?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись


Ночью 8 сентября Главная армия генерала от инфантерии светлейшего князя М.И. Голенищева-Кутузова очистила Бородинскую позицию и двумя колоннами отступила на высоты за городом Можайском к селению Жуково. Прикрывал отступление особый арьергард под командой генерала от кавалерии Матвея Платова.


Поле битвы в окрестностях Москвы 8 сентября 1812.
Альбрехт АДАМ


Живописать подробностями о том, как ночью Кутузов топал ногами и орал на адъютанта Барклая-де-Толли Людвига Вольцогена, принесшего сведения об огромных потерях и тяжёлом состоянии русской армии не буду, дабы не омрачать лик светлейшего...

...завтра я встану во главе армии, чтобы без дальнейших церемоний изгнать врага со священной русской земли!

И впрямь встал, провозгласил Бородино победой ...и начал отступление.

По поводу итогов Бородинского сражения, как и числа потерь с обеих сторон, у историков и исследователей Отечественной войны 1812 года нет единого мнения до сих пор. В дни юбилеев принято говорить о победах, героизме, патриотизме. Постараюсь быть просто объективной.

Наиболее правдивыми мне кажутся цифры потерь Великой армии в пределах 30-34 тысяч, русской - 38-45 тысяч человек. Если учесть, что французская армия была нападающей стороной, несущей обычно больше потерь, то этот показатель говорит не в пользу нашей армии.


Кирасир на поле после битвы при Бородино
Альбрехт АДАМ

Цифры, конечно, о многом говорят, но как быть с тем, что русские оставили на поле брани тысячи своих тяжело раненых, понадеявшись, видимо, на милость французов, не знаю...

Многие солдаты отправляются в окрестности искать пропитания или дров; другие стоят на часах, а некоторые заняты подачей помощи и переноской раненых... Иногда под кучами мертвецов завалены раненые, призывов и стонов которых никто не услыхал в течение ночи. С трудом извлекают некоторых из них. Одежда и оружие — все покрыто грязью и кровью; штыки согнулись от ударов по лошадям... (Цезарь Ложье)

В этих грустных местах Наполеон собирал все сведения и приказывал замечать даже номера на пуговицах мундиров, чтобы знать, какие части действовали со стороны неприятеля. Эти сведения нужны были ему для его бюллетеней. Но что его занимало больше всего, это забота о раненых. Он приказал перенести их в соседний обширный монастырь, который был обращен в госпиталь. Вслед за ним вошли мы в тот самый большой редут, взятие которого стоило крови стольких славных жертв. (французский офицер Боссе)

Я видел французского солдата, ему оторвало ногу ядром, но она еще немного держалась на коже, и он сам отрезал ее своей саблей, чтобы она не мешала ему доползти до какого-нибудь места, где он мог бы умереть спокойно, не рискуя быть растоптанным ногами. Он дополз до маленького костра, который зажгли мне солдаты; я велел насколько только возможно удобнее поместить его; другие раненые увидели это и также поползли ко мне. Я видел русского сержанта с двумя оторванными ногами, он говорил немного по-французски: он бывал пленником во Франции и присутствовал при свидании в Тильзите. Вскоре мой бивак был настолько переполнен ранеными, что мне пришлось покинуть его и искать другого убежища. Мои слуги и вестовые сердились на мою доброту и унесли с собой то небольшое количество дров, которые они разыскали, и несчастные вновь остались без всякого утешения. (Вьоне де Маренгоне)

Вполне очевидно, что Кутузову не только не удалось разгромить французскую армию, но даже остановить её наступление. Хотя в письмах к Растопчину от 27 августа Кутузов, указывая на свое решение отойти от Бородинского поля сражения, писал, что это решение им принято, хотя баталия и совершенно выиграна, к жене через несколько дней после сражения: Я слава богу здоров, мой друг, и не побит, а выиграл баталию над Бонапартием Но сдача Москвы свидетельствует всё же о другом. Более того, французы смогли сохранить свои резервы - 20-тысячную гвардию, и 8 сентября получили подкрепление - свежую 6-тысячную дивизия генерала Д. Пино.

Всё это, конечно, не отменяет стойкости, мужества, самоотверженности и героизма русских солдат, офицеров и генералов, проявленных ими в сражении при Бородино.

Я участвовал не в одной кампании, но никогда не участвовал в таком кровопролитном деле и с такими выносливыми солдатами, как русские (французский генерал и живописец Луи-Франсуа Лежен)


Наполеон и его войско в битве при Бородино 1812 г.
Роберт Александр ХИЛЛИНФОРД

Но и Наполеон не смог со своей стороны уничтожить русскую армию, которая, несмотря на тяжелейшие потери, всё-таки сумела собраться, зализать раны и приготовиться к дальнейшим сражениям. А тактика решающего генерального сражения на мой взгляд приказала долго жить...


По дороге на Москву, в окрестностях Бородино, 8 сентября 1812
Альбрехт АДАМ


Возле Валуева 8 сентября 1812
Христиан Вильгельм Фабер дю ФОР

В великой битве на Москве-реке сошлись по 120 000 бойцов с каждой стороны, 1000 орудий изрыгали огонь и смерть. Русские, выбитые со своих позиций и из своих укреплений, наконец оставили поле боя. Вечером этого памятного дня более 25 тыс. убитых и еще большее количество раненых покрывали своими телами пространство между Бородино и дымящимися руинами Семёновского, где земля пропиталась их кровью. Однако результаты этого великого сражения были почти нулевыми: победитель получил очень мало трофеев в этот кровавый день. Похоже, в сражении недоставало единства в операциях, каждый армейский корпус по отдельности одержал победу, однако армия не добилась решающего успеха. При этом обе стороны понесли значительные потери.

Русская армия была побеждена, но не уничтожена. Она отступила в полном порядке, а победители, вместо обещанных им добычи, изобилия, удобных зимних квартир и быстрого возвращения на родину, после победы, как и прежде, испытывали только лишения. Москва, главный приз победы, была в огне и представляла собой лишь груды развалин. На обратном пути, страдая от холода и голода, многие из наших товарищей по оружию нашли свою смерть на обледеневших русских полях.

Трофеи тоже не окупали принесенных жертв: три десятка орудий, захваченных частично на редутах, частично найденных разбитыми в поле, и около тысячи пленных – таковы были плоды столь дорого купленной победы.

Какой ужасной была участь этих пленных! Отправленные через Смоленск к прусской границе, страдая от голода среди всеобщей нужды и зачастую лишенные самого элементарного ухода, почти все они погибли еще на родной земле


Комментарии

( 18 мррр-мяу — погладить мурлыку )
kobrochka1
8 сент, 2012 11:08 (UTC)
Окуджава
Из стихов генерала Опочинина 1812 года
Вдали от собственного дома,
на льдине из чужой воды —
следы осеннего разгрома,
побед несбывшихся плоды.
Окончен бой. И в нем, в жестоком,
мы проиграли. Генерал
на льдину хрупкую упал.
Войны таинственным итогом
пренебрегая, мертвым оком
последний подает сигнал
прощания пред встречей с Богом.

И юношеские года,
и лет покойных череда —
всё кажется минутным вздором.
Лишь лед Зачанского пруда
(во сне иль наяву) всегда
перед его потухшим взором.

Нам преподало Провиденье
не просто меру поведенья,
а горестный урок паденья:
и за кровавый тот урок
кому тут выскажешь упрек —
пустых словес нагроможденье?

Ну хорошо. Он бездыхан.
А мы-то как же, молодые,
пусть вшивые, но ведь живые?
Неужто из горячих ран
себе соорудим карьеру
и будем хвастаться не в меру
под батальонный барабан?

1989
pro100_mica
8 сент, 2012 14:00 (UTC)
Re: Окуджава
Спасибо, Лара! Очень пронзительные стихи!

Edited at 2012-09-08 14:01 (UTC)
ter_psich_ora1
8 сент, 2012 14:54 (UTC)
Судьба пленнных, а не только раненых, судя по записям дю Фора, тоже трагична(-:

А потери в проценном отношении вроде почти одинаковы?
pro100_mica
8 сент, 2012 18:55 (UTC)
Конечно, не думаешь же ты, что сами французы, страдая от голода и холода, будут лучшее отдавать пленным? Это когда у них самих было хорошо, то и пленным было неплохо...

И в процентном у нас выше немного. У нас ведь большая численность армии была не за счёт качества, а из-за достаточно приличного числа ополченцев, порядка 27-28 тысяч. Но им даже при благоприятных условиях воевать в общем-то было нечем. Но тем не менее их общее число заставило задуматься Наполеона (что там за войска маячат на горизонте) и не пустить в ход резерв. А то уж точно нашим бы худо пришлось. Войска-то были отборные...
legal_57
9 сент, 2012 10:13 (UTC)
Раненые чаще всего бывают забыты, становятся просто словом "потери"(-:

А ведь еще предстоит московский пожар. Там ведь было много раненых и больных.
pro100_mica
9 сент, 2012 15:44 (UTC)
Ты права, к сожалению, всё именно так. Слово "потери", а то что за ними тысячи солдат, которые могли быть спасены, забыто...
pro100_mica
11 сент, 2012 08:03 (UTC)
Не хотелось вставлять это в пост. Вот воспоминания некоторых о том, как обходились в ранеными после Бородино.

Милостивый государь мой граф Федор Васильевич! Сего дня поутру известил я уже Ваше сиятельство о причинах, побудивших меня отступить к Можайску, дабы концентрировать свои силы. По прибытию моему туда, к крайнему удивлению моему, не нашел я ни одной выставленной из Москвы подводы. Раненые и убитые воины остались на поле сражения без всякого призрения (Кутузов-Ростопчину)

Город этот, покинутый жителями... ...лишь отчасти пострадал от пожаров; более десяти тысяч раненых, которых русские не имели времени эвакуировать, наполняли собой дома, церкви и даже были сложены грудой за неимением другого места на площади в центре города. Ужас этого зрелища более усиливался вследствии необходимости, выпавшей на нашу долю, выгнать этих русских раненых из домов и церквей, чтобы очистить место для раненых соотечественников, которые стали поступать туда толпами, как только город перешел в наше распоряжение… (Французы в России, военный врач Руа-Мерсье )

Можно было заметить раненых русских, которые тащились к таким местам, где груды мертвых тел могли дать им какое-нибудь убежище. Многие уверяют, что один их этих несчастных прожил несколько дней в трупе лошади, разорванной гранатой, внутренности которой он глодал. Некоторые из раненых выпрямляли свои раздробленные ноги, крепко привязывая их к какой-нибудь древесной ветви, и пользовались другой ветвью вместо палки, чтобы дотащиться таким образом до ближайшей деревни. И они тоже не издавали ни единого стона! Возможно, что вдали от своих они не рассчитывали на сострадание, но верно и то, что они более стойко переносили боль, нежели французы. (Сегюр)

Но о таком не принято у нас говорить в дни юбилеев, некоторые ещё обвиняют в предвзятом отношении...

Так хотя бы помянем этих людей и вспомним о них.

Edited at 2012-09-11 09:30 (UTC)
legal_57
12 сент, 2012 10:12 (UTC)
Тихий ужас, да победных реляций можно было бы и избежать...

Edited at 2012-09-12 10:12 (UTC)
bbb28
8 сент, 2012 15:59 (UTC)
Это, конечно, не про Бородино...

.......................
Лишь потом
Кто-то долго не сможет забыть,
Как, шатаясь, бойцы
Об траву вытирали мечи.

И как хлопало крыльями
Черное племя ворон,
Как смеялось небо,
А потом прикусило язык.
И дрожала рука
У того, кто остался жив,
И внезапно в вечность
Вдруг превратился миг.

И горел
Погребальным костром закат,
И волками смотрели
Звезды из облаков,
Как, раскинув руки,
Лежали ушедшие в ночь,
И как спали вповалку
Живые, не видя снов...
pro100_mica
8 сент, 2012 18:57 (UTC)
Ну, и что, что не про Бородино...

Войны они во многом похожи, особенно судьбы солдат. Спасибо!
melanyja
9 сент, 2012 20:10 (UTC)
Французы свои успехи преувеличивают. Но у них битва считается выигранной. Вот так Кутузов перехитрил Наполеона - дал выиграть битву и проиграть войну. Сражение было вынужденным, конечно. Сдать Москву без боя никто бы не позволил.
pro100_mica
10 сент, 2012 11:44 (UTC)
Нет, Мелани, если французы и преувеличивают, то немного, уж не более нашего...

Битву они выиграли, уж по очкам (как в шахматах) это точно... Даже наши всегда пишут о только моральной победе. Пусть так и будет. Перехитрить - не ценою таких потерь. А ещё будут оставленные раненые в Москве. И в большой степени из-за того, что Кутузов морочил голову Ростопчину, о том, что Москву не сдаст, зная наверняка, что сделает это(:

Вот когда начнём побеждать, так тогда и напишем.
melanyja
10 сент, 2012 12:05 (UTC)
Да. москвичи узнали об эвакуации в последний момент, от этого и потери, и вообще побросали всё. А если бы Кутузов сразу сказал, что Москву сдаём и битвы не будет, сняли бы его к Барклаю и битву всё равно бы провели?
pro100_mica
10 сент, 2012 12:37 (UTC)
Ростопчин не цаца, конечно, но всё-таки как генерал-губернатор д.б. знать о планах, а Кутузов его уверял, что Москву не оставит. Т.е. он не мог заранее даже подготовить повозки для вывоза раненых, а было их очень много.

С Кутузовым вообще, чем больше читаю, тем больше отрицательных эмоций вызывает. У него ведь была масса ошибок и при Бородино, которые на ходу исправляли Барклай и Беннигсен (ставшие в итоге крайними потом) и некоторые победы себе приписывал, а неудачи спихивал на других. Воистину, меньше знаешь, лучше спишь(:
realist88
10 сент, 2012 13:56 (UTC)
хоть нас раньше и учили, что мы победили на бородинском поле, но это, как вы правильно пишете, не так. отступили, это явный признак поражения. при этом еще и столицу отдали. потому как кутузов в отличие от наполеона не сохранил в резерве достаточно боеспособные части. сравнение количества войск и потерь заставляют задуматься. понятно, что у нас было некоторое количество ополчения, но русские при этом провели серьезную подготовку, имели на ключевых участках местности достаточно сильные укрепления. при этом и пушек у нас было чуть больше.
надо не забывать, что французская армия была сборной солянкой. получается, что наполеон был лучшим полководцем. возможно у французов была лучше система связи. и император четко держал в руках нити управления сражением. в отличие от кутузова.
возможно кутузов и не мечтал выиграть это сражение. но сдать столицу без боя, он не мог, выгнали бы из командующих сразу.
pro100_mica
10 сент, 2012 15:59 (UTC)
Вы меня правильно поняли. Нельзя назвать отступившую армию да ещё с такими потерями выигравшей... Были у нас т.н. "ничьи" с французами, когда каждый считал себя победителем, при Пултуске, Прейсиш-Эйлау, но масштаб всё-таки был не тот...

Я затеяла эти свои посты, чтобы самой разобраться, что и как было. Сколько можно опираться на мнение других, пусть даже и Львов Толстых? :)

А Наполеон без сомнения был гениальным полководцем. И не боялся практически перед каждым крупным сражением чуть ли не на пузе исползать всю местность, чтобы принять единственно верное решение. Пока не влез в политику и не заболел звёздной болезнью. Вот здесь есть высказывание Суворова о нём, прав оказался Александр Васильевич:

http://pro100-mica.livejournal.com/115606.html
(пост, правда, длинный)
realist88
11 сент, 2012 12:50 (UTC)
честно говоря с мнением льва николаевича знаком поверхностно. потому как начав читать оное, быстро закончил. галиматью нес старичек. вот такие остались воспоминания из школы. при этом освежить тоже не тянет, благо такой интересный источник появился, Ваш журнал.
спасибо за ссылку. пост шикарный! с удовольствием забросил работу:) в этом деле важно не то, что пост длинный, а то, что выясняется, надо читать Ваш журнал откуда-нибудь издалека, как много всего интересного было написано ранее...
Роман Сакин
10 июн, 2017 09:18 (UTC)
"Столицу отдали", "сдать столицу"... Молодой человек, Вы это серьёзно? Не припоминаю, чтобы у Бонапартия хватило силёнок взять Петербург.
По Бородину - а в чём, собственно, победа французов? Отбили, путём потери большей части кавалерии, земляные укрепления (к окончанию битвы разрушенные до такой степени, что перестали представлять собой оборонительный рубеж)? Где пленные, где захваченные знамёна и пушки? Пушек, к слову, мы захватили больше.
Если и считать это победой, то чисто формальной, никаким "солнцем Аустерлица" там и не пахло для французов. Пустили бы гвардию - перемололи бы и её, резервов вполне хватало.
( 18 мррр-мяу — погладить мурлыку )

Календарь

Июль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Метки

Разработано LiveJournal.com