?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Желая выразить признательность русскому народу за его участие в Отечественной войне, император Александр I приказал тогдашнему государственному секретарю Александру Семеновичу Шишкову составить благодарственный манифест, который должен был быть обнародован 30 августа (11 сентября) 1814 года. В этом манифесте извещалось о ежегодном торжественном чествовании дня избавления России от неприятельского нашествия в день Рождества Христова, а также о даровании наград, благодарностей, льгот и милостей всем сословиям русского народа. Он стал апофеозом народных торжеств по случаю избавления отечества от врага.

Alexander_I_by_Gerard.jpg
Портрет русского императора Александра I
Франсуа ЖЕРАР


В проекте манифеста Шишков, перечисляя сословия, поставил дворянство выше русского доблестного воинства, посчитав, что дворянство - первое государственное сословие, снабжающее войско из своей среды полководцами, военачальниками, ратниками и всеми необходимыми силами, а потому яко целое, долженствует преимуществовать пред частью самого себя. Это возмутило государя и он повелел статью о воинстве поставить выше статьи о дворянстве. Шишков, в первый раз видя его гневного, принужден был замолчать.


Портрет вице-адмирала Александра Семёновича Шишкова
Джордж ДОУ

О помещичьих крестьянах автор проекта написал, что между помещиками и крепостными издавна существует добрая связь, на обоюдной пользе основанная, а значит, забота о благосостоянии крепостных возлагается на их господ. Против сентенции об обоюдной пользе Александр Павлович тоже решительно возразил, вычеркнув собственноручно эти слова. Шишков переделал текст манифеста в соответствии с требованиями государя, заметив при этом: Несчастное в государе предубеждение против крепостного права в России, против дворянства и против всего прежнего устройства и порядка внушено ему было находившимся при нем Лагарпом и другими окружавшими его молодыми людьми, воспитанниками французов, отвращавших глаза и сердце свое от одежды, языка, нравов, словом, от всего русского

Всемилостивейший Манифест.
О учреждении крестов для Духовенства, а для воинства, дворянства и купечества медалей
и о разных льготах и милостях.

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ
МЫ АЛЕКСАНДР ПЕРВЫЙ
ИМПЕРАТОР и САМОДЕРЖЕЦ
ВСЕРОССИЙСКИЙ
и прочая, и прочая, и прочая.
Объявляем всенародно:

Долговременное отсутствие из отечественной страны наводило сердцу Нашему тяжелую скорбь, которая при всех успехах и благополучных делах не преставала Нам сопутствовать. Единое то служило Нам утешением, что Мы многотрудное и громоносное оружие Свое не для тщетной славы толь далеко от пределов земли Нашей несли, но как для ее собственной чести и безопасности, так и для спокойствия всей Европы. Бог, неизреченною Своею милостью, вознаградил Наше терпение и труды. Он, сокрушающуюся о чадах своих Россию, обрадовал возвращением их в недра Ее с миром и славою. Никогда не чувствовали Мы толико великого блаженства, как при вступлении в пределы благословенной области Нашей, куда несли Мы сердце, исполненное любовию к достойному оной народу Нашему, и где встречены были всеобщим усердием и радостью. Ныне хотя постановление и устроение дел в Европе для общего всех народов успокоения и требует отбытия Нашего из России, но сие отбытие, уповаем на милость Божескую, будет уже недолговременное, и с полным окончанием внешних дел, возвратит Нас к беспрепятственному попечению о внутреннем Государства Нашего благе. Между тем в ознаменование тех взаимных чувствований, на любви, благодарности и благополучии основанных, которые Мы днесь вкушаем, и в сохранение памяти беспримерного единодушия и ревности, увенчанных от руки Всевышнего толь знаменитыми происшествиями, возжелали Мы учредить и постановить следующее:

1. Для принесения Всемогущему Богу теплых и усердных молитв за избавление Державы Нашей от лютого и сильного врага, и в прославление в роды родов сего совершившегося над Нами промысла и милости Божией, Постановляем Мы ежегодное празднование в день Рождества Христова: о чем с подробнейшими объяснениями дан будет Святейшему Синоду особый указ.

2. Священнейшее Духовенство Наше, призывавшее пред Алтарем Всевышнего теплыми молитвами своими благословение Божие на Всероссийское оружие и воинство, и примерами благочестия ободрявшее народ к единодушию и твердости, в знак благоговения в вере и любви к Отечеству, да носит на персях своих, начиная от верховного Пастыря включительно до Священника, нарочно учреждаемый для сего крест с подписью 1812 года.

3. Победоносное воинство Наше, которого храбрость и прежде, даже и в самые отдаленнейшие времена, всему свету была известна, и которое ныне новыми подвигами своими не токмо Отечество свое, но и всю Европу спасло и удивило, да вкусит сладкую награду в душе и совести своей. Всякое иное возмездие не сравнится с делами его и доблестью. Но Мы однакож в знак памяти содеянного им великого происшествия, желаем ознаменовать оное особою учрежденною для него медалию, с изображением на оной года и числа вступления в Париж. Також надеемся, что продолжение мира и тишины подаст Нам способ не токмо содержание воинов привесть в лучшее и обильнейшее прежнего, но даже дать им оседлость и присоединить к ним их семейства.

4. Благородное Дворянство Наше, верная и крепкая ограда Престола, ум и душа народа, издревле благочестивое, издревле храброе, издревле многократными опытами доказавшее ничем ненарушимую преданность и любовь к Царю и Отечеству, наипаче же ныне изъявившее беспримерную ревность щедрым пожертвованием не токмо имуществ, но и самой крови и жизни своей, да украсится бронзовою на Владимирской ленте медалию с тем самым изображением, каковое находится уже на медали, учрежденной на 1812 год. Сию бронзовую, крепости духа их сообразную медаль, да возложат на себя отцы или старейшины семейств, в которых, по смерти носивших оную, остается она в сохранении у потомков их, яко знак оказанных в сем году предками их незабвенных заслуг Отечеству. Впрочем Мы несомненно уверены, что хотя Дворянство в необычайную нынешнюю войну сильно пострадало и претерпело великие убытки, но приобретенная им истинная и неувядаемая слава исцелит раны его, утешит в скорби, умножит еще более должную и справедливую гордость быть Россиянином, и увеличит заботу и попечение его о благосостоянии вверенных ему Богом и законами достойных любви его домочадцев; воздержность же от роскоши, матери пороков, и хозяйственное домостроительство, источник изобилия, спокойствия и чистоты нравов, вознаградит сторицею все претерпенные расстройства и убытки.

5. Именитое купечество, принимавшее во всеобщей ревности и рвении знатное участие, да приимет из уст Наших благоволение и благодарность. В ознаменование же тех из них, которые принесли отличные и важные заслуги, Повелим Мы рассмотреть оные, и по представлении вознаградим их тою же бронзовою, о какой выше упомянуто, медалию, на ленте ордена Святые Анны.

6. Почтенное мещанство и крестьяне, которые трудолюбием своим извлекают из земли первоначальную для всех пищу, из среды коих исходит воин на защиту Отечества, и которые в самое грозное время самолютейшей войны показали дух православия, верности и мужества, едва ли когда имевший пример в бытописаниях; крестьяне, верный Наш народ, да получит мзду свою от Бога. Мы же в отраду понесенных ими трудов и претерпений, извещаем, что как войски Наши из запасов достаточно пополнены, так, что состоят ныне в сугубом против того числе людей, в каком состояли при начале войны; то не токмо на нынешний год, но уповательно и на предбудущий или более останутся они без набора рекрут. Между тем Мы предполагаем и ожидаем несомненно, что они в наставшее после жестокой брани мирное и спокойное время, пребывая верны долгу и званию своему, умножат прилежание свое к сельским трудам и ремесленным промыслам, и тем исправят нанесенные неприятелем разорения. Господи! молю Тя, да сбудутся с ними словеса Пророка Твоего Давида: Бразды Твоя упоятся и жита Твоя умножатся; поля Твоя исполнятся тука, овцы будут многоплодны и волове Твои толсти; удолия умножат пшеницу, пустыни возвеселятся и холмы радостью препояшутся. Тако да взыщет их милость Твоя. Со стороны же человеческого попечения в удовлетворение всякой нужде и недостатку их, Правительство о казенных крестьянах приложит старание доставлять им всевозможные пособия; что ж принадлежит до помещичьих крестьян, то Мы уверены, что забота Наша о их благосостоянии предупредится попечением о них господ их. Существующая издавна между ими, Русским нравам и добродетелям свойственная связь, прежде и ныне многими опытами взаимного их друг к другу усердия и общей к Отечеству любви ознаменованная, не оставляет в Нас ни малого сомнения, что с одной стороны помещики отеческою о них, яко о чадах своих заботою; а с другой они, яко усердные домочадцы, исполнением сыновних обязанностей и долга, приведут себя в то счастливое состояние, в каком процветают добронравные и благополучные семейства.

7. Наконец сколь ни велики были в толь огромную и тяжкую войну Государственные расходы, однакож Мы при толико радостном и благополучном окончании дел, не можем удержаться от поспешения изъявить народу Нашему не исходящую никогда из мыслей Наших готовность ко всевозможному тягостей его облегчению; почему и даруем ему разные льготы и милости, в нижеследующих статьях состоящие:

1) Обращая внимание Наше на потерю в людях от нашествия неприятельского, и признавая по справедливости платеж за убылых людей тем паче тягостным, что случилось сие в первый год новой ревизии, Повелеваем во всей Империи сделать новую перепись народа, о чем Государственному Совету и заготовить к подписанию Нашему указ.

2) Из подушной подати с крестьян и поселян казенного ведомства разных наименований, равно и с крестьян удельных и помещичьих, все недоимки, по 1 Генваря 1813 года остающиеся в недоборе и поныне невзысканные, равно и штрафы по оным наложенные по Манифесту 1811 года Маия 15 дня, простить и более не взыскивать.

3) Таковые же недоимки из оброчной подати с казенных крестьян и поселян разных именовании не взыскивать.

4) Недоимки и штрафы с торгующих крестьян за производство торгов и промыслов, купечеству присвоенных, по Манифесту Февраля 11 и указу 29 Декабря 1812 года без установленных свидетельств, за весь 1812 и 1813 год простить, и все следствия и дела по оным производимые, уничтожить.

5) Все недоимки в процентном сборе с помещичьих доходов, по добровольному их объявлению, учрежденном Манифестом 11 Февраля 1812 года, и по сие число не внесенные за 1812, 1813 и 1814 годы, равно и штрафы за неподачу объявлений в срок, сложить, и производящиеся по сему Дела, предать забвению.

6) В тех Губерниях и уездах, кои наиболее претерпели от нашествия неприятеля и от бывшей в Новороссийском краю заразительной болезни, не взыскивать и за 1813 год недоимки подушного сбора с крестьян казенных и помещичьих, с мещан и вольных, также процентных денег с купеческого капитала.

7) Недоимка в сборе единовременной, Манифестом 11 Февраля 1812 года учрежденной пошлины с чаю, в пределах Империи уже находившегося, яко тягость, главнейше падающая на Московское разоренное неприятелем купечество, слагается и уничтожается.

8) Всякого рода взыскания по делам казенным или уголовным, долее десяти лет продолжающиеся, и кои в течении такового времени, не кончены, оставить; и если по подобным делам где содержится кто в тюрьме, то немедленно освободить.

9) Взыскания по казенным недоимкам с умерших, падающие на их наследников, уничтожаются и предаются забвению.

10) Людей по казенным долгам более пяти лет в тюрьме содержащихся и заплатить не могущих, простить и освободить.

Мы надеемся, и что частные люди при толь общем и радостном торжестве, последуя примеру Нашему, уступят из взысканий своих к облегчению и освобождению тех, кои в темницах за неуплату им долгов страдают.

11) Начеты казенные и другие такие же упущения и утраты, ежели они неумышленны и простираются не более двух тысяч рублей, простить.

12) Положенные по делам штрафы, кои до сего времени не взысканы, уничтожить.

13) Содержащихся под стражею в пошлинных в казну деньгах по истцовым делам, если где таковые окажутся, простить и освободить.

14) По корчемным и соляным делам содержащихся под стражею всех освободить, по учиненным об них приговорам исполнения не делать, и всякие по сим делам взыскания и начатые следствия оставить.

15) Всякого рода и звания военным людям, крестьянам и прочим обывателям, отлучившимся из отечества, жилищ и команд их самовольно, Даруем прощение, буде пребывающие внутри России возвратятся от сего числа в течении года, а из иностранных земель в течении двух лет.

16) Всех находящихся ныне под следствием и судом по разным местам чиновников и всякого звания людей по делам, не заключающим в себе смертоубийства, разбоя и грабежа, учинить от суда и следствия свободными.

17) Преступников, содержащихся ныне под стражею и осужденных уже к торговой казни и ссылке в каторжную работу, освободив от казни, сослать токмо в работу; кои же осуждены к телесному наказанию с отсылкою на поселение или в крепостную работу, таковых послать без наказания.

18) Распространяем Всемилостивейшее прощение на всех вообще соделавших по сей день преступления, не подвергающие их по законам лишению жизни, хотя бы за безгласностью и следствий об оных начато еще не было.

19) Напоследок в главнейшем и почти всецелом числе верноподданных Нам народов к сожалению находим Мы некоторое, но к утешению, весьма малое число заблудших людей, из которых иные от страха и угроз неприятельских, иные от соблазна и обольщений, иные же от развратных нравов и худости сердца, забыв священный долг любви к Отечеству и вообще к добродетели, пристали к неправой, Богу и людям ненавистной стороне злонамеренного врага; сих, по мере вины их, правосудие долженствовало бы наказать; но Мы при толь благополучном и радостном всего света торжестве, уступая гласу вопиющего в Нас милосердия, даруем им без всякого изъятия всеобщее прощение. В следствие которого Повелеваем во всем пространстве области Нашей, всех, по сим обстоятельствам взятых, сосланных, или иным каким образом задержанных, освободить; також имения или имущества их по сему случаю конфискованные или иным каким образом под надзор взятые и по сие время удерживаемые, по прежнему владельцам их возвратить, и все следствия над ними пресечь, и никаких притязаний к ним не делать; словом, поставить их в то состояние, в каком находились они прежде, до впадения в сию вину, которую Мы Всемилостивейше прощаем и предаем забвению в надежде, что сие препобеждение милосердия Нашего над правосудием, приведет их в полезное для них раскаяние; и что они впредь беспорочностию жизни своей изгладят из памяти людской те свои поступки, которые лишали их драгоценнейшего для человека преимущества, уважения благомыслящих людей.

Дан в Санкт-Петербурге в 30 день августа месяца в лето от Рождества Христова 1814 г. Царствования же НАШЕГО в четыренадесятое.
На подлинном подписано собственною ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою тако:

А Л Е К С А Н Д Р.

Печатан в Санкт-Петербурге при Сенате августа 31 дня 1814 года.

Текст, конечно, длинный, но привела полностью, дабы было понятно, что легенда, внушаемая нам долгие годы о том, Крестьяне, верный наш народ, да получат они мзду свою от Бога и только, не состоятельна.

Как видно из перечисленых выше параграфов, мещане и крестьяне на два года они были освобождены от рекрутского набора, крестьянам были обещаны всевозможные пособия, снижены налоги, прощены долги, штрафы, объявлена амнистия за малые преступления. Таким образом утверждать, что крестьяне не были награждены ничем, кроме неопределенной мзды, нельзя. Наоборот, именно крестьяне получали в соответствии с приведенным манифестом наибольшую часть объявленных льгот. Они не получали только медалей. В последнем абзаце даровалось всеобщее прощение лицам, которые в продолжение войны пристали к неправой, Богу и людям ненавистной стороне злонамеренного врага.


Портрет Александра I, императора России
Томас ЛОУРЕНС

Манифест был оглашён 11 сентября (30 августа) 1814 года, а через два дня государь уехал из Cанкт-Петербурга в Царское Село, затем в отправился столицу Австрии на международный Венский конгресс.

Комментарии

( 18 мррр-мяу — погладить мурлыку )
ter_psich_ora1
11 сент, 2014 09:25 (UTC)
Необычный для вас пост, мало картинок и много текста:-))) Но и впрямь, развенчивающий устойчивый мифы. Спасибо! Мне вот интересно, почему и мне, учившейся в школе уже в новое время, талдычили только про мзду от Бога для крестьян(-:
pro100_mica
11 сент, 2014 13:41 (UTC)
Я не знаю, наверное, миф очень устойчив или преподаватель был старой закалки...
ter_psich_ora1
11 сент, 2014 14:43 (UTC)
А Шишков этот тот, "реформатор" русского языка? Мокроступ который?:-)
pro100_mica
11 сент, 2014 14:58 (UTC)
Мокроступ который?:-)
Тот самый, блюститель:) И шаротыка, и топталище... Будущий министр просвещения.

Самое забавное, что этот ревнитель русских традиций был женат сначала на немке, потом на польке и на старости лет был окружен разными Пржецлавскими, Окенцкими и Лясковичами:)
ter_psich_ora1
11 сент, 2014 16:06 (UTC)
Re: Мокроступ который?:-)
Вот уж действительно судьба!:)))
kobrochka1
11 сент, 2014 10:24 (UTC)
Кассиль. Великое противостояние
"А надо мной по небу – так задумал Расщепей, – надо мной медленно проступают слова: «Крестьяне, верный наш народ, да получат мзду от бога».Это единственная строка о мужиках, выгнавших Наполеона, во всемилостивейшем и щедром манифесте императора Александра Первого"

Вот так - а строка была не единственной!
pro100_mica
11 сент, 2014 13:40 (UTC)
Re: Кассиль. Великое противостояние
Да, и мы с тобой об этом уже вспоминали, вот тут:

http://pro100-mica.livejournal.com/165486.html?thread=3697518#t3697518

И я обещала, что об этом поговорим позже:)
legal_57
11 сент, 2014 11:10 (UTC)
Нам в школе понятно почему так рассказывали - проклятый царский рэжым не мог поступать иначе.
А вот почему и до сих пор не всегда проясняют истину совсем не понятно(-:
pro100_mica
11 сент, 2014 13:56 (UTC)
Потому что проще повторять то, что навязло в зубах. А найти текст и прочесть, видимо, желания не возникало. Уж сейчас во всяком случае это сделать не трудно.
legal_57
11 сент, 2014 11:17 (UTC)
Несмотря на общие слова, эти милости и льготы несут на самом деле значительные облегчения для простого народа.
pro100_mica
11 сент, 2014 14:13 (UTC)
Конечно, особенно тем, чьи хозяйства больше всего пострадали от военных действий. Да и отсутствие мужчин, ушедших на войну, в крестьянских домах тоже большая потеря. На время были приостановлены рекрутские наборы, подросшие сыновья могли тоже могли не беспокоиться, а помогать родителям до поры до времени.
pro100_mica
17 сент, 2014 18:39 (UTC)
Недоимки
0Krasnoselskiy_SborNedoiVOL.jpg
Сбор недоимок
Александр КРАСНОСЕЛЬСКИЙ
legal_57
18 сент, 2014 14:07 (UTC)
Re: Недоимки
Уже по этой картине чувствуется, каким тяжким бременем были для народа недоимки. Так что достаточно большая это была помощь крестьянам.
ter_psich_ora1
14 сент, 2014 08:28 (UTC)
"Також надеемся, что продолжение мира и тишины подаст Нам способ не токмо содержание воинов привесть в лучшее и обильнейшее прежнего, но даже дать им оседлость и присоединить к ним их семейства."

Уже тогда Александр Павлович задумался о поселениях?
pro100_mica
15 сент, 2014 08:03 (UTC)
Задумался он раньше, но войны помешали. Но этот пассаж да напомнил о том, что идея не забыта.
maksim_irku
11 апр, 2015 13:34 (UTC)
Опечатка: холмы радостью препояшутс.
pro100_mica, а откуда текст? Источник можно указать?
pro100_mica
11 апр, 2015 14:29 (UTC)
Спасибо за внимательное чтение:)

Текст можно найти в Полном собрании законов Российской империи том 32. (1812-1815 гг.) за 1830 г.

http://www.zileman.com/book/158265--Polnoe-sobranie-zakonov-Rossiiskoi-Imperii-Tom-32-1812-1814.html#sthash.o984sgzG.dpbs


http://www.runivers.ru/bookreader/book9840/#page/54/mode/1up - можно прочесть

Современный вариант: http://bazazakonov.ru/doc/?ID=2746109
maksim_irku
30 июн, 2015 10:15 (UTC)
Пожалуйста.
Опечатка: священный доле любви к Отечеству
( 18 мррр-мяу — погладить мурлыку )

Календарь

Апрель 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Метки

Разработано LiveJournal.com