Красный кабачок, в который наведывались даже наши пииты – Пушкин, Лермонтов:)

...Приюты неги и прохлады –
Вдоль по дороге в Петергоф,
Мелькают в ряд из-за ограды
Разнообразные фасады
И кровли мирные домов,
В тени таинственных садов.
Там есть трактир... и он от века
Зовется Красным кабачком...


(Лермонтов, Монго)

Edited at 2015-09-15 16:55 (UTC)
legal_57
16 сент, 2015 08:06 (UTC)
Cпасибо за открытое имя! Конечно, его бытовые картины на любителя. Вот интересно было бы почитать комментарии Савинова. Не попадались?
pro100_mica
16 сент, 2015 08:29 (UTC)
Ну, привет, сестричка! Мы же с тобой видели несколько работ Щедровского этим летом в Третьяковке:)))

Вообще, насколько я в теме, найдено совсем мало альбомов художника. Тот, что был выпущен в 1839 году вообще утрачен, остались отдельные листы, а последующие в небольших количествах по музеям и частным коллекциям. Так что комментарии не попадались, никто из обладателей не догадался выложить.
(без темы) - legal_57 - 16 сент, 2015 10:14 (UTC) - Развернуть
legal_57
16 сент, 2015 08:11 (UTC)
Да, еще мне вдруг подумалось, что Щедровский в живописи сродни Гиляровскому в литературе:) Может и глупость, но вот такое ощущение. Один вышел из студии и пошел по улицам города, другой встал из-за стола и двинулся в народ, обследуя самые известные и забытые закоулки.
pro100_mica
16 сент, 2015 08:32 (UTC)
Вот такое сравнение мне не пришло в голову! В этом что-то есть. Надо подумать:)
aptmy3eoh
16 сент, 2015 17:22 (UTC)
Присоединяюсь к остальным комментаторам, поблагодарившим Вас за открытие нового имени русского художника. Очень интересно увидеть обычных столичных жителей, их быт, одежду, орудия труда. Конечно, портрет великой княжны Марии Федоровны выбивается из ряда бытовых литографий Щедровского.
pro100_mica
17 сент, 2015 06:31 (UTC)
Очень жаль, что не нашлись портреты императоров Николая Павловича и Александра Николаевича. Тогда можно было бы сказать точнее выбивается или нет. Ведь это более поздние работы.
(без темы) - ter_psich_ora1 - 18 сент, 2015 07:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 18 сент, 2015 09:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - aptmy3eoh - 25 сент, 2015 23:21 (UTC) - Развернуть
vagant
23 сент, 2015 13:37 (UTC)
Замечательный художник! Никогда не слышал подобного имени.
pro100_mica
23 сент, 2015 18:03 (UTC)
Главное, не очень известный, приятно открывать забытые имена:)
(Удалённый комментарий)
pro100_mica
23 сент, 2015 18:01 (UTC)
Спасибо! Но он сейчас болеет, так что не до юбилеев... Боюсь, что дело идёт к концу:(
(Удалённый комментарий)
pro100_mica
24 сент, 2015 10:46 (UTC)
Не гений, конечно, но такие тоже нужны, чтобы не отрываться от действительности:)

поди, Апрашка
Скорее всего, хотя я других старых рынков в Питере и не знаю.
(Удалённый комментарий)
(без темы) - pro100_mica - 24 сент, 2015 12:29 (UTC) - Развернуть
homelessnicola
17 окт, 2015 12:34 (UTC)
А почему это у всех людей - мятые сапоги, они что удобнее?
pro100_mica
17 окт, 2015 13:44 (UTC)
Гармошкой? Скорее всего мода такая была:) Но и удобно, конечно, как без этого. Это же не офицеры, для которых выправка важнее.
(без темы) - homelessnicola - 17 окт, 2015 13:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 17 окт, 2015 14:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - homelessnicola - 17 окт, 2015 15:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ter_psich_ora1 - 18 окт, 2015 14:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - homelessnicola - 18 окт, 2015 15:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ter_psich_ora1 - 18 окт, 2015 16:43 (UTC) - Развернуть
aldusku
1 апр, 2016 05:19 (UTC)

Какая замечательная статья. Вами проделенна огромная работа по поиску иллюстраций. Если с недавнего времени Сцены из русского народного быта Игнатия Щедровского выложены ГПИБ, то все остальное до сих пор очень трудно найти. Огромное спасибо. Эта заметка плюс серия о 1812 — я подписываюсь на Вас и начинаю изучение Вашего журнала.

pro100_mica
1 апр, 2016 13:07 (UTC)
Спасибо огромное вам за ссылку! Я не знала об этом издании. Мы лёгких путей не ищем:)))

Скажите пожалуйста, если не секрет, а где вы берёте такие прекрасные иллюстрации к вашим постам? Разыскиваете в библиотеках отцифрованные издания или что-то сами сканируете?
(без темы) - aldusku - 1 апр, 2016 13:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 1 апр, 2016 14:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - aldusku - 1 апр, 2016 14:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 1 апр, 2016 14:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - aldusku - 1 апр, 2016 14:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 1 апр, 2016 15:28 (UTC) - Развернуть
( 58 мррр-мяу — погладить мурлыку )

Календарь

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Метки

Разработано LiveJournal.com