?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Число искусств и ремесел, коими владел Н.А. Бестужев... исчислению не поддается, ибо... ...он вообще полагал, что за два-три дня можно любому делу обучиться – и домостроительному, и актерскому, и зубоврачебному, и ювелирному, и литографскому, и какому угодно. В Бурятии до сей поры, я точно знаю, о нем легенды ходят как о добром чародее, и, говорят, один старик к могиле его лет тридцать носил кое-какие съестные припасы, чтобы "не тужил улан-орон" (то бишь красное солнышко) Бестужев.
Натан Эйдельман Большой Жанно. Повесть об Иване Пущине


Автопортрет (1837-39 гг.)

Николай Александрович Бестужев, по основному образованию морской офицер, был человеком необычайно разносторонним. Он известен также как литератор, критик, историк флота, переводчик, путешественник, изобретатель, этнограф, декабрист. Но сразу оговорюсь: меня он интересует прежде всего, как рисовальщик и живописец, поэтому об остальных его многочисленных талантах, увлечениях, участии в восстании на Сенатской площади будет сказано в лучшем случае вскользь.



Портреты Прасковьи Михайловны и Александра Федосеевича Бестужевых
Владимир БОРОВИКОВСКИЙ

Мой герой родился 24 апреля 1791 года в семье дворянина Александра Федосеевича и Прасковьи Михайловны Бестужевых. Он был старшим из восьми детей. До 10 лет Николай получал домашнее образование, которое в те времена предполагало не только изучение нескольких иностранных языков, литературы, основ наук и искусств, но и уроки рисования. К тому же его отец Александр Федосеевич был собирателем книг, минералов, редкостей Помпей и Геркуланума, эстампов, живописных полотен. Наш дом был богатым музеем в миниатюре... Будучи вседневно окружены столь разнообразными предметами, вызывавшими детское любопытство, пользуясь во всякое время доступом к отцу... слушая его толки и рассуждения с учеными, артистами и мастерами, мы невольно... всасывали всеми порами нашего тела благородные элементы окружающих нас стихий, – писал один из братьев Бестужевых. В доме отца бывали все лучшие художники и сочинители тогдашнего времени. Не мудрено, что Николай с детства проникся интересом и любовью к живописи, наукам и литературе. Выйдя в отставку с военной службы, А.Ф. Бестужев был назначен на должность правителя канцелярии при президенте Академии художеств графе А.С. Строганове. Это дало возможность братьям Николаю и Александру брать уроки рисования и живописи у лучших профессоров академии, хотя официальными воспитанниками её они не были.


Автопортрет
Гуашь, Кронштадт, 1814-15 гг.

В 1802 году Николай был определён в одно из лучших учебных заведений Петербурга – Морской кадетский корпус, откуда вынес не только глубокие знания по морскому делу, но также познакомился с основами физики и астрономии, овладел немецким, французским и английским языками. По окончании курса был оставлен при корпусе преподавателем и воспитателем, затем служил во флотском экипаже, расквартированном в Кронштадте. В войне 1812 года и Заграничных походах русской армии ему поучаствовать не удалось. Более десяти лет Николай Бестужев отдал служению флоту, совершил несколько заграничных плаваний, став в 1822 году историографом флота, совместив служебную и литературную сферы деятельности.


Александр Бестужев
Гуашь, Петербург, 1823-24 гг.
Николай БЕСТУЖЕВ

После окончания Морского корпуса и до восстания 1825 года. Николай Бестужев продолжал время от времени заниматься миниатюрной живописью, он писал много портретов и сам обрамлял их в изящные рамки. Но, к сожалению, до нашего времени дошло всего несколько работ. Эти портреты были ещё далеки от совершенства, в них нарушались пропорции, колорит был не всегда выразительным. Однако, как отмечали современники, сходства он сумел добиться.



Николай Бестужев, автопортрет
Гуашь, Петербург, 1825 год

Николай Александрович был знаком с приёмами письма гуашью (акварельными красками, растёртыми с белилами), которая давала непрозрачные глухие тона. Кроме этого, он освоил очень кропотливую и тонкую технику миниатюры на слоновой кости французского живописца Жана-Батиста Изабе (лёгким пунктиром и маленькими точками, сливавшимися в общий тон, создававшими впечатление живого и нежного свечения кожи), которая требовала тщательной обработки и отделки.

Николай и Александр Бестужевы нередко выступали в печати со статьями, посвящёнными академическим выставкам, размышлениями о художниках и проблемах изобразительного искусства. Непосредственно перед восстанием на Сенатской площади, Николай Бестужев стал членом Общества поощрения художников, где должен был курировать ту часть издания знаменитых происшествий, в которой изображались морские сражения.

В 1824 году Бестужев вошёл в состав тайного Северного общества и стал одним из активных его участников. 26 декабря 1825 года в чине капитан-лейтенанта он вывел на Сенатскую площадь Гвардейский морской экипаж и оставался с ним до трагического исхода мятежа. Именно Николая Александровича руководители восстания предложили поставить во главе восставших войск после самоустранения Сергея Трубецкого, но он отказался, так как здесь, на сухом пути, в командовании войсками совершенно не имеет понятия. Николай был осужден вместе с братом Михаилом по второму разряду на вечные каторжные работы, срок которых был сокращен впоследствии в З приема до 13 лет. Ссылку братья Бестужевы вместе с другими осужденными декабристами отбывали сначала в Чите, затем в Петровском Заводе.


Ворота читинского острога
Николай БЕСТУЖЕВ

В Читинский острог братья Бестужевы прибыли в конце декабря 1827 года. Именно здесь, в Чите, родилась у Николая Александровича мечта увековечить облик своих соратников, участников восстания, созданием портретной галереи декабристов.


Портрет Любиви Ивановны Степовой
Миниатюра на слоновой кости, 1828 год

По прибытию в Читу Николай Александрович нарисовал портрет Любови Ивановны Степовой, первой и единственной своей возлюбленной. Это была миниатюра на слоновой кости, выполненная по памяти гуашью. Поистине ювелирная работа: кончиком тонкой кисти пунктиром написаны лицо, локоны, кружевной чепец, воротник, передана сложная фактура ткани. С этой миниатюрой Бестужев не расставался до конца своих дней.



Мария Волконская с сыном Николенькой, 1826 год
Пётр СОКОЛОВ

Достать в тюремных условиях тонкие полупрозрачные пластинки слоновой кости было проблематично. Поэтому Николай Бестужев, прибыв в Читинский острог, начал изучать азы акварельной живописи. Но видимых успехов достичь не удавалось. Только после того, как в руки Бестужеву попали портреты, выполненные очень известным и модным в то время портретистом и новатором в области "чистой акварельной" живописи Петром Фёдоровичем Соколовым, дело сдвинулось с мёртвой точки. Эти портреты привезли с собой декабристы или их жёны. Портреты Петра Соколова послужили для Николая Александровича школой акварельной живописи, с их помощью он постигал не только тончайшую технику мастера, но и выбор своеобразной колористической гаммы для каждой работы. Взяв их за образец, Бестужев большую часть коллекции выполнил акварелью, выиграв, по словам брата Михаила, как во времени, так и в эффекте.


Николай Николаевич Раевский
Пётр СОКОЛОВ, Николай БЕСТУЖЕВ по оригиналу П.Ф. Соколова

По портретам Раевского, Марии Волконской, четы и детей Муравьёвых, Бестужев изучал манеру письма Соколова, переписывая их не единожды, пытаясь точно скопировать шедевры Соколова. До наших дней дошла копия портрета Николая Николаевича Раевского, отца Марии Волконской, сделанная Бестужевым с портрета Соколова. Вероятнее всего это первая акварель, выполненная им в остроге. Видно, что она ещё далека от идеала: помимо недостаточного сходства, отсутствует прозрачная лёгкость мазка, отличающая работы Петра Фёдоровича.



Никита Муравьёв, 1824 год
Пётр СОКОЛОВ



Александрина Муравьёва, 1825 год
Пётр СОКОЛОВ

Портрет жены Александрины Никита Муравьёв получил в каземате Петропавловской крепости 28 декабря 1825 года. В минуты наибольшей подавленности мне достаточно взглянуть на твой портрет, и это меня поддерживвает, – вспоминал Муравьёв. Он увёз его в Сибирь и не расставался до самой смерти. Эту работу Соколова Николай Бестужев копировал не один раз по просьбам друзей.

Откуда краски, спросите вы. Во-первых, в Читу два ящика акварельных красок привезли братья Борисовы, один из которых был любителем-натуралистом и неплохо владел акварелями, изучая флору и фауну и создавая целые альбомы птиц, бабочек, растений и т.д. Но в дальнейшем, на протяжении многих лет Николай постоянно получал из Санкт-Петербурга и Москвы все необходимые для живописи принадлежности благодаря заботам Александры Григорьевны Муравьёвой и её свекрови, Екатерины Фёдоровны Муравьёвой, которая несколько раз в год отправляла деньги и целые обозы с необходимым, тщательно выполняя каждую просьбу невестки. Именно Александрина постоянно выписывала для Бестужева (и других живописцев-декабристов) перья, карандаши, бумагу, краски для миниатюр на слоновой кости, гуашь и акварельные. Причём большинство работ художника находятся до сих пор в отличной сохранности. Даже бумага, которая стареет очень быстро, подвергаясь воздействию искусственного освещения и солнечного света, по мнению экспертов, не пострадала, она совершенно чистая, без пятен времени, плесени и т.д. То есть товар поставлялся отменного качества.



Иван Абрамов



Андрей Ентальцев, Александр Бригген



Василий Тизенгаузен, Алексей Черкасов

А первыми декабристами, портреты которых были исполнены Бестужевым, стали осуждённые по седьмому разряду, т.е. приговорённые к году каторжных работ с последующей отправкой на поселение. Они должны были покинуть Читу в апреле 1828 года, поэтому Николай Влександрович должен был работать быстро. Основную свою задачу художник видел в сохранении для потомков живых черт участников декабрьского восстания на Сенатской площади. По свидетельствам очевидцев это было основным достоинством первых портретов, в остальном они ещё оставались далеки от совершенства.



Николай Лисовский, Владимир Лихарев, Сергей Кривцов



Павел Фомич Выгодовский (Дунцов)

В коллекции осталось только 10 работ, портрет Захара Чернышёва, родного брата Александрины Муравьёвой, утрачен. Скорее всего он был подарен сестре, которая переслала его другим сёстрам и он затерялся. Вообще Николай Бестужев писал портреты своих товарищей в двух экземплярах. Один портрет оставался у него, другой он отдавал переходившему на поселение декабристу.

По словам Михаила Бестужева из всей коллекции акварельных портретов соузников в Чите было нарисовано не много, и те не могли быть первыми в художественном отношении, много было тому причин. Во-первых, недостаток в помещении освещения, во-вторых недостаток материалов и, в-третьих, в опытности акварельной живописи. Но не указана ещё одна немаловажная причина; дело в том, что Николай Бестужев работал закованным в кандалы, которые узники насили постоянно, и день, и ночь, их снимали только на время мытья в бане и в церкви. Окончательно оковы были сняты только в конце 1828 года. Под каждой работой есть собственноручная подпись изображённого (не везде она видна из-за паспарту), таким образом к портретам была приложена ещё и коллекция автографов.



Артамон Захарович Муравьёв, 21 преля 1828 года


Иван Александрович Анненков
Читинский острог, 1828 год

Затем были созданы три портрета, написанные непосредственно в остроге. Декабристы позировали художнику в своих камерах, Артамон Муравьёв изображён на фоне тюремной стены, а Иван Анненков – тюремного окна.



Пётр Иванович Фаленберг

Сначала Бестужев планировал создать галерею, изобразив декабристов в тюремной обстановке, чтобы было понятно, что на портрете запечатлён узник. Но затем он отказался от этой идеи, так как таким образом трудно было избежать однообразия. По этому образцу был задуман и портрет подполковника Петра Фаленберга, но он остался незаконченным. Эта акварель долгое время лежала у художника в архиве (и без автографа). Когда же он принялся комплектовать галерею, то вырезал подпись из письма Фаленберга, приклеил на лист и включил незаконченный портрет в основное собрание.





Екатерина Трубецкая
Миниатюра на слоновой кости, 1828 год

В Чите жили восемь жён декабристов: Александрина Муравьева, Мария Волконская, Екатерина Трубецкая, Елизавета Нарышкина, Александра Ентальцева, Наталья Фонвизина, Александра Давыдова, Полина Анненкова. Некоторым из них пришлось оставить своих детей на попечение родственников в европейской России: Волконской одного, Фонвизиной двоих, Муравьёвой троих, а Давыдовой - шестерых. Портреты этих славных женщин также создавал Николай Бестужев.


Мария Волконская на фоне тына Читинского острога
Акварель Николая Бестужева, 1828 год
На стене висит уже знакомый нам портрет отца - Николая Николаевича Раевского кисти Петра Соколова.



Мария Волконская на фоне тына Читинского острога, 1828 год

Николай Бестужев писал в эти годы портреты жён декабристов, в частности Александрины Муравьёвой, но, все они были отосланы родственникам в Европу и следы их утеряны. Не раз создавал он также портреты Марии Волконской (но сохранилось только два их них, на фоне тына Читинского острога) и Екатерины Трубецкой.



Юлиан Люблинский, 1828 год

Из осуждённых по шестому разряду, срок заключения которых подходил к концу июля 1829 года, в Чите находился всего один Юлиан Казимирович Люблинский (Мотошнович). Этот портрет интересен тем, что в нём художник попытался уже не просто передать сходство человека, но и стремился показать его характер, переживания и настроение.



Сергей Трубецкой, 1828-30 гг.
репродукция с утраченного портрета Трубецкого.
Этот акварельный портрет считался одним из лучших, созданных Бестужевым в Чите.



Иван Пущин, 1828-30 гг.



Сергей Волконский
Рисунок с утраченного акварельного портрета Н. Бестужева, 1828-30 гг.

Без сомнения, в годы читинской каторги Николай Александрович очень много рисовал своих друзей и товарищей. Родственники декабристов, узнав о работах Бестужева, просили прислать их портреты, так что художник был завален заказами, которые охотно выполнял. Однако таких портретов сохранилось очень немного, они разошлись по рукам. В основное собрание, которое Бестужев комплектовал и хранил у себя, он старался включить лишь те портреты, которые писал накануне выхода узников из тюрьмы, поэтому большая часть его работ, не вошедших в эту галерею, до нас не дошла.



Василий Ивашов, конец 1820 годов



Иван Шимков, конец 1820 годов



Александр Бестужев
Портрет сделан по памяти, 1828 год


Александр Бестужев, 1828-1830 годы

Кроме этого, находясь в Читинском остроге, Николай Бестужев по просьбе своего младшего брата Александра (будущего А. Марлинского), который, минуя каторгу, из Шлиссельбургской крепости был отправлен на поселение в Якутстк, писал его портреты по памяти. Как и просил Александр, чтобы ...усы вниз и без бакенбард...


Вид Читы, снятый из-под горы.
Акварель Н.А. Бестужева. 1829-1830 гг.


Вид Читы, снятый из-под горы, 1829-1830 гг.

Николай Александрович в Читинском остроге писал не только портреты декабристов, но и пейзажи с натуры. Особенно он любил наблюдать сибирскую природу летом, создал целую серию акварельных пейзажей Читы и её окрестностей, находя поэтические красоты в этой бедной, ничтожной деревушке.


Возвращение декабристов со съёмки плана окрестности Читы.
Акварель Н.А. Бестужева, 1828 год

По прибытию на которгу, узники пытались найти способ обойти суровый тюремный режим и получить возможность бывать на природе. Вскоре им было разрешено вести топографические работы (инструменты и приборы были изготовлены всё тем же Николаем Александровичем и Петром Ивановичем Фаленбергом)


Итогом этой деятельности стал этот план Читинского острога, выполненный Петром Фаленбергом в 1830 году.


Портрет коменданта Станислава Романовича Лепарского и его сестры Изабеллы, 1829-1830 гг.

В 1829 году Бестужеву удалось добиться у коменданта тюрьмы С.Р. Лепарского разрешения заниматься пейзажной живописью, то есть рисовать вне острога. Во время работы при живописце должен был находиться конвойный, но это не мешало ему создавать простые, выразительные и правдивые читинские пейзажи. Очень много своих акварелей Бестужев подарил Лепарскому в знак своей признательности.





Чита. Сад при комендантской квартире
Слева Николай Бестужев за работой, 1829-30 гг.


Внутренний двор Читинского острога. Акварель Н.А. Бестужева. 1829-1830 гг.





Второй Читинский острог и парники С.Г. Волконского.
В Чите некоторые декабристы (Волконский, П. Борисов, Кюхельбекер, Розен) занимались изучением земледелия и сельского хозяйства; они сажали огороды, строили парники и разводили цветники. Чтобы облегчить их труд, Николай Александрович спроектировал и построил машину для поливки растений.



Главная улица в Чите. Слева дом Е.И. Трубецкой, направо дом А.Г. Муравьевой.


Единственная улица в Чите, дом княгини Е. Трубецкой, коменданта и А. Муравьевой, 1829-1830 гг.






Дом штаб-лекаря Д.З. Ильинского в Чите. Чёртова могила. Дом и сад коменданта С.Р. Лопарского, 1829-1830 гг.

Бестужев зарисовал виды тюремного двора, улицы селения, дома коменданта острога и жён декабристов, парники и цветочные клумбы, устроенные декабристами, места их отдыха. Почти все многочисленные пейзажи с натуры Николай Бестужев щедро раздаривал товарищам. А те в свою очередь отправляли их домой. По этим рисункам можно было составить представление о том, как жили декабристы и их жёны в Читинском остроге.


Церковь в Чите, 1829-30 гг.






Церковь в Чите
Акварели Н.А. Бестужева, 1829-1830 гг.

А это именно та церковь, в которой в феврале 1828 года состоялось венчание Ивана Анненкова и Полины Гебль: Это была любопытная и, может быть, единственная свадьба в мире. На время венчания с Анненкова сняли железа и сейчас же по окончании обряда опять надели и увели обратно в тюрьму.(Н.В. Басаргин.)


Читинский острог. Чёртова могила


Сопка близ Читы с могилой неизвестного солдата, участника восстания Семёновского полка
На акварели художник изобразил себя и плац-майора Читинского острога Осипа Лепарского
Акварель Н.А.Бестужева, 1829 – 1830 гг.


Сопка близ Читы с могилой неизвестного солдата - участника восстания Семёновского полка


Река Чита - место купания декабристов, 1829-30 гг.






Берега реки Ингоды в Чите

Многие живописные ландшафты, созданные Бестужевым, сохранились благодаря стараниям Александры Ивановны Давыдовой, которая собрала альбом Сибирь из акварелей с изображениями видов Читы, Петровского Завода, пейзажами местностей, через которые шли декабристы, переходя из одной тюрьмы в другую. Из 29 акварелей, 12 принадлежат кисти Николая Бестужева.

Но большая часть портретной галереи участников восстания на Сенатской площади была создана Никалаем Александровичем в другой тюрьме – Петровском заводе, куда узники были переведены в 1830 году. Но об этом в следующий раз.

Записи из этого журнала по тегу «ЖЗЛ»

  • Генералу Вперёд 275 лет!

    Гебхард Леберехт фон Блюхер прусский военачальник, генерал-фельдмаршал, князь Вальштадтский, участник наполеоновских войн и герой Ватерлоо родился…

  • Алексей Константинович

    Граф Алексей Константинович Толстой, русский литератор, поэт, прозаик, драматург, переводчик, на мой вкус самый талантливый из однофамильцев,…

  • Мастер без соперников

    Так охарактеризовал Ивана Константиновича Айвазовского, 200-летие со дня рождения которого отмечается сегодня, Фёдор Михайлович Достоевский. Не…

  • Островок лета и солнца в Москве

    В нынешнем сезоне тема погоды и отсутствия полноценного лета является доминирующей. Но есть в Москве место, где можно окунуться в мир солнца,…

  • Робеспьер в юбке

    Вот так несколько иронически, но с искренней симпатией назвал немецкий поэт Генрих Гейне французскую писательницу, определившую развитие…

  • Павел Васильевич Чичагов. 250 лет со дня рождения

    Чичагов принадлежал к скорбному списку русских людей, совершивших для отечества несравненно менее того, на что они были способны и к чему были…

  • Королева элегантности Фанни Черрито

    В этот день 200 лет назад родилась Франческа Тереза Джузеппа Раффаэла Черрито, более известная как Фанни Черрито, блестящая итальянская воздушная…

  • Зинаида Серебрякова. Жизнь и судьба в автопортретах...

    Жила молодая женщина в глубокой деревенской глуши, в убогой хуторской обстановке, и не было ей другой радости, другого эстетического…

  • Зинаида Серебрякова. Картинки с выставки...

    После посещения долгожданной выставки Зинаиды Серебряковой в Инженерном замке Третьяковской галереи захотелось поделиться впечатлениями. Здесь…

Комментарии

( 46 мррр-мяу — погладить мурлыку )
kobrochka1
24 апр, 2014 09:42 (UTC)
Да, известно около 600 живописных работ Николая Бестужева. Вообще, какая потрясающая семья - сестры отправились за братьями
pro100_mica
24 апр, 2014 10:09 (UTC)
Мне кажется это миф. Предполагается может быть, но очень много работ Николая Александровича банально утрачено, так что думаю и половины от твоей цифры вряд ли наберётся.

А семья да, но об этом нужно рассказывать отдельно, это не тема моего сообщения:)
(Удалённый комментарий)
pro100_mica
24 апр, 2014 10:12 (UTC)
О, Рита, как всегда спасибо за видео. Я так долго копаюсь в живописи, что про него просто забываю.

Во всяком случае, те портреты декабристов, что мелькают на видео в музеях - кисти Бестужева.
Вот мне жаль, что нет у меня френдов из Читы (правда, м.б. какие-то скрытые есть) рассказали бы, как и что изменилось или, наоборот, осталось неизменным.
(Удалённый комментарий)
(без темы) - pro100_mica - 24 апр, 2014 10:27 (UTC) - Развернуть
pro100_mica
24 апр, 2014 10:22 (UTC)
А насчёт того, кто вышел, кто нет, это неважно. Многих вообще в Питере не было, но арестовывали и только за причастность к тайным союзам и обществам.

Вообще это восстание очень интресно. Ведь часть участников войн 1812 года и Загранпоходов примкнула к декабристам. А другая, не менее достойно проявившая себя в этих кампаниях, стала их судьями и порой очень жестокими. Нас учили сама знаешь как: одни герои, другие - сатрапы, а на самом деле боюсь всё не так однозначно...
(Удалённый комментарий)
(без темы) - pro100_mica - 24 апр, 2014 10:39 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - pro100_mica - 24 апр, 2014 12:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - legal_57 - 24 апр, 2014 21:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ter_psich_ora1 - 25 апр, 2014 07:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 25 апр, 2014 08:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 13 окт, 2016 11:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 13 окт, 2016 12:45 (UTC) - Развернуть
legal_57
24 апр, 2014 20:05 (UTC)
Очень сложно себе представить, как можно рисовать в кандалах(-:
Видно, как постепенно нарастает мастерство у Бестужева. Мне кажется, что пейзажи все-таки уступают по качеству.
pro100_mica
25 апр, 2014 08:13 (UTC)
Да, это очевидно. Хотя пейзажи писались на природе при неплохом освещении. Но есть художники, которым даётся всё: и пейзажи, и портреты, и жанровые сцены и пр., но есть и другие. Вот Левитан, Шишкин иногда фигуры людей или животных сами не брались писать, обращались к другим. Так они ведь профессиональные художники, а Бестужеву приходилось всё делать самому. Мне кажется, что хуже всего у него получались фигуры людей.
(без темы) - legal_57 - 26 апр, 2014 10:36 (UTC) - Развернуть
ter_psich_ora1
25 апр, 2014 07:30 (UTC)
А что это за романтическая история со Степовой?
pro100_mica
25 апр, 2014 08:41 (UTC)
Если хочешь подробности, найди автобиографическую повесть Николая Бестужева Шлиссельбургская станция (или Отчего я не женат). Его этим вопросом одолевали дамы в Сибири:)

Ну, а если коротко, то это была жена старшего офицера, он их и познакомил, когда Бестужеву был 21 год, а Л.И. - уже под тридцать. Ну, вот видимо это была его женщина, так как после встречи с ней Н.А. ни на кого больше не смотрел. В общем, страсть переросла в глубокую любовь. Семья Степовых была бездетна. Но потом родились три дочери - Лиза, Софья и Варвара. По воспоминаниям современников мало кто сомневался, кто отец этих девочек. Я свечку не держала, поэтому утверждать не берусь... Ну, в общем, история достаточно банальная. Как бы там вышло, не случись восстания, кто его знет... Но факт, что благородный Степовой мог бы отомстить Бестужеву, так как именно ему выпало найти и сдать Бестужева властям после восстания. Но он отказался сделать это, рискуя собственной репутацией и карьерой.

(без темы) - ter_psich_ora1 - 26 апр, 2014 10:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 26 апр, 2014 16:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dematanya - 13 май, 2014 19:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 13 окт, 2016 11:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 13 окт, 2016 12:56 (UTC) - Развернуть
irin_v
26 апр, 2014 15:56 (UTC)
Прекрасный пост, как всегда. Спасибо большое.
pro100_mica
26 апр, 2014 16:17 (UTC)
Ира, как человеку, видевшему работы Бестужева, вопрос (сестрёнка вон интересуется): портреты намного выигрышнее смотрятся, чем пейзажи, на ваш взгляд?
(без темы) - irin_v - 26 апр, 2014 16:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 26 апр, 2014 16:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - irin_v - 26 апр, 2014 16:33 (UTC) - Развернуть
ira_zorina
9 май, 2014 13:52 (UTC)
Лена, наконец, собралась Вас поблагодарить за этот пост.
Я, разумеется, читала о Николае Бестужеве и видела нарисованные им портреты, но такой полной информацией не располагала.
В прошлый праздник внимательно всё рассмотрела, прошлась по ссылкам о его истории любви, которая меня очень удивила. С одной стороны, такое духовное благородство, а с другой стороны, одарил чужую жену тремя дочерьми. Никак не могу уложить это в своей системе оценок.
Я рассматривала у себя примеры любовных треугольников, возможно и этот проанализирую.
Еще раз спасибо за пищу для ума и глаз. Я так понимаю, что будет и вторая часть?
pro100_mica
9 май, 2014 14:54 (UTC)
Вторая часть безусловно будет, думала разместить в начале мая. Но, во-первых, я дурная до работы, если уж начну что-то делать, то пока не добью до конца, не остановлюсь. Очень много приходится сканировать. Другой бы из одного поста сделал десяток, а я люблю, чтобы всё было в одном месте.

Во-вторых, сами, видимо, догадываетесь, после событий в Одессе, на Донбассе, руки просто опустились. Ничего делать не могу.

Это хорошо, если проанализируте и поймёте:) Однолюбам, наверное, намного труднее, чем нормальным:)

Кстати, я вот для себя обнаружила тоже новость, хотя отношусь к ней с большим сомнением, пока подробнее заняться нет времени, но м.б. вы знаете. Речь о том, что якобы Мария Волконская не очень ладила с супругом (это да, я слышала и раньше) и дети у неё (чуть ли не все) от Александра Поджио...
(без темы) - ira_zorina - 9 май, 2014 15:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 13 окт, 2016 11:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 13 окт, 2016 12:51 (UTC) - Развернуть
ira_zorina
9 май, 2014 14:08 (UTC)
Я еще обнаружила, что в повести об Иване Пущине Натана Эйдельмана "Большой Жанно" есть глава о любви Николая Бестужева.



pro100_mica
9 май, 2014 14:59 (UTC)
Да. Но интереснее, наверное, прочесть повесть самого Бестужева, она автобиографична. Не знаю, можно ли её обнаружить в сети.
(без темы) - ira_zorina - 9 май, 2014 15:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 9 май, 2014 16:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ira_zorina - 9 май, 2014 17:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 9 май, 2014 17:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 13 окт, 2016 11:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pro100_mica - 13 окт, 2016 12:49 (UTC) - Развернуть
( 46 мррр-мяу — погладить мурлыку )

Календарь

Февраль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Метки

Разработано LiveJournal.com