?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

                                                                                                                                 Рисунки Лермонтова – в них
                                                                                                                                 Такая лёгкость и паренье!..
                                                                                                                                 И быстрый взгляд, и постиженье
                                                                                                                                 Вселенской тайны, и во всём
                                                                                                                                 Неуловимое движенье.

Владимир Лазарев

photo75.jpg
Офицер верхом и амазонка. Пятигорская сцена. Карандаш. 1841 год
Михаил ЛЕРМОНТОВ

Как известно, обучение искусствам, в том числе и изобразительному, входило в программу дворянского образования детей, поэтому ничего удивительного в том, что Михаил Лермонтов охотно этим занимался, нет. По свидедетельствам родственников, рисовать он начал раньше нежели писать стихи. В доме в Тарханах пол в комнате Мишеля был покрыт зелёным сукном, по которому ребёнок огромным удовольствием ползал и рисовал на нём цветными мелками. Кроме этого, мальчик любил лепить из крашеного воска не просто фигурки для своего театра, но и сценки из жизни, полноценные картины, батальные сражения.

Paintings_by_Mikhail_Lermontov,_1825 Кавказский пейзаж с озером, детский рисунок Лермонтова из альбома.jpg
Кавказский пейзаж с озером, детский рисунок Лермонтова из альбома, 1825 год

Со временем рисование и живопись превратились в страстное увлечение, раскрывшее ещё одну грань таланта этого неординарного человека. Во время учёбы в Московском университетском благородном пансионе Лермонтов уже брал уроки рисования и живописи у художника-акварелиста Александра Степановича Солоницкого.

РЕБЕНОК, ТЯНУЩИЙСЯ К МАТЕРИ
Ребенок, тянущийся к матери, 1829 год.


Андрей Первозванный
Копия Михаила Лермонтова (слева) с одноименной картины Антона Лосенко 1764 года (справа)

Мадонна с младенцем — рисунок 17-лето Лермонтова.jpg
Мадонна с младенцем
Рисунок 17-летнего Михаила Лермонтова с гравюры картины Гвидо Рени

До нас дошло несколько работ этого периода: два рисунка – Ребенок, тянущийся к матери и Мадонна и картина маслом Андрей Первозванный, ученические копии, написанные Лермонтовым по заданию своего учителя. Переехав в Петербург, Лермонтов не прекратил своих занятий живописью. По окончании юнкерской школы он брал уроки живописи у художника Петра Ефимовича Заболотского, преподававшего во многих петербургских аристократических семьях, автора двух прижизненных портретов поэта.

Живописное наследие Лермонтова, дошедшее до нас, к большому сожалению, не в полном объёме, содержит около пятистот рисунков и набросков (на отдельных листах, в двух личных альбомах и альбомах родственников и друзей, в письмах к тётушкам, кузинам, на полях рукописей и книг), более пятидесяти акварелей и полтора десятка картин, написанных маслом.

Юноша в Бурнусе, Мужчина в чалме.png
Юноша в бурнусе и восточном головном уборе 1831 год
Восточный человек в чалме 1836 год

+ Школа гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Дортуар 32-34.jpg
Школа гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Дортуар 1832–34 годы

Голова мужчины в испанском воротнике. Рисунок пером. 1832.jpg
Голова мужчины в испанском воротнике. Рисунок пером. 1832 год

8787.png
Беседующие казаки, 1832–34 годы
Всадники в восточных костюмах

photo24Скачущий всадник и наброски мужских голов, 1832–34.jpg
Скачущий всадник и наброски мужских голов, 1832–34 годы


Дуэль, Перо чернила, 1832–34 годы

photo23Сцена из военной жизни.jpg
Сцена из военной жизни

Битва фр кирасир с конноегерями 1832-34.jpg
Битва французских кирасиров с конными егерями 1832–34 годы

41.jpg
Оседланная лошадь. Сепия. 1830-годы

Рисунки Михаила Юрьевича иллюстрировали то, что окружало, увлекало и волновало поэта, а зачастую становилось и темой его сочинений: жанровые, анималистические и батальные сценки, зарисовки из рутинной военной жизни, портреты друзей, коллег и возлюбленных, пейзажи, виды деревень и Кавказа. Рисунки Лермонтова не развлечение странствующего офицера, не занятие от нечего делать, а род записных книжек поэта, часть его вдохновенной и упорной работы. В них отразилась культура работы Лермонтова, внутренняя связь его многообразных талантов... (Ираклий Андронников)


Конный казак, берущий препятствие. Карандаш. 1832–1834 годы

photo01.jpg
Тройка, выезжающая из деревни. Карандаш. 1832–1834 годы

photo02Сани запряженные тройкой.jpg
Сани, запряженные тройкой

photo05 Тройка у постоялого двора.jpg
Тройка у постоялого двора

photo13  Кибитка, запряженная тройкой.jpg
Кибитка, запряженная тройкой

photo26.jpg
Тройка на деревенской улице

Крестьянин под деревом.jpg
Крестьянин под деревом

РМолодая женщина и старуха, 1832—1834 гг.jpg
Молодая женщина и старуха, 1832–1834 годы

Рисунки на обложке автографа повести Вадим, 1832-34 гг..png
Рисунки на обложке автографа повести Вадим, 1832–34 годы

Рисунки copy.png
Портрет офицера в шинели 1932–34 годы
Автопортрет
Юнкер Л.Н. Хомутов

photo18.jpg
Илюстрация к повести Александра Бестужева-Марлинского Аммалат-Бек. Перо, чернила. 1832–34 годы

Скачущая неоседланная лошадь. Рисунок пером. 1833–1834.jpg
Скачущая неоседланная лошадь. Рисунок пером. 1833–1834 годы

+ Женщина на лошади и портрет неизвестного мужчины. Наброски. 1834.jpg
Женщина на лошади и портрет неизвестного мужчины. Наброски. 1834 год

+ Благословение молодых. Тушь,.jpg
Благословение молодых. Тушь, 1835 год

nbakb
Мужчина в плаще (Фаталист) 1836 год


Всадники


Коляска, запряженная четверкой

a16.jpg
Пляска грузинок на плоской кровле (Лезгинка), 1837 год

photo48.jpg
Тифлис. Метехский замок. Карандаш

photo60 Даьяльское ущелье Вид с арбой.jpg
Даьяльское ущелье. Вид с арбой, 1837 год

photo61.jpg
Дарьяльское ущелье с замком царицы Тамары, 1837 год

photo57Тамань. Рисунок М. Ю. Лермонтова. Институт русской литературы. СПб 1937.jpg
Тамань. 1837 год

Тамань – самый скверный городишка из всех приморских городов России... Я приехал на перекладной тележке поздно ночью... Десятник нас повел по городу. К которой избе ни подъедем – занята... После долгого странствования по грязным переулкам, где по сторонам я видел одни только ветхие заборы, мы подъехали к небольшой хате, на самом берегу моря

beshtau_bliz_zheleznovodsa__1837g__.jpg
Бештау. Близ Железноводска, 1837 год

photo51Развалины на берегу Арагвы, 1837 год.jpg
Развалины на берегу Арагвы в Грузии, 1837 год

Всадники, стреляющие в горца+ Два всадникаy.png
Всадники, стреляющие в горца
Два всадника

photo70.jpg
Горское селение
...Между кизиловых дерев Аул рассыпан над рекою...

Воспоминание о путешествии 1837.jpg
Воспоминание о путешествии, 1837 год


Сцены из Ставропольской жизни, 1837 год

+ Рисунки М.Ю. Лермонтова из альбома Нарышкиных Взятие крепости.jpg
Взятие крепости
Рисунок М.Ю. Лермонтова из альбома Нарышкиных


Схватка кавалеристов
Рисунок М.Ю. Лермонтова из альбома Нарышкиных


Рисунок Лермонтова из альбома, принадлежащего семье Солнцевых, 1838 год

photo08.jpg
Скачущий гусар с лошадью в поводу, Голова мужчины с усами, Мужчина в очках с бородкой и Молодая девушка в декольтированном платье

Рисунки1 copy.png
Набросок мужского лица с бакенбардами
Мужской портрет
Голова мужчины с трубкой

photo69Джигитовка.jpg
Джигитовка, 1840 год

photo74.jpg
Военный с эспаньолкой, 1839 год

photo67.jpg
Горящая степь. Эпизод из Кавказской войны, 1840 год

Мужская голова, скачущий всадник, лошади, бегущие в разных направлениях. Наброски 1840.png
Мужская голова, скачущий всадник, лошади, бегущие в разных направлениях. Наброски 1840 год

Вы, наверное, обратили внимание на то, какое огромное место в рисунках и набросках поэта занимает изображение лошадей, которых он очень любил и замечательно рисовал. Это зарисовки троек, скачущих и отдыхающих лошадей, со всадниками и без, спокойных и вздыбленных. Художник стремился передать различные виды движения и алюров этих животных, их норов и породу, стремительность, стать, грациозность, красоту и индивидуальность каждой.

photo72.jpg
Дипломатия гражданская и военная. Карандаш. 1841 год

photo73.jpg
Светская сцена. Перо, чернила. 1840–1841 годы

photo76 Всадник и всадница.jpg
Всадник и всадница, Карандаш. 1841 год

+ Карикатуры на офицеров.jpg
Карикатуры на офицеров. Карандаш.

Михаил Юрьевич Лермонтов слыл также незаурядным карикатуристом. Бабушка Лермонтова просила внука не писать более стихов, живя в постоянных опасениях за него. Внук ...стал рисовать карикатуры, которые были так похожи и удачны, что наделали много шума в высшем петербургском обществе... (из воспоминаний Н.А. Огарёвой-Тучковой). В своих достаточно злых рисунках он метко и беспощадно высмеивал пошлость, глупость, высокомерие, что приводило, по словам современников, оригиналы в полное бешенство. Последним в этой череде cтал Николай Мартынов – главный герой последних карикатур поэта: ...он довёл этот тип до такой простоты, что просто рисовал характерную кривую линию, да длинный кинжал, и каждый тотчас узнавал, кого он изображает... Однако изображения Мартынова, как и большинство других карикатур, утрачены.


Автошарж

Не щадил поэт и самого себя, подшучивал над своей армейской наружностью, которой наградила его судьба, изображая себя то горбуном (из-за некоторой сутулости), то подчёркивая свои кривоватые (результат падения с лошади в манеже) ноги.


Поспешает на тревогу. Карикатура. Карандаш. 1841 год

Рисунок изображает спешащего на происшествие генерала с большим животом (в котором жители столицы обнаруживали сходство с генерал-губернатором Петербурга графом Петром Кирилловичем Эссеном), в очках и треуголке, со звездой и лентой через плечо, сидящего на пролетке и замахивающегося длинным кнутом на чахлую лошаденку, еле передвигающую ноги.

+ Тарханы. Пейзаж с двумя березами. (Конец 1820-х гг. Акварель, Библ им. Салтыкова-Щедрина, СПб.jpg
Тарханы. Пейзаж с двумя березами. Акварель, конец 1820-х годов

+ Морской вид с парусной лодкой, фрагмент, акварель. 1828—1831.jpg
Морской вид с парусной лодкой, фрагмент, акварель. 1828–1831 годы
Белеет парус одинокий...

Нападение. Рисунок акв. 1829.jpg
Нападение. 1829 год

monahinia.jpg
Эмилия, персонаж пьесы М.Ю. Лермонтова Испанцы.
Лермонтов изобразил свою возлюбленную Варвару Лопухину. 1930–31 годы


Испанец с кинжалом. Акварель. 1830–31 годы

Испанец с фонарем и католический монах. Рисунок акварелью.1831.jpg
Испанец с фонарем и католический монах. 1831 год


Маневры в Красном селе 1833–34 годы


Бивуак лейб-гвардейского Гусарского полка под Красным селом, 1835 год

Конный горец со знаменем. 1836. Акварель.jpg
Конный горец со знаменем. 1836 год

Очень много и продуктивно Михаил Юрьевич Лермонтов работал в технике акварели. Именно акварелью им написано большинство портретов родственников, друзей и знакомых, включая и знаменитый автопортрет, представленный в прошлой подборке.

+ yuri_petrovich1831.jpg
Юрий Петрович Лермонтов. Отец поэта. 1835-36 годы
Акварель Лермонтова с картины маслом неизвестного художника

Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина



Варвара Лопухина-Бахметева, 1835 год

У ног других не забывал
Я взор твоих очей;
Любя других, я лишь страдал
Любовью прежних дней...


+  М.Ю. Лермонтов. Вера-героиня романа Княгиня Лиговская (Портрет В.А. Лопухиной -Бахметевой) Бумага. Акв 1835-1836.jpg
Вера - героиня романа Княгиня Лиговская
Портрет В.А. Лопухиной-Бахметевой. Акварель 1835-1836 годов
Михаил ЛЕРМОНТОВ

Погрудные портреты двух мужчин. Рисунок акв. 1835–1836.jpg
Погрудные портреты двух мужчин. 1835–1836 годы


Испанец в белом кружевном воротнике. Акварель, 1837 год

3 Портрета.png
Неизвестный молодой человек в синем (С.А. Раевский?)
Алексей Андреевич Кикин
Неизвестный молодой человек в синем халате (А.И. Одоевский?). Акварель

photo32.jpg

+ Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой.jpg
Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой

Волобуева мельница. 1837 - 1..png
Волобуева мельница. 1837

Волобуева мельница. 1837.JPG
Волобуева мельница. 1837 год

В 1837 году заболевший по дороге на Кавказ Лермонтов лечился в военном госпитале города Ставрополя. Сразу за госпиталем начинался глубокий овраг, весь поросший лесом и спускавшийся к речке Ташле. Едва заметная тропинка через лес приводила к деревянной водяной мельнице купца Волобуева, где любил прогуливаться поэт.

photo83.jpg
Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби, 1837–1838 годы
Автолитография, раскрашенная акварелью

Я снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал, и везу с собою порядочную коллекцию; одним словом я вояжировал. Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и право я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам; хандра к чорту, сердце бьется, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь.


Алексей Аркадьевич Столыпин (Монго) в костюме курда, 1841 год
В гусарской среде, а затем и в Петербургских гостиных был известен под именем Монго Алексей Столыпин, друг и родственник Лермонтова:

Монго – повеса и корнет,
Актрис коварных обожатель,
Был молод сердцем и душой,
Беспечно женским ласкам верил
И на аршин предлинный свой
Людскую честь и совесть мерил.
Породы английской он был –
Флегматик с бурыми усами,
Собак и портер он любил,
Не занимался он чинами,
Ходил немытый целый день,
Носил фуражку набекрень;
Имел он гадкую посадку:
Неловко гнулся наперед,
И не тянул ноги он в пятку,
Как должен каждый патриот.



Зпизод сражения при Валерике 23 июля 1840 года
Рисунок М.Ю. Лермонтова, раскрашенный акварелью князем Григорием Гагариным

            ...и пошла резня.
И два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко
Как звери, молча, с грудью грудь...

Лермонтов выполнил рисунок композиции, а Гагарин позже дописал его акварелью. Этот рисунок обнаруживает в Лермонтове блестящего рисовальщика и баталиста. Война изображена им во всём её драматизме, без прикрас.


При Валерике. Похороны убитых. Акварель, 1840 год


Пятигорск. Дом Реброва
(Неизвестная акварель Лермонтова по мнению сотрудников Пензенского фонда литературно-мемориальных музеев области)

И, наконец, работы, написанные масляными красками.

photo83.jpg
Герцог Лерма, 1832–33 годы

Портрет Андр. Ник. Муравьева работы М.Ю.Лермонтова. Картон, масло (ИРЛИ).jpg
Портрет Андрея Николаевича Муравьева (1835–37 годы)
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Картон, масло (ИРЛИ)


Атака лейб-гвардейских гусар под Варшавой 7 сентября 1831 года, 1837 год


Вид Пятигорска, 1837–1838 годы


Кавказский вид с Эльбрусом (Эльбрус при восходе солнца), 1837 год


Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты (Кавказский вид с саклей), 1837 год

photo50.jpg
Окрестности селения Карагач (Кавказский вид с верблюдами), 1938 год

+ Вид Тифлиса (1837; картон.jpg
Вид Тифлиса, 1837 год

Уж за горой дремучею
Погас вечерний луч,
Едва струей гремучею
Сверкает жаркий ключ;
Сады благоуханием
Наполнились живым,
Тифлис объят молчанием,
В ущельи мгла и дым.



Воспоминания о Кавказе, 1838 год

_1_~1.JPG
Черкес, 1838 год

Две последние картины написаны по памяти во время нахождения Михаила Юрьевича в Гродненском гусарском полку в Селищенских казармах Новгородской губернии. Искусствоведы считают их самыми неудачными из работ Лермонтова, так как написаны они были по свидетельству однополчанина Александра Ивановича Арнольди впопыхах, всего за несколько часов. Вообще во время пребывания в Новгороде, Михаил Юрьевич написал 12 картин маслом, однако до нас дошли только эти две.


Перестрелка в горах Дагестана

5.jpg
Вид Крестовой горы (Крестовый перевал), 1837–38 годы

Эту картину Лермонтова позже копировали русские художники.

Куинджи+ Семенов.png
Копии с оригинала Лермонтова Архипа Куинджи и Бориса Семёнова


Кавказский вид возле селения Сиони, 1837 или 1838 годы

Это одна из самых больших и лучших живописных работ Михаила Юрьевича, которую он подарил своей бабушке. Она находилось в Тарханах с 1838 года. Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльборус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уж бродили волокнистые облака, набежавшие с востока (Герой нашего времени).

+ Нападение.jpg
Нападение. Сцена из кавказской жизни. 1838 год

Увидев эту картину Лермонтова, Александра Михайловна Верещагина ответила ему в письме: ...Что касается вашего рисования, говорят, что вы делаете удивительные успехи, и я этому охотно верю; умоляю, Мишель, не забрасывайте этот дар, картина, которую вы прислали Алексею, очаровательна.

Александра Михайловна оказалась права. Многие искусствоведы и исследователи живописного наследия Лермонтова утверждают, что если бы литература не стала главной страстью поэта, из него мог бы выйти прекрасный художник.

Прикоснитесь напоследок ещё раз к творчеству Михаила Юрьевича...


Романс А.Е Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова поет Олег Погудин.


Завещание Лермонтова. Олег Даль

Комментарии

( 50 мррр-мяу — погладить мурлыку )
ludven
22 окт, 2014 09:02 (UTC)
Отличный пост !!!
Спасибо!
Безусловно -Лермонтов был гениален безмерно! Столько успеть за такую короткую жизнь...
pro100_mica
22 окт, 2014 09:55 (UTC)
Трудно даже представить, что мы ещё могли бы увидеть, услышать и прочесть, если бы он прожил хоть немного дольше...

А ещё он был отличным музыкантом, но об этом почти никто не упоминает.
(без темы) - camomile - 23 окт, 2014 10:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 23 окт, 2014 13:14 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
pro100_mica
22 окт, 2014 09:59 (UTC)
У тебя какой год издания Детства?

Многие работы атрибутированы по новому, найдены и другие названия, и даты. А иллюстрации хорошие? В моих книгах в основном неважные, отвратительно сканирующиеся, поэтому приходилось выискивать по названиям. Рисунков ещё масса осталось, но всё не вместить в один пост:)
(Удалённый комментарий)
(без темы) - pro100_mica - 22 окт, 2014 10:46 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - pro100_mica - 22 окт, 2014 11:06 (UTC) - Развернуть
kobrochka1
22 окт, 2014 10:20 (UTC)
Ираклий Андроников. Подпись под рисунком Лермонтова
Мы ахнули. Это и есть то самое!.. Гора, покрытая рощей, повороты ущелья, селение на другом берегу, те же контуры дальних вершин, что на рисунке!.. У Лермонтова, если хорошенько вглядеться, видно: часть башни уже обрушилась. А теперь разрушилось все до самого основания
…Вернулся я в Тбилиси. Интересуюсь: где же мне довелось побывать? Что я видел?

Постучался к историку. Повидался с этнографом. Посоветовался с искусствоведами, с археологом, с башневедом — есть и такая редкая специальность! Стал рассматривать старые карты. На рукописной карте Грузии, составленной в 1735 году историком и географом Вахушти Батонишвили, увидел я кружок с крестиком на том месте, где побывал, и подпись: «Монастырь всех святых».

Открываю «Географию Грузии» того же Вахушти. Читаю: «Выше (то есть у истоков Арагвы) есть «Монастырь всех святых», ныне уже упраздненный».

Упраздненный уже в первой половине XVIII века?! Значит, Лермонтов изобразил средневековую крепость!

И рисунок неожиданно приобрел новое содержание. Это — исторический документ! Изображение памятника, более не существующего! Не удивительно, если репродукции этого лермонтовского рисунка появятся скоро в истории грузинской архитектуры, в путеводителе по окрестностям Военно-Грузинской дороги…

Но главное все же не в этом. Главное в том, что рисунок Лермонтова дополняет наши представления о работе Лермонтова-поэта. Оказывается, этот рисунок — иллюстрация к «Демону», возникшая еще до того, как поэма была написана. Более того: можно считать вообще доказанным, что рисунки Лермонтова — не развлечение странствующего офицера, не занятие от нечего делать, а род записных книжек поэта, часть его вдохновенной и упорной работы. В них отразилась культура работы Лермонтова, внутренняя связь его многообразных талантов…

Рисунок помогает понять нам творческую историю «Демона», подтверждает, что Лермонтов слышал в ущелье Арагвы народные предания и легенды, что он положил в основу своей поэмы произведения грузинской народной поэзии.

Не только в поэме, но и в рисунках отразилось отношение поэта к народу, в ту пору неравноправному, угнетенному; в самом факте создания их сказалось то великое чувство дружбы, которое доставляет нам высокое наслаждение и вызывает в нас чувство гордости.

pro100_mica
22 окт, 2014 11:11 (UTC)
Re: Ираклий Андроников. Подпись под рисунком Лермонтова
Я старалась собственные иллюстрации Лермонтова к своим произведениям не брать, если это только не портреты:) А за Андронникова спасибо, дополнение к моей цитате от него.

Вообще понравилось что нибудь? А то ты только классику воспринимаешь:) Кстати, М.Ю. был поклонником Рембрандта, что видно на примерах некоторых его работ.
legal_57
22 окт, 2014 12:12 (UTC)
От "Завещания" Лермонтова в исполнении Даля - мороз о коже...
(без темы) - ter_psich_ora1 - 23 окт, 2014 05:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 23 окт, 2014 06:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ter_psich_ora1 - 23 окт, 2014 06:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 23 окт, 2014 07:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ter_psich_ora1 - 23 окт, 2014 08:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - legal_57 - 24 окт, 2014 07:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 25 окт, 2014 08:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - legal_57 - 6 ноя, 2014 18:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 6 ноя, 2014 18:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kobrochka1 - 23 окт, 2014 07:49 (UTC) - Развернуть
legal_57
22 окт, 2014 12:18 (UTC)
Опять очень объемный пост и красивый. Понравились почти все рисунки, особенно верхняя пара на лошадях:-)

Кавказские пейзажи хороши, это, видимо, большая любовь Лермонтова. Автошарж забавный. Жаль, что не сохранилось карикатур на Мартынова, увидеть бы из-за чего поэт пострадал.
pro100_mica
22 окт, 2014 14:05 (UTC)
Да, Лермонтов очень любил Кавказ, бывал там с детства. А среднюю Россию рисовал не очень охотно. Даже Тарханы - раз-два и обчёлся. Хотя м.б. именно эти работы и утрачены. Но уж в альбомах-то должны были быть.

В 1941 году была выставка к 100-летию со дня смерти в Пушкино, куда были вывезены многие материалы Пушкинского дома. С началом войны их не удалось вернуть. Пишут, что после войны многое не нашли.

(Удалённый комментарий)
pro100_mica
22 окт, 2014 16:13 (UTC)
О, спасибо, усладила душу:)
Анна Герман всё-таки, как никто другой, чувствует и исполняет романсы на стихи Лермонтова.

В те времена, сама понимаешь, авто не было, так бабушка тройками Мишелю коней дарила:)


ter_psich_ora1
23 окт, 2014 06:20 (UTC)
Просмотрев все эти работы Лермонтова, действительно хочется сказать, что он не только поэт, но и незаурядный художник. Ведь и другие литераторы рисовали (Пушкин, Жуковский), но здесь не просто зарисовки на полях, а настоящая живопись и графика.

Очень понравился "Крестовый перевал", "Вид Тифлиса", "Нападение", рисунки замечательные! Спасибо за доставленное удовольствие :-)
pro100_mica
23 окт, 2014 13:19 (UTC)
Я старалась показать как можно больше из доступных работ, думаю, мне это удалось:)
ter_psich_ora1
23 окт, 2014 08:18 (UTC)
Кстати, забыла про рисунки на обложке автографа повести "Вадим". На таком небольшом листе столько лиц и фигур, самых разнообразных. Интересно, кто-то из них идентифицирован?
pro100_mica
23 окт, 2014 08:47 (UTC)
Вадимов лист
Вопросы у тебя, Катя, для маститых искусствоведов и литературоведов, а не таких дилетантов, как я...:)

Расшифровкой его и других рисунков Лермонтова шесть лет занималась профессиональная художник-график Людмила Николаевна Шаталова, атрибутировала их, восполняла реальные прообразы, даже обнаружила тайнопись Лермонтова. У неё на стене висел этот лист в увеличенном размере. Она пришла к выводу, что не все рисунки на листе связаны с содержанием романа. В этом, на первый взгляд, хаотическом нагромождении лиц, фигур, жанровых и батальных сцен при более тщательном рассмотрении она выделила отдельные фрагменты, объединённые сюжетом и композицией. Среди узнаваемых лиц – В.А. Лопухина, Н.Ф. Иванова, император Николай I, ряд автопортретов (Шаталова атрибутировала практически все портретные изображения). Но это на словах, а вот информация по каждому конкретному лицом и его расшифровка, мне не попадалась. А Шаталова уже умерла. Кстати, я обнаружила ещё и её портрет Лермонтова...
ter_psich_ora1
23 окт, 2014 09:07 (UTC)
Re: Вадимов лист
Все бы маститые были такими дилетантами:-)
А новый портрет Лермонтова покажете?
Re: Вадимов лист - (Анонимно) - 25 окт, 2014 06:42 (UTC) - Развернуть
agritura
23 окт, 2014 18:21 (UTC)
Совсем забыла, что он еще и рисовал. Спасибо, что напомнили!
pro100_mica
24 окт, 2014 07:11 (UTC)
Оба 200-летние юбиляра этого года - русский и украинский поэты - Лермонтов и Шевченко - были ещё и неплохими художниками. Наверное, символично:)
(без темы) - agritura - 24 окт, 2014 07:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 24 окт, 2014 07:41 (UTC) - Развернуть
pro100_mica
6 ноя, 2014 19:15 (UTC)
Дополнения


ГОрцы.png
Горец в бурке с ружьем за плечами. Рисунок пером. 1835–1836
Горец. Акварель 1830–1832.


Edited at 2014-11-06 19:17 (UTC)
dematanya
24 ноя, 2014 19:14 (UTC)
Спасибо,подруга,замечательный пост! Я конечно знала,что он рисовал,но то,что был и в самом деле выдающимся художником, - не знала. Порадовала мою душу. Как много успел совершить этот человек за столь короткую жизнь! Печально,что отмерено было так мало.
pro100_mica
25 ноя, 2014 09:18 (UTC)
А портреты его в предыдущем посте видела? Как по-разному его писали и при жизни, и уж тем более после смерти.
archistorik
27 дек, 2014 12:20 (UTC)
Спасибо!
Уже и не помню, какими путями я нашел Ваш сайт. Но вот обнаружил и с огромным удовольствием посмотрел представленные материалы. Был очень удивлен - приятно удивлен! - что в сегодняшние наши времена еще есть люди, которые интересуются М.Ю.Лермонтовым.......:))) Он мой не только любимый поэт, но и мой "первый" поэт, которого я открыл в ранние школьные годы, открыл раньше Пушкина. Может быть виной этому был и старый том стихотворений М.Ю.Лермонтова, изданный аж в 1938 году, который был в небольшой домашней библиотеке. В этом издании тоже много рисунков, которые я всегда смотрел с искренним интересом. Макет книги, кстати, выполнил И.Андроников, и это - в 1938 году! Вот такие истории.
Спасибо за Ваши "муры-мявы", за которыми скрываются такие красивые и такие интересные находки....!
pro100_mica
27 дек, 2014 19:13 (UTC)
Re: Спасибо!
Благодарю Вас за оценку моего хобби. Лермонтов мой пусть и не первый (мама с раннего детства потчевала Пушкиным), но любимый русский поэт. Может быть и не без стараний того же Ираклия Луарсабовича, передачи которого были очень популярны в годы моей юности. Его книга у меня уже более позднего издания, 80-годов. К сожалению, иллюстрации в моих источниках не очень хорошего качества, поэтому пришлось поработать. И открыть очень много нового:)

Заходите ещё, я всегда рада новым друзьям:)
virginian
28 янв, 2015 13:57 (UTC)
Потрясяющая онлайн выставка получилась, большинство картин и рисунков увидел впервые. Художником Лермонтов уже был, более того, стиль некоторых работ опережал время, смерть Лермонтова огромная потеря для всего искусства в целом, и для поэзии и для живописи.
dematanya
16 окт, 2018 12:54 (UTC)
Спасибо тебе за потрясающий пост! Мой любимый Лермонтов... Чуть ли не силком заставляла читать внуков.
потому что в украинских школах уже давно русскую литературу " изучают " в Зарубежной литературе.
( 50 мррр-мяу — погладить мурлыку )

Календарь

Октябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com