?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Такие же тяжёлые испытания, что обрушились на отступавшую французскую армию, легли и на главные силы русской армии под командованием фельдмаршала Кутузова, шедшие параллельным маршем, и изнурённые утомительными переходами. Несмотря на то, что снабжение наших войск было более регулярным, тылы отставали, отмечались серьёзные перебои, а болезни и морозы косили всех одинаково. По оценкам историков Евгения Тарле, Николая Троицкого к Неману Кутузов привёл около 28 тысяч человек (из Тарутино вышло без ополчения около 120 тысяч), так что, наверное, прав был Стендаль, отмечавший, что ...русская армия прибыла в Вильну не в лучшем виде, чем наша.


Император Александр I в Вильно 1812 года
Борис ЧОРИКОВ


Это были не только и не столько боевые потери, а по большей части раненые, больные, ослабленные, просто отставшие, многие из которых затем вернулись в строй. Положение дел не скрывал и сам фельдмаршал в рапорте из Вильно: Главная армия пришла в такое состояние, что слабость ее в числе людей должно было утаить не только от неприятеля, но и от самих чиновников, в армии служащих. А посему по мнению Кутузова дальнейшее уничтожение армии Наполеона должно было быть выполнено без участия главной армии, нуждавшейся в отдыхе; войскам же адмирала Чичагова, генералов Витгенштейна и Платова предписывалось безостановочно следовать за неприятелем до самой Вислы.


Император Александр I
Томас ЛОУРЕНС

22 декабря в Вильно из Санкт-Петербурга на тройке лошадей, запряженных в дорожные сани, прибыл император Александр I, которого при полном параде, со строевым рапортом в руке, встречал главнокомандующий князь Голенищев-Кутузов. Его Императорское Величество обнял Михаила Илларионовича и рука об руку прошёл в свой кабинет. После аудиенции фельдмаршал был награждён орденом Святого Георгия 1-й степени, став таким образом первым полным его кавалером. Дань уважения и почести со стороны императора к народному любимцу были соблюдены. Кстати, сказать, что все были в восторге от этого, нельзя. По свидетельству Николая Троицкого многие участники событий были возмущены, так, например, генерал-лейтенант Hиколай Раевский в письме жене Софье Алексеевне писал 25 декабря: Раздают много наград, но лишь некоторые даются не случайно. ...Кутузов, князь Смоленский, грубо солгал о наших последних делах. Он приписал их себе и получил Георгиевскую ленту. Ещё более язвительно высказался флигель-адъютант полковник Aрсений Закревский (будущий граф, генерал от инфантерии, московский генерал-губернатор и министр внутренних дел): Надели на Старую Камбалу Георгия 1-го класса. Если спросите, за что, то ответа от меня не дождетесь. В письме к министру внутренних дел академику Осипу Козодавлеву генерал от инфантерии Aлександр Римский-Корсаков констатировал: Интриг – пропасть, иному переложили награды, а другому не домерили, а лейб-гвардии полковник и поэт-сатирик Сергей Марин конкретизировал: За одного порядочного производятся пять дрянных, чему все свидетели.


Последний прижизненный портрет М.И. Кутузова,
изображённого с Георгиевской лентой ордена Святого Георгия 1-й степени
Роман ВОЛКОВ

23 декабря в день рождения императора победа над французами была отпразднована обедом и балом, на котором фельдмаршал Кутузов поверг к ногам императора несколько отбитых французских знамён.

А в это же время в Санкт-Петербурге другой герой войны 1812 года генерал Михаил Богданович Барклай-де-Толли присутствовал на приёме в Зимнем дворце, где был встречен придворными очень холодно. Его не узнавали (или делали вид) даже знакомые, и лишь после того, как очаровательная императрица Елизавета Алексеевна выказала Михаилу Богдановичу свои симпатии и расположение, на него обратили внимание. Это очень подействовало на Барклая и он, приехав домой, опять слёг.


Император Александр I
Из книги Год 1812, серия Роковые годы. Документальная хроника.

В Вильно 24 декабря русский император подписал Манифест О прощении жителей от Польши присоединенных областей, участвовавших с Французами в войне против России:

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ
МЫ АЛЕКСАНДР ПЕРВЫЙ
ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ Всероссийский,
и прочая, и прочая, и прочая

Объявляем всенародно.

В настоящую ныне с французами войну главная часть жителей в прежде бывших польских, ныне же российских областях и округах, пребыли НАМ верны; почему и разделяют со всеми НАШИМИ верноподданными НАШУ признательность и благоволение. Но другие различными образами навлекли на себя праведный НАШ гнев: одни по вступлении неприятеля в пределы НАШЕЙ ИМПЕРИИ, устрашась насилия и принуждения, или мечтая спасти имущества свои от разорения и грабительства, вступили в налагаемые от него звания и должности. Другие, которых число меньше, но преступления несравненно больше, пристали еще прежде нашествия на их земли к стране чуждого для них пришельца, и подъемля вместе с ним оружие против НАС, восхотели лучше быть постыдными его рабами, нежели НАШИМИ верноподданными. Сих последних долженствовал бы наказать меч правосудия; но видя излившийся на них гнев Божий, поразивший их вместе с теми, которых владычеству они вероломно покорились, и уступая вопиющему в НАС гласу милосердия и жалости, объявляем НАШЕ Всемилостивейшее общее и частное прощение, предая все прошедшее вечному забвению и глубокому молчанию, и запрещая впредь чинить какое либо по делам сим притязание или изыскание, в полной уверенности, что сии отпавшие от НАС почувствуют кротость сих с ними поступок и чрез два месяца от сего числа возвратятся в свои области. Когда же и после сего останется кто из них в службе НАШИХ неприятелей, не желая воспользоваться сею НАШЕЮ милостию и продолжая и после прощения пребывать в том же преступлении, таковых, яко совершенных отступников, Россия не примет уже в свои недра, и все имущества их будут конфискованы. Пленные, взятые с оружием в руках, хотя не изъемлются из сего всеобщего прощения, но без нарушения справедливости не можем МЫ последовать движениям НАШЕГО сердца, доколе плен их разрешится окончанием настоящей войны. Впрочем и они в свое время вступят в право сего НАШЕГО всем и каждому прощения.

Тако да участвует всяк во всеобщей радости о совершенном истреблении и разрушении сил всенародных врагов, и да приносит с неугнетенным сердцем чистейшее Всевышнему благодарение!

Между тем надеемся, что сие НАШЕ чадолюбивое и по единому подвигу милосердия соделанное прощение приведет в чистосердечное раскаяние виновных, и всем вообще областей сих жителям докажет, что они, чко народ издревле единоязычный и единоплеменный с россиянами, нигде и никогда не могут быть толико щастливы и безопасны, как в совершенном во едино тело слиянии с могущественною и великодушною Россиею.

На подлинном написано собственною ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою тако:
АЛЕКСАНДР.

г. Вильно
Декабря 12 дня 1812 года

Русская армия в Вильно получила отдых, пополнилась резервами с тем, чтобы в январе 1813 года выступить в Заграничный поход.

Записи из этого журнала по тегу «Отечественная война 1812 года»

Комментарии

( 27 мррр-мяу — погладить мурлыку )
ter_psich_ora1
23 дек, 2012 15:22 (UTC)
Ничего себе потери(-: Пусть и не боевые.

А как вам кадется, Александр I искренне награждал Кутузова?
pro100_mica
23 дек, 2012 17:02 (UTC)
Да, громадные, если учесть, что кроме авангарда, в преследовании Великой армии основные силы практически не принимали участие. Как оказалось, главная цель - сохранение армии - не была достигнута...

Пусть на твой вопрос ответит историк Николай Троицкий:
- Александр в конфиденциальной беседе с Р. Вильсоном высказался о фельдмаршале так: Мне известно, что [фельд] маршал не исполнил ничего из того, что должен был сделать. Он избегал, насколько сие оказывалось в его силах, любых действий противу неприятеля. Все его успехи были вынуждены внешнею силою <...>. Но московское дворянство стоит за него и желает, дабы он вел нацию к славному завершению сей войны. Посему я должен наградить этого человека орденом Св. Георгия <...>. Впрочем, теперь я уже не оставлю мою армию и не допущу несообразностей в распоряжениях [фельд] маршала
bibliophagus
23 дек, 2012 16:17 (UTC)
Складывается впечатление, что Вы считаете — Кутузов и его роль в истории России (конкретно — в Отечественной войне) сильно преувеличены в массовом сознании, не без подачи Льва Николаевича, своими «Войной и миром» обозначившим тенденции в дальнейшей культуре — в кино, театре, официальном освещении событий 1812 года и т. д. Я прав?
pro100_mica
23 дек, 2012 17:13 (UTC)
Да, вы правы.
Конкретно в войне 1812 года - да. И именно во многом благодаря тому, как нам преподносили ВиМ и размышления её автора о войне и её героях. Хотя сначала это чувство было не таким сильным, как сейчас, постепенно по мере погружения в материал, прочтения многих книг, раздражение нарастало. И вообще, если бы не 1812 год, кажется, не многие бы знали и помнили такого русского полководца.
bibliophagus
23 дек, 2012 17:24 (UTC)
Вот ведь как. Я-то считал, вслед за многими, что, если бы не Кутузов… и так далее. А вот Александр I его отчего-то не любил. Ну, это оффициальная советская историография сказалась. И Толстой — или то, каким его преподносила, опять же, оффициальная историография (уже не помню; кажется, впечатления от просмотра фильма Бондарчука уже затмили у меня впечатления собственно от романа). Сколько бы потом ни читал о той войне — везде то же: «если бы не Кутузов». Так что Вы мне в какой-то степени глаза приоткрыли. Буду теперь внимательнее к этой теме приглядываться.
pro100_mica
23 дек, 2012 17:51 (UTC)
Не только советская. Видимо Кутузова, вопреки воле императора, выбрали на роль победителя раз и навсегда.

Барклай де Толли, вклад которого на мой вкус значительно больше в историю войны 1812 года, при жизни практически не был признан. Народом. Царь его наградил и титулами, и орденами. Но в сознании большинства наших соотечественников он был "немцем", чуть ли не врагом, хотя делал то же, что и позже Кутузов - отступал... и армию сохранял.

Даже когда в 1835 году Пушкин написал стихотворение Полководец со стороны родственников Кутузова началось недовольство, как это так. Тому пришлось отдуваться...
bibliophagus
23 дек, 2012 18:00 (UTC)
А я-то всё время удивлялся — что за странный выбор предлагал в своих стихах Пушкин: «Остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог». А как-же Кутузов? — думал я. Из школьного курса истории получалось, что Кутузов гений из гениев, провидец из провидцев, а Барклай — так, второстепенная фигура. Пушкину виднее, конечно, было; его в лицее Толстого не заставляли читать. Ну, а что до народного сознания — так оно и вовсе таково, что, если уж что втемяшится в него — уже не выбьешь ничем. Понятно, почему харизматичный Кутузов был народу милее какого-то неприметного иностранца Барклая. А уж кто за что ответственен — о том «народные массы» и вовсе не задумываются. У них своё понимание правды.
pro100_mica
23 дек, 2012 19:13 (UTC)
Да, чего у Михаила Илларионовича не отнять, это харизмы. Колоритная личность во многом. Такие многим нравятся.
bibliophagus
23 дек, 2012 19:17 (UTC)
А есть какая-то книжка — чтоб прям «Кутузов и Барклай де Толли»? Или Вы это всё из множества разных источников почерпнули? Хочу повнимательнее поизучать вопрос.
pro100_mica
23 дек, 2012 19:29 (UTC)
Вроде есть - Фельдмаршалы Победы. Кутузов и Барклай де Толли Владимира Мелентьева, этого года издания, но я её не читала. Вот только что нашла в сети, надо просмотреть:

http://lib.aldebaran.ru/author/melentev_vladimir/melentev_vladimir_feldmarshaly_pobedy_kutuzov_i_barklai_de_tolli/
bibliophagus
23 дек, 2012 19:35 (UTC)
Ну, а какая, по Вашему мнению, наиболее толковая и безпристрастная книга об истории войны 1812 года?
pro100_mica
24 дек, 2012 10:50 (UTC)
Мне кажется такой ещё нет:).. Чтобы обо всём и в одной книге.

Есть отдельные, но по определённным событиям или героям. Я, например, очень нежно люблю питерского историка Евгения Анисимова, у него вышла книга о Багратионе в серии ЖЗЛ, в которой очень много внимания уделено Барклаю, взаимоотношениям командующих 1 и 2 армий. Ещё о Барклае Тартаковский Неразгаданный Барклай.

О Кутузове нравится книга Николая Троицкого. Очень интересно читать мемуары и воспоминания наших участников, а также французов - Сегюра, Стендаля, Коленкура, сопоставлять, как видят то или иное событие с разных сторон.

Ну, и конечно, классика - Евгений Тарле Нашествие Наполеона; Война 1812 года и русское общество, 7-томник под редакцией Дживегелова. Так что выбор есть:)))
bibliophagus
24 дек, 2012 12:26 (UTC)
Благодарю за подробный ответ!
bibliophagus
23 дек, 2012 17:25 (UTC)
Вообще как же сильно не совпадают очень часто: те, кто остаются в истории, и те, кто, собственно, эту историю вершат.
sinantrop
23 дек, 2012 18:11 (UTC)
А 1813 будет?
А то я уже привык (к хорошему легко привыкаешь...).
pro100_mica
23 дек, 2012 19:15 (UTC)
Ещё не решила в каком формате, как продолжение войны 12 года или глазами Наполеона в Эпизодах. Как считаешь?

Edited at 2012-12-23 19:15 (UTC)
sinantrop
23 дек, 2012 19:27 (UTC)
Последнее дело - советовать мастеру.
Ты решишь.
pro100_mica
23 дек, 2012 19:30 (UTC)
Смеёшься, Яков Моисеевич:)
realist88
27 дек, 2012 13:20 (UTC)
надеюсь на продолжение.
pro100_mica
28 дек, 2012 12:18 (UTC)
Я сейчас немного ограничена, лежу в госпитале, связь плохая, но надеюсь, что скоро всё наладится:)
melanyja
28 дек, 2012 14:03 (UTC)
Ой, что случилось? Выздоравливай!
pro100_mica
28 дек, 2012 14:34 (UTC)
Спасибо, да уже всё нормально!
realist88
28 дек, 2012 16:29 (UTC)
"да уже всё нормально", - надеюсь так оно и есть:)
melanyja
28 дек, 2012 14:02 (UTC)
Спасибо большое за пряничного человечка :) Как раз недавно хотела купить такого в Старбаксе, но там помятые только были
pro100_mica
28 дек, 2012 14:36 (UTC)
Не за что, с наступающим!

Юзерпик очень романтичный:)

Edited at 2012-12-29 04:10 (UTC)
( 27 мррр-мяу — погладить мурлыку )

Календарь

Июль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Метки

Разработано LiveJournal.com