Елена (pro100_mica) wrote,
Елена
pro100_mica

Categories:

2-3 октября. Тарутинский манёвр.

Благодаря тому, что Великая армия 14-16 сентября занимала первопрестольную, а потом боролась с пожаром, русские войска имели возможность неспешно отходить вглубь по Рязанской дороге. Однако спустя два перехода, ночью, неожиданно для сопровождавшего её авангарда маршала Мюрата, войска свернули на запад к Подольску, а затем на Старую Калужскую дорогу, по которой дошли до Красной Пахры. 21 сентября они остановились на шестидневный отдых.


Бивак русских войск
Александр АВЕРЬЯНОВ

Командир французского авангарда прозевал этот манёвр, приняв небольшие казачьи отряды и корпус генерала Раевского, продолживших движение на Рязань, а затем незаметно растворившихся в лесах, за арьергард русских и таким образом русская армия исчезла из виду для Наполеона на 9 суток, что позволило Кутузову спокойно отвести её на безопасные позиции. Для поиска армии неприятеля Наполеон вынужден был направить несколько отрядов по трём направлениям, и только под Подольском Мюрат вторично настиг арьергард под командованием Милорадовича, который успешно отразил все атаки маршала.


Тарутинский лагерь
А. CОКОЛОВ А. СЕМЁНОВ

Русская же армия после отдыха продолжила своё движение и к 3 октября прибыла в район села Тарутино, где расположилась в укрепленном лагере. Благодаря Тарутинскому манёвру русские войска были выведены из-под удара Великой армии и прикрыли богатые людскими ресурсами, оружием и продовольствием базы снабжения в Туле и Калуге. Кроме этого, они имели возможность угрожать сообщениям, коммуникациям французов на Смоленской дороге, а также лишили Наполеона возможности предпринять какие-либо диверсии против столицы или беспрепятственно наступать на Санкт-Петербург.

Московские зарисовки от Христиана Вильгельма Фабера дю ФОРА


Охрана артиллерийского парка Третьего армейского корпуса возле Владимирской заставы, 2 октября 1812 года
Христиан Вильгельм Фабер дю ФОР

В Москве артиллерийский парк 3-го армейского корпуса сначала был размещен за пределами Камер-Коллежского вала, у Владимирской заставы, и его охрана была поручена посту, составленному из вюртембержцев, французов и голландцев, которые разместились в караульном помещении этой заставы. Позднее было решено, что за линией вала оставаться опасно, и его переместили на большую площадь, а для размещения охраны отвели расположенный по соседству каменный дом.

И первое, и второе места, выбранные для расположения парка, находились неподалеку от квартир артиллерии 3-го армейского корпуса.

Рисунок, который видит читатель, изображает караульное помещение у Владимирской заставы и пост. Ночной и утренний холод заставлял часовых одеваться в самые необычные костюмы: на голландском канонире, стоящем в карауле, меховой колпак, руки он засунул в муфту, а под военным плащом у него надет домашний халат. Эти странные наряды стали лишь прелюдией к тем, к которым пришлось прибегать при отступлении, чтобы защититься от холода.





Старообрядческая церковь в Москве 3 октября 1812 года
Христиан Вильгельм Фабер дю ФОР

Большая казарма, или Военная школа, в которой разместились артиллеристы 3-го армейского корпуса во время нашего пребывания в Москве, находилась в районе, именуемом Лефортовским, на левом берегу Яузы, возле Салтыковского моста и придворного сада, недалеко от большого парка и Владимирской заставы. Эти великолепные окрестности отличались множеством деревьев, что является редкостью в тех краях, и предлагали глазу приятный вид.

Так, на границе этого района города, называемого Рогожским, на левом высоком берегу Яузы, покрытом зарослями кустарника, мы заметили красивую церковь, которая, полускрытая очаровательными группками деревьев, имела весьма живописный вид. Ее темно-синие купола, усыпанные золотыми звездами и поднимавшиеся ввысь среди прекрасных крон деревьев, окрашенных радостными красками осени, выглядели просто великолепно. Это церковь старой веры, как нам сказали живущие в Москве немцы, или, по словам русских, раскольников, но мы так и не сумели разобраться, принадлежит ли она верующим, придерживающихся старого обряда, который расходится с господствующей греческой церковью не в принципиальных догмах, а лишь в некоторых особенностях обрядов, или же закоренелым раскольникам.


Tags: Изобразительное искусство, История в картинках, Однажды 200 лет назад, Отечественная война 1812 года, Отступление
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments