?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Для обсуждения вопросов послевоенного устройства Европы после поражения Наполеона в кампании 1814 года и ссылки его на остров Эльбу, в сентябре в столице Австрии был созван общеевропейский конгресс, который должен был решить спорные проблемы (в том числе и территориальные), не урегулированные Шомонским трактатом и Парижским мирным договором. Предполагалось, что конгресс продлится 5-6 недель, однако волею обстоятельств он затянулся более, чем на десять месяцев. Но об этом поговорим в другой раз.

А пока небольшое лирическое отступление.

Beethoven-dirigeant-Dessin_WThony_1815.jpg

200 лет назад 29 ноября 1814 года в рамках Венского конгресса в Большом Редутензале столичного дворца Хофбург состоялась любопытная академия (большой концерт) с участием известного композитора Людвига ван Бетховена.


В этот день под управлением автора были исполнены Седьмая симфония, кантата Славное мгновение, а также батальная бравурная (под гром барабанов, фанфар, звуки ружейных и пушечных выстрелов) симфоническая композиция Победа Веллингтона, или Битва при Виттории.

Untitled-1 copy.png
Портрет Бетховена, 1814 год
Гравюра Бласиуса ХЁФЕЛЯ по рисунку Луи Летронна

Scan_3364 copy.png

Scan_3364-a copy.png

Седьмая симфония и Победа Веллингтона были написаны композитором и исполнены раньше. Кантата же Славное мгновение (Der glorreiche Augenblick), для 4 солистов, хора и оркестра, на стихи Алоиза Вейсенбаха, была создана маэстро специально по случаю конгресса в сентябре-ноябре 1814 года в честь монархов-победителей Наполеона Бонапарта и исполнялась впервые.

Несколько тысяч человек наполнили зал Редутов, среди которых было много коронованных особ: русский и австрийский императоры, прусский король с супругами, европейские короли и князья, дипломаты и прочая выдающаяся публика. Благоговейная тишина прерывалась взрывами неудержимого восторга, порой заглушая исполнение. Я совершенно изнемог от хлопот, неудач и радости - и все это сразу (из письма Бетховена эрцгерцогу Рудольфу). Позже Бетховен был представлен всем присутствовавшим в Вене монархам, в том числе и Александру Павловичу и Елизавете Алексеевне, в салонах графа Разумовского и эрцгерцога Рудольфа, где пользовался их повышенным вниманием. Композитор получил презенты от высокородных слушателей и особенно был тронут великодушным подарком русской императрицы, пожаловавшей ему значительную денежную сумму. При личной встрече русская императрица выразила своё восхищение талантом и музыкой Бетховена. Городской муниципалитет преподнёс композитору звание почётного гражданина города Вены.


Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, 1815 год
Владимир БОРОВИКОВСКИЙ

Людвиг ван Бетховен в знак признательности и уважения к русской императрице, посвятил Елизавете Алексеевне Полонез для фортепиано (соч. 89) и фортепианный клавир Седьмой симфонии, которая ей особенно понравилась.

Вот такой праздник случился 200 лет назад во время Венского конгресса 1814 года.

Комментарии

( 24 мррр-мяу — погладить мурлыку )
(Удалённый комментарий)
pro100_mica
29 ноя, 2014 11:19 (UTC)
Надо сказать, что у Бетховена были не только поклонники, но достаточное количество недругов. 2 декабря академия была повторена, но уже не снискала такого успеха.
А ведь слова были подстрижены и подчищены будто сад по французской моде. Вы только поглядите на скупость слушателей! Прусский король уплатил экстрагонорар в десять дукатов! Один лишь русский император честно внес сто дукатов, - сетовал композитор позже своему другу. А обошлись эти две академии композитору более, чем в пять тысяч флоринов. Если бы не русские монархи, работал бы себе в убыток...
(Удалённый комментарий)
pro100_mica
29 ноя, 2014 13:33 (UTC)
Re: Глупость, Скупость и Зависть правят миром, увы. :(
Эти годы были зенитом славы композитора. Конечно, музыка по случаю, как это часто бывает и с другими видами искусств, не всегда может получиться выдающейся, но тем не менее. Бетховен после смерти всё-таки признанный гений, только легче ли ему от этого, вот вопрос...
melanyja
29 ноя, 2014 10:18 (UTC)
Интересно. Обычно музыка у меня отдельно, а история отдельно, а всё же происходило в одном пространстве!
pro100_mica
29 ноя, 2014 11:24 (UTC)
Вот так получилось. Но ведь Бетховен и раньше был несколько политизирован, посвятив своему кумиру Наполеону Третью симфонию. Потом, правда, посвящение отозвал. И она осталась просто Героической.
kobrochka1
29 ноя, 2014 10:32 (UTC)




Edited at 2014-11-29 10:35 (UTC)
pro100_mica
29 ноя, 2014 14:01 (UTC)
Спасибо, Лара, за видео. Я нашла полную аудиоверсию кантаты, но вставить ума не хватило:)
kobrochka1
29 ноя, 2014 10:41 (UTC)
Полонез
pro100_mica
29 ноя, 2014 14:18 (UTC)
Re: Полонез
И за Полонез благодарю. Знатоки говорят, что он по форме - пьеса, несколько неожиданная для бетховенского творчества.
kobrochka1
29 ноя, 2014 14:21 (UTC)
Re: Полонез
А Бетховен весь - сплошная нестандартность и неожиданность.
ter_psich_ora1
3 дек, 2014 07:39 (UTC)
7 симфония
7 симфония тоже очень симпатичная. Её премьера симфонии состоялась в 1812 году на благотворительном концерте для раненых солдат.
Вагнер назвал ее "апофеозом танца", Глинка писал, что она "непостижимо прекрасная", выделяется своей оригинальностью и очарованием-)


Edited at 2014-12-03 07:41 (UTC)
ter_psich_ora1
3 дек, 2014 07:43 (UTC)
Re: 7 симфония
Бетховен. Симфония №7 ля мажор в транскрипции для фортепиано Ференца Листа
часть 2, Allegretto


pro100_mica
4 дек, 2014 07:04 (UTC)
Re: 7 симфония
Спасибо, Катя, за добавление:)
the_seven_sages
29 ноя, 2014 13:34 (UTC)
Спасибо, Лена! как всегда, очень интересно! я не смогла написать вам в предыдущих постах, хотя читала их, надеюсь вы уже в добром здравии и дома, раз радуете нас опять:))
... О, моя первая попытка, оказывается тоже прошла)) я забыла залогиниться, а у вас оказывается анонимные комменты разрешены

Edited at 2014-11-29 13:36 (UTC)
pro100_mica
29 ноя, 2014 14:12 (UTC)
Ой, Аня, а я голову ломаю, кто автор:)))
Спасибо, за пожелания! Надеюсь, ещё немного усилий и всё наладится:)
legal_57
29 ноя, 2014 17:17 (UTC)
Интересное и неординарное событие для той поры по-моему:-)
Количество знаменитостей просто зашкаливает! Спасибо за то, что упомянула об этом тоже.

Посвящения для Елизаветы Алексеевны дань её музицированию на фортепиано?
pro100_mica
29 ноя, 2014 19:31 (UTC)
Да, конгресс был очень внушительный, об этом будет дальше:)

Скорее всего именно поэтому.
legal_57
29 ноя, 2014 21:41 (UTC)
Кстати, на портрете Боровиковского Елизавета Алексеевна такая очаровательная! Так жаль, что у них с императором всё разладилось.
pro100_mica
30 ноя, 2014 09:33 (UTC)
Да, портрет очень хорош. Был выбор из нескольких этого времени, в т.ч. и Ж-Б Изабе, но я остановилась на Боровиковском:)
ter_psich_ora1
3 дек, 2014 07:49 (UTC)
Да-да, именно очаровательная! С нежной кожей, ясными глазами, прекрасными волосами.
pro100_mica
3 дек, 2014 09:57 (UTC)
Граф де Ла Гард так описал нашу императрицу:
- У нее прелестная фигура и глаза, в которых отражается чистота души. Прекраснейшие пепельные волосы распущены по плечам. Фигура ее изящна, гибка и грациозна; походка воздушна и тотчас выдает ее, даже если лицо скрыто маской. Очаровательный характер, живой и развитой ум, возвышенная душа соединяются в ней с любовью к искусствам.

Жаль, конечно, что император быстро к ней охладел...
(Анонимно)
3 дек, 2014 16:24 (UTC)
Женился (точнее, женили его) слишком рано...
Впрочем, в последние месяцы своей жизни он постарался дать своей супруге то, чего не додавал ей прежде. Ушли из жизни счастливой парой - он чуть раньше, она чуть позже...
pro100_mica
4 дек, 2014 07:04 (UTC)
Бабушка спешила...
Финал их супружеской жизни несколько сглаживает впечатление, но всё равно эту стороны жизни Елизаветы Алексеевны не назовёшь счастливой.
vagant
8 дек, 2014 15:38 (UTC)
Интересно какими мотивами руководствовался Бетховен, посвятив свое произведение Битве при Виттории?
pro100_mica
8 дек, 2014 18:02 (UTC)
Эта вещь написана по заказу друга Бетховена, музыканта и механика-изобретателя, изготовившего для маэстро слуховую трубку, а затем метроном - Иоганна Непомука Мельцеля. Он придумал ещё механического трубача и пангармоникон – механический орган, который прекрасно иммитировал звуки военного оркестра. Именно для последнего и была написана "Битва". А потом уже композитор оркестровал её для симфонического оркестра.

Кстати, это произведение стало одним из самых прибыльных для Бетховена, он получил за неё более четырёх гульденов, неслыханую по тем временам сумму.
( 24 мррр-мяу — погладить мурлыку )

Календарь

Май 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Разработано LiveJournal.com